А.Никольский. СМЕНА ТИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

145623_original

 

До сих пор в истории человечества было реализовано шесть типов общественного устройства: первобытнообщинный строй, ранний общинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и государственный социализм как первая попытка установления общинного строя в рамках индустриальной цивилизации. Общественный строй ХХI в. – это общинный строй более высокого уровня – социальная демократия – и далее общинный строй третьего тысячелетия (духовная цивилизация)

Общинный строй по самой природе является базовой моделью общества, предпочтительной во все времена и при любом уровне развития производительных сил. Он обеспечивает благо всем членам общества. Этот строй включает пять стадий своего поступательного развития – от первобытнообщинного, раннего общинного строя – к государственному социализму, социальной демократии и к высшей стадии – общинному строю третьего тысячелетия.

Рабовладельческий же, феодальный и капиталистический типы общественного устройства – это формы, в которых узаконено существование одних за счет других. Они не могут считаться нормальными общественными формациями с точки зрения высшей морали. Возникновение этих типов общественного устройства – это отклонение от поступательного развития общества – его деградация, произошедшая в эпоху раннего общинного строя по причинам, указанным далее.

Наибольшим отклонением от нормы является рабовладельческий строй, где раб – бесправное орудие своего хозяина. Далее – через феодализм и капиталистический (буржуазный) строй – идет смягчение этой крайней формы, она принимает завуалированный характер. Но суть остается той же – эксплуатация человека человеком, разделение общества на рабов и рабовладельцев – буржуазию и пролетариат. Заслуга К. Маркса в том, что он вскрыл законы эксплуатации человеческого труда в буржуазном обществе и показал, что труд рабочего при капитализме – тот же несвободный труд на хозяина, что и в предшествующих обществах.

То, что рабочий имеет за свой труд в рамках буржуазного общества, – это не заработная плата, а стоимость рабочей силы. Рабочему при капитализме платят не за полноценный труд, а покупают его рабочую силу, т.е. приравнивают к орудию труда. Распределение результатов производства по труду возможно только при государственном социализме и социальной демократии, а высшая форма общинного строя (духовная цивилизация) предполагает распределение каждому по потребностям, чтобы сделать не материальное, а духовное развитие целью для всех.

Рассмотрим виды общественного устройства, уже реализованные в человеческой истории.

Общинный строй – его экономическая основа – взаимодействие свободных производителей, а политическая основа – прямое народовластие, когда руководитель общины решает все важные вопросы путем прямого обращения к народу. Общинный строй не означает полного равенства между людьми и отсутствия частной собственности. Общинный строй – это строй, в котором руководители, лидеры полностью подконтрольны общине и руководят в целом в ее интересах, а не в интересах выделенной группы. Это может обеспечиваться как по инициативе сверху – самим лидером, так и по инициативе снизу – через создание органов самоуправления народа (органов прямого народовластия).

Общинный строй – это наиболее совершенный строй. Он предпочтителен и может существовать при любом уровне развития производительных сил, была бы на то добрая воля сограждан и лидеров. Этот строй существовал в начальный период человеческой истории в форме раннего общинного строя, существовал в ХХ в. в форме государственного социализма, и к нему же человечеству предстоит прийти в ХХI в.

Ранний общинный строй не следует отождествлять с первобытнообщинным (родовым) строем. Элементы общинного строя, не в примитивных (родовых), а во вполне развитых формах существовали в цивилизациях древнего Востока до рабовладения, а также в Древней Руси.

В 1987 г. на южном Урале был открыт город Аркаим – центр высокоразвитой цивилизации эпохи египетских пирамид. Элементы раннего общинного строя в Древней Руси – новгородское вече, другие особенности уклада жизни – отголоски этой духовной цивилизации.

Вече – собрание свободных жителей города: ремесленников и торговцев («черных людей»), бояр и купцов. (То есть равенства между членами общины не наблюдается.) Вече избирало себе правление из числа богатых бояр: посадника, который ведал гражданскими делами, и тысяцкого – начальника войска. Вече выносило решение о войне и мире, о приглашении князя, о затратах на укрепление города и т.д. Хотя правление осуществлялось знатным сословием, власть фактически была у жителей города, потому что был реализован принцип прямого народовластия: вече могло собраться в любой момент и снять зарвавшегося правителя, какого бы он ни был знатного рода, с должности, а то и сбросить с городской стены.

На примере новгородского вече видно, что общинный строй не предполагает имущественного равенства и отсутствия частной собственности. В нем сохраняются различия между гражданами по имущественному положению, знатности, образованию. Главное, что подразумевает общинный строй, – это управление от имени и в интересах всех членов общества – и имущих, и неимущих.

Вече – это пример раннего общинного строя в Древней Руси, устанавливаемого по инициативе снизу. Здесь лидера вынуждают действовать в интересах всех в силу наличия органа прямого народовластия, каковым является вече. Вече – это не парламент, куда выбираются депутаты (посредники между народом и властью), а орган правления самого народа. Более поздний пример органа прямого народовластия на Руси – это земский собор, применявшийся в исключительных случаях. Земство (народное собрание) сыграло важную роль в период Смутного времени начала ХVII в.

Тогда предательство национальных интересов, как и в смутных 1990-х гг., проникло в само сердце Руси – Московский Кремль. Здесь вместе с родовитыми русскими боярами как у себя дома обосновались впущенные ими иноземцы. И в момент паралича власти, предательства и малодушия бояр именно народное земское ополчение купца Минина и князя Пожарского спасло страну и выгнало поляков из Кремля. Центром этого народного движения был Троицкий монастырь, основанный Преподобным Сергием Радонежским в ХIV в. Он выдержал длительную осаду, и поляки туда не вошли. Архимандрит Троицкого монастыря Дионисий и келарь Авраамий Палицын рассылали по русским землям депеши и руководили созывом ополчения. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген отказался сотрудничать с поляками и был заморен ими в темнице Кремля голодом. Это все имена тех, кто спас наше отечество в то смутное время (15).

Другой пример – установление элементов общинного строя на Руси по инициативе сверху – самим лидером. Вот что говорится о князе Владимире Святом, крестившем Русь в Х в.: «Владимир после крещения является чрезвычайно благим душою. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев <…>. Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил народ по землям, подвластным ему, строил церкви, назначал духовных. <…> Он любил пиры и празднества, но пировал не с одними… боярами, а со всем народом – и старыми, и малыми; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей. Он созывал народ отовсюду, кормил, поил, раздавал неимущим потребное и, даже заботясь о тех, которые не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье» (15).

Что это, как не элементы ранней общинной цивилизации – раннего общинного строя, заложенного князем Владимиром на Руси вместе с христианской верой? Этим же принципам следовали Владимир Мономах, завещавший сыновьям «не давать сильным губить слабых», и Александр Невский, умевший ладить с новгородским вече.

Но чем дальше от основателей Святой Руси, тем меньше великодушия и заботы о простом народе у русских царей. Михаил Романов, возведенный на царство ополчением Пожарского и Минина, не им и не народу пожаловал награды, а родовитым боярам, в том числе бывшим двурушникам и предателям (15).

Рабовладельческий строй – его экономическая основа – труд рабов, а политическая основа – монархия, аристократия, рабовладельческая демократия.

Рабство не является первичной формой организации общества в развитых цивилизациях Древнего мира, как это принято считать. Первичной формой организации общества и производства в древнем Вавилоне, Египте, Ассирии и других восточных цивилизациях были свободные крестьянские хозяйства и общины (16). Речь идет не о первобытнообщинном, а о раннем общинном строе, который мы только что рассмотрели. Именно общинный строй – отправная естественная точка развития цивилизаций. Их задача состоит в совершенствовании этого строя – в совершенствовании отношений людей друг с другом и человека с природой. Рабовладение – это отклонение вниз от поступательной линии истории.

Возникновение рабовладельческого строя в Древнем мире было вызвано истощением земельных ресурсов, происходящим при одновременном росте населения. Это первый случай, когда человечество столкнулось с опасностью, которую таит в себе истощение природных ресурсов в результате бездумного отношения к природе. Подлинно общинный строй не может долго и устойчиво существовать без обеспечения гармонии человека и природы. Чрезмерно эксплуатируя природу, человек закабалил самого себя. Не имея возможности прокормить себя, свободные общины начали воевать за земли друг друга и превращать пленных в рабов.

Известно, что многие из пустынь мира, в частности Сахара, имеют рукотворное происхождение и что ранее здесь были благодатные земли. Возникновение рабства, в том числе в Египте, – результат борьбы за оскудевающие природные ресурсы. Свою классическую форму рабовладельческий строй принимает в Древней Греции и Риме, располагавшими крайне скудными ресурсами (16). Вследствие истощения возможностей природы бремя перекладывалось на человека – недостаток дарового природного продукта – ренты, необходимой для содержания разрастающегося государственного аппарата и армий, компенсировался усилением эксплуатации человеческого труда.

Феодальный строй – его экономическая основа – труд крестьян, зависимых от феодала, политическая основа – феодально-вассальная система во главе с королем или царем.

Феодальный строй возник в Европе в V в. н.э. с крушением рабовладельческой Римской империи под ударами варваров. Причины – неспособность Рима к освоению новых земель для обеспечения растущего населения, армии и государства; непомерное расширение размеров империи, желавшей управлять всем окрестным миром; малая эффективность рабского труда. Для обеспечения растущего населения требовалось освобождать из-под леса земли Европы. Рабовладельческая империя и ее общественный строй не могли решить эту задачу.

На месте рухнувшей империи и вокруг нее возникло феодальное общество. В отличие от бесправного раба, крестьянин владел орудиями труда и мог распоряжаться продуктами своего труда. Однако огромную часть продукта крестьянин вынужден был отдавать феодалу – владельцу земли. Земля либо захватывалась самим феодалом по праву сильного, либо он получал ее от синьора – вышестоящего феодала. Захват земли и юридическое оформление ее в собственность и создавали условия эксплуатации феодалом труда крестьянина.

На первых этапах крестьянин не был привязан к земле, подобно рабу, – крепостное право еще не вошло в силу. Феодалу уплачивалась определенная фиксированная дань продуктами (оброк), трудом (барщина) или в форме денежной ренты. Это обеспечило смягченную, в сравнении с рабовладением, форму эксплуатации труда, при которой сохранялась заинтересованность крестьян в труде.

Это инициировало крестьянскую аграрную колонизацию Европы, которая наиболее интенсивно проходила в ХI–ХIII вв. По всей Европе сводились леса, выкорчевывались деревья, осушались болота, строились дамбы, земля отвоевывалась у моря. Не менее одной трети земель в Европе, находящихся сегодня в сельскохозяйственном обороте, были включены в него усилиями средневековых крестьян-колонистов (16, 17).

Проблема Римской империи в нехватке земель не носила, следовательно, неразрешимого характера, как и современная глобальная угроза нехватки продовольствия. Не было проблемы нехватки земель вообще, а была неспособность отжившего строя разрешить эту проблему – освоить новые земли. Эту задачу выполнил созданный на обломках империи феодальный строй, закономерно возникший для ее решения.

Также и современные глобальные проблемы не носят абсолютного характера. Они неразрешимы в рамках отжившего буржуазного строя. Ему на смену для решения этих проблем неизбежно придет новый общественный порядок.

Капиталистический, или буржуазный, строй – его экономическая основа – собственность на средства производства крупного финансового капитала и наемный труд, а политическая основа – буржуазная демократия, обеспечивающая власть этого крупного капитала в обществе. Таким образом, не частная собственность есть основной признак капиталистического строя.

Частная собственность может развиваться и в рамках общинного строя и иметь для этого гораздо больше условий, поскольку экономическая основа общинного строя – взаимодействие свободных производителей. Именно господство крупной собственности финансового (банковского) капитала, скупившего все доходные отрасли хозяйства и угнетающего массу мелких и средних производителей, есть главный признак капитализма. Капитализм защищает не собственность вообще, а собственность конкретной, сросшейся с властью олигархии.

Поэтому уничтожение капитализма не есть уничтожение частной собственности. Это есть уничтожение власти немногих крупных дельцов, оберегаемой сворой государственных чиновников. Гибель капитализма будет развитием и расширением института частной собственности для всех – предоставлением свободы и государственной поддержки множеству мелких и средних собственников, зарабатывающих своим трудом во всех сферах производства.

И не демократия вообще есть признак буржуазного общества. Подлинная демократия в форме прямого народовластия – это признак общинного строя. Это требует наличия органов прямого народовластия, способных контролировать и смещать власть. Основа капиталистического строя – это буржуазная демократия (парламент), где отсутствует контроль над властью со стороны народа и обеспечивается ее контроль со стороны финансовой олигархии.

Конкуренция – также не признак капитализма. Общество конкуренции Адама Смита – это общество социальной демократии.

Чтобы конкуренция существовала, необходима поддержка со стороны государства, контролируемого народом, многообразных производителей аналогичной продукции и услуг на предприятиях государственной, частной, коллективной собственности и недопущение таким способом паразитизма крупного капитала.

Суть этого паразитизма проста. Финансовый капитал скупает все базовые сектора экономики, от которых зависит развитие остальных отраслей, а затем через рост цен и ограничение производства начинает извлекать сверхприбыли. Все сферы экономики, зависящие от базовых секторов, рост которых сдерживается, также не могут развиваться. Суть паразитизма мирового капитала – в сдерживании роста общественного производства и задержке развития цивилизации.

В целях извлечения сверхприбылей крупнейшими монополистами объемы современного производства ориентированы лишь на меньшую (обеспеченную) часть населения планеты – монополистов среднего и меньшего масштаба и их богатой обслуги. А для подавляющей части остального населения современной дешевой продукции не производится. Оно перебивается дешевым товаром для бедных или живет натуральным хозяйством и не ощущает благ «прогресса». Поэтому ни о каком ограничении роста производства в мире по предложению Римского клуба не может быть и речи, так как почти 2/3 населения планеты не обеспечивается современной продукцией по ценам, соответствующим возможностям массового производства.

Ограничение роста производства возможно лишь в развитых странах миллиардеров и их обслуги. Оно там и так ограничено, поскольку миллиарды зарабатываются на ограничении производства и росте цен. Рост ВВП там не превышает 2–3% в год. В остальных странах рост 4–6% в год, а должен составлять, по опыту СССР и примеру современного Китая, 15–20% и более для обеспечения всего населения современной дешевой продукцией.

Таким образом, характерная черта капитализма – это монополия, ограничение производства. На заре развития капитализма в средневековых городах-государствах эта монополия распространялась в пределах городов, а между ними могла быть конкуренция; затем монополизм стал достигать масштабов государств, а между народами могла быть конкуренция. На современной стадии, называемой глобальным капитализмом, или империализмом, монополия горстки производителей и банкиров распространилась на весь мир и сдерживает производство в международном масштабе, в то время как в интересах человечества необходим его ускоренный рост.

Современный глобальный капитализм достиг потолка конкуренции и исчерпал возможности обеспечивать экономический рост на планете. Это есть, по определению В.И. Ленина, «капитализм паразитический и загнивающий – канун социалистической революции» (9).

Капитализм зародился в ХVI в. в Европе в эпоху Великих географических открытий – после открытия Америки и торгового пути вокруг Африки в Индию. С возникновением капитализма началось колониальное закабаление Америки, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии.

Возник мировой рынок. Торговля и ремесла Западной Европы начали усиленно развиваться. Воспроизводство населения Европы перестало жестко зависеть от сельского хозяйства. Это привело к быстрому росту населения, особенно городского (к демографическому взрыву). Занять же его трудом не было возможности. Всевластие феодалов и их собственность на землю сдерживали развитие производства. Общество начало переживать болезненные процессы. С середины ХVI по середину ХVII в. на дорогах Европы свободно стали чувствовать себя разбойники. Люди были убеждены, что всему виной – быстрый рост населения, приведший к невиданному обилию нищих и бездомных (17).

Все это расшатывало устои феодально-монархической системы и в результате ряда бунтов и революций привело в ХVII в. к ограничению власти короля в Англии, а затем в других странах; возникла парламентская (буржуазная) демократия. Это и является началом господства капитализма на планете.

На примере перехода человечества от одного общественного строя к другому мы видим, что причиной всегда является рост населения, не подкрепленный ростом производительных сил (занятости), или невозможность обеспечить производительными силами данное наличное количество населения, из-за того что существующие общественные отношения сдерживают их развитие.

С этой же ситуацией – демографическим взрывом, не обеспеченным достаточным ростом производительных сил, – мы сталкиваемся и в настоящее время в странах третьего мира. Рост населения здесь не обеспечен достаточным ростом производительных сил (занятости), из-за того что существующий мировой порядок и общественные отношения препятствуют этому. Установленный развитыми капиталистическими государствами мировой порядок надежно держит страны третьего мира в роли зависимых сырьевых колоний и мешает их развитию.

Отживший строй оказался крайне агрессивным. Буржуазная модель общества и демократии была реставрирована и внедрена в России, республиках бывшего СССР, других социалистических странах. В результате население этих стран столкнулось с проблемами, о которых ранее и не подозревало: безработица, нищета, беспризорность, организованная преступность, сокращение рождаемости и резкий рост смертности на фоне обогащения верхушки буржуа и чиновников. Таков результат реставрации отжившего строя.

В России в отличие от стран третьего мира нет проблем роста населения, а есть проблема его сокращения из-за роста смертности и снижения рождаемости. При этом реставрированный капитализм не обеспечивает занятость и достойную жизнь даже сокращающемуся населению страны.

Все говорит о том, что назрела необходимость перехода человечества к новому общественному строю. Это должен быть общинный строй, который позволит решать глобальные, национальные и региональные проблемы в интересах человека и природы, а не крупного капитала. Речь идет не об уничтожении частной собственности, а об уничтожении в обществе власти монополистического финансового капитала, контролирующего базовые отрасли экономики и государство. Базовые сферы экономики во всех странах мира должны перейти под контроль народа и обеспечить интенсивный рост производства в мире.

Предвестницей возникновения нового строя на планете стала революция октября 1917 г. в России, приведшая к созданию первого в мире социалистического государства – Союза Советских Социалистических Республик.

Государственный социализм – это первый опыт установления общинного строя в рамках индустриальной цивилизации. Его экономическая основа – общенародная собственность на средства производства (собственность государства, поставленного под контроль Коммунистической партии); а политическая основа – власть самой этой партии. Государственный социализм – это общинный строй, установленный по инициативе «сверху» Коммунистической партией, сделавшей государство аппаратом реализации интересов народа.

Экономическое развитие жестко планировалось исходя из цели удовлетворения потребностей страны и населения в необходимой дешевой продукции, а не из требования получения прибыли. Частная собственность отсутствовала. Результаты общественного производства целиком использовались в интересах народа.

Это обеспечивало: 1) отсутствие безработицы; вследствие опережающего развития экономики был постоянный дефицит рабочей силы; 2) бесплатное образование, в том числе высшее; 3) всеобщее обязательное среднее образование самого высокого уровня; намечался переход к всеобщему высшему образованию; 3) бесплатная медицина высокого уровня для всех; 4) бесплатное обеспечение жильем; 5) низкая квартплата; 5) низкие цены на потребительские товары и инвестиционные ресурсы, что обеспечивало высокий уровень жизни населения и интенсивный экономический рост – 15-20% в год; 6) разрыв в доходах наиболее и наименее оплачиваемых десятипроцентных групп населения не превышал пяти раз.

Все это в совокупности определяло главное достоинство социализма – уверенность людей в завтрашнем дне. Не было беспокойства за свое будущее и будущее детей. Не было конкуренции за «место под солнцем». Сознание людей было ориентировано на коллективизм и честный труд на общее благо.

Государственный социализм – это переходный строй от капитализма – буржуазной демократии – к социализму ХХI в. – социальной демократии. Советы как орган представительной (законодательной) власти в СССР сочетали в себе признаки парламента и органа прямого народовластия. В соответствии с конституцией они формировались по принципу широкого представительства от всех социальных групп и профессий, и за народом было закреплено право отзыва нерадивых представителей из Советов.

Однако на практике роль Советов как органов прямого народовластия – органов контроля народа за властью – полностью не обеспечивалась. Они функционировали в основном в качестве советского парламента – законодательной власти, сросшейся с исполнительной властью. На это имелись объективные причины, связанные с тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю страны. Тем не менее в 1970-х гг. задача превращения Советов в органы прямого народовластия стала настоятельной необходимостью. Однако решать эту задачу даже и не собиралась выродившаяся к тому времени государственно-чиновничья и партийная верхушка. Опираясь на аппарат спецслужб, она поставила себя вне контроля не только со стороны народа, но и Коммунистической партии, ее рядовых членов. Формирование народных (общественных) Советов как органов прямого народовластия, контролирующих исполнительную, законодательную и судебную власть, есть важнейшее условие построения социальной демократии (§ 3). Ее установление необходимо в России и всех странах мира. Реставрация капитализма в СССР надолго задержала этот процесс.

Реставрация капитализма в СССР произошла в ходе идеологической и экономической войны, которую вел капиталистический мир против СССР, а также в результате перерождения и предательства лидеров страны 1970–1980-х гг., не только не способных видеть историческую перспективу и действовать в новых условиях, но и напрямую поставивших своей целью личное обогащение и обман партии и народа.

По теории К. Маркса – основателя научного социализма, условия для возникновения социализма создаются в развитых капиталистических государствах, где степень обобществления производства достигла максимума. Социализм приходит на смену капитализму как более совершенный строй. И социалистическая революция должна быть начата Коммунистическим Интернационалом во всех развитых странах одновременно, иначе международное братство капитала вмешательством извне подавит восстание. Отсюда лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (8).

В.И. Ленин обосновал возможность и необходимость осуществления социалистической революции в одной отдельно взятой стране, используя противоречия между капиталистическими державами, когда их силы истощены междоусобной мировой войной (18). Он выдвинул лозунг о перерастании мировой войны в социалистическую революцию (19). Причем условия для социалистической революции созревают первыми не в развитых государствах капитала, а в тех, чье экономическое развитие задержано феодальной отсталостью и где внутренние противоречия обострены (20). Их ускоренное индустриальное развитие невозможно на капиталистической основе. Догнать развитые страны, опередившие их на столетия, и сохранить национальную независимость они могут лишь путем социалистической революции (21). А затем распространить идеи нового общества по всему миру (18).

Так и оказалось в действительности. Социализм впервые победил в одной отдельно взятой стране – России, которая не была развитым капиталистическим государством. Она являлась крестьянской страной с феодальным (помещичьим) строем. Темпы развития капитализма в рамках этого строя были намного ниже, чем в странах Европы, и не обеспечивали занятость избыточного сельскохозяйственного населения и растущего населения городов (20). Это вело ко все возрастающему обнищанию народа. Участие же в Первой мировой войне окончательно подорвало силы нации.

Февральская революция 1917 г., в результате которой царь Николай II отрекся от престола, была буржуазно-демократической. К власти в России пришел нажившийся на военных поставках крупный капитал. Он не решил задачи выхода из проигранной войны, наделения крестьян землей и преодоления хаоса, а продолжал ловить рыбу в мутной воде. В это время Англия начала готовить сепаратный мир с Германией с целью раздела России.

19 июня 1917 г. в результате предпринятого неудачного наступления на германском фронте русская армия потеряла убитыми 150 тыс. человек. Российская социал-демократическая рабочая партия большевиков (РСДРП(б)) во главе с В.И. Лениным выступала за немедленное прекращение войны (была партией мира). Ленин писал:

«99 шансов из ста, что немцы дадут нам по меньшей мере перемирие. А получить перемирие теперь – это значит победить. Если же наше предложение мира будет отвергнуто, и мы не получим даже перемирия, тогда мы становимся во главе военных партий, мы поведем войну действительно революционную. Мы отнимем весь хлеб и все сапоги у капиталистов. Мы оставим им корки, мы оденем их в лапти. Мы дадим весь хлеб и всю обувь на фронт. И мы отстоим тогда Питер. Ресурсы действительно революционной войны, как материальные, так и духовные, в России еще необъятно велики» (22).

26 августа 1917 г. по приказу главнокомандующего русской армией генерала Корнилова на Петроград был направлен корпус генерала Крымова, с целью установить в стране военную диктатуру. Глава Временного буржуазного правительства Керенский был готов сдать Питер.

Как и в Смутное время 1612 г., в 1917-м в стране стихийно формировались органы народного самоуправления. Ими стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Петроградский Совет при активном участии Российской социал-демократической рабочей партии большевиков (РСДРП(б)) мобилизовал на защиту Питера от корниловщины 60 тыс. красногвардейцев, солдат, матросов (17). Железнодорожники разбирали пути, загоняли эшелоны с корниловцами в тупики, активно велась агитация в наступавших войсках. В результате без единого выстрела войска были остановлены, генерал Крымов застрелился, а Корнилов был арестован.

После разгрома корниловщины авторитет большевиков в Советах резко пошел вверх. 12 сентября 1917 г. РСДРП(б)) получила большинство в Питерском и Московском Советах рабочих и солдатских депутатов и поддержку еще в 80 городах страны. После этого В.И. Лениным был поставлен вопрос о взятии власти. Правое крыло РСДРП(б) (Каменев, Рыков, Ногин и др.) выступали за сотрудничество с Временным правительством и буржуазными партиями по созыву Демократического совещания и формированию буржуазного парламента. Их тезис состоял в том, что для социалистической революции время еще не пришло, что Россия должна пройти долгий путь капиталистического развития, прежде чем наступят условия для социализма. Но позиция В.И. Ленина была в том, что время революции настало – большевики должны взять власть (23). Это и произошло в ночь с 24 на 25 октября 1917 г. (по новому стилю с 6 на 7 ноября).

Сейчас ясно, что с точки зрения исторической перспективы Ленин оказался полностью прав.

Возникновение СССР – первого в мире социалистического государства – было полностью исторически оправдано и оказало огромное положительное влияние на судьбы России и мира:

1. Всего через 24 года после окончания Первой мировой войны на Россию обрушился всей своей мощью немецкий фашизм. Поэтому времени для капиталистической индустриализации, продолжавшейся в Европе 300 лет, у России не оставалось. За короткий срок только в рамках созданного социалистического строя, где основными ресурсами распоряжались партия и государство, можно было провести индустриализацию России, выиграть войну с Германией и освободить Европу от фашизма.

2. Только в рамках созданного строя можно было за короткий пятилетний срок 1945–1950 гг. восстановить наполовину разрушенное войной хозяйство и создать мощный оборонный щит от угрозы со стороны США. Разрушенная же наполовину в 1990-х гг. экономика России в рамках реставрированного капитализма не восстановлена до сих пор. Современный объем валового продукта страны – через 20 лет правления новой власти – составляет 60–70% от уровня 1990 г.

3. Только на основе созданного строя можно было за короткий срок после войны освоить Сибирь и Дальний Восток и превратить их не в сырьевой придаток европейской части страны, а в мощный индустриальный регион – резерв развития цивилизации.

4. Без помощи СССР колонией развитых стран был бы миллиардный Китай. Его освобождение от японского милитаризма и начало независимого развития происходило при помощи Советского Союза. Сегодняшний интенсивно развивающийся Китай, не попавший под влияние Запада, как многие страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии – результат существования СССР. В Китае нет крайней нищеты и демографической катастрофы. Насколько бы большие масштабы приобрели все современные глобальные угрозы, стань Китай колонией Запада!

5. Миллиардная Индия после распада мировой колониальной системы не попала под влияние США и других развитых стран и успешно самостоятельно развивалась также благодаря помощи Советского Союза.

6. Послевоенный распад мировой колониальной системы, обретение независимости странами Латинской Америки, Африки, Азии, оставшимися в орбите Запада, также происходили под воздействием политики СССР.

Итак, основным результатом существования СССР явилось то, что Россия стала при СССР мощной индустриальной державой и что современный мир многополярен. Более 40% населения планеты – Россия, страны СНГ, Китай, Индия, Куба, Венесуэла, Вьетнам – самостоятельно развиваются, проводят независимую от Запада политику и способны эффективно решать проблемы построения нового общества.

По-другому обстояли дела в развивающихся странах Африки, Азии, Латинской Америки – бывших колониях западноевропейских стран. После Второй мировой войны в результате распада мировой колониальной системы они обрели независимость. Однако тут же попали под влияние транснациональных корпораций (ТНК) США, Европы и Японии (13), проводивших неоколониальную политику с целью сохранить контроль над рынками сбыта и источниками сырья.

 

Литература

15. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших де-

ятелей. – М.: Эксмо, 2009.

16. Экономическая история зарубежных стран. – Минск: Экоперспектива,

1997. – С. 25–47.

17. Россия и мир. – М.: Владос, 1994.

18. Ленин В.И. О лозунге соединенных штатов Европы // Избранные про-

изведения: В 3 т. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 2. – С. 633 – 636.

19. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия // Избранные про-

изведения: В 3 т. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 2. – С. 622–628.

20. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – М.: Госполитиздат, 1980.

21. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Избранные про-

изведения: В 3 т. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 2. – С. 629–632.

22. Ленин В.И. Марксизм и восстание // Избранные произведения: В 3 т. –

М.: Политиздат, 1980. – Т. 2. – С. 328.

23. Ленин В.И. Большевики должны взять власть // Избранные произведе-

ния: В 3 т. – М.: Политиздат, 1980. – Т. 2. – С. 325.

24. World Investment Report. – New York and Geneva: United Nations, 2001.

25. Наше общее будущее: Доклад международной комиссии по окружаю-

щей среде и развити

 

 

Алексей НИКОЛЬСКИЙ

Из книги «Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности (начала теории современного социализма)». 2012 г.

Комментарии (3)

  • Ответить

    На сайте http://grigorievoo.wix.com/start-from-scratch-n можно найти модель общества - «Детерминированный социализм».
     
    Примечание: при малых скоростях сайт иногда запускается не с первого раза (с толкача – адрес скопировать в адресную строку, клавишей ent пробивать до тех пор, пока сайт не загрузится)!

  • Урал Мулюков

    07 мар 2019

    Ответить

    феодальный и капиталистический "строй" -это формы рабовладельческого строя, когда колодки и кандалы заменяются ярмом собственности, а в настоящее время- это финансовые колодки

  • Сергей

    09 мар 2019

    Ответить

    Цитата: "Государственный социализм – это первый опыт установления общинного строя в рамках индустриальной цивилизации. Его экономическая основа – общенародная собственность на средства производства (собственность государства, поставленного под контроль Коммунистической партии); а политическая основа – власть самой этой партии. Государственный социализм – это общинный строй, установленный по инициативе «сверху» Коммунистической партией, сделавшей государство аппаратом реализации интересов народа". Как может государственная собственность быть общенародной? Государство и общество не тождественны друг другу, что было доказано в ходе варварской приватизации 90 г.г. прошлого столетия. Общенародная собственность отличается от государственной кардинально. Прежде всего по способу создания, организации и управления. Более того, общенародная собственность подразумевает социалистический рынок труда, а не систему назначений сверху.
    Цитата: "Тем не менее в 1970-х гг. задача превращения Советов в органы прямого народовластия стала настоятельной необходимостью. Однако решать эту задачу даже и не собиралась выродившаяся к тому времени государственно-чиновничья и партийная верхушка". Если Советы не были органами прямого народовластия, то о какой общине говорится в первой цитате? 
    Автор путается в элементарных понятиях, определяющих социализм. В СССР был построен госкапитализм с социальным уклоном, а не социализм или даже государственный социализм. Ленин так и говорил: "Социализм — это государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией". Обращена она на пользу народу только благодаря кадровому составу государственных деятелей, который пришёл к власти в результате социальных преобразований. Стоит этому кадровому составу государства измениться или переродиться, и социальной справедливости и «следов» социализма не будет и в помине. 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *