С.Кара-Мурза. ДЕЛО ЛЕНИНА

lenin

 

 

 

Русская революция — главное событие ХХ века. Она — стартер мировой революции «крестьянских» стран, изменившей все мироустройство. Китай, Индия, Латинская Америка — ее дети. Она — конец модерна, за этим порогом все пошло не так, как предписано в проекте Просвещения. На мировую арену вышла доиндустриальная  цивилизация, идущая в обход западного капитализма. Это — цивилизация крестьян и этносов, отвергнувшая господство гражданского общества и гражданских наций.

Мы, Россия, и сейчас живем в этой революции. Крах советского строя в его первой версии — ее эпизод, сегодня — лишь начало этого эпизода. Если мы хотим выжить как народ и как страна, надо знать и понимать эту революцию. Ленин — ее продукт и ее творец, ее теоретик и конструктор. Он — ключ к знанию и пониманию.

Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело и тем более понять его, они следовали неявному знанию. Эйнштейн в физике «сначала находил, потом искал». Они находили, а искать не было времени. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла советская идеология, превратившая, «для пользы дела», Ленина в икону, и когда выдохся антисоветский черный миф Ленина. Молодым нужно холодное и достоверное знание, им разгребать руины и строить на пепелище — а главные удары еще впереди.

Вот условия для разумных суждений тех, кто не боится знать:

1. Отделять свои нравственные оценки от фактов. Допустим, вы считаете священной собственность помещиков на землю, но надо признать, что практически все крестьяне (85% населения) считали ее незаконной.

2. Оценивать политика в реальных координатах, сравнивать его не со святыми, а с теми, кто в тот период воплощал альтернативные проекты. Для Ленина мы имеем такой ряд: Керенский (либералы-западники), Деникин («белые»), Савинков (эсеры), Махно (анар­хисты) и Троцкий (коммунисты-космополиты). Монархисты к концу 1917 года уже сошли с арены, даже Столыпин стал историей. Мечтать о «добром царе» — детская забава. Все актуальные фигуры «предъявили» свои проекты, люди попробовали их на зуб, а не изучали в кабинетах. Отрицаете Ленина? Скажите, с кем бы вы были и почему.

3. Не копаться в мелочах. Надо сравнить два главных проекта, два вектора, задававших России разные (и расходящиеся!) цивилизационные пути. Один проект предполагал построение в России государства западного типа с рыночной экономикой. Его воплощали сначала Керенский, а потом Деникин и Колчак. Это — Февраль, «белые». Другой проект — советский, его воплощал Ленин. Это — Октябрь, «красные».

Эти проекты Россия сравнила не в теории, не по книгам, а на опыте. С февраля по октябрь 1917-го — в мирных условиях сосуществования Временного правительства и Советов. Керенский проиграл вчистую. Под давлением и при участии Запада блок кадетов и эсеров попытался вернуть власть военным путем, сравнение проектов происходило в форме гражданской войны. За ней наблюдала вся Россия, и военное соревнование белые также проиграли вчистую.

Надо прислушаться к мнению предков, для которых, как для народа, этот выбор был вопросом жизни и смерти.

 

Совершенно неважно, какой из проектов нам сегодня нравится больше. Важно не сегодня, а тогда.

О ценностях мы не договоримся, сытый голодного не разумеет. Даже если сейчас захотелось жить по-другому, по-рыночному, плевать в прошлое неразумно, если мы хотим ужиться на одной земле.
— О личности Ленина говорить не стоит. За ним не замечено пороков, которые объясняли бы его мысли и дела. Он не был ни стяжателем, ни тираном. Это был умный и образованный человек, великий труженик, преданный своему делу, которое он считал справедливым. Многие сегодня считают его дело несправедливым. Пусть так. Но Ленин сделал свое дело мастерски, с большим успехом — так давайте брать у него пример именно в этом.

Ленин входил в мировую элиту социал-демократов, в «политбюро» второй партии в двухпартийной системе будущего Мирового правительства. Он блестяще выполнил последний завет Маркса — интеллектуально разгромил народников с их доктриной революции «не по Марксу» и развития «по некапиталистическому пути». Но осознав смысл революции 1905 года, Ленин совершил радикальный сдвиг в обеих плоскостях раскола России — он встал в ряды простонародья против сословной элиты и в стан почвенников против западников. За это одни его возненавидели, а другие — полюбили.

Что касается характера, то Сергей Есенин, поэт не купленный, о Ленине написал: «Слегка суров и нежно мил». А в другом месте: «Застенчивый, простой и милый, // Он вроде сфинкса предо мной».

На какое-то время в России стали верить Волкогонову больше, чем Есенину, но это время проходит. Значит, будем говорить о делах.

— Надо прислушаться к носителям художественного чувства. Были те, кто ненавидел Ленина, как Бунин. Были те, кто его принял, как избавление — Блок, Есенин, Шолохов. Надо вникнуть в мотивы и тех, и других.

А кто считает себя западником, пусть почитает современников Ленина, которые наблюдали его проект лично — Бертрана Рассела и Ганди, Грамши и Кейнса. В 1920-е годы Кейнс работал в Москве и сказал, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Она, как никто, была близка и к земле, и к небу. А Ленин «соединил то, что в душе европейца давно помещено в разные уголки души — бизнес и религию». В том смысле, что соединил чисто земные задачи с высшими идеалами.

Все это — урок истории, его надо освоить независимо от нынешней позиции каждого.

Но это — первое приближение. Надо понять, что же такого ценного сделал Ленин, за что его уважали многие достойные и умные люди во всем мире и любила большая часть народа России. И что он сделал не так, из-за чего антисоветские силы через 70 лет одержали верх. Разговор трудный. Нынешняя антиленинская кампания недобросовестна и нанесла всем большой вред. В ней не было разумной критики, и все сложные проблемы так принижались, что мы отвыкли ставить вопросы даже самим себе.

Вспомним ситуацию. С конца ХIХ века России приходилось одновременно догонять капитализм и убегать от него. Она слишком раскрылась Западу, а он не желал и уже не мог «принять» ее. В России складывался периферийный капитализм, и это было «исторической ловушкой» — истощением с утратой своей цивилизационной идентичности. Возникли порочные круги, которые не удавалось разорвать — даже разумные меры правительства ухудшали положение (это признак «ловушки» как особой системы обратных связей). Замаячила революция как выход через катастрофу.

 

Было несколько проектов, все их перепробовала Россия: Столыпин, либералы, эсеры, социал-демократы и большевики.

Каждый проект отражался в другом, каждая неудача обогащала знанием. Успешным был проект Ленина. Этот выбор вынашивал весь народ, все оппоненты и противники. В этом рывке было сделано много открытий всеобщего значения.

Сегодня наше общество духовно больно — элита, вскормленная великими делами планетарного масштаба, эти дела своего народа старается принизить и оплевать.

В основе советского проекта был крестьянский общинный коммунизм («Толстой — зеркало русской революции»). Маркс считал его реакционным, он исходил из того, что крестьянство должно исчезнуть, породив сельскую буржуазию и пролетариат. В это верили и Столыпин с кадетами, и поначалу Ленин. Его подвиг в том, что он преодолел давление марксизма, при этом нашел такие доводы, что стал не пророком-изгоем, каких немало, а вождем масс.

Чаяниям русского крестьянства и рабочих Ленин дал язык, облек их в сильную теорию. Назад из кризиса не выходят, и ленинизм соединил общинный коммунизм с идеалами Просвещения, что позволило России не закрыться в общине, а создать промышленность и науку — минуя котел капитализма. Это был новаторский проект, и он сбылся — на целый исторический период. И Победа, и Космос, и тот запас культурной прочности, на котором мы переживаем нынешний кризис — результаты того проекта.

Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик. В каждом  плане у него есть чему учиться, он был творец-технолог, мастер.

Он создавал прочные мыслительные конструкции и потому был свободен от доктринерства. Он брал главные, массивные процессы и явления, взвешивал их верными гирями. Анализируя в уме свои модели, он так быстро «проигрывал» множество вероятных ситуаций, что мог точно нащупать грань возможного и допустимого. Он не влюблялся в свои идеи и доводил сканирование реальности до отыскания всех скрытых ресурсов. Поэтому главные решения Ленина были нетривиальными и поначалу вызывали сопротивление партийной верхушки, но находили поддержку снизу.

Ленин умел работать с неопределенностью, препарировал ее, взвешивал риски. В методологии науки труды Ленина приводятся как канон научного текста, из которого изгнаны все «идолы». А посмотрите на тексты современных политиков, начиная с Горбачева, в них кишат все «идолы» — рынкаплощади и театра.

 

Наше национальное несчастье в том, что ненавидеть стали даже не столько Ленина-политика, сколько ленинский тип мышления  и мировоззрения. Этот тип мышления нам нужен позарез, но если вокруг разлита ненависть, он не появится.

Предвидения Ленина сбылись с высокой точностью (в отличие от Маркса). Читая его рабочие материалы, приходишь к выводу, что дело тут не в особо мощной интуиции, а в методе работы и в типе мыслительных моделей. Он мыслил уже в категориях постклассической науки становления, видел общество как неравновесную систему, как переходы «порядок — хаос», остро чувствовал пороговые явления и кооперативные эффекты. Исходя из трезвой оценки динамики настоящего, он «проектировал» будущее и в моменты острой нестабильности подталкивал события в нужный коридор. В овладении этим интеллектуальным арсеналом он обогнал время почти на целый век. В этом плане Сталин был его учеником.
Ленин выдвинул и частью разработал с десяток фундаментальных концепций, которые и задали стратегию советской революции и первого этапа строительства, а также мирового национально-освободительного и левого движения.

Здесь отметим лишь те, которые советская история оставила в тени.

1. Ленин добился «права русских на самоопределение» в революции, то есть на автономию от главных догм марксизма. Это обеспечило поддержку или нейтралитет мировой социал-демократии. Он преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединив «западников и славянофилов» в советском проекте. На полвека была нейтрализована русофобия Запада.

2. Создавая Коминтерн, Ленин поднял проблему «несоизмеримости России и Запада», проблему взаимного «перевода» понятий обществоведения этих двух цивилизаций. Она осталась неразработанной, но как нам не хватало в 1980 — 1990-е годы хотя бы основных ее положений! Да и сейчас не хватает.

3. Ленин поднял и, в общем, успешно решил проблему выхода из революции (ее обуздания). Это гораздо сложнее, чем начать революцию. Гражданская война была остановлена резко, ее переход в «молекулярную» форму погубил бы Россию. Именно поэтому Есенин сказал, что Ленин «спас нас». Системность мышления и чувство динамики нелинейных процессов придали силу политическим технологиям Ленина.

4. Ленин предложил способ «пересобрать» русский народ после катастрофы, а затем и вновь собрать земли «Империи» на новой основе — как СССР. Способ этот был настолько фундаментальным и новаторским, что приводит современных специалистов по этнологии в восхищение — опыт ХХ века показал, какой мощью обладает взбунтовавшийся этнический национализм.

 

О том, чего не удалось сделать Ленину, надо сказать не для баланса: это уже задачи для нас.

1. Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин). Не выдвинуты они и до сих пор, и угроза России со стороны «элиты» растет.
2. Ленин преувеличивал устойчивость мировоззрения трудящихся и рациональность общественного сознания, его детерминированность социальными отношениями. Он не придал адекватного значения тому культурному кризису, который должен был сопровождать индустриализацию и быструю смену образа жизни большинства населения. Этот кризис свел на нет тот общинный крестьянский коммунизм, который скреплял мировоззренческую матрицу советского строя. Требовалась смена языка и логики легитимации социального порядка СССР, но эта задача даже не была поставлена в проекте Ленина, к ней не готовилось ни государство, ни общество. Поэтому кризиса 1970 — 1980-х годов СССР не пережил.

3. Наконец, Ленин, разрешив срочную задачу сборки СССР, не учел тех процессов в национальном самосознании народов СССР, которым способствовало огосударствление этносов. В период сталинизма возникавшие при этом проблемы разрешались чрезвычайными способами, а с конца 1950-х годов контроль за их развитием был утрачен. Эта важная для многонациональной страны проблема в проекте Ленина не была даже названа, надежды возлагались на консолидирующую силу социальных отношений.

Эти задачи легли на плечи нынешних поколений.

 

 

http://centero.ru/digest/item/255-1

Поделиться

Комментарии (8)

  • Cttepan

    23 апр 2015

    Ответить

    Кара-Мурза МАСТЕРСКИ владеет стилем сказать ОЧЕНЬ много, и не сказать по сути НИЧЕГО.  Стиль - публицистический, много образов и всяких метафор. НАПРОЧЬ отсутствуют ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЕ термины, помогающие понять суть развития исторически преждевременного социализма и его разрушение. Вместо этого вперед видвинуты:  возникшая сословность, проблемы элит, кризис сознания и прочие частности с одновременным воспеванием Ленина.  Беллетристика, одним словом, для слабонервных и впечатлительных читателей.

  • forester

    03 май 2015

    Ответить

            Все ли проекты были опробованы Россией в начале 20-го, как утверждает уважаемый профессор?
      В основе советского проекта лежал КРЕСТЬЯНСКИЙ ОБЩИННЫЙ СОЦИАЛИЗМ. Именно это, на мой взгляд, верно использовал Ленин при монтаже советского проекта и что органично продолжил Иосиф Висарионович.
        Неизбежность наступления власти номенклатурно-олигархической бюрократии предчувствовали, но как преодолеть - не знали. Не знают до сих пор.
        Думаю, что единственно возможен вариант, не опробованный, вернее, не осознанный великими революционерами - ПРАВОСЛАВНЫЙ САМОДЕРЖАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ. 
       Опробование этой государственной структуры можно считать период 1929-1953г.г.
       Только это государственное устройство естественно для России, и только при нём она будет способна существовать, вернее, жить полноценно, в будущем.

    • Ирина

      07 май 2015

      Ответить

      Вы УЖ решите, что вам по душе: СОЦИАЛИЗМ, где все РАВНЫ или самодержавие, где ВСЕ РАБЫ при одном диктаторе! И в основе Советского проекта НЕ ЛЕЖАЛ "крестьянский общинный социализм"! Дурака разыгрываешь или других за дураков держишь? Если бы в основе был "крестьянский социализм", кстати это вообще ЧУШЬ полная, то КАК ОБЪЯСНИТЬ ПРОЕКТ ГОЭЛРО И ИДУСТРИАЛИЗАЦИЮ? Бюрократия не проблема, её победить можно, а вот ВРАГОВ, пролезших в ПАРТИЮ не разглядели. Хрущев начал.

  • Ирина

    07 май 2015

    Ответить

    Во основном согласна с ув. Какра-Мурзой. В одном не согласна: "Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело и тем более понять его, они следовали неявному знанию. Эйнштейн в физике «сначала находил, потом искал». Они находили, а искать не было времени." Да у Ленина не было времени, т.к. понимал, что его убивают и не хотел огорчать Крупскую и сестёр. Великой и добрейшей души был человек. Недаром РУССКИЙ народ принял его за И. Христа.  Но многое он успел передать И.В. Сталину, который приезжал к нему почти каждый день. Сталин строил Россию, СССР по указке ЛЕНИНА. Теперь о физике и Энштейне. Ув. Кара-Мурза, в ФИЗИКЕ, как и в любой другой науке, ученые СНАЧАЛА ищут, а ПОТОМ находят. Энштейн работал очень много над своей теорией, прежде, чем её написать. И ещё это: " Ленин, разрешив срочную задачу сборки СССР, не учел тех процессов в национальном самосознании народов СССР, которым способствовало огосударствление этносов." Не думаю так. ЛЕНИН не "срочно" собирал СССР, т.к. при нём в СССР были ТОЛЬКО УКРАИНА И БЕЛОРУССИЯ. Ленин как раз УЧИТЫВАЛ самосознание народов России, поэтому говорил, что надо быть ОЧЕНЬ деликатным в вопросах национальности. Поэтому и поставил СТАЛИНА. И был очень рассержен, когда узнал, что Орджаникидзе применил рукоприкладство.

  • forester

    17 май 2015

    Ответить

         Ну не вижу я никакого противоречия между общинным сознанием крестьянской России и стремительно развернувшейся индустриализацией кака раз на общинных началах. Правда больно было крестьянам от земли отрываться, но шли и продолжали воссоздавать мир русской общины, что и стало нашим главным залогом Великой Победы над индивидумами-сверхчеловеками.
      Перед Богом все равны. Самодержец ответственен перед Богом в первейшую очередь за это равенство. Когда равенство это нарушалось, к сожалению по попущению самодержцев российских, привело это к великим бедам.
       Не только совершение обрядов, таинств есть долг Церкви, но и, прежде всего, поддержание нравственного здоровья православного люда. Что было и есть в пренебрежении. 
       Прости меня Господи!

  • Сергей

    01 июн 2015

    Ответить

    Цитаты: "Отрицаете Ленина? Скажите, с кем бы вы были и почему", "Ленин — мыслитель, конструктор будущего и виртуозный политик", "Чаяниям русского крестьянства и рабочих Ленин дал язык, облек их в сильную теорию", "Предвидения Ленина сбылись с высокой точностью".
    Цитата, полностью дискредитирующая предыдущие: "Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин)". 
    Какая малость! Она не может перечеркнуть все достижения вождя! Но опять забывается, что она перечеркнула жизни миллионов людей, а всё закончилось  капитализмом, да ещё в более варварской редакции.
    Автор не желает задуматься о том,  что для предотвращения этих зловещих тенденций при построении социализма, возможно, нужно было строить не то и не такими способами. Тогда конструктор превращается в деструктора.  

  • AShultin

    13 сен 2015

    Ответить

    Автор пишет: 1. Ленин предвидел (как позже и Сталин), что по мере развития советского общества в нем будет возрождаться сословность («бюрократия»), и сословные притязания элиты создадут опасность для строя. Так и произошло. Никаких идей о том, как этому можно противодействовать, Ленин не выдвинул (как и Сталин). Как трактовать "Письмо к съезду", где кроме характеристик "вождей" было требование умирающего вождя, ужаснувшегося от того, во что переродилась власть. Его желание увеличить состав ЦК вдвое и причем, вторая половина должна включать рабочих и крестьян, ни коим образом не связанными с функционерами. Увы, его требование было проигнорировано....

  • Сергей

    08 окт 2015

    Ответить

    Возражение Шултину, а также Ленину: знаменитый лозунг "Вся власть Советам" не был реализован и не мог быть реализован, поскольку над Советами основательно обосновалась партия большевиков, а потом коммунистов. В правильно организованных Советах демократия пронизывает всю толщу общества, а самая главное то, что власть подконтрольна и сменяема, что нельзя сказать о партии. При партийном руководстве обществом представители партии образовывают касту профессиональных управленцев, неподконтрольных обществу и по этой причине несменяемых.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *