В.Назаров. Русский мир как особая социально-экономическая система

1961 Покорители космосаСамо понятие «Русский Мир» («Русская Цивилизация») проявило себя в таких государственных  формах как Русское Царство, Российская Империя, СССР, не раз удивлявших весь мир великими воинскими победами и технологическими прорывами, а также способностью освоения огромных пространств, соединяющих в своем экономическом развитии многие народы, не мыслившие о масштабах такого развития самостоятельно. Как и всякая цивилизационная сущность, Русский Мир имеет свою специфическую социально-экономическую структуру: русское мировоззрение, на котором строится всё «здание», а также экономический базис, исполняющий роль «первого этажа» и общественные отношения – в качестве «надстройки», или «второго этажа».

Конкурентные преимущества Русского Мира проистекают из его мировоззренческих особенностей, которые через специфические механизмы «прорастают» на вышерасположенные уровни, где и порождают новые качества основных структурообразующих элементов.

Работами Института Русской цивилизации (руководитель – д.э.н. О.А. Платонов) на основании обобщения всего массива документов относительно истории Русского Народа, определены следующие отличительные черты мировоззрения, присущего  его представителям: главенство  справедливости над всеми иными приоритетами; равенство всех людей и веротерпимость; коллективизм в выработке важнейших решений и единоначалие в их исполнении; нестяжание и добротолюбие.

Главенство принципа справедливости реализует себя в сфере экономических отношений в первичности общественных интересов при выработке стратегии развития и первичности частных интересов при выборе тактики, реализующей утвержденную стратегию. Это учитывает в стратегии развития использование всех категорий трудовых ресурсов (молодежь, инвалиды, демобилизованные,  пр.) и полностью раскрывает потенциал частной инициативы, а в сочетании с принципами в сфере общественных отношений: «помоги слабому», «общей истории и общего будущего», с признанием только трудовых форм неравенства, – устанавливает трудовые стимулы в общественном производстве, что качественно повышает экономическую эффективность использования человеческого «капитала».

В сфере общественных отношений принцип главенства справедливости реализует себя не только в ограничении непомерных аппетитов в сфере нетрудового обогащения, но и наполняет понятие «неосновательного обогащения» (п.7 ст.8 ГК РФ) механизмами, активизирующими трудовую мотивацию деятельности людей:

– ратификацией ст. 20 Конвенции ООН «О предотвращении и борьбе с коррупцией…»;
– введением дифференцированного подоходного налога и налога на наследство на уровне западных  стран, а также в механизмах формирования морально-этической среды, отвечающей интересам большинства населения. Это не только развивает сферу современных правоотношений, повышая роль местного самоуправления, но и более значимо раскрывает для общества роль традиционных религий в качестве исторических носителей понимания границ норм добра и зла, этики человеческих отношений.

Реализация принципа равенства и веротерпимости в сфере экономического устройства реализуется через принцип Общего Дела по достижению Цели общественного развития, заключающейся в создании условий для воспроизводства Народа во всей его полиэтнической сложности.

Задача создания полноты условий для воспроизводства каждого из народов реализуется в форме Программы развития для целенаправленного формирования единого территориально-хозяйственного комплекса, дающего источники социального развития каждого из этносов, входящих в Народ.

Организация работы всех этносов на единую Цель, на Общее Дело – в этом уникальная способность Русского Народа по решению исторических задач, непосильных отдельному этносу.

Реализация принципа коллективизма и единоначалия в сфере экономического устройства реализуется через принцип программно-целевого развития, когда стратегия развития территорий в виде программ принимается коллективно по процедуре народовластия, а её исполнение передается единоначальникам всех уровней, наделенных всей полнотой прав и ответственности за результат. И делается это не одномоментно, а непрерывно, т.е. системно: коллективное рассмотрение и утверждение варианта стратегии – передача на единоначальное исполнение – коллективный контроль исполнения – коллективная корректировка стратегии.

В сфере общественных отношений принцип реализуется через участие народа в выборе стратегии развития каждой территории и народном контроле за исполнением каждым чиновником своей задачи в рамках Программы развития, что придает новую роль народу. Народу возвращается функция творца своей истории, а не послушного инструмента в руках политтехнологов, работающих за деньги.

Фактически это заявляет механизм перехода от буржуазной демократии к народовластию, когда вся  полнота единоначальных прав по осуществлению утвержденной стратегии развития, уравновешивается полнотой ответственности перед субъектом управления – Народом (через представительные органы и органы народного контроля).

Принцип нестяжания и добротолюбия в сфере экономического устройства реализует себя в рациональности использования ресурсного потенциала (а не в выборочном, или хищническом – в соответствии с вожделениями социальных групп, либо иных народов), что качественно повышает эффективность использования ресурсного потенциала каждой территории, являющегося основанием для формирования валового регионального и валового национального продукта страны.

Под «рациональностью» использования природного потенциала («нестяжание») понимается потребность общества в ресурсах для своего гармоничного и устойчивого развития на принципах «Божественной Гармонии и Красоты» (по о. П. Флоренскому), либо «ноосферного развития» (по В.И. Вернадскому, Тейяру де Шардену, Н.Ф. Федорову), что реализуется в комплексности использования ресурсного потенциала, полноте использования, восполнимости, изъятии лишь необходимой для воспроизводства Народа части ресурсов.

Принцип «добротолюбия» реализуется в экономической сфере в механизме бережного сохранения среды обитания всех народов, входящих в Русский Мир и объединенных Общим Делом, в учете Стратегией развития специфических интересов каждого из народов, важных для их устойчивого воспроизводства.

В сфере общественных отношений принцип реализует себя в устранении отчуждения человека от  продуктов его труда, когда каждый труженик реально видит созидательность его труда, сочетание его с интересами гармонично- го развития территории его проживания. Такой механизм возвращает человеку роль творца, преобразователя, раскрывая в каждом тот набор уникальных свойств и качеств, которыми каждого наделила Природа неспроста. Такой механизм дает возможность «зазвучать» каждому человеку в едином «хоре» народа, преобразующего Природу, дает возможность раскрыться потенциалу способностей и умений, заложенных в каждом.

В результате реализации вышеуказанных мировоззренческих принципов формируемая социально- экономическая система обретает механизмы интенсификации всех четырех групп факторов общественного производства: природных и трудовых ресурсов, финансов и средств производства.

Государственное управление социально-экономическими процессами обретает следующие новые для себя возможности:

– целенаправленное формирование требуемого уровня доходной базы бюджетов районов, областей и страны в целом;

– оптимизация инвестиционных ресурсов за счет комплексного развития территорий, включая планомерное введение в освоение ресурсов, строительство инфраструктуры;

– управление трудозанятостью, в том числе групп населения, требующих социологизации (инвалиды,  молодежь, неполнозанятые, демобилизованные, освободившиеся из заключения, переселенцы и пр.) целенаправленность образовательной и молодежной политики, здравоохранения и пр.;

– обретение субъекта развития – недостающего ныне звена рыночных отношений, организующего всех участников рынка на наиболее эффективное для общества развитие, в лице корпораций развития территорий (некоммерческих агентов органов Власти);

– обретение внебюджетного источника развития в лице корпораций развития территорий, реализующих на своем балансе утвержденные программы развития, а не оказывающие лишь услуги внешним инвесторам, как это происходит ныне;

– обретение нового источника пополнения бюджета за счет приватизации вновь создаваемых корпорациями развития элементов территориально-хозяйственных комплексов;

– повышение фондированности национального платежного средства за счет введения новых  и наращивания территориально-хозяйственных комплексов, а также значительное увеличение инвестиционно-кредитного рейтинга страны;

– существенное (кратное) сокращение административного аппарата госуправления за счет фактического перехода многих функций управления развитием в корпорации развития территорий.

Вышеперечисленные изменения в экономическом «базисе» делают предлагаемую систему Русского Мира качественно более эффективной по отношению к существующей системе спекулятивно-финансового капитализма, не способной решать вопросы ни производительного обращения капитала, ни экологически гармоничного устойчивого развития, ни социального прогресса.

Именно исчерпанность ресурсов развития существующей системы определяет закономерную неизбежность прихода нового более эффективного социально-экономического уклада.

Изменения в экономическом базисе, произведенные по мировоззренческим (т.е. фундаментальным) основаниям, неизбежно влекут новации в сфере общественных отношений:

– возвращают органам местного самоуправления роль регулятора морально-этического климата на территории проживания:

– повышают роль традиционных религий как исторических хранителей норм народной нравственности и морали – в виде третейских судей и толкователей исторически правильного правосознания в разрешении  гражданско-правовых вопросов, а также в виде институтов общества в вопросах социальной защиты, нравственного воспитания;

– придают государству новую для него роль в рыночной экономике – непосредственного организатора общественного развития, отвечающего за результат, а не за суматоху;

– возвращают Народу роль субъекта исторического развития, определяющего его стратегию и несущего на себе ответственность за непрерывный контроль её исполнения и своевременную корректировку;

– возвращает Человеку роль творца-преобразователя Природы, что раскрывает его способности и навыки, поскольку именно в труде русский человек стремится восстановить целостность своего бытия через устранение противоречия по отчуждению продуктов своего труда.

Все эти новые качества решают одну задачу – повышение эффективности использования «человеческого потенциала» как основного фактора общественного производства, что реализуемо посредством следующих императивных норм и механизмов:

1. Категорической недопустимости голодных и бездомных людей на территории Российской Федерации,  что решается созданием сети соответствующих социальных учреждений при корпорациях развития территорий, государственным патронажем женщин, в одиночку воспитывающих детей с гарантированным решением всех основных бытовых проблем таких семей.

2. Бесплатным средним, средне-специальным и высшим образованием в объеме и номенклатуре, обеспечивающих реализацию программ развития всех уровней.

3. Бесплатным медицинским обслуживанием в рамках стандартов, обеспечивающих объем и номенклатуру трудовых ресурсов для реализации программ развития, а также социально-защищаемых категорий граждан.

4. Обеспечением доступным жильем (в том числе социальным, арендным и пр.) трудовых ресурсов, необходимых для реализации программ развития.

5. Обеспечением минимальных стандартов питания по цене и качеству (по белку, калорийности и пр.), объему и номенклатуре – созданием при необходимости некоммерческих предприятий целевой предназначенности, либо созданием резервных запасов и мощностей (в том числе международной кооперацией) для интервенций на рынках.

6. Учетом в программах развития категорий граждан, требующих социализации – освободившихся из мест заключения, с ограниченной трудоспособностью, выпускников детских домов, демобилизованных  воинов, молодых семей и пр.

7. Формированием культурной среды (в объеме и многообразии), специфичной для каждого из народов, а также гарантированным обеспечением воспроизводства культуры каждого из народов Российской Федерации.

В качестве условий, обеспечивающих реализацию программ развития, можно определить:

1. Признание допустимым и приемлемым всех форм собственности, общественного сектора экономики и частного предпринимательства, порождающего социальное неравенство, а также государственное попечительство в отношении отдельных категорий граждан – в объемах, отвечающих задаче обеспечения программ развития.

2. Социальный договор между различными социальными группами населения, основанный на понимании их взаимного дополнения для реализации программ развития.

3. Придание органам власти всех уровней ответственности за реализацию программ развития.

4. Создание системы «обратной связи», пронизывающей всю систему Власти снизу доверху и исключающей замалчивание и безответность поступающих сигналов, либо адресация сигналов на усмотрение объектов жалобы.

5. Обязательность освобождения от должности любого чиновника по основаниям выражения ему недоверия (по принятой процедуре), либо по фактам или оценке ненадлежащего исполнения принятых программ развития – с публичным обсуждением вопроса и возможностью оправдаться и объяснить, с запретом на зажим критики и запрет на публичное обсуждение.

6. Публичность выработки и рассмотрения вариантов развития территорий, принятия одного из них в качестве программы развития, а также оснований для корректировки и изменения принятых программ.

Понимание системности описываемого уклада пришло по мере осознания:

– достаточной полноты составляющих его элементов и их завершенности не только в декларации своей сути, но и в механизмах реализации;

– внутренней  непротиворечивости всех элементов, а наоборот, взаимоувязанности и взаимообусловленности, когда развивая логику одного (практически любого) из элементов, неизбежно  и  однозначно описываешь смежные элементы и всю Систему в целом;

– единства всех составных частей Системы исходя из их онтологической сущности, происходящей из генезиса их образования и формулирования.

Результаты такого осмысления, а также личный, весьма успешный производственно-хозяйственный опыт, позволяют утверждать, что Русский Мир – это не просто Система специфических социально-экономических отношений, качественно отличная от Системы Капитализма и Системы «Развитого Социализма» но и тот уклад, который идет им на смену как более эффективный в экономическом и социальном аспектах, а также более природоподобный, соответствующий онтологической сущности Человека на планете Земля.

Именно системное отличие придает новые онтологические сущности основным структурообразующим элементам предлагаемого социально-экономического уклада:

– Народ – из управляемой «электоральной массы» превращается в «хозяина своей судьбы» (в виде функции выбора стратегии развития по процедурам народовластия), нанимателя чиновников (в виде функции контроля исполнения ими стратегии развития в форме программ).

Труд – из «бремени и проклятия Западной цивилизации», проистекающей из-за отчуждения Человека от продуктов его труда, превращается в способ восстановления целостности бытия: субъекта бытия, Человека, с объектом бытия, Природой, которую Человек не насилует и не эксплуатирует бездумно ради получения кем-то прибылей, а преобразует по своему выбору (стратегии развития) в условиях полной возможности раскрытия личных творческих способностей каждого. Это как различие рабского труда по принуждению (пусть и экономическому) от добровольно- го труда на своем приусадебном участке – они различаются по эффективности многократно.

Деньги – из «самовозрастающей массы» и средства накопления капитала превращаются в меру стоимости (учетную единицу Межотраслевого Баланса) и средство платежа (учет объема товарообменных операций), – лишая их вседовлеющих демонических функций и возвращая им утилитарную функцию обслуживания товарных потоков.

Капитал – из безликой денежной массы, уродующей хозяйственные и человеческие отношения, подменяющей саму суть Бытия Человека, превращается в форму общественно-востребованных и полезных средств общественного производства, «вписанных» в программы развития общества отдельными элементами (как результат личных интеллектуально-научных, либо производственно-хозяйственных достижений).

Собственность – из института экономического закабаления одних людей другими в целях получения нетрудовых доходов, превращается в факторы производства (средства производства), работающие исключительно на общественный интерес (в рамках программ развития), который первичен и вправе  запретить любую никчемную, либо вредную для общественного развития собственность (практика  выкупа бюджетом частной собственности по назначаемой судом цене по основаниям общественных  интересов  закреплена в законодательстве практически всех стран Запада и имеет широкое применение).

Все эти сущности элементов Системы неизбежно начнут проявлять себя, даже если просто начать хозяйственную деятельность на вышеуказанных принципах в условиях окружающего спекулятивно-финансового капитализма, в чем автор убедился лично.

Это как зеленый и хрупкий росточек, способный пробить слой твердого асфальта, не становясь асфальтом, но заявляя свою сущность! И неизбежно потом становясь могучим деревом, в котором нет ни одного элемента асфальта. Таковы законы Природы. Таковы законы «прорастания» новой системы сквозь ткань старой.

(с) Валентин НАЗАРОВ, Киберленинка, 2018

Поделиться

1 комментарий

  • Ответить

    При прочтении статьи создается впечатление, что пишет фантаст-футурист, который описывает не Русское Царство, Российскую Империю, СССР, не говоря уже о современной буржуазной России,  а Россию отдалённого коммунистического будущего. Однако к концу статье это впечатление исчезает и возникает крайнее удивление тому, до чего же может дойти невежественный разум в своем блуждании при полном отрыве от реальности!  

Ответить Сергей Бахматов Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *