В.Макарцев. Стратегическая ошибка КПРФ

image6602815Вячеслав Макарцев

Стратегическая ошибка КПРФ

 

На прошедшем на днях октябрьском Пленуме ЦК КПРФ  Г.А. Зюганов сделал в своём докладе, мягко говоря, неосторожное заявление: «Партия не может терпеть в своих рядах тех, …кто навязывает коммунистам идеал религиозного социализма…». Самое парадоксальное состоит в том, что подобной позиции придерживаются и некоторые довольно известные православные, вроде бы на словах неплохо относящиеся к советскому периоду: например, священник Александр Шумский. Очень многие по-антисоветски настроенные православные выходят из себя, когда читают статьи Александра Шумского, где он, высказывая ненависть к идее православного социализма, в то же самое время выражает тёплые чувства в отношении советского социализма. Что это, как не лицемерие, справедливо вопрошают они: если отрицаешь православный социализм, говорят они, то предай проклятию советскую историю, свою жизнь в СССР, членство в комсомоле, в партии.

Свою позицию руководство КПРФ озвучило, заявление сделано, но, похоже, не приняли во внимание то, что не все в РПЦ придерживаются мнения священника Александра Шумского в отношении идеи православного социализма. Это, во-первых. А, во-вторых, исходя из этого заявления, напрашивается вывод: курс на воинствующий материализм в компартии не претерпел изменения. Более того, если  отталкиваться от сути заявления, то выходит, что в КПРФ уже имели случаи исключения из её рядов лиц, которые выказывали симпатию к «идеалам религиозного социализма». Или, в лучшем случае, планируется такого рода массовая акция. Слово «навязывает» можно понимать сколь угодно широко. Говорит, например, кто-то из коммунистов об особой роли Церкви в «воспитании нового человека», а это, если по существу, главная цель существования её на земле, – и как по-другому могут оценить это идеологи КПРФ, не закончившие в большинстве своём даже, условно говоря, «воскресной школы», если не «навязывание»?

И даже больше: этим заявлением отсекаются все православные христиане, приверженные и не приверженные  идеалу «религиозного социализма», и не только члены КПРФ, но и вообще все – сочувствующие и голосующие или собирающиеся голосовать за КПРФ. Кто не знает, к чему привёл принцип «не допускать свободу совести» в партийной среде?  То есть никаких выводов из, мягко говоря, ошибочной политики в отношении религии, в первую очередь Православия, идеологи КПРФ, выходит, не сделали. Ведь вот как будут читать и воспринимать православные это заявление: «Партия не может терпеть в своих рядах тех, кто навязывает коммунистам религиозный идеал». Ага, подумает обычный православный, сегодня она «не может терпеть в своих рядах», а завтра – в обществе, в народе, и все вернётся на круги своя.

К слову, произошло изменение отношения к теме «сотрудничества коммунистов и православных в деле строительства социализма», за что выступал Фидель Кастро, обвинявший коммунистов в доктринёрстве по этому вопросу. Почему произошёл такой разворот догадаться нетрудно. Как известно, в 2014 году Китайское руководство приняло постановление о введении «Системы социального кредита». Года два тому назад появились первые результаты данного нововведения (в 2020 году эта система заработает в полную силу), которые, судя по реакции в социальных сетях, вызвали бурный восторг почти у всех коммунистов: «Ура! Создана технология, с помощью которой мы воспитаем нового человека!». А если так, то «заигрывать с Церковью» с целью использования её для «улучшения человеческой природы» – совершенно ни к чему.

Вот что пишется по этому поводу на РБК в одной из статей: «Основная цель внедрения системы — не безопасность, а «построение гармоничного социалистического общества». Главная ценность такого общества — честность, которая должна проявляться во всем, от поведения в интернете до почитания родителей. Чтобы развить это качество в народе, каждому гражданину Китая система будет присваивать рейтинг. За отсутствие нарушений закона, полезную общественную деятельность и, скажем, своевременную выплату кредитов будут начисляться баллы. За проступки разной степени тяжести — вычитаться».

А вот цитата с РИА НОВОСТИ из статьи, которая называется «Научим Родину любить»: ««Социальное кредитование — важная часть социалистической системы рыночной экономики и управления, — отмечается в постановлении Госсовета КНР «О планировании строительства системы социального кредита». — Оно продвигает культуру искренности и традиционные добродетели, использует поощрение, чтобы сохранить доверие, и препятствует разрушению доверия в обществе»». И далее автор статьи пишет от себя: «Негодование либеральных критиков вполне понятно, поскольку в документе подчеркивается, что создание системы социального кредитования «является важным шагом в исправлении недостатков рыночной экономики». Власти КНР требуют от руководителей всех уровней «сосредоточиться на том, чтобы ослабить роль рыночных механизмов, координировать и оптимизировать распределение ресурсов, мобилизовывать социальные силы»».

То есть «период идеологических шатаний» в КПРФ, судя по всему, и в первую очередь по «социально кредитной» эйфории, закончился, а потому-то и вышло такое заявление. Но КПРФ, в том числе Геннадий Зюганов, совершает стратегическую ошибку. Вот что мною написано по этому поводу в статье «Мысли о социализме», опубликованной на сайте «Православный социализм как русская идея»: «Человека воспитывает по-настоящему лишь любовь к ближнему и к Богу. И её заменить «социальным кредитом» невозможно. По существу, китайское общество посредством системы «социального кредита» пытаются превратить в лагерь с особо строгим режимом. В СССР ученые, занимающиеся изучением советской пенитенциарной системы, обратили внимание на следующее явление: чем строже был режим отбывания наказания, тем меньше среди заключенных совершалось преступлений небольшой и средней тяжести, в результате чего общее количество противоправных деяний падало, но, одновременно с этим, резко возрастало количество тяжких и особо тяжких преступлений».

И это наблюдение советских учёных подтвердилось в первой части в условиях функционирования китайской «Системы социального кредита»: количество, скажем, мелких автодорожных нарушений упало, судя по последней статистике, в разы. Коммунисты сразу же сделали отсюда вывод: система действует, показала свою эффективность на практике. Но это обыкновенный «технократический социализм» собственной персоной. А на практике одновременно с этим должна расти статистика тяжких и особо тяжких преступлений, но, поскольку Китай – «общество закрытого типа», то дозированная информация об этом будет доступна не очень скоро, если вообще когда будет доступна. «Система социального кредита», по существу, обрушит сложнейшую, формировавшуюся тысячелетиями, систему духовно-нравственного воспитания китайского общества.

Меня удивляет здесь поспешность выводов и суждений. Хотя объяснить это можно, скорее всего тем, что коммунисты устали от десятилетий отступлений и поражений. Однако же даже обычный житейский здравый смысл должен был подсказать: это же «современные китайские управленцы», которые прославились своими, мягко говоря, странными социально-экономическими реформами. То они мух призывали давить всей страной, то уничтожать воробьёв, бегая за ними толпами, то запрещали иметь в семье больше одного ребёнка, в результате чего сегодня возник огромный перевес в численности мужчин, так как предпочитали рожать мальчиков.

Попытки построить прекрасное, справедливое, процветающее общество высоконравственных людей без опоры на тысячелетний духовный опыт народа, а в нашем случае – на Христа и, стало быть, Церковь – не просто утопичны, но гибельны для общества. Для трезвомыслящих людей это неоспоримый факт: Православная Церковь в лице святых накопила колоссальный опыт «воспитания нового человека», идеально подходящего для жизни в коммунистическом обществе. Люди, талдычащие о «воспитании рабов» не имеют даже отдалённого представления об огромном сонме святых и их духовно-нравственных успехах. В этом процессе принимал непосредственное участие сам человек, без грубых «палок страха» и хитрых «приманок корысти», что используются в «Системе социального кредита», которая, в лучшем случае, «воспитает» сотни миллионов приспособленцев. К тому же, что будут делать китайцы с «проигравшими», с теми, кто «обанкротился» в погоне за «общественным капиталом»? Пустят их на убой, на мясо, на органы? Кстати, последнее – разборка на органы, если верить некоторым СМИ, – уже практикуется в Китае: умерших в местах заключения часто «разбирают на запчасти» чуть ли ни до «винтиков».

Одним словом, мы продолжаем наблюдать глубокий кризис компартии, кризис атеистического социализма, неспособного не то что ясно описать задачу «воспитания нового человека», но и просто осознать её первостепенную важность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *