Точка зрения

su7tz7g6bbpc3nr205l37p4y1lyqn3foИдеал красоты труда: почему Уильям Моррис – наш брат

 

Коммунизм, если разбирать его не книжкам, а по сути — это всегда больше, чем экономика. Маркс в XIX веке увидел в нём способ обобществления средств производства индустриальной эпохи, где заводы, фабрики и шахты перестают быть игрушками в руках капиталистов и начинают работать на благо масс. Но здесь важно: Маркс мыслит в рамках индустриализма, где основная ценность — исключительно материальное производство, а смысл жизни рабочего — сытость и безопасность. Именно этим и увлеклись социал-демократы и поздние советские деятели.

А вот Уильям Моррис, английский социалист, художник и мечтатель, шагнул на шаг дальше. Он первым почувствовал, что истинный идеал будущего не в машинах и не в равномерном распределении, а в красоте труда. Его знаменитый тезис о том, что работа должна быть радостью, а предметы — красивыми, есть глубочайший прорыв в понимании того, ради чего вообще нужен коммунизм.

И здесь мы, русские, должны сказать: Моррис — наш брат. Потому что его идеал совпадает с красной линией русского социализма — труд как творчество, а не как каторга.

Теперь включим троичную схему: Маркс дал правду (экономическое обоснование коммунизма), Моррис — красоту (эстетику будущего), а Сталин добавил силу (государственное строительство как форма воплощения). Правда, красота и сила — триединство, без которого никакой проект не устоит.

Сталин в этом смысле оказался ближе к Моррису, чем кажется. Индустриализация несла собой цель именно создание новой материальной среды, в которой рабочий человек чувствовал себя строителем великого мира. Отсюда и сталинский ампир, и московские высотки, и гигантские картины соцреализма — всё это не только о хлебе насущном, а о радости от сопричастности к красоте созидания. Да, делалось это жестко — но вектор совпадал с идеалом Морриса: человек творит не ради выживания, а ради вдохновения.

Сегодня, в нашу эпоху, когда массы уже сыты и уткнулись в гаджеты, купленные в кредит вместе с квартирами, старый коммунизм перестает работать. Новый коммунизм должен предложить людям не только хлеб, но и мечту. Здесь Моррис со своей утопией становится пророком не меньше Маркса.

Русская мечта всегда была выше рационального — о всемирной справедливости и славе. Мы не умеем мерить малым, всегда замахиваемся на всё человечество. Поэтому новый коммунизм должен быть не про фабрики и заводы, а про творчество и духовное преображение. Моррис учил, что дом должен быть красив, вещь должна быть сделана с любовью, а общество должно быть устроено так, чтобы каждый мог раскрыть свой талант. Разве это не то же самое Царство правды, о котором говорили и православные старцы, и марксисты-ленинцы?

В XXI веке именно Россия способна соединить эту линию. Из этого родится новый образ будущего. Китай строит общество единой судьбы человечества, но без русской идеи красоты и справедливости этот проект неполным. Запад утратил веру, а только Россия способна подарить миру мечту — красный коммунизм радости.

Потому Моррис — наш брат. Потому Сталин бы его поддержал. И потому новый коммунизм XXI века должен быть не только о сытости, но и о счастье, не только о дисциплине, но и о красоте, не только о равенстве, но и о славе. Ибо человек будущего — творец, который созидает и строит новое. И если Россия сумеет вдохновить этим образом будущего — она станет маяком для всего Человечества.

«Красная Скифия»

 

Источник

Поделиться

1 комментарий

  • Ответить

    Цитата: "Поэтому новый коммунизм должен быть не про фабрики и заводы, а про творчество и духовное преображение".
    Опять происходит забегание вперёд в неведомое будущее без понимания того, что должно произойти прежде всего. В коммунистическом будущем, производство товаров и услуг останется, поскольку люди и тогда не превратятся в бестелесных ангелов, не имеющих материальных потребностей. Предполагается, что при коммунизме человека на производстве заменят роботы и искусственный интеллект с минимальном участием людей, высвободив время человека для его духовного развития. Для того, чтобы производство роботизировать, нужно сначала иметь традиционное производство, при этом оно должно быть по всей номенклатуре товаров и услуг, в которых нуждается общество. Поскольку в России практически полностью отсутствует собственное производство, то потребуется продолжительный процесс его создания, но уже на основе новых производственных отношений, которые при капитализме отсутствуют. Только после этого начнётся процесс автоматизации и роботизации производств. Следовательно, все проблемы становления нового общества с новым типом экономики, политической системы и духовного развития остаются, и это то, с чего коммунизм только начинается.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив