Точка зрения

1429603947_byk-na-uollВ.Ю. Катасонов

Воронка капитализма

 

Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний. Вроде бы у нас свобода, а человек понимает: есть темы, которые нельзя затрагивать, нельзя даже задавать вопросы. Наступил век «политкорректности» и «самоцензуры».  Во все времена люди задавали вопрос: «В каком мире я живу?» И пытались на него ответить. Нынче вопросы типа: «В каком мире мы, русские, оказались в начале XXI века?» звучат крайне редко, и ответы на них чаще всего бывают невразумительны. Власть на такие вопросы ответов не дает и  откровенно их боится.

В политическом лексиконе для обозначения социально-экономической идентичности современного российского общества употребляется набор наевших оскомину штампов: «демократия», «новая Россия», «свобода», «права человека», «рыночная экономика», «свободное предпринимательство», «правовое государство»,  «социальное государство», «республика» и т.п. Некоторые из этих понятий никак не расшифровываются, другие являются просто лозунгами (не имеющими никакого отношения к реальной жизни), третьи  просто демонстрируют невежество тех, кто их запустил в оборот.

Мне, как экономисту, скажем,  представляется абсурдным такое понятие, как «рыночная экономика».  Ведь «экономика» — слово греческого происхождения и в переводе на русский означает «домостроительство».   То, что мы по привычке продолжаем называть «экономикой», сегодня уже никак не назовешь домостроительством.  «Экономику» давно вытеснило то,  что в том же греческом языке называется «хрематистикой» — «искусством накапливать богатство».  Термин «хрематистика» был введен в оборот еще Аристотелем. Этот древний философ показывал, что экономика и хрематистика — антиподы и что «хрематистика» губительна для общества. По сути, она ведет к уничтожению «экономики», т.е. фактически она может быть названа «доморазрушением». Философ всячески предупреждал человечества от увлечения «хрематистикой». Сегодня мы и в мире, и в России имеем не экономику, а  хрематистику (спекуляции на товарных рынках, финансовые пирамиды,   развитие рынка ценных бумаг и игра на фондовой бирже и т.п.). Хрематистика – слово мудреное, поэтому ее можно заменить термином «экономика казино» .  В любом случае употребление слова «экономика» желательно с использованием кавычек для подчеркивания условности и некорректности этого термина в современных условиях.

Не менее абсурдным является  другое слово в словосочетании «рыночная экономика». Современная «экономика» — царство монополий – частных транснациональных корпораций и банков плюс государство как крупный (или крупнейший) хозяйствующий субъект-монополист.  Там где монополия – конкуренции нет, а где нет конкуренции – нет и рынка. Формально «независимые» компании малого и среднего бизнеса интегрированы в монопольные структуры и живут по правилам, которые диктуют гиганты бизнеса. Рынок – это, образно выражаясь, — «прошлогодний снег», которого на дворе XXI века давно уже не осталось.  Таким образом, термин «рыночная экономика» (который стал ключевым в разных политических документах, учебниках и научных монографиях последних двух десятилетий) является идеологическим изобретением, рассчитанным не на  шибко грамотных его «потребителей».

Но вернемся к нашим размышлениям о том, что  собой представляет современное российское общество с социально-экономической точки зрения.  Представляется, что для описания этого общества необходимы другие слова. Например, слово «капитализм».   Однако в нашей стране это слово не употребляется часто.  Представителями власти – никогда. Это и понятно: разве можно заставить людей идти за властью, если она будет призывать строить «светлое капиталистическое  будущее»?
Отдельные оппозиционные политики иногда упоминают, что мы живем при капитализме. Однако произошедший переход от социализма к капитализму  они представляют как смену одной модели экономики на другую, более эффективную.  А критике подвергают не сам капитализм, а   «отдельные недостатки» его экономического механизма (например, олигархическую структуру экономики).

Между тем мы имеем дело  с радикальной сменой всего устройства общества,  не только экономики, но также политики, идеологии, морали. По большому счету речь идет о смене цивилизации, а не о какой-то экономической реформе.  А глубокого осмысления этого разворота исторического развития России не с научной, не с духовной точки зрения до сих пор нет.
Устроители капитализма в России прекрасно понимают: те радикальные «реформы», которые были проведены в последние два десятилетия (достаточно вспомнить, что большая часть государственной собственности за этот период была приватизирована) нельзя считать необратимыми.  И это их очень беспокоит. Они понимают, что гарантией необратимости «реформ» является перенастройка духовно-нравственного «кода» людей. А этот «код» у большинства людей до сих пор (несмотря на бешеные усилия устроителей капитализма) до сих не перенастроен.  Если использовать марксистскую фразеологию, то можно сказать: «экономическую надстройку» сменили довольно быстро (приватизация государственной собственности, ликвидация государственного регулирования экономики), а «духовно-нравственный базис» общества  изменениям поддается с большим трудом, с этим «базисом» устроителям капитализма еще надо возиться и возиться.

По большому счету вопрос о смене цивилизации должен быть осмыслен не только учеными, но и нашей Церковью. Потому что «полная и окончательная» победа капитализма возможна лишь при полном уничтожении в народе христианских духовно-нравственных ценностей и замещении их мировоззрением не просто атеистическим (или агностическим), а сугубо антихристианским.   Наша  Церковь, к сожалению, до сих находится в стороне от осмысления процессов втягивания России в капитализм,  ссылаясь на то, что вопрос это «специальный», относящийся к одной из сфер светской жизни (экономика). Нет, это вопрос не частный и не «специальный», это вопрос жизни и смерти самой Церкви!

Современный капитализм представляет собой, прежде всего,  не экономическое, но духовное явление. Он имеет все признаки религии, его отличие от других традиционных религий заключается в том, что это де-факто существующая религия, официально не объявляющая о своем существовании.  Эта нелегально (точнее сказать – незримо) существующая религия по своим основным установкам диаметрально противоположна  христианству. Такое понимание современного капитализма выступает как условие эффективного соборного противостояния нашей Церкви нашествию   религии денег, как условие личного спасения каждого члена Церкви и, наконец, как условие предотвращения окончательного превращения России в отсталую периферию мирового капитализма.

 

 

http://pereprava.org/knowledge/3298-voronka-kapitalizma.html

Поделиться

Комментарии (2)

  • светлана

    21 май 2015

    Ответить

    Хорошая статья. Очень поучительная.

  • андрей

    22 май 2015

    Ответить

    Normal
    0

    false
    false
    false

    RU
    X-NONE
    X-NONE

    /* Style Definitions */
    table.MsoNormalTable
    {mso-style-name:"Обычная таблица";
    mso-tstyle-rowband-size:0;
    mso-tstyle-colband-size:0;
    mso-style-noshow:yes;
    mso-style-priority:99;
    mso-style-qformat:yes;
    mso-style-parent:"";
    mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
    mso-para-margin:0cm;
    mso-para-margin-bottom:.0001pt;
    line-height:115%;
    mso-pagination:widow-orphan;
    font-size:11.0pt;
    font-family:"Calibri","sans-serif";
    mso-ascii-font-family:Calibri;
    mso-ascii-theme-font:minor-latin;
    mso-fareast-font-family:"Times New Roman";
    mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
    mso-hansi-font-family:Calibri;
    mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

    Отличная статья! Краткая, но емкая и горячая. (Вообще же у Валентина Катасонова много поучительных статей, как на сайте «Переправа» в рубрике «РЭО», так и на сайте «РЭОШ»).
    Здесь же хотел дать свои комментарии на некоторые цитаты автора (выделены полужирным шрифтом).
    «Сегодня мы живем в мире недомолвок и умолчаний».
    История России помнит Смутное время – период с 1598 по 1613 годы, ознаменовавшийся польско-литовско-шведской интервенцией и тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. В тот период русский народ чуть не потерял свою национальную независимость и идентичность, а русская православная цивилизация (по А. Тойнби) – чуть не прекратила своего существования.
    Сегодняшнее состояние России – время недомолвок и умолчаний, можно назвать Мутным временем. Временем полуправды – полулжи, вернее – временем, когда правда и ложь настолько тонко друг с другом переплетаются, что различить их становится практически невозможно для большинства людей. Так, сегодняшнее российское правительство постоянно ратует за улучшение социальных условий жизни народа, а само покрывает и способствует обворовыванию этого народа олигархами, чиновниками и предпринимателями всех мастей. Оно выступает за национальный суверенитет страны, подтверждая это усилением ее оборонной мощи, и одновременно усиленно зазывает в нашу экономику иностранных инвесторов (по сути – продает по кусочкам наши недра, заводы и предприятия иностранцам). Оно неустанно говорит об инновациях (научных внедрениях) в экономику, и одновременно разрушает академическую науку. Оно публично выступает за сохранение нравственности, духовности, культуры, истории, а само вводит оболванивающую нашу молодежь западную модель  воспитания и образования, насыщает экраны телевизоров не просто бездуховными, но подчас сатанинскими западными шедеврами кинематографа, а также – многочисленными ругателями советской эпохи. При этом оно нам рассказывает о каких-то мифических успехах в экономике, о повсеместном распространении какого-то среднего класса, живущего комфортно и процветающее, о возрождении духовности народа, доказывая это огромным числом строящихся храмов. Везде – мутность, туман и лукавство!
    «Наша  Церковь, к сожалению, до сих находится в стороне от осмысления процессов втягивания России в капитализм,  ссылаясь на то, что вопрос это «специальный», относящийся к одной из сфер светской жизни (экономика). Нет, это вопрос не частный и не «специальный», это вопрос жизни и смерти самой Церкви»!
    А что же наша Церковь – поборница и защитница Истины Христовой? В ней сегодня тумана еще больше. Призванные доступно объяснять Истину Божью людям, наши священнослужители искусно прячут Ее под покровами обрядности, под мутными аргументами из «Основ социальной концепции РПЦ» от 13-16 августа 2000 г.
    А мы, православные миряне, сегодня не ищем Бога, Духа Святого – Духа Истины в своих сердцах: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас…» (Деян. 17:27). Нам не нужна благодать – обличение совестью в наших душах жадности, высокомерия, лжи и самообмана. Мы гоняемся за поясками Богородицы, за другими реликвиями, имея в сердцах прежде всего свою выгоду: кому – здоровья, кому – работы, кому – благополучия, а кому – успеха и процветания. Мы эксплуатируем Иисуса, как золотую рыбку, как волшебную палочку, обременяя Его своими суетными мирскими хотениями. Сегодня заповедь Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7-8) мы уже понимаем буквально, как протестанты – и ищем богатства, успеха и процветания, вместо того, чтобы искать Духа Святого, обличающего нас во лжи, и заставляющего мучиться  и каяться нашу совесть. «Не просим и не ищем» Духа Истины - и в результате «нам не отворят» Царство Небесное. Мы поставили свое мелкое суетное земное выше Небесного! И мы еще надеемся спастись...
     «Устроители капитализма в России прекрасно понимают, что гарантией необратимости «реформ» является перенастройка духовно-нравственного «кода» людей».
    И самое страшное сегодня, что эта перенастройка духовно-нравственного «кода» русских людей протекает весьма успешно. Особенно это касается нашей молодежи, нового поколения, выросшего за последнее капиталистическое двадцатилетие. Это поколение в своем большинстве в результате тотальной информационной обработки западной «культуры» сегодня имеет полный набор «достоинств» либерального капиталистического человека общества потребления: неуемную алчность, непомерное тщеславие, неограниченный эгоизм. Это поколение – лениво, бессовестно и бездуховно. Для него нет ничего святого, во главу угла поставлено лишь личное «Я», личные желания и хотения.
     Причем данные черты характера отличают не только парней, но и девушек. Но мы же этому их не учили? Откуда это у них? Как метко ответил на этот вопрос персонаж Юрия Никулина в кинофильме «Бриллиантовая рука»  - Семен Семеныч: «Оттуда»! Как вы думаете – смогут ли они в будущем прозреть, покаяться и построить справедливое духовно-нравственное общество?... А какое общество родят и воспитают они?...
    Либеральные лжеучителя пороча всеми возможными способами  идеи социализма и коммунизма, подорвали уважение наших детей к нам – отцам и матерям, рожденным при социализме. Но, как оказалось, были оболганы не только идеи социализма, но также - святые истины Христа! В результате произошел полный разрыв преемственности поколений, который вряд ли уже когда-нибудь будет восстановлен. И это полностью на совести нашего постсоветского правительства!
    «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними, и в народе один будет угнетаем другим, и каждый – ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем… Выражение лиц их свидетельствуют против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло… Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3:4-12).
    Сегодня воронка капитализма в действии и на территории России. Громадный темный мутный смерч лжи и алчности, необъятно широкий сверху и сужающийся  и чернеющий внизу, захвативший и засасывающий всех людей Земли, всех без исключения. В верхней части этой воронки, пытаясь выгрести наружу, плавают коммунисты и социалисты – защитники правды, справедливости и нестяжания. Гораздо ниже – представители нашей сегодняшней молодежи (наши дети) – уже полноценный продукт западной «культуры». Еще ниже – наше правительство вместе с олигархами, либералами и коррупционерами. А где-то совсем глубоко-глубоко виднеется «просвещенное» западное общество с его мультикультурализмом, ювенальной юстицией, феминизмом и содомией. Это – то, что нас ожидает в недалеком будущем, если мы не сможем вырваться из воронки капитализма. В самой же глубине воронки – тьма кромешная, срежет зубовный, вопли и стенания нераскаявшихся в попрании Истины – грешников. А где же наша Церковь? … Ах, да, вон она. Она вместе с нашим правительством, несколько ниже нашей молодежи, которую она помогала ему совращать, крутится в бешенном вальсе капитализма!
    Есть ли у нас шанс спастись?...
    «По большому счету речь идет о смене цивилизации, а не о какой-то экономической реформе».
    Британский историк Арнольд Тойнби (1889 – 1975 гг.), разработал цивилизационную теорию истории. Согласно этой теории, успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения.  Им был сформулирован также закон вызова и ответа – закономерность, определяющая возможность возникновения, развития и существования цивилизации.  Различные исторические ситуации и природные факторы, которые Тойнби называл «вызовами», в различные периоды истории ставят перед обществом цивилизации определенную проблему («вызов»). Выбор варианта решения проблемы («ответ») обществом – определяет дальнейшее развитие цивилизации. Причем, «Тойнби считал, что адекватный ответ не только решает проблему, но и выводит общество на новый уровень развития. Если же нужный ответ оказывается не найденным, то в обществе возникают аномалии, накопление которых приводит к «надлому», а затем и к «разложению». Выработка адекватной реакции на вызов является социальной функцией «творческого меньшинства», которое не только выдвигает и реализует идеи «ответа», но и увлекает за собой остальных» (из Википедии: Тойнби; Вызов-и-Ответ). В частности главным вызовом для православной христианской цивилизации в России Тойнби считал – вызов постоянного внешнего давления (как западной цивилизации, так и орды). Кроме того, им выделяется вызов ущемления – когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Мне кажется, что сегодня в истории России присутствуют оба эти вызова.
    Поэтому ответ на вопрос: «Есть ли у нас шанс спастись?» зависит от российского «творческого меньшинства», к которому можно отнести и участников данного сайта. Сможем ли мы найти адекватный ответ капиталистическому вызову? Сможем ли просветить в Истине заблудившихся людей России? Сумеем ли просветить и объединить людей для противостояния засасывающей нас воронке капитализма – вот в чем вопрос.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив