Точка зрения

Образ будущего в советской и американской научной фантастике

Понятие «образ будущего» характерно, скорее, для западной гуманитаристики. Оно достаточно часто встречается в работах, посвященных футурологии. Одним из первых, кто стал использовать это словосочетание в качестве самостоятельной категории, был нидерландский социолог Ф. Полак. В своей статье 1961 года он определил «образ будущего» как позитивную модель ожидаемого, грядущего. Им был задан вектор исследований, предполагающих, что наши субъективные образы будущего определяют реальный ход событий1.

Ракета взлетает

Формирование личного образа будущего происходит путем самостоятельного изменения внутреннего мира (какой-либо его области). В нем учитываются желания и сама личность человека. Личный образ будущего не может не испытывать влияния мечтаний, чувств и страхов, свойственных относительно будущего всему обществу. Стихийное, «необусловленное творчество» в социально-исторической области К. Касториадис называл «социальным воображаемым» и видел в этом отражение социальных устремлений, надежд или страхов перед будущим, своеобразную «интуицию социальных возможностей»2.

Итак, каждое общество формирует определенную, относительно целостную картину будущего – его образ. Этот образ отражает возможности социума (поскольку является результатом рефлексии) и его перспективы. С.Г. Кара-Мурза отмечает, что, когда образу будущего присущ свет надежды, или даже хилиазм (неважно, религиозный, философский, национальный или социальный), этот образ становится важнейшим социальным ресурсом3.

Сергей Георгиевич отмечает колоссальную мобилизующую силу хилиазма и, аргументируя эту мысль, цитирует С. Булгакова, который считал, что хилиазм «есть живой нерв истории, — историческое творчество, размах, энтузиазм связаны с этим хилиастическим чувством… Практически хилиастическая теория прогресса для многих играет роль имманентной религии, особенно в наше время с его пантеистическим уклоном»4. Из его рассуждений следует, что образ будущего – это не только ресурс, но и оружие.

Завершая статью, Кара-Мурза с горечью констатирует, что советское общество проиграло «войну образов будущего» и оказалось зараженным «образами-вирусами». В результате этого, по мнению ученого, в массовом сознании произошел сдвиг от реалистического мышления к аутистическому.

Вопрос о том, можно ли выбраться из этой «экзистенциальной ловушки», должен, думается, включать вопрос о том, каков был образ будущего, которым мы некогда владели. Именно об этом мы предлагаем сегодня поговорить.

Так сложилось, что образ будущего наиболее концентрированно выражался в научной фантастике, которая во второй половине 20 века превратилась на западе в крупную отрасль современной литературной индустрии, да и в Советском Союзе, особенно в 50-60-е годы была одним из важнейших элементов духовной жизни страны.

В американской фантастике одним из основных сюжетных приемов является экстраполяция в будущее отношений и конфликтов, свойственных нашему времени.

На сотни и тысячи лет вперед в нашу и другие галактики переносятся понятия, предрассудки и образ действии буржуа XX века. В освоенном, изъезженном, обжитом космосе устанавливаются фашистские диктатуры, всесильные олигархии держат в страхе и повиновении миллионы населенных планет, монополисты борются за «сферы влияния», колонизаторы отодвигают все дальше вглубь Галактики «форпосты цивилизации», работорговцы поставляют рабочую силу, звездные «викинги» совершают набеги, миссионеры читают проповеди, негоцианты заключают сделки.

Безграничное накопление знаний и технических средств, воины, революции, восстания для авторов подобных фантастических произведений не приводят ни к каким качественным изменениям. Эти фантасты уверены, что «человеческую природу», лучшим образцом которой является «крепкий хозяин», не изменят никакие социальные эксперименты и никакие перипетии истории.

Встречи представителей инопланетных цивилизаций чаще всего приводят к истребительным войнам, а в лучшем случае – к установлению «нормальных» торговых отношений. Такие сюжеты варьируются в серьезном или ироническом плане, как нечто само собой разумеющееся. Для чего же иначе устанавливать контакты?5 Таковы большинство произведений, написанных в жанре «космической оперы» и произведения, составившие основу игровой вселенной «Тревеллерс».

Очень популярным сюжетным приемом является так же изображение всемирных катастроф в результате опустошительных тотальных войн, вторжений инопланетных агрессоров или неотвратимых космических бедствий. Даже в лучших (с литературной точки зрения) произведениях американской фантастики присутствует грустная уверенность в том, что взаимная подозрительность и неизбежность конфронтации с чужими (по строению тела, внешнему виду, образу жизни) неискоренимы и в далеком будущем. В качестве примера можно привести рассказ Мюррея Лейнстера «Первый контакт», получивший премию «Хьюго». Основная мысль этого рассказа – что чужому никогда нельзя доверять, он в первую очередь — потенциальный враг, даже если он похож на нас и мыслит как мы.

Многое об образе будущего, транслируемом американской фантастикой может сказать простое перечисление названий фантастических произведений. К примеру, того же Лейнстера. «Одинокая планета», «Мертвый город», «Когда время сошло с ума», «Чудовище с края света», «Время умирать», «Убийство США», «Утро Судного дня», «Электронная чума» и т.д.

Пугающие, шокирующие, отталкивающие картины будущего, тем более созданные большими талантами, не дают людям объединиться ради будущего, «заземляют» их в неизбежность и неизменность противоречий, свойственных настоящему. Подавляющее число произведений американской фантастики, в том числе и написанных на хорошем литературном уровне и с чувством социальной ответственности – это фантастика без мечты. Фантастика, лишающая образ будущего позитивной и созидательной мощи.

Советская фантастика часто явно или неявно критикует заокеанского собрата. Следует отметить, что лучшие образцы советской фантастики дают развернутое, философски и логически состоятельное изображение будущего. В частности, ответом на уже упомянутый рассказ «Первый контакт» является рассказ Ивана Ефремова «Сердце Змеи». В отличие от уверенного пессимизма Лейнстера, Ефремов дает совершенно иную картину встречи цивилизаций – гуманистическую, основанную на том, что представитель чужого инопланетного разума, как и любое высокоразвитое разумное существо – это потенциальный друг и союзник.

На мой взгляд, показательна оценка этого своеобразного спора фантастов на одном из форумов любителей этого жанра. Пользователь choyochagas: «Пусть Лейнстер трезвее оценивал ситуацию, но Ефремов оставил нам точку опоры, маяк, который позволяет верить, что люди еще найдут силы подняться к космическим высотам духа»6. Пользователь ириска: «Лучше в памяти сохранить радость от встречи с другими цивилизациями, надежду на дружбу и веру в разум. Так интересней :)»7 Пользователь v_by: «Можно придумать какие-то счастливые картины, сказать себе: этот мир заслуживает будущего — и сочинение будет зваться утопией. Можно мрачно уверять всех в том, что человек – зверь с гипертрофированным мозгом, тогда ваши картины несчастного грядущего назовут антиутопией… А можно просто показать мечту… Что и делает Ефремов».8

Для Ефремова встреча двух цивилизаций – это не случайность. Согласно его образу будущего, контакт стал возможен только тогда, когда обе цивилизации не только добились необыкновенных успехов в развитии науки и техники, но и, что гораздо более важно, достигли коммунистической ступени общественного развития. То есть в «Сердце Змеи» встречаются не цивилизованные дикари, готовые к схваткам за «место под Солнцем» в масштабах галактик, встречаются братья по разуму, братья по духу9. В своих произведениях Ефремов утверждает, что к дальним исследованиям космоса способны только цивилизации, миновавшие период капиталистического устройства общества. Думается, этот тезис самоочевиден. Пока мир наш похож на лоскутное одеяло, где каждый лоскут пытается откусить как можно больше кусков от других лоскутов, о сколько-нибудь фундаментальных исследованиях вселенной даже мечтать глупо.

Герои Ефремова – это люди будущего. Они близки нам, но не до конца понятны. Одну из героинь цикла «Великое кольцо», Фай Родис, читатели назвали «богоравной». Действительно, герои Ефремова – «люди как боги». И эта «божественность» привлекательна, потому что принципиально достижима. Сам фантаст писал: «Сын Земли, полностью погруженный в ее природу, — таков человек, и в этом он диалектически велик и ничтожен. Велик по возможностям и бесконечности своего познания этого, не чужого для него мира, в котором он по существу — микрокосм. Ничтожен по тугим цепям инстинктов и рефлексов, опутывающих его рвущееся к звездам, красоте и радости сознание. Я говорю об инстинктах самосохранения, продолжения рода, охраны потомства, полового отбора и соперничества, голода и эгоизма… И все же на скелете этих простых инстинктов выросло чудесное здание психики человека-мыслителя, создателя, гуманиста и врача, несмотря па все извилины и трудности жестокого пути… Итак, вооруженный научным предвидением, социальным опытом и знаниями, человек должен строить и новую психику, идти к новому мироощущению, к жизни сложной, напряженной и, конечно, тоже нелегкой. Однако если нервная организация будет крепкой, тренированной, психика — развитой и закаленной, тогда будет гармония с новыми требованиями, с новым, изменяющимся вокруг нас миром. Человек будет здоров и счастлив, а это уже само по себе — твердый фундамент всех будущих успехов».10

Комплекс идей Ефремова, изложенный в его произведениях, может многое прояснить и в отношениях сегодняшнего общества. Когда читаешь о планете Торманс в «Часе быка», хочешь – не хочешь, а находишь множество параллелей с сегодняшним днем. В центре общественных отношений – конфликт образованной прослойки, имеющей привилегии и не очень образованных обычных людей, привилегий не имеющих. «Интели» и «быдло», «креативный класс» и послушное большинство. Всем этим умело пользуется и заправляет олигархическая верхушка, которая раскинула свои лапы на все СМИ, войска и технологии. Стоит только удивляться прозорливости фантаста, который написал роман в 1969 году.

Говоря о возможностях Торманса, Ефремов предлагает путь, но не строит иллюзий. Одолеть путь от ефремовскогоТорманса до ефремовской Земли возможно только возродив образ будущего, способный объединить и зажечь людей мечтой. Мечтой, зовущей за пределы осуществимого, ведь «истинное счастье человека всегда на границе его возможностей»11.

1 Новикова Н. А. Образ будущего и его формирование в обществе — http://www.socialphenomena.org/article/novikova_essay2013/
2 Касториадис К. Воображаемое установление общества. / Пер. с франц. – М.: Гнозис; Логос, 2003. – 480 с.
3 Кара-Мурза С. Г. Образ будущего — http://chaldon.ucoz.ru/forum/25-237-1
4 Цит. поКара-Мурза С. Г. Образ будущего — http://chaldon.ucoz.ru/forum/25-237-1
5 http://www.fandom.ru/about_fan/br_dm_10.htm
6 http://fantlab.ru/work13724page2#responses
7 http://fantlab.ru/work13724page2#responses
8 http://fantlab.ru/work13724page2#responses
9 Ефремов И.А. На пути к роману «Туманность Андромеды». Послесловие – Ленинградское издательство, 2010
10 Цит по: Человек нашей мечты. Круглый стол журнала «Нева». — http://www.fandom.ru/about_fan/roun_tab.htm
11 Цит по: http://kanobu.ru/articles/ivan-efremov-tsikl-velikoe-koltso-otzyiv-366501/

Елена ОСТАПЕНКО

Поделиться

Комментарии (2)

  • Сергей

    23 ноя 2015

    Ответить

    В условиях капитализма человечество обречено на верную гибель. Причём это может произойти значительно раньше, чем представляют фантасты даже с самым богатым воображением. Объяснение простое и описано ещё классиками марксизма-ленинизма. Перенакопление капитала приводит к империализму, войнам и террору и это неизбежно. Научно-технический прогресс делает возможным создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое, климатическое и т.д.).  Даже если супердержавы не осмелятся вступить в прямую конфронтацию между собой, рано или поздно такое оружие обязательно попадёт в руки террористов, что будет означать конец света. Например, маленькая коробочка с вирусом-возбудителем смертельной болезни, против которой нет вакцины, может привести к гибели практически всё население Земли. Когда начнутся массовые эпидемии, великие ядерные державы, заподозрив друг друга, обменяются ударами и всё будет кончено. В насквозь коррумпированном капиталистическом обществе добыть и доставить биологическое оружие в любую точку мира террористам не составляет большого труда.
    Единственной альтернативой такому ходу событий служит полное уничтожение всех видов оружия массового поражения, что возможно только в мире, где все страны встали на путь построения социализма.
    Нет капитализма, нет перенакопления капитала, нет империализма, нет войн, нет террористов, нет ОМП.   

  • Дмитрий Н

    27 ноя 2015

    Ответить

    Истина - в Учении Жизни (Живой Этики), и, насколько тот или иной фантаст созвучен этому Откровению, настолько он в состоянии нарисовать подлинный образ Будущего - тот, что воплотится затем в реальность. В этом смысле И.А.Ефремов - единственный в мире (из писателей-фантастов), кто к этому великому Будущему человечества подошел наиболее близко. Неважно, как именно это произошло - «может быть, он читал Агни Йогу еще в 30-е годы в Публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, а может быть встретился с нею во время экспедиции в Монголию в 1946-49 годах, поскольку там было много серьезных специалистов», говорит его жена Т.И. Ефремова - но только Судьба разрешила ему еще в те далекие годы соприкоснуться с этим Откровением, и отсюда во многом мудрость его книг. Ибо, хотя писатель лишь частично ознакомился с Учением Жизни, однако проявил к нему серьезный интерес. В частности, он завел специальную тетрадь для конспекта одной из книг Учения («Знаки Агни Йоги») под названием «Кое-что важное из АИ», куда выписал 86 цитат из упомянутой Книги, абсолютное большинство из которых почти без изменений вошли затем в его знаменитый роман.  «Даже при беглом сопоставлении текстов его "Выдержек из А.И." и прогремевшего на весь мир романа о Великом Кольце, - пишет об этом  в своей статье «Иван Ефремов и Агни Йога» А.Юферова, экскурсовод Третьяковской галереи (см. ж.«НиР» №4/91) -  их идейно-содержательная близость становится не только несомненной, но подчеркнуто открытой. На протяжении всего романа наблюдаются почти дословно цитируемые автором чеканные афоризмы "Выдержек". Так, изменив лишь архаическое обращение "Владыки" на современное - "Старшие", Ефремов повторяет текст «Молитвы Шамбале» в "Клятве Геркулеса", которую в его обществе будущего дают все переступающие школьный порог молодые люди, перед выбором наставника на новом этапе жизненного пути». 
    Нелегко сегодня, в «час Быка», подойти к Учению Жизни, но как, например, идеи Саи Бабы есть промежуточный мост, соединяющий это новейшее Откровение с древним индуизмом, так и два романа Ефремова - «Туманность Андромеды» и «Час Быка» - такой же мост, соединяющий Его с идеологией советского социализма и коммунизма, и кто поймет И.Ефремова - тому много легче будет потом понять и Агни Йогу. Поэтому фантастика И.А. Ефремова - это путь в реальное Светлое Будущее человечества.
     

     

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив