Точка зрения

kkАлександр Русин

Потреблядизация всей страны

 

 

На заре советской власти, в 1920 году Ленин озвучил ставшую знаменитой формулу: коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны.

Сегодня впору составить аналогичную формулу современного российского капитализма:

Капитализм в России — это антисоветская власть плюс потреблядизация всей страны.

Конечно, эта формула не описывает капитализм во всей его полноте, но в ней указаны две главных составляющих, на которых возник, сформировался и удерживается капитализм в современной России — антисоветская власть и потребительское общество.

Антисоветская власть формирует и поддерживает капитализм сверху, а потребительское общество формирует и поддерживает его снизу.

Это идеальные условия для капитализма, в которых он не только стабилен и устойчив, но и способен постоянно наращивать свои капиталы, что мы и наблюдаем в последние 20 лет.

Современный капитализм имеет важное отличие от капитализма конца 19-го и начала 20-го века.

Классический капитализм столетней давности был основан на эксплуатации трудящихся, а современный (не только российский) капитализм основан именно на потребительском обществе.

Ни в России, ни в Европе, ни в США капиталисты больше не эксплуатируют трудящихся так, как это происходило 100 лет назад. Сегодня члены потребительского общества, участвующие во всемирной гонке потребления, эксплуатируют сами себя и друг друга.

Эксплуатация сильно трансформировалась и вышла на уровень самоэксплуатации, когда в головы потребителей через механизмы рекламы и маркетинга закладываются определенные цели — новый автомобиль, новый смартфон, новая мебель, новая одежда, продукты, услуги и так далее — и потребители, следуя заданным целям, стараясь заработать деньги на их реализацию, эксплуатируют сами себя и подгоняют друг друга.

При этом огромное количество рекламируемых и приобретаемых товаров либо вовсе не улучшают жизнь, либо улучшают ее крайне незначительно — не пропорционально той цене, которая за них платится и тем силам, которые затрачиваются на то, чтобы заработать эти деньги.

Многие товары ничем существенно не отличаются от старых, на замену которых они приобретаются — их покупают только потому, что старые вещи вышли из моды, покупают чтобы порадовать себя новинкой и похвастаться перед друзьями и коллегами, продемонстрировать им свою состоятельность. Это и есть потребительство в чистом виде.

Яркий пример — автомобили. Едва ли не половина автомобилей в стране используется для того, чтобы стоять в пробках по дороге на работу и обратно. С таким же успехом можно добраться на такси или на метро — это получится даже дешевле. Но собственный автомобиль — это статус, поэтому огромное количество людей не просто покупают автомобили, но еще и стараются приобретать самые дорогие, который только могут себе позволить — чтобы продемонстрировать свою состоятельность окружающим.

То же самое со смартфонами, особенно айфонами — стоит появиться новой модели как толпа потребителей начинает их покупать — только для того, чтобы оказаться первыми среди друзей, у кого в кармане появится новинка.

То же самое с одеждой, аксессуарами, косметикой, разного рода услугами, бытовой техникой и электроникой, ремонтом, которым некоторые готовы заниматься перманентно.

На этом и базируется современный капитализм.

Безудержное потребление сверх всякой меры, гонка потребления в попытке угнаться за модными тенденциями, формируемыми специально для того, чтобы подстегивать эту гонку.

Безудержное потребление, заставляющее людей эксплуатировать самих себя, самоэксплуатация вместо классической эксплуатации, которая во многих странах ушла в прошлое.

Больше не надо заставлять людей работать по 12 часов — они сами работают сперва 8 часов на одной работе, а потом 4 часа на другой, чтобы купить себе автомобиль или платить по кредиту за ранее приобретенный, а потом вместо него купить более новый и в промежутках между этим приобретать другие товары, забивая ими квартиры и распродавая за бесценок через интернет излишки ранее приобретенного, которыми даже не успели толком попользоваться.

Так сегодня живет большинство — разница лишь в уровне, проценте избыточных покупок — у наиболее обеспеченной части страны он выше, у менее обеспеченной он ниже.

И даже те, чья зарплата ниже средней и кто просто не в состоянии покупать себе множество товаров и менять один автомобиль за другим — в большинстве своем хотели бы это делать, они стремятся к этому, а значит в своем сознании являются такими же потребителями.

На этой массе потребителей, как действующих, так и стремящихся вступить в их ряды — и держится современный российский капитализм.

Потребительское общество — фундамент российского капитализма, антисоветская власть — его крыша.

И пока этот фундамент достаточно прочен, пока армия потребителей достаточно велика и в ее ряды при первой же возможности готовы влиться новые — российский капитализм останется непоколебим.

Даже если что-то случится с крышей и власть дрогнет, расколется, исчезнет самый влиятельный в мире президент — пока сохраняется фундамент капитализма, которым является потребительское общество — будет держаться и антисоветская власть, которая является его крышей. Ее будут латать, обновлять, реставрировать и пока не треснет фундамент — крыша не рухнет.

Потребители поддерживают капитализм и антисоветскую власть не только своими деньгами, часть которых оседает в карманах буржуазной элиты, не только своей «самоэксплуатацией», которая в конечном итоге выражается в тех же деньгах, идущих в карманы элиты и налогах, формирующих бюджет антисоветской власти — потребители поддерживают эту власть и непосредственно своими голосами.

Пока потребители дорожат своим барахлом и думают о том, как купить новый смартфон или автомобиль, как расплатиться по старому кредиту чтобы взять новый — они будут голосовать за антисоветскую власть, потому что хотят сохранить свой привычный образ жизни, главным элементом которого является потребление.

И если обратиться к истории смены советской власти на антисоветскую, то легко заметить, что в числе основных причин, приведших к этому, тоже было формирование потребительского общества, которое началось еще в 70-е годы и начало стремительно прогрессировать в 80-е.

Именно в 70-е годы в советском обществе возникли ярко выраженные потребительские настроения. Это легко проследить по советским фильмам тех лет. Особенно наглядно потребительское общество показано в фильме Гараж, который практически посвящен этой теме.

В 80-е годы потребительское общество начало доминировать, потребление стало культом, импортные товары стали предметом зависти и поклонения, а фарцовка — самым массовым народным занятием.

Советское общество стало потребительским — это и послужило опорой для перехода от социалистической системы к капитализму, а затем стало фундаментом антисоветской власти и капиталистической системы.

При этом партийно-комсомольская верхушка, которая готовила и осуществляла переход страны от советской к капиталистической системе, а затем сформировала антисоветскую власть — тоже была частью сформировавшегося в 70-е и 80-е годы потребительского общества, его верхушкой.

Капиталистическая элита, буржуазия, правящая верхушка — сама является частью потребительского общества и возглавляет его.

Буржуазная элита — это лидеры потребления, на которых равняется все потребительское общество, воспринимая их как эталоны, к образу жизни которых нужно стремиться.

Поэтому многие даже не осуждают ни мягкий приговор Васильевой, ни «часы Пескова», ни прочие шубохранилища — они относятся к этому как к эталону, образцу для подражания.

Многие действуют на своем уровне точно так же — не могут позволить себе часы за 9 миллионов, но могут позволить за 90 тысяч. Или реплику за 9 тысяч — но обязательно реплику, чтобы быть похожим. Не могут позволить себе майбах, но могут позволить себе лексус. Что могут — то и покупают, но покупают, руководствуясь не бытовой необходимостью, а желанием следовать стилю потребления, заданному элитой.

И пока в массовом сознании сохраняется культ потребления, пока общество остается потребительским и потребители глядят на буржуазную элиту как на законодателей мод и стандартов, копируют их поведение на своем уровне — ничего в стране не изменится.

Ни капитализм, ни антисоветскую власть потребительское общество победить не способно, потому что оно является прочной основой того и другого и само воспринимает их как норму.

Потребительское общество будет неизменно голосовать за тех политиков, которые будут поддерживать потребительский образ жизни. Не станет Путина — проголосуют за его преемника. И будут прощать властям всё, пока сохраняется главное — потребительский образ жизни.

Не справится потребительское общество и с коррупцией, потому что само стимулирует ее. Коррупционеров толкает на взятки и пользование бюджетом то же самое желание много потреблять, следуя примеру буржуазной элиты и правящей верхушки. И когда на смену осужденным коррупционерам приходят такие же потребители, движимые тем же желанием много потреблять по примеру элиты — их превращение в новых коррупционеров становится лишь вопросом времени, обычно совсем небольшого.

Отойти от сырьевой экономики потребительское общество тоже не сможет, потому что продажа сырья и покупка готовых товаров — самый простой способ удовлетворения потребительских желаний, как для элиты, так и для общества в целом.

Элита, продавая сырье и покупая готовую продукцию, идет по самому простому пути обеспечения своих потребностей. И всё потребительское общество идет следом.

Именно поэтому самыми популярными специальностями в России стали юристы, экономисты и менеджеры — это оптимальные специальности для потребителей, желающих найти свое место в системе торговли или на государственной службе, чтобы максимально обеспечивать свои потребности наиболее простым способом, пристроившись к всеобщей системе потребления и распределения материальных благ, системе сбыта сырья и закупки готовой продукции.

Потребительское общество — это и фундамент капитализма, и опора антисоветской власти, и питательная среда для коррупции, и причина, по которой страна не может отойти от сырьевой экономики, слезть с нефтегазовой иглы.

Кто-нибудь обязательно скажет, что быть потребителем — это нормально и без потребителей не может быть ни экономики ни производства. Но это не совсем так. Вернее даже совсем не так.

Это в капиталистической системе быть потребителем нормально, это капиталистической экономики не может существовать без потребителей.

И многие сегодня считают все это нормальным и единственно возможным лишь потому, что в России давно возник и сформировался тот самый капитализм, фундаментом которого является потребительское общество, в результате многие просто не знают, как может быть по-другому.

Однако человек не обязан быть потребителем.

Человек может и даже должен быть созидателем.

Разница между созидателем и потребителем — в приоритетах.

Созидатель сперва создает, а затем пользуется плодами своего труда или обменивает его на труд других.

Потребитель — пользуется плодами чужого труда, а порой даже не пользуется, а утилизирует его, приобретая товары не для пользования, а просто чтобы они были. При этом потребитель не создает товаров, эквивалентных потребляемым, не участвует в их создании, а порой не создает вообще ничего.

Человек отличается от животных тем, что создает искусственную среду, предметы, инструменты и произведения, поэтому быть человеком — значит быть созидателем. А быть потребителем — это значит быть животным, которое ничего не создает, а только пожирает то, что растет или бегает вокруг него в природе.

Христианская религия также постулирует, что человек создан по образу и подобию Творца, а значит с позиций христианства человек опять же рожден быть созидателем.

Поэтому быть потребителем для человека не совсем нормально и даже совсем ненормально.

Общество потребления — это общество, в котором человек постепенно теряет свою человеческую сущность и возвращается к животному состоянию, в котором только потребляет созданные без его участия продукты — так же, как животные бегают и употребляют в пищу то, что водится вокруг них в природе.

Поэтому если наше общество не сможет выйти из потребительского состояния — оно не только останется жить при капитализме и коррумпированной буржуазной власти в постоянно деградирующем сырьевом государстве — оно со временем скатится к первобытному состоянию, в котором утратит способность не только организованно трудиться, но и защищаться, в результате чего будет окончательно вытеснено со своей территории и уничтожено.

Именно к этому и ведет нас капитализм силами антисоветской власти и методом потреблядизации всей страны.

 

 

Источник

1 комментарий

  • Сергей

    02 ноя 2018

    Ответить

    На самом деле, жажда наживы как сущность буржуазного общества и потребительское общество в сильнейшей степени взаимосвязаны, однако последнее есть следствие первого. Реклама двигатель торговли, с помощью которой навязывается обществу мода и все престижное, без которого якобы не обойтись, если крут. Когда продажи какого-то товара насыщаются (падает спрос), то падают прибыли компании его производящей. Чтобы этого не происходило, компания заранее разрабатывает несколько моделей, практически ничем не отличающихся между собой, чтобы при спаде вовремя запустить рекламу якобы нового товара. При этом прибыли компании будут максимальны. Эксплуатация в самом обычном смысле никуда не исчезла, а набирает обороты. Об этом свидетельствует "двугорбый верблюд" в картине распределения доходов в обществе, который становится гротескным.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы