Точка зрения

Андрей Барвинов

Индикатор правды в мире лжи

 

000214a«Братья, стойте и держите предания, которым вы научены…» (2 Фес. 2:3-12)

 

23.11.2015 г. на сайте РЭОШ была опубликована ст. «Богословские соблазны монархического движения», появление на свет которой было вызвано полемикой между В. Ю. Катасоновым с одной стороны и двумя носителями «беломонархически-православного» взгляда на отечественную историю – петербургским профессором Б. Н. Мироновым и ведущим научным сотрудником РИСИ П. В. Мультатули – с другой. Полемика произошла на конференции «Модернизация и реформы в первой половине XX века: опыт Российской Империи и СССР» 17 ноября в ЦВЗ «Манеж» на выставке «Моя история. XX век».

Как указано в данной статье: «В возникшей полемике стало очевидным, как остро стоят для некоторых исследователей и деятелей темы гибели российской монархии, (и) создания Советского государства»…  «Увы, устоявшиеся убеждения, в т.ч. религиозные, иногда не позволяют избавиться от исторических мифов и полно, честно, спокойно посмотреть на противоречивую историю ХХ века»….
Далее предлагается к рассмотрению «статья священника Даниила Сысоева, убиенного в 2009 г., с тем, чтобы читатель познакомился со взглядом православного служителя на тему канонизации царя-мученика Николая».
В своей статье о. Даниил последовательно опровергает три блуждающие в народе мифа современных православных монархистов, связанные с темой канонизации последнего царя, отвечая на соответствующие три поставленных вопроса:
1. Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел? (2 Фес. 2:7),
2. Существует ли наследственный грех цареубийства?
3. Можно ли называть Царя искупителем?
Желающих ознакомиться со всеми ответами на вышеуказанные вопросы отсылаю на сайт РЭОШ. Здесь же хотелось более детально рассмотреть только первый вопрос, а также некоторые другие моменты, упомянутые в послании апостола Павла (2 Фес. 2:7) с целью оценки нашего нынешнего времени – как момента «отступления» и начала «конца дней».

О внешнеполитических, межгосударственных признаках близости «конца дней» люди сегодня начинают задумываться в связи с толкованием некоторых фрагментов новозаветной книги «Откровение Святого Иоанна Богослова» (Апокалипсис) старцем Афонской горы Паисием (1924-1994), а также исходя из логики при интерпретации сегодняшних событий на Ближнем Востоке (и непосредственного участия в них России). Сюда можно отнести «вострубление третьего Ангела» с падением «звезды полынь», отравившей реки и источника вод (Откр. 8:10-11) (одно из названий растения полынь – чернобыльник, чернобыль), «вострубление шестого Ангела», который «освободил четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат» (Откр. 9:13-19) (некоторые считают, что эти четыре Ангела – государства Турция, Сирия, Ирак и Иран), а также многочисленные пророчества старца Паисия о разделении Турции, возвращения Константинополя грекам, участия в ближневосточной войне русских. (Желающих более детально ознакомиться с вышеперечисленными внешнеполитическими признаками начала «конца дней» отсылаю на сайт РЭОШ к статье В.Ю. Катасонова «Третья мировая. Ближний и Средний Восток – альфа и омега земной истории»).

В данной же статье мне хотелось бы остановиться на рассмотрении межчеловеческих, духовных, нравственных признаков начала «конца времен». Для этой цели остановлюсь на рассмотрении вышеуказанного фрагмента Священного Писания (2 Фес. 2:7), причем с опорой на толкование святыми отцами («Свт. Феофан Затворник. Послание Святого апостола Павла к солунянам второе. Истолкование святителем Феофаном»).
Сначала приведу слова апостола Павла из Священного Писания: «День тот (День второго пришествия Христа) не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду»… (2 Фес. 2:3-12).

Отсюда выходит, что начало «конца дней» начнется с момента «взятия от среды удерживающего теперь». «Удерживающего» святые отцы толковали трояко. Согласно о. Даниилу (Сысоеву):«Первое толкование говорит, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору-антихристу… Так понимали этот стих святой Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский…. Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаженным Феодоритом, Севиром (у Экумения) и святителем Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет от людей (хотя и не ото всех) за их грехи, особенно за оскудение любви. Этого толкования придерживается как основного и святитель Феофан Затворник… Третье понимание раскрывает второе. Согласно ему, Божиим определением, сдерживающим приход антихриста, является слово Господа: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24, 14). Этого толкования придерживались преподобный Ефрем Сирин, блаженный Феодорит, святой Иоанн Дамаскин. Святитель Феофан так связывает два последних толкования. Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле, и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде, и тогда наступит конец… Ходит Слово Божие по земле, возбуждает спящих и приводит их к источникам благодати Мир стоит потому, что еще не все, гожие в Царство Христово, вступили в него или еще не столько их вступило, сколько нужно… Мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие и что благодать Духа Святого еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде… Мы видим, что богомудрые Отцы не позволяют считать, что удерживающий уже взят из среды в 1917 году. Он еще здесь, и нет никакого оправдания тем, кто под предлогом приближения антихриста презирает каноны, разрывает узы любви и уходит в раскол из Вселенской Церкви, в которой одной спасение»… 

Итак, как по мнению о. Даниила, так и по твердому убеждению святых отцов «удерживающий» — не есть последний русский царь Николай II, причисление которого к лику святых после разрушения Советского Союза с его социалистическим строем, стало главным идеологическим символом нашего «светлого капиталистического будущего», проповедуемого нашей правящей властью и верхушкой РПЦ (в официально «безидеологическом» информационном пространстве).
Не напрасно были созданы и посеяны в умах православных вышеуказанные мифы о светлом святом царе и антихристах большевиках, не напрасны и растянувшиеся на годы исследования останков царской семьи. Эта «болячка» многократно и периодически кем-то сознательно расковыривается. Цель – не допустить примирения сторонников социализма и сторонников православия. Цель – поддерживать взаимную ненависть и общую близорукость, чтобы люди не смогли разглядеть главного общего врага русского народа – либеральный олигархический капитализм, который своим внешним идеалом видит дореволюционное «православное самодержавие» (с некоторыми дополнениями). Тема восхваления дореволюционной России и профанирования, опорочивания периода социализма прослеживается красной нитью в наших «независимых» СМИ на протяжении всего последнего 25-летнего «демократического» периода.

Были ли большевики (коммунисты) и люди социализма – «нехристями», если это слово понимать как «не христиане» — «да». Хорошо ли это? Однозначно – «плохо», потому что это способствовало развитию в их душах самомнения и гордыни. Были ли они – «безбожниками», если это понимать, как неверующих в Бога – однозначно «да». Хорошо ли это? Однозначно – «плохо», потому, что высокое нравственное и духовное (которое может поддерживаться только присутствием в душах живого Бога – Духа Святого) было постепенно в определенной части трех поколениях советских людей заменено мелкой земной суетой и мещанством. У этой части людей мечты о великом справедливом будущем сменились мечтами о собственном личном «благополучии», о сытом комфортном существовании.

Были ли коммунисты и люди социализма – «антихристами», если это понимать как противников Христа, как противников Его нравственного учения, как противников воплощения в жизнь этого Его нравственного учения?…
Здесь бы я с однозначным утвердительным ответом не спешил.  Ведь они большую часть этого нравственного Христового учения воплотили в жизнь (пусть сами и не осознавая этого), причем часто жертвуя для этого своей собственной жизнью.
«Божие» христиане – не воплотили, а «безбожные» социалисты – воплотили.
Вопрос: в ком же больше «антихриста»?..
Получается парадокс – судя по количеству церквей сегодня Бог (Праведник, Дух истины) вернулся в наше «неправедное» бывшее социалистическое общество, а честность, правда, истина, справедливость – исчезли! Исчезли и любовь братская, дружелюбие, спокойное равноправное человеческое общение, характерные для людей Советского Союза. Причем, исчезла братская любовь, проявлявшаяся на всех социальных уровнях: от межличностного общения до взаимоотношения братских народов. Сегодня в нашем православном («божнем») обществе исчезла любовь, столь же необходимая в качестве основного признака присутствия в обществе Бога, как и правда (как впрочем это было и накануне Октябрьской революции). А нравственность, как более широкая категория, охватывающая многие другие признаки присутствия Бога в обществе кроме истины и любви – где она сегодня в нашем православном («божнем») обществе?…
Но, вернемся к «удерживающему».

Как видно из вышесказанного святыми отцами, «удерживающий» — не царь, а либо Римская империя, либо – Дух Святой, схождение которого на христиан сильно уменьшится в «последние дни», а с приходом антихриста – вообще прекратиться.
Так как Римская империя давно пала, а отступник – беззаконник в тот период не пришел, то остается в роли «удерживающего» только Дух Святой. Об этом говорит и Феофан Затворник: «Следующие за ним слова: человек беззакония превознесется паче всякого бога и прочее, дают разуметь, что и отступление будет в том же роде, совершится то есть в области религиозно-нравственной. Видеть, следовательно, в этом отступлении что-либо политическое, например восстание иудеев или падение Западной Римской империи, значит уклоняться от того, что хотел сказать святой Павел».

Интересно, и несколько необычно звучит толкование этого периода времени Феодоритом, слова которого приводит Феофан: «Признаю истинным утверждаемое другими. Благоугодно Богу, чтобы антихрист явился во время скончания (мира). Посему Божие определение не позволяет ему явиться ныне. Но полагаю, что изречение сие заключает в себе и другой еще смысл. Поелику Божественный Апостол знал сказанное Господом, что Евангелие должно быть проповедано всем народам, и тогда кончина (Мф. 24, 14), но видел также, что преобладает еще служение идолам; то, следуя Владычнему учению, сказал, что прежде сокрушится держава суеверия и повсюду воссияет спасительная проповедь, и тогда явится сопротивник истины».

Последние три последовательные во времени действия, указанные Феодоритом: 1) прежде сокрушится держава суеверия, 2) повсюду воссияет спасительная проповедь (Евангелия), 3) явится сопротивник истины (отступник – беззаконник- человек греха) с позиции логики – абсолютно не логичны! Очевидно, что после падения суеверной (языческой = атеистической) державы, и последующим на ее территории повсеместным проповедовании Евангелия Христова, следует ожидать воцарение в этой стране воплощенного на земле Царства Божия. Однако результат у Феодорита совершенно неожиданный для человеческой логики: вместо построения Царства Небесного на земле – появление антихриста во всей полноте. Вся эта нелепица становится логичной, если принять за «державу суеверия» — атеистический Советский Союз (в котором как минимум последние два поколения (по 30 лет каждое) ничего толком не знало об Евангелии, отрицая с детских лет само существование Бога). После же развала СССР было восстановлено и построено множество новых православных храмов, и, судя по статистическим данным, большая часть ранее атеистичных людей социализма (70% населения) в различной степени (подавляющее число — в невысокой степени) стало христианской – «спасительная проповедь Евангелия воссияла». Однако одновременно с этим пришел и антихрист: уровень беззакония (и не только нравственного – которого сегодня по сути вообще не осталось, но и примитивного уголовного) достиг невиданнейших никогда в человеческой истории высот. А уровень лжи: обмана и самообмана, сплошного лицемерия, ханжества, пустосвятства, причем, как в светской, так и в религиозной сфере – достиг апогея! При этом очевидна явная мизерность присутствия Духа Святого – Духа истины (причем опять – как в светской, так и религиозной областях жизни), ведь иначе ложь сегодня не стала бы повсеместной и многоуровневой. Не прав был патриарх Кирилл назвав современную эпоху, «эпохой достоинства». Сегодняшняя эпоха России – это эпоха «лжи и беззакония» на абсолютно всех уровнях межчеловеческих взаимоотношений.

Феофан пишет: «Удерживает и не допускает беззаконному явиться Дух Святой. Когда Сей, по причине умножения зла в людях, отстранится и отступит, тогда беззаконный тот возымеет свободу открыться и выступить на среду,— мешать будет некому»… «Сему пришествию Господа, по Апостолу, будет предшествовать явление антихриста, в котором Бог попустит раскрыться злу во всей широте и силе, чтоб обнаружились и сами себя обличили те, которые суть его части»… «Таким образом, после того как Божиих всех уже выдаст род человеческий и больше их ожидать нечего и не Божии все выступят налицо, сбросив личину»…
Кто же здесь «Божие»? Все ли православные христиане? Очевидно, что далеко не все. Более того – только те, кто снискал Духа Святого, кто родился свыше. Как далее пишет Феофан: «Ходит Слово Божие (Евангелие) по земле, возбуждает усыпленных и приводит их к источникам благодати (Духу Святому), — и они, быв перерождены, становятся деятелями своего спасения во славу Господа, всем спасение устроившего. Этого рода явления повсюду,— и среди неверных, и среди заблуждших, и среди правоверующих; ибо и званные не все избраны, как не все рыбы, попавшие в мрежу, гожи к столу… Из них-то (рожденных свыше = имеющих Святого Духа) Господь и строит Свое царство духовное. Они — материал, готовимый на земле для неба Словом Божиим и благодатию»…

Чтобы предотвратить излишнюю оптимистичность о возможности построении Царства Божия на земле (до момента Его второго пришествия), далее Феофан пишет: «…Трудно допустить, чтоб вера с течением времени все более и более возрастала в силе. Светлые некоторых писателей изображения христианства в будущем приятно встречать, но нечем оправдать. Царство Христово благодатное, точно, расширяется, растет, полнеет; но не на земле — видимо, а на небе — невидимо, из лиц, там и здесь, в земных царствах, приготовляемых тудаспасительною силою Христовою (Духом Святым). На земле же предуказывается господство неверия и зла. Оно видимо и расширяется; и когда уже очень возобладает, тогда дело будет стоять только за началом (отступления). Подай только кто влиятельный пример, или голос сильный, и отступление от веры начнет совершаться. Этот толчок и дан будет антихристом. Отсюда можно положить, что удерживающее антихриста есть вместе и то, что нет еще должной подготовки в людях к принятию его (антихриста); перевеса еще не взяли неверие и нечестие, много еще веры и добра в роде человеческом».

 
Последние слова Феофана: «много еще веры и добра в роде человеческом» относятся к его времени жизни, то есть к 19 веку, но явно не к сегодняшнему дню. (Хотя единороссы скорее всего с этим не согласятся, да и Кирилл нашел в нашем времени какое-то мифическое «достоинство». Для них – у нас все хорошо. Вспоминается анекдот И.И. Никитчука на эту тему: «У вас течет кран? Сгорел утюг? Не работает компьютер? «Единоросс на час» — ничего не починит, докажет, что все у вас хорошо и оставит без денег»).
А если без шуток – то сегодняшнее время не может не вызывать угнетающего чувства от царящих повсюду несправедливости, воровства, взятничества, душевной черствости и эгоизма, равнодушия и безучастности к людям, к их нелегкой жизни и судьбам правящей власти в облике поставленных ими чиновников всех рангов и уровней, да и нашей православной Церкви — тоже. Российское общество достаточно быстро нравственно деградирует в последние постперестроечные годы. И вся эта горькая правда о людской духовной деградации воспринимается власть предержащими не только равнодушно, но чаще – лицемерно оптимистично. Пытаясь пустыми, глупыми телепередачами, песнями, фильмами отвлечь народ от царящей вокруг лжи, беззакония, нравственного разложения – она успешно скрывает правду.

Вопреки оптимистичным убеждениям единороссов, сегодняшнее состояние российского общества более соответствует следующему фрагменту из Священного Писания: «Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти. И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда (справедливого суда, как нравственного, так и уголовного). И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника…» (Ис. 59:13-16).
Кто-то из новоявленных православных христиан может попытаться возразить, что «отступники от Бога нашего» — это предшествующие «безбожные» советские социалисты, а мы то сегодня как раз таки «приступили к Богу нашему». Отчасти – это верно (и об этом я уже говорил выше). Социалисты отреклись от Бога – и в этом их неправда и беда (прежде всего для их душ). Но, несравненно большая неправда и ложь творится сегодня в нашем «христианском» православном обществе.
Почему так происходит?

Потому, что сегодня нет «дел правды». Потому, что сегодня нет «заступника» за правду, а в советское время были и «дела правды» и «заступники». Сама социалистическая идеология справедливости – была «заступником», была тем «удерживающим», с исчезновением которого в наше общество при прямом посредничестве нашего правительства хлынули лукавые западные свободы. Надо однозначно сказать – анархистские свободы. Свободы каждого от всех и всего: от нравственности, от справедливости, от равноправия, от честности, от дружелюбия, от скромности, от порядочности, от правды, от совести. Но, «свобода» пришла не одна, она привела с собой «достоинство», то есть «гордость» (в христианском понимании) или «эгоизм» (в атеистическом понимании). И этот высокомерный, надутый, самовлюбленный «эгоизм» окончательно убил «совесть» в постсоветском обществе. (Совесть, которая по-сути является в чем-то аналогом Духа Святого у атеистов. Вспомните:«…Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники (атеисты), не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:13:15)). А уж после того, как исчезла «совесть» у постсоветского поколения, выросшего на либеральной лжи, то и пришло «отступление» от Бога и от истины. В этой связи не выходит из головы, подчерпнутая  из какого-то фильма фраза: «Мир уничтожит не тот, кто творит зло, а тот – кто равнодушно на это смотрит».

Какое может быть «лекарство» от такого нравственного состояния общества?
Ответ звучит в той же 59 главе «Книги Пророка Исайи»: «…Говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до(конца) века» (Ис. 59:21). И еще здесь: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь (пока еще) не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что (от Бога) услышит, и будущее возвестит вам»(Ин. 16:12-14).
То есть единственным «лекарством» для больной нравственности мог бы стать Дух Святой – Дух истины, который открыл бы глаза людям на царящую вокруг ложь. Дух Святой и Слово Божие, причем не искаженное, не извращенное, не лукаво перетолкованное, а то, которое осталось еще со времен апостолов, со времен ранних святых отцов (в том числе и так называемая «святоотеческая социальная доктрина» Церкви, которая исторически через лукавую «умеренную доктрину» сегодня подошла к чисто еретической «протестантской доктрине», восхваляющей богатство, успех и процветание). Мог бы стать, но уже вряд ли станет…

Но, вернемся к рассмотрению толкования (2 Фес. 2:3-12) Феофаном Затворником. Чтобы правильнее понять, в чем же состоит «отступление», сначала рассмотрим «тайну беззакония» («Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь»). Вот, что по этому поводу говорит Феофан: «Беззаконие, грех действовал уже в роде человеческом со времени преступления Адамова… Посему надо полагать, что под словом тайна беззакония Апостол дает разуметь нечто особенное… Пагубные действия его (беззакония)видны, а дальние его цели скрытны. Апостол как бы намекает: к чему доселе стремился сатана — видно было, обнаружилось уже. Что же теперь он замыслил, еще не видно. Тайна в том, что замыслы его еще не открылись. Прежде он действовал так, теперь  иначе, а как? — еще не видно. Иначе же он начал действовать, потому что и Бог иначе воздействовал на род человеческий в Господе Иисусе Христе. До пришествия Христова он применился уже, как сбивать с пути людей, а теперь, видя, как отовсюду теснит его крест Христов, только начал свои противукозненности»… 

По Феофану Затворнику – «тайна беззакония» будет состоять в том, что сатана к христианам (в отличие от иудеев) применит новую, совершенно неожиданную многими тактику соблазнения и прельщения. Причем, как сказал апостол, она «уже в действии», но будет и дальше развиваться медленно, незаметно, шаг за шагом.
«…Так понимают тайну беззакония древние наши Церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что Апостол означил сим породившиеся ереси, потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайною беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста Апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно». То же говорит и святой Дамаскин: «Тайною беззакония называет Апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему (беззаконию), пролагая ему путь и подготовляя время прельщения»…
Здесь святые отцы под «тайной беззакония» понимают «ереси» и «ложные догматы». Это означает, что «тайна беззакония» будет рождаться в церковной христианской среде путем растянутого во времени, незаметного (именно потому незаметного, что растянута во времени: в два-три смежных поколения – одно маленькое изменение, в следующие два-три – еще одно маленькое изменение и т.д.) искажения истинного учения Христа с постепенной полной переделкой Его под учение сатаны. Причем так, чтобы новое сатанинское учение осталось под именем Христа.

И так оно и случилось в жизни. Учение Иисуса, свято хранилось без искажений Его живыми свидетелями – апостолами, воплотившими наяву в окружающем их рабовладельческом строе – локальный христианский коммунизм – Иерусалимскую общину.
Далее в IV веке, практически без искажения этого учения оно было пересказано ранними святыми отцами, и прежде всего Иоанном Златоустом, правильно толковавшим -  отношение Бога к богатым и богатству, а также – «любовь к ближнему своему». Это еще была названная Н. Соминым – «святоотеческая социальная доктрина Церкви». (Хотя в III веке уже была временно и успешно воплощена попытка исказить истинное учение. Это – написанная Климентом Александрийским книга «Кто из богатых спасется?», которая прельстила многие христианские умы, и явилась по сути воплощением так называемой «умеренной» имущественной доктрины, когда богатство иметь стало уже можно, но любить его при этом – еще нельзя). Но потом Златоуст был репрессирован и умирает в ссылке, а его ученики, проповедующие то же, еще неизменное учение Христа, разгоняются. «Эту историю с низложением Златоуста недооценивают. Её наши церковные историки рассматривают как некий такой эпизод нравов, не очень хороших в Церкви, но которые особенно на историю Церкви не повлияли. На самом деле не так. Это была трагедия, причём общецерковная трагедия. Дело в том, что после всех этих репрессий нравственное богословие в Византии постепенно сходит на нет. Смельчаков, которые обличали бы царей, обличали бы богатых, становится всё меньше и меньше» (ст. Н. Сомина «Борьба двух имущественных течений в Византии»).

После этого «умеренная» доктрина постепенно возвращается в Церковь, а в 16 веке под напором зарождающегося в Европе капитализма и на волне буржуазных либеральных революций стараниями М. Лютера и Ж. Кальвина рождается уже в полной мере сатанинская «протестантская» доктрина. Доктрина, не порицающая накопление богатства, а ставящая это накопление в заслугу перед Господом. В двух словах ее смысл: «Бог кого любит, тому и дает (материальные блага)». Причем, всякие добрые дела не столь и важны, главное – это «вера», так как именно: «По вере вашей да будет(даровано) вам» (Мф. 9:29). (Здесь, вырвав из контекста данную фразу, протестанты подразумевают уже не духовный, а чисто материальный аспект). Протестанты существенно уменьшают обрядность и ритуальность (что, в целом скорее хорошо, чем плохо, так как это меньше отвлекает человека от Бога на ритуальную суету), допускают свободное толкование мирянами Священного Писания (что – однозначно плохо, так как – сколько людей – столько и толкований, а значит – и источников заблуждений), плотно «подступают» к приобретению «Святого Духа». Чтобы доказать «истинность» своего «нового» учения в противовес «устаревшему» католицизму, протестанты начинают искать доказательства их избранности, доказательства «свидетельства Божия» — «факты», свидетельствующие о наличии в них Духа Святого. Для лютеран и реформатов (кальвинистов) того времени – это было материальное богатство, заработанное упорным трудом. Позже, на протяжении нескольких веков протестантских учений становится все больше и больше, догматы и правила которых отличаются друг от друга все значительнее и значительнее. Появляются: пресвитериане, реформаторы, баптисты, пуритане, пятидесятники, методисты, евангельские христиане, мормоны и т.д. и т.п.

Сегодня наиболее распространенными на Западе (в Америке и Европе) являются харизматы (от «харизма» — т.е. благодать), которые путем постепенных превращений через пятидесятников и баптистов возникли из реформатов (кальвинистов). Именно с ними нужно связывать следующие строки: «Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными». «Знамения» и «чудеса ложные» — это всевозможные свидетельства обладания членов харизматической церкви Духом Святым. Прежде всего – это «говорение на иных языках» (ложная имитация полученных апостолами в День пятидесятницы даров Святого Духа говорения на множестве различных иностранных языков того времени – а по-сути просто «тарабарщина»), «исцеление» больных, «успехи в процветании» (свидетельства о богатении) посредством упорной молитвы и взращивания мощной веры в Бога. На собраниях харизматов-пятидесятников они поют сочиненные ими хвалы Богу, источают счастье и радость, нередко впадая в экстаз, дружно молятся за бизнес друг друга. Изредка на них с потолка сыпется золотая пыль и перья Ангелов.

Поэтому Феофан далее пишет: «По этим удостоверениям рисуется в голове очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей в последнее время. Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему (Евангелию), другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя на основании слов Писания. Этим самоизмышленным верам числа не будет. Начало им положил папа, продолжили его дело — Лютер с Кальвином; положенное же сими последними в основу свое личное постижение веры из одного Писания, дало сильный толчок измышлениям вер. Их и теперь уже очень много, а будет еще больше. Что ни царство, то свое исповедание, а там — что ни область, а далее — что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан. Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми Апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век. Вот какая широкая ожидается область отступления. Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела. Потом, отдавшись сатане, явно отступит от веры и, вооруженный его обольстительными кознями, всех, не содержащих христианства во истине, увлечет к явному отступлению от Христа Господа, заставив себя самого почитать за бога. Не увлекутся избранные, но он будет иметь покушение прельстить и их, аще возможно. Чтоб этого не случилось, прекратятся дни те злые. Явится Господь и упразднит антихриста и все дело его явлением пришествия Своего».

 
Итак, о чем здесь пишет Феофан? Можно ли это описанное им состояние общества применить к человеческому обществу сегодняшнего дня?
Он пишет: «Рисуется очень неутешительная картина нравственно-религиозного состояния людей в последнее время». И сегодня это – так. Куда еще «неутешительней»? Бывшие когда-то христианскими Европа и Америка, сегодня либо исповедуют сатанинскую протестантскую идеологию (причем вес шире — в ее крайней содомической форме), либо – корыстолюбивый, эгоистический, индивидуалистический атеизм.
«Евангелие будет всем известно». Так и есть, сегодня не осталось ни одного уголка Земли, где бы Евангелие не было проповедано. Более того, сегодня существует немалая часть население планеты, которое от христианства отказались сознательно.
«Но одна часть пребудет в неверии ему (Евангелию), другая — наибольшая — будет еретичествовать, не Богопреданному учению следуя, а построевая себе свою веру, своим измышлением, хотя на основании слов Писания»… Эту тему мы уже достаточно хорошо разобрали. Слова Феофана оказались пророческими, так как сегодня действительно в мире «самоизмышленным верам нет числа». «И все такие будут присвоять себе имя христиан»… И это сходится, во всяком случае, для европейского, так называемого «исторически христианского» общества. «Будет часть и содержащих истинную веру, как она предана святыми Апостолами и хранится в Православной Церкви; но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век»… 

Как видим, и нам православным не стоит нос задирать, ведь то, что пишет Феофан — это горькая правда о нас православных христианах. Сегодня «сердце, возлюбившее нынешний век», не только у подавляющего числа православных мирян, но и у большей части клира, причем – и у самого высокостоящего священничества нашей православной Церкви. И «хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступление истинное»… Об этом выше мы тоже уже говорили. Сегодня, в постсоветское («постантихристовое», как должны были бы считать согласно логике сегодняшние православные монархисты) время православные храмы вырастают как грибы после дождя, а нравственность и истина – исчезают. Напротив, в новом обществе господствует ложь, беззаконие и зло, потому, что сегодняшнее наше православное христианство в большей части «это только видимость, внутри же отступление истинное». 

Вот как об этой внешней видимости православного христианства говорит наш современник игумен Петр (Мещеринов) в ст. «О лубочном христианстве» (с некоторыми его высказываниями о социализме и русском народе  можно не согласиться, но с тем, что сегодня преобладает чисто внешнее обрядническое и бездуховное христианство, с этим не поспоришь):«Между человеком и Богом невозможными становятся личные отношения (Богообщение, общение с Духом Святым), а именно в них суть нашей религии; возникают отношения формальные, юридические; благоугождение Богу переносится из сферы нравственной — исключительно в исполнение определенных внешних правил… Что из всего этого получается на практике? То, что церковь превратилась у нас в некую белую магию православного обряда. Со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь (Мк. 12, 30). Это требует, как я уже сказал, нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу. Людям это неудобно, да и с амвонов не часто услышишь об этом. Пастырям проще выступать в роли жрецов — отслужить молебен или требу, и, получив плату, на этом закончить созидание Церкви. Людям же легче поставить свечи, написать записки, пройти по канавке и т.п., в надежде, что они автоматически окажут нужное магическое действие, — чем разбираться в своей жизни и строить её в соответствии с Евангелием».

Вернемся к Феофану: «На этой почве народится антихрист и вырастет в том же духе видимости без существа дела». Вот и христианство наше сегодня «в духе видимости без существа дела». За правду, справедливость – не стоим (и даже рта не открываем), угнетенного – не зачищаем, лжецов и воров – не обличаем. «Спасаемся» потихонечку каждый сам по себе, каждый как может. Одели темные очки и видеть не хотим той правды, что уже за последние 25 лет выросло поколение не только без Духа Святого, но и без совести. Поколение человека греха, сына погибели, беззаконника, противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом и святынею. Это они, а не люди социализма, и есть беззаконники и антихристы, а равнодушно смотрящие на царящее вокруг беззаконие «христиане» — отступники от Бога, от истины, от правды. Как сказал Феофан, беззаконники уже «возымели свободу открыться – мешать им некому», «не Божьи выступили налицо, сбросив личину». Сегодня часто встречаемая у нашей молодежи сатанинская атрибутика – это не просто глупая шаловливая полудетская бравада, это публично брошенный обществу вызов силами тьмы, на который общество сегодня похоже уже не может дать адекватный ответ. Необузданное хамство, бессовестная наглость, самовлюбленное тщеславие и глупое самолюбование молодого поколения человека греха – сегодня имеют повсеместное распространение, причем как у юношей, так и у девушек. «Бог попустил раскрыться злу во всей широте и силе, чтоб обнаружились и сами себя обличили те, которые суть его части» — вот они и обнаружились, вот и «открылись». Сегодня уже нельзя сказать: «Много еще веры и добра в роде человеческом; перевеса еще не взяли неверие и нечестие». Сегодня – уже перевес налицо, и он уже не обратим. И думаю, что с этим не станет спорить даже самый оптимистичнейший оптимист, потому, что уже проявившиеся сегодня люди греха вряд ли завтра «найдут» совесть (или, что еще фантастичнее – «найдут» Духа Святого) в бессовестном, бездуховном, беззаконном обществе.
Дальше будет – все хуже и хуже, потому, что людей, способных отстаивать правду и справедливость (людей, сохраняющих в своих сердцах истинную Христову нравственность) будет с каждым годом все меньше, а молодого капиталистического поколения, воспитанного по «действию заблуждения, так что они будут верить лжи» — все больше.

Так, что же делать?…
Сам смысл статьи подсказывает это.
Прежде всего, всем нужно «проснуться» («бодрствовать» — как сказано в Священном Писании), «снять очки» лжи и самообмана, и критически оценить себя и сегодняшний окружающий человеческий мир.
Потом определиться – чей ты? И с кем ты?
А дальше – в зависимости от ответа на этот вопрос…

Поделиться

1 комментарий

  • Сергей

    20 дек 2015

    Ответить

    Ещё раз для непонятливых: проблема состоит не в том, чтобы решить, что есть правда и что есть ложь, тем более, в индикаторах. Всем и так очевидно, что современное общество изолгалось. Человеческому обществу предстоит разрешить грандиозную задачу: каким должно быть экономическое и политическое устройство общества, при котором человечеству удастся воплотить в реальность то, что в него заложено Богом. Именно это является источником прогрессивных преобразований в обществе. Навязывание обществу  сначала ВСЕМ его членам стать богомольцами, а потом строить неизвестно что, обречено на провал, о чём свидетельствует вся история человеческого общества. Если устройство общества неадекватно поставленным целям, то даже если оно всё сплошь состоит из богомольцев и праведников (что неосуществимо), некоторые богомольцы перестанут быть ими и опять поработят остальную часть общества.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив