СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ И НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИДЕИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СИНТЕЗА

307573371

 Резолюция круглого стола, проведенного Краснодарским отделением ПДС НПСР

 

     Постановка вопроса о необходимости сближения идейных позиций и перспективности  концептуального синтеза социалистической и национально-патриотической идеологий вызвана, по мнению участников круглого стола, рядом негативных факторов, имеющих место в современном российском обществе. Именно эти факторы оказали отрицательное влияние, в том числе, — и на итоги прошедшей избирательной кампании по выборам президента РФ. К их числу мы относим следующие.

  1.     В последние годы крайней степени остроты достигла тенденция атомизации нашего общества, тенденция тотального распада социальных связей, уничтожения базовых общественных структур, сопряженная с утратой большинством населения страны минимальной способности к самоорганизации. Отсутствие четкой системы личностных идентификаций (сословных, классовых, национальных, религиозных), фактическое отсутствие у большинства сознательных граждан вообще какого бы то ни было целостного мировоззрения привели к превращению народа России в аморфную неструктурированную массу, неспособную к осознанию своих конкретных социальных интересов и, следовательно, — неспособную к активным общественным действиям. Влияние, которое оказал на развитие этой тенденции запрет на поддержку государством какой-либо идеологии, трудно переоценить.
  2.     Складывавшееся в течение последних шести лет и оформленное к началу  президентской избирательной кампании в широкую коалицию КПРФ и национально-патриотических сил России организационное объединение продемонстрировало свою явно недостаточную прочность уже в ходе кампании и, в особенности, в период после выборов. Практически с первых дней кампании обнаружилось, насколько глубоки и пока не преодолены идеологические расхождения между «левым» и «правым» флангами коалиции. Именно эти расхождения, а не сознательный саботаж кампании или неспособность отдельных ее организаторов к практической работе легли в основу низкой эффективности агитации и контроля проведения выборов. По-настоящему прочное перспективное  организационное объединение невозможно без достижения подлинного единства ценностей, убеждений и взглядов на социальную реальность, которые и составляют суть идеологии. Одна только критика существующей общественной системы, принцип: «Сегодня мы выступаем единым фронтом против режима, а потом как-нибудь разберемся между собой» и даже известная общность программных установок участников коалиции не являются достаточным основанием для реальной консолидации.
  3.     Ни один вид человеческой деятельности, в том числе, — и социально-политическая практика, не может обойтись без серьезного теоретического фундамента. Известная победа в нашей стране идеологии большевизма оказалась возможной именно в силу того, что эта идеология имела в своей основе прочнейшую теорию классического марксизма в трех ее составляющих. Марксистская философия, политэкономия марксизма и научный коммунизм стали методологическим основанием, в том числе, и «Манифеста Коммунистической партии» как первого программного документа коммунистов, и  ленинской теории социальной революции. И если КПРФ сегодня четко обозначает эту свою идеологическую платформу, то общая теоретическая база НПСР является достаточно «размытой», что значительно снижает процесс консолидации и эффективность деятельности. Известное утверждение: «Нельзя решать частные вопросы без решения вопросов общих» не утрачивает актуальности.

Вопрос о возможности сближения позиций сторонников идеологий национального патриотизма и социализма необходимо ставить в контексте общего утверждения о том, что любая фундаментальная социальная теория, основа той или иной идеологии, обладает как своими объяснительными возможностями, так и своими границами, известной односторонностью. Теоретический синтез дает некоторую возможность расширения границ познания социальной реальности и преодоления узости аксиоматики отдельной теории.

При всем многообразии идейных течений как национально-патриотической, так и социалистической ориентации, наиболее актуальными для современного российского политического дискурса являются идеология так называемого «умеренного» национализма, исключающего межнациональную ненависть, утверждающего государствообразующий статус русского народа и приоритет русского языка, сохранение идентичности многонационального народа России, устоев и традиционных ценностей, любовь к Родине и готовность к самопожертвованию ради ближнего; и идеология социализма в ее марксистском варианте. Именно они выступают идейными платформами широкого объединения национально-патриотических сил России, с одной стороны, и КПРФ – с другой. Обращение к их теоретическим основаниям убеждает в том, что они отнюдь не являются безусловными антиподами, как это видится на поверхностный взгляд.  Фактически, они представляют собой двуединый процесс исследования, с одной стороны, материальных основ жизнедеятельности человека, а с другой, — реального многообразия человеческой истории. Именно об этом говорят в первую очередь и теория социализма, и различные доктрины национализма. Одной из задач в плане поиска возможностей синтеза национально-патриотической и социалистической идей становится, в частности, «перевод» базовых понятий с языка одной социальной теории на язык другой.

В рамках идеологических конструкций умеренного национализма национальная общность рассматривается как основной субъект человеческой истории. Формируясь не столько на основе единства «крови», сколько в процессе освоения  локальной природной среды, она обретает историческую субъектность тогда, когда у нации появляется ощущение духовного единения, когда формируется национальное самосознание. Умеренный национализм акцентирует внимание на наличии у каждой нации особенностей мировосприятия, национального стереотипа  поведения и общей исторической судьбы. Национальная общность устойчива на протяжении длительного исторического времени именно потому, что сохраняет принципы идентификации принадлежащих к ней индивидов и передает эти принципы из поколения в поколение. Так, социалистические принципы социальной справедливости, общинности, взаимопомощи  образуют  совокупность устойчивых глубинных «национально-культурных кодов» русского народа, задающих единственно возможный, нормальный стандарт поведения человека, относящего себя к данному народу. Принятие, либо – не принятие человеком в повседневности этого стандарта позволяет считать его «своим», либо – не считать таковым.

Именно национальная общность в идеологии национализма — основа государственности и власти, фундамент общественного устройства. Именно нации в процессе своей истории создают оптимальные для них формы хозяйствования и политические структуры, необходимые мифологические и религиозные системы, формируют свою национальную государственность, свои институты образования и воспитания. Такое же, «национальное», происхождение имеет и социальная структура общества (сфера взаимодействия сословий, социальных слоев, общественных классов). Всемирная история предстает в идеологии национализма как поливариантный процесс взаимодействия уникальных национальных общностей. Умеренный национализм ставит вопрос об оптимальном межнациональном взаимодействии, при котором безусловным приоритетом обладают интересы своей нации и невозможно искусственное внедрение в национальную культуру чуждых элементов, способных разрушить ее изнутри.

Из этих базовых установок национализма следует его необходимое отношение к идее классовых противоречий и классовой борьбы как движущей силы качественных социальных преобразований, которая выступает в качестве важнейшей составляющей социалистической идеологии. Суть этого отношения может быть выражена следующим образом. Те социальные силы, которые по своей природе, по мировосприятию, по отношению к национально-культурным кодам и к насущным интересам нации позиционируют себя как явно антинациональные, чуждые, занимая при этом конкретное место в системе производства, являясь собственниками средств производства и носителями властных полномочий, выступают одновременно и непримиримыми классовыми противниками трудящихся слоев нации. Таким образом, идея классовых противоречий и классовой борьбы становится не только компонентом социалистической идеологии, но и идеей умеренного национализма. Более того, именно присутствие этой идеи в идеологической конструкции – это то фундаментальное, что отличает «здоровый» национализм от радикальных его вариантов, например, от идейного комплекса германского национал-социализма, проповедовавшего идею классовой гармонии в обществе, сплоченном по признаку принадлежности «арийской расе».

Еще одной идеей, способной объединить носителей националистической и социалистической идеологий, выступает идея интернационализма в ее классической интерпретации. Интернационализм, определяемый как принцип дружбы и сотрудничества между нациями при условии сохранения самобытности национальных культур, приоритетности защиты интересов своей нации и при существовании национальной государственности, является мощнейшим антиглобалистским принципом. Безусловно, понятие «интернационализм» не тождественно понятию «космополитизм». Последнее означает идейный комплекс, который предусматривает уничтожение национальных культур и национальных суверенитетов как таковых. Марксистский же принцип пролетарского интернационализма также может быть интерпретирован как принцип взаимной помощи трудящихся классов различных наций в борьбе против вненационального и антинационального класса эксплуататоров. В условиях многонациональной России этот принцип не утрачивает актуальности.

С позиций идеологии социализма, развитие общества есть естественный общечеловеческий процесс, включенный в объективные закономерности материального мира. И теоретическая база последовательно социалистической идеологии – это материалистическое понимание истории человечества. Именно на этой базе сформулирована классическая концепция общественно-экономических формаций, выявлены глубинные закономерности капитализма, построена теория классов, классовой борьбы и социальной революции, определены основные принципы коммунистического движения и очерчен образ будущего человечества. Категории классического марксизма и неомарксистских теорий носят всеобщий универсальный, «общечеловеческий» характер. Но материалистическое понимание истории не отрицает и того факта, что  законы общественной жизни историчны, т.е. действуют лишь в пространственно-временных границах. Они регулируют зарождение и развитие отдельных человеческих общностей (сословий, классов, этносов, наций). Они действуют в среде разумных существ, более или менее осознающих свои интересы, преследующих определенные цели, решающих различного рода задачи и прилагающих волевые усилия для их выполнения. Эти законы не проявляют себя в чистом виде, но реализуются лишь как тенденции. Именно поэтому базовые понятия идеологии социализма (суверенитет, социальное государство, коллективизм, коллективные формы хозяйствования, справедливость, равное распределение материальных благ) всегда имеют свою конкретно-историческую интерпретацию, а реальная практика строительства социализма всегда «национально окрашена». Отсюда – феномены «скандинавского», «китайского», «русского», «латиноамериканского», «советского» социализма.

Нации в идеологии социализма – это продукт объективного процесса разделения труда, становления и развития экономических структур, но этот общечеловеческий процесс проявляет себя исключительно локально и различным образом. Поэтому нации формируются и способны существовать только в соответствующих условиях — территориальных, социально-экономических, государственно-правовых. Носители идей социализма  характеризуют нацию как общность людей, обладающую единством природных условий жизни, единой хозяйственно-экономической системой, языком, чертами национального характера, культурой, самосознанием. Националистический принцип единства нации и уникальности каждой национальной общности людей выступает одновременно одним из фундаментальных принципов социалистической идеологии.

Оперируя дихотомией «капитализм-социализм», обозначая этими понятиями различные общественно-экономические системы, марксистская социалистическая идеология ясно очерчивает антинациональную суть капитализма как такового. Она состоит в том, что капитализм культивирует заложенные в человеке эгоистические установки, в то время как солидаристские все более деградируют. Капитализм, в том числе, — и культивируя потребительство, создает психологическую установку на доминанту денег в человеческой жизни. И именно эта установка приводит человека к постоянной борьбе с окружающими, к борьбе всех против всех. Это полностью меняет не только сознание личности, но и раскалывает нацию. С другой стороны, работник при капитализме, вынужденный непрерывно продавать свою рабочую силу – лишь расходный материал, товар на рынке труда, более или менее дорогостоящий, но отнюдь не личность, не индивидуальность. Ценность личности нивелируется здесь полностью. Ни о каком национальном самосознании у пролетария, ежедневно решающего вопрос о своем выживании, естественно, говорить не приходится. Кроме того, объективная тенденция концентрации производства и капитала при капитализме приводит к уничтожению отдельных наций посредством диктатуры крупного транснационального и антинационального капитала.

Создание социалистического общественного устройства предполагает, в первую очередь, что средства производства должны принадлежать всему обществу и использоваться планомерно. Установление рабочего контроля над производством и распределением, превращение зарплаты в форму оценки труда, соответствующую реальной ценности произведенного продукта, патерналистская политика государства, при которой граждане обретают подлинные, а не суррогатные права и свободы, формирование идеологической и культурной надстройки, где господствует принцип «Человек человеку друг, товарищ и брат!» — это сущностные характеристики социалистического общества.  Одновременно – это и суть подлинных национальных интересов русского народа и других коренных народов России. Социализм имеет прежде всего не политическую, и даже не экономическую, а культурообразующую и нравственную цель. Он формирует в человеке чувство ответственности за других, общественную солидарность, без которой невозможно существование нации.

Таким образом, идеологии национального патриотизма и социализма содержат целый ряд общих теоретических оснований, позволяющих снять видимые противоречия во взглядах. Кроме того, оба идейных комплекса имеют общую социальную базу: именно трудящиеся, эксплуатируемые классы страны, и только они, выступают сегодня подлинными хранителями национально-культурных кодов русского и других коренных народов России. Они же являются и носителями национальных интересов. Классовые интересы эксплуатируемого большинства и интересы нации совпадают.  Тогда и необходимое восстановление национального самосознания, в первую очередь, — русского народа, должно стать одновременно и формированием классового самосознания трудящихся.

 

Анапа, 23 июня 2018 года

1 комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *