Точка зрения

ZerkovСвященник Андрей Молотков

Цивилизационный выбор Руси при князе Владимире и в настоящее время *

 

« Идея нации есть не то, что она думает о себе во в времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»

Владимир Соловьёв

 

В тексте выступления Святейшего Патриарха Кирилла в Госдуме в январе 2015 года есть замечательные слова: «Нынешний 2015 год имеет особое символическое значение. Мы отмечаем две значительные для нас исторические даты – тысячелетие со дня кончины крестителя Руси святого князя Владимира и 70-летие Великой Победы нашего народа. Одно из этих событий отсылает нас к религиозному выбору Руси, другое – к его последствиям. Когда наш народ, воспитанный на тысячелетних идеалах справедливости и братства, избавил мир от порабощения нацистами, возомнивших себя расой господ, а другие народы – сборищем недочеловеков, обреченных на вечное рабство, вот тогда и, встав единым фронтом, объединив практически все силы народа, мы достигли победы.

На примере этих сопоставлений видно, что именно духовно-осмысленный ценностный подход лучше всего помогает понять единство и непрерывность нашей истории. Мы видим, что Россия оставалась Россией во все века при всех формах правления и при всех политических режимах. Дай Бог, чтобы это было всегда».

Целью данной работы является попытка формирования этого духовно-осмысленного, целостного взгляда на единство и непрерывность истории России, и нахождение в этом осмыслении исторически оправданных ориентиров для правильного цивилизационного выбора России на современном этапе мировой истории.

С актом принятия христианства в Х веке при князе Владимире, ознаменовавшего собой одновременно и начало русской государственности, Россия оказалась фактически последним крупным государством в мире, принявшим христианство. «И будут последние первыми»(Мф20.16) – это историческое предназначение для исполнения некоего «нового слова в христианстве» подтверждается и теми фактами, что Россия, приняв христианство от Византии в форме Православия, не только оказалась единственной наследницей полноты Православия, но и само Православие, как христианское учение, имело к началу ХI века совершенно зрелую и законченную догматическую форму. И эти промыслительные исторические обстоятельства изначально поставили Россию перед новой задачей – необходимостью воплощения полноты христианской истины, как целостного и зрелого духовно-социального идеала в реальной жизни общества. В этом состояла и состоит особая христианская миссия нашего Отечества в мировой истории. Тоже значение имеет и формулировка исторической миссии России, как хранительницы истины Православия для свидетельства миру в конце времён – какое ещё возможно зримое свидетельство миру, если не в форме общества, основанного — по выражению А.Хомякова — «на самых высших нравственных началах ,или иначе – всё, что благородно и возвышенно, всё, что исполнено любви и сочувствия к ближнему, всё , что основывается на самоотречении и самопожертвовании,- всё это заключается в одном слове – христианство. Для России возможна только одна задача – сделаться самым христианским из человеческих обществ». Такой ключевой для русского христианского самосознания образ, как «Святая Русь» , который одновременно таинственно сочетает в себе небесную, вневременную «Святость» и земное понятие «Русь», и есть национальная идея России, цель её исторического бытия.

Практическая реализация этой исторической задачи, изначально двойственной, как небесное и земное определило всю сложность и трагичность русской истории. И до настоящего времени дистанция между идеалом христианской святости и национально-исторической реальностью остаётся основным стимулирующим фактором русской истории. Принципиальная неразрешимость русского христианского вопроса постоянно провоцировала русский дух на уклонение в две крайности: либо полная идеализация христианского откровения как полное отрицание предметной деятельности по его реализации в жизни, либо наоборот, радикальная деятельность по его прямому непосредственному осуществлению в конкретной истории. Такой крайностью стала в эпоху Ивана Грозного идея идеального православного царства «Москва – Третий Рим» с опорой на формальную сторону церковного благочестия, домостой и опричнину. Это обернулось обратной стороной – церковным старообрядческим расколом в ХVII веке, ослаблением исторической роли Церкви с последовавшими радикальными реформами Петра I. По словам Н.А.Бердяева: «В «Третьем Риме» раскольники почуяли измену в Церкви и государстве, была подорвана вера в святость иерархической власти. Небесный «Град Китеж» опустился на дно озера. В истории России началось мучительное искание царства правды, противоположного существующему государству. Раскольничество останется и в русской интеллигенции ХIХ века, тоже уверенной, что злые силы овладели Церковью и государством».

При этом сам исторический потенциал Русской идеи – православной Святой Руси – не исчезал и не умолялся, он лишь искал для себя новые, адекватные времени, формы исторической реализации. В силу ряда исторических причин (со времён ПетраI) Русская Православная Церковь утратила свою независимость от государства и не могла полноценно влиять на гармонизацию социальных отношений в обществе на основе христианских заповедей.

Россия традиционно называла себя Православной империей, но не секрет, что её социальное устройство было далеко от христианского идеала. До 70-х годов ХIХ века в России продолжало существовать крепостное право (по существу – разновидность рабства) во всей неприглядности своих проявлений. Социальное, имущественное и культурное расслоение в обществе было столь велико, что говорить о христианских отношениях между двумя основными сословиями – дворянством и крестьянством – было крайне сложно. Социальная проблематика усугублялась появлением новых форм капиталистических отношений. Проблема социального переустройства с самого начала ХIХ века, начиная с Радищева и декабристов, стала для русского общества определяющей. Вся русская культура от Пушкина до Толстого была социально-ориентированной и нравственно озабоченной несовершенством социального бытия. Здесь, на этом социальном вопросе, родилось русское самосознание, как зримое общественное явление – родилась русская интеллигенция. Не находя поддержки Церкви в своих исканиях, вера русской интеллигенции из области небесных религиозных измерений сместилась в крайность реальной земной ткани истории, обретя свою предметность в надеждах на осуществление общественного социального идеала – «рая на земле». Но без опоры на фундаментальные начала Православия, которые, как одухотворённые истины, хранимы именно в Церкви, подобная вера оказалась бессильна. Здесь актуальное содержание русской истории и история Русской Православной Церкви словно отделились друг от друга и пошли каждая своей дорогой: русская государственность — к краху, Русская Церковь – к мученичеству.

Могла ли иначе складываться русская история ХIX-XX в? Истинное историческое самоопределение русского народа складывается из искреннего самопознания, через непрерывное освоение всего реально-исторического диапазона национальной идеи – как реализация конкретного исторического задания, которое рано или поздно должно осуществиться в практике реальной жизни.

С этой точки зрения жертвенный исторический подвиг русского народа ХIX века, как и подвиг советского народа в ХХ веке имеет безусловное историческое оправдание. Даже в своей односторонней (половинчатой) форме безрелигиозного социализма Россия явила миру великую Советскую цивилизацию ХХ века. Это доказательство необычайной творческой силы Русской идеи, подтверждение её исторической реальности и ступени к дальнейшему, качественно новому расцвету русской цивилизации ХХI века.

Человечество вступило в очередное тысячелетие своей истории. Если мы спросим себя, гармоничен ли мир, то ответ вряд ли будет положительным. Несмотря на невиданные технологические успехи и рост экономики, мир сотрясается от многочисленных фактов политической, экономической , экологической и социальной нестабильности. Система глобального либерализма размывает онтологический фундамент цивилизации, умаляет и даже отменяет традиционные человеческие ценности, на которых тысячелетиями стоял мир – представления о религиозной истине, о добре и зле, о смысле жизни, справедливости, устои семьи, служение общественному благу. «Цивилизация потребления», где единственным условием свободы является «капитал», а гонка индивидуализма оборачивается « враждой всех против всех», явным образом подошла к пределу своего развития, падая в пропасть средневековых казней, воинствующего фашизма и захватнических войн. Форма мироустройства в виде «цивилизационного гегемонизма» США однозначно определяется в унифицированный «мировой порядок» под тотальным финансово — политическим управлением наднациональной верхушки. Роковое противоречие подобного цивилизационного выбора состоит в уничтожении самой генетической базы цивилизации, её национально-культурного разнообразия. Архитекторы глобализма, как строители «нового Вавилона», откровенно противопоставляют себя Богу, создавшему мир многообразным. Поэтому затея их обречена.

Актуальной задачей истории становится поиск новой модели мира и нового мировоззрения, способного стать альтернативой угрожающей тенденции либеральной глобализации. На современном историческом плане данные процессы олицетворяются в духовно — стратегическом противостоянии Америки и России, где первая стремится к окончательному закреплению «закона греха» в системе нового мирового порядка; вторая, войдя в очередной «нулевой цикл» своей истории, принципиально открыта к иному пути развития.

Может показаться странным, говорить сегодня о противостоянии нашего государства могущественнейшей державе мира. В настоящее время Россия ослаблена, находится в серьёзном экономическом и общественно-политическом кризисе, в осаде экономических санкций, под прессом политического и военного давления. Но «Сила Божия в немощи совершается»(2Кор.12.9). По словам политолога А.С.Панарина: «Альтернативу ищут и находят не те, кто лучше оснащён, а те, кто кровно в ней заинтересован». Россия по-прежнему является фундаментально христианской по своим истокам страной, реально осуществившей опыт справедливого устройства общества на государственном уровне, страной, где активно, независимо и созидательно действует во всех направлениях общественной жизни Русская Православная Церковь, приглашая государство и общество к равноправному партнёрству в строительстве нового соборного общества, для более свободного действия в нём божественной благодати и правды. В лице Патриарха Кирилла Церковь говорит сегодня: «Особое значение в этом контексте имеет утверждение идеала социальной справедливости, его новое осмысление с учетом накопленного нами исторического опыта. Сегодня наша страна находится на пороге нового исторического выбора, нового этапа развития. В этот момент мы должны подумать над тем, как не копировать что-то по старым шаблонам, а возвышаясь до уровня подлинного социального творчества, прийти к новому мировоззренческому синтезу. Цель его в том, чтобы взять всё лучшее, что было в нашем прошлом, и построить на этой основе фундамент будущего».

Что имеет в виду Православная церковь, говоря о «новом мировоззренческом синтезе»? В конкретно идеологическом плане это означает преодоление социальных крайностей ХХ века – социалистического тоталитаризма и либерального индивидуализма – в системе «социальной соборности» на основе идеологической христианизации общества. Здесь, даже последний период российских «либеральных реформ» имеет для нашей истории условно-положительный смысл – как ускоренное постижение курса «цивилизационных пределов либеральной свободы».

Итак, в итоге столь интенсивных колебаний исторического опыта всего ХХ века и всей русской истории национальное самосознание и социальная практика остро поставлены пред задачей определения стабилизирующего вектора общественно-социальной модернизации. Здесь и открывается путь христианско-социалистической формации, ещё не осуществлённой на всём протяжении исторического пути России, но желанной, как соединение земного и небесного, сосуществование «Града Китежа» и «Третьего Рима», как осуществление замысла Божия о России. Формация, объединяющая относительную правду социализма и либерализма на базе фундаментальной цивилизационной матрицы христианского откровения.

Задача сложная. Она не решаема только на политическом или социально-экономическом уровне. Решение лежит в глубине общей цивилизационной онтологии и требует качественного преображения бытия на основе видимой и действующей в обществе евангельской Правды. Соборность – единство в многообразии на основе любви – непосредственно ставящее в основание социальности христианскую Истину.

Работа предстоит большая. Но выбора нет. Гибель или творческое обновление. Отрадно осознавать, что Русская Православная Церковь уже полным ходом проводит эту работу, выходя «за церковную ограду». Откликнется ли общество, оживёт ли русская интеллигенция – эти вопросы пока остаются открытыми… .

 

*(работа написана на основе книги православного публициста Молоткова Александра Евгеньевича «Миссия России. Православие и социализм в ХХI веке»  СПб, 2008 год.)

 

Литература:

1. А.Е.Молотков «Миссия России» — СПб, 2008.

2. «Речь Патриарха Кирилла в Госдуме 22 января 2015г.» www.патриархия.ру

3. Цит. по: Самарин Д. «Поборник вселенской правды» — СПб,2006.,стр.495

4. Н.А.Бердяев «Русская идея» — М.,2000,с.12.

5. А.С.Панарин «Стратегическая нестабильность в ХХI веке» — М,2003.,с.204

 

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив