П.Сергиенко. ТРИАЛЕКТИКА И ИДЕИ СОЦИАЛИЗМА 21 ВЕКА

0_540a5_956261ef_XL

 

В настоящее время о триалектике, как новой методологии познания и как о новой науке устройства реальной действительности, написано множество научных и околонаучных трудов. Триалектика не является полной альтернативой диалектике, как полагают некоторые философы «триадизма», она является высшей ступенью развития диалектики как метода познания и как науки.

По определению Ф.Энгельса, «Диалектика – наука о развитии природы, общества и мышления».Это наука о законах разрешения противоречий противоположностей, находящихся в единстве целого.

Триалектика – наука о гармоничном развитии природы, общества и мышления. Это наука о законах гармоничного разрешения противоречий противоположностей, находящихся в единстве целого иерархически устроенной системы. На ступени гармоничного развития противоположности не отрицают друг друга и не борются между собой. Рождение и непрерывное развитие нового (третьего) бытия во времени и пространстве происходит в процессе гармоничного взаимодействия между противоположностями.

Гармоничное развитие – такое преобразование одних пространственных форм бытия в другие, при котором общее количество изменяющегося (преобразуемого) пространства сохраняется при изменении его частей. Абстракции гармоничного развития целого и целостной системы моделируются посредством математических уравнений и геометрических форм.

Иерархичная система бытия от Вселенной до электрона и генетической клетки включительно подобна упаковке матрешки в матрешке, где нет такого целого, которое не было бы частью другого целого. Пространство количественной метрики иерархичной целостной системы устроено фрактально. Оно являет собой самоорганизующуюся систему гармоничных отношений целого и частей, где:

  1. Целое, делимое на две части, численно так относится к своей большей части, как большая часть относится к меньшей части целого («золотое сечение»). Данное древнее утверждение, всесторонне исследовано и доказано в НАЧАЛАХ классической геометрии Евклида: (Ф).
  2. В иерархичной системе вхождения меньшей части в большую часть, в любой ее пространственно-численной триаде большая часть так относится к средней части, как средняя – к меньшей части =  = 1,272… Данное отношение присуще пространству метагеометрии, «родственной» (по Гильберту) геометрии Евклида.

Поводом возрождения и развития древних представлений и знаний о гармонии бытия космоса и природы в конце ХХ века послужил догматический застой в развитии идей материалистической диалектики в СССР в послевоенное время. Мир, в результате Победы СССР в Великой Отечественной войне и под воздействием его социально экономических успехов, сильно изменился. Рухнула колониальная система.За десять последующих лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Развитие большинства из этих государств было ориентировано на построение социализма. О построении социализма провозгласила самая большая по численности населения на Планете, образовавшаяся в 1949 году Китайская Народная Республика, с которой СССР заключил Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Этот союз явился мощным средством отпора посягательствам империализма, фактором укрепления мира на Дальнем Востоке и во всём мире.

Таким образом, по существу социальное развитие мира стало определяться моделью Советской социалистической цивилизации. Во многих европейских капиталистических странах также получили эволюционное развитие идеи социальной справедливости присущие социализму. В результате названных событий возникли предпосылки о возможности победы социалистической революции во всех или в большинстве стран на Планете, согласно теории пролетарского интернационализма К.Маркса. В итоге единая мировая цивилизация по экономическому и социально-политическому устройству своего бытия разделилась на два диалектически противоположных лагеря – капиталистический и социалистический. Соответственно между ними возникло противоречие. В результате разрешения данного противоречия в процессе борьбы противоположностей, в согласии с диалектическим законом «отрицания отрицания», должен был бы одержать победу и получить дальнейшее развитие социалистический лагерь.

Думается, именно успехи социализма и уверенность в правоте действия законов материалистической диалектики подтолкнуло разработчиков идеологии КПСС преждевременно сформулировать теоретический вывод внеочередного XXI съезда КПСС 1959 года о том, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. «В мире нет таких сил,— отмечалось в решениях XXI съезда,— которые смогли бы восстановить капитализм в нашей стране, одолеть социалистический лагерь».

К несчастью, возникшее противоречие между капиталистической и социалистической системами и способы его разрешения руководством КПСС и руководством Коммунистической Партии Китая понимались и осуществлялись по-разному. Идейные противоречия между КПК и КПСС возникли после состоявшегося в 1956 году ХХ съезда КПСС. Между КПК, с одной стороны, и КПСС, с другой, обнаружились серьёзные разногласия в стратегии и тактике международного коммунистического движения в достижении конечной цели – построения коммунизма. Заметим, что базовой идеологией развития стран той и другой партии была материалистическая диалектика и марксистско-ленинское учение о классовой борьбе.

Руководство КПК во главе с Мао Цзэдуном обвинило КПСС в ревизионизме, а руководство КПСС во главе с Н.С.Хрущевым обвиняло КПК в оппортунизме. Начиная с 1963 года отношения СССР – КНР начали перерождаться из братских и дружественных отношений советского и китайского народов во враждебные отношения, что привело к пограничным вооруженным конфликтам. Это отдельная тема.

Волюнтаристская идеология руководства КПСС 60-70-х годов и безответственного «нового мышления» сверху до низу в 80-х годах, а также «перестроечный» демонтаж, граничащий с государственным преступлением, привели страну к идеологическому коллапсу, повлекшему за собой обрушение всей системы социалистического государства. Произошла так называемая «либеральная революция 90-х». В конечном итоге это привело к крушению социализма в СССР, в социалистических странах Варшавского Договора и, в конечном итоге – к крушению формирующейся мировой социалистической системы и, следовательно – к укреплению мировой капиталистической системы и ее идейных оснований.

Процессы деградации зашли уже слишком далеко, и нынешний курс обречен. Спасти положение может только полная системная перезагрузка. По существу, чтобы выйти из кризиса, необходимо целиком переустановить собственную цивилизационную модель – найти для нее новую историческую форму. Такой цивилизационной моделью, как полагают многие ученые, может быть триалектика, как наука о гармоничном развитии природы, общества и мышления, которая прошла свое практическое испытание при становлении и развитии социалистической общественно-политической и хозяйственной системы в КНР. Об этом ниже.

Триалектика, как новый метод философского и научного мышления, возникла в силу исторической необходимости дальнейшего обновления и корректировки знаний о законах развития природы, общества и мышления в соответствии с результатами научных исследований, полученных во второй половине ХХ века.

В 1995 году была издана тысячным тиражом монография «Триалектика. Новое понимание мира» [1], в которой представлены новый, триалектический метод разрешения диалектических противоречий противоположностей и новая геометрическая модель движения пространства-времени от электрона до Вселенной включительно. Изложенные в ней идеи, которые уже бродили в умах многих философов и ученых разных наук, получили широкое признание и в относительно короткое время дальнейшее их развитие уже во множестве публикаций разных исследователей и экспертов. В этой связи есть необходимость познакомиться с некоторыми комментариями о триалектике.

1999 год. Комментарии в энциклопедической книге профессора А.И.Лисина [2]:

«Философия должна сделать виток в своем развитии и слиться с физикой, то есть вернуться к своим  истокам – к своим древним по сути метафизическим традициям, которые были поспешно отброшены в новейшее время как отягощение для якобы самого по себе всемогущего «чистого» мышления, но без которых это самодовольное мышление быстро выродилось в скудоумие, в схоластику, в тот современный убогий логицистский материализм (а по существу – в худший идеализм, не имеющий ничего общего с классическим идеализмом, еще до конца не порвавшим с метафизикой), который компрометирует само занятие философией.

Фанатичные адепты диалектического материализма, замкнувшиеся на так называемом «основном вопросе философии», не очень-то понимают ни материю, ни тем более диалектику. Как и другие любители «чистой» мысли, они придают чрезмерное значение формулам и постулатам своих учителей и видят задачу философии в своего рода комбинаторике – в более или менее хитроумном логическом выстраивании того философского материала, который был накоплен их предшественниками». (с.82).

Неудивительно, что при этом вместо диалектики предлагается новая познавательная система –триалектика, основанная не на «диалоге», а на логической триаде. Это своего рода диалектика диалектики. Гегель писал, что «истинное деление должно рассматриваться как определенное понятием. Оно поэтому, прежде всего, должно быть трехчленным; но так как особенность обнаруживает себя как удвоенная, то деление может быть и четырёхчленным. В сфере духа преобладает трихотомия, и одной из заслуг Канта является то, что он указал на это обстоятельство» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. – М.: 1974, с.414). (с.696).

Унаследованная марксизмом диалектическая традиция немецкой классической философии представляет мир расщеплённо, как совокупность сущностей, как тождество гносеологии и онтологии, что является неизбежной платой за разделённость сознания и бытия, идеальности и материальности, – платой заотражательное свойство мышления. В этом смысле триалектика как способ научного мышления восстанавливает субстанциальный монизм и видит проблему идеальности не в установлении пресловутых диалектических «переходов» сознания в бытие и обратно, а в раскрытии механизмов совместного существования материальных и идеальных качеств универсума (с.698).

Природа информации, как и в целом природа идеальности, остается тайной за семью печатями Тем больший интерес представляет концепция, свя­зывающая информацию с фундаментальной катего­рией математики— ЧИСЛОМ (см. Сергиенко П.Я. Триалектика. Новое понимание мира — Пущино 1995, с 20-21) (с. 421)

В заключение приведу еще одну цитату из этой «су­масшедшей» по своим идеям книги: «Человеческий интел­лект оперирует теми вещественными числами информа­ции, которые наследуются им по родственной линии ро­дителей и системой отсчета пространственно-временных координат на момент его зарождения. То есть интел­лект наследует не числа, а систему внутренних отноше­ний, способную взаимодействовать с внешними отноше­ниями, пропускать сквозь себя и комбинировать не все без исключения, а именно запрограммированные (закоди­рованные) числа. В этом смысле наследственная клетка кодируется не числом, а «золотой пропорцией» конкрет­ных вещественных чисел (вещественных отношений ме­жду частью и целым), которая способна к размножению и формированию запрограммированных последующих от­ношений между частью и целым в единой системе разума» (там же, с. 29-30). (с. 423)».

Идеями триалектики в смутное время конца ХХ века увлекаются не только философы, но и филологи, математики, юристы, инженеры разных специальностей. На триалектический метод познания ссылаются при защите кандидатских и докторских диссертаций по разным специальностям. Главный научный сотрудник Института человека РАН, д.ф.н. И.Л.Андреев [3] отмечает:

«На закате II тысячелетия засверкали всполохи мировоззренческой сумятицы, но лишь на его финише начался переворот в представлениях человечества о себе, своем месте в мире и представленности природы и общества, биологической эволюции и социальной истории, прошлого и предпосылок будущего в самом человеке: его мозге и генетике, телесной и психической организации… Взаимопереход противоположностей смотрится частным случаем многомерных, плохо предсказуемых состояний. Диалектика обретает черты триалектики».

Триалектика и ее законы включаются в программы защиты кандидатского минимума, в учебно-методические пособия для студентов. Например, в учебном пособии, написанном профессоромВ.С.Ворониным [4], излагается 20-страничная тема: «Многозначная логика и триалектика в литературе».

О том, что триалектическое мышление признается более совершенным по отношению к диалектическому, убедительно аргументирует В.А.Ершов [5]:

«Пифагор любил, поучая, говорить: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех» (цит. по: [5, 224]). Но лишь в философии хозяйства впервые в истории мысли были раскрыты конкретные процессы естественного самоотрицания диалектики в более совершенных и конкретных методологиях триалектики1

    В этих методологиях ведущую роль играют уже не простые категории и понятия, а идеи, которые охватывают в своей целостности вещи, хозяйственно-творящие деяния людей и суть знания. В идеях дается нам откровение мира, вещей; в идеях же выражаются сокровенные интуитивные озарения человека. Поэтому диалектику, признающую лишь спор, борьбу и войну, философия хозяйства преображает в триалектику. Духовные основания триалектики определяются Святой Троицей, преодолевающей дуализм, диалектику, противоречия и войны, преображая борьбу противоположностей в их живое общение ради сохранения и приумножения жизненного смысла во всех деяниях и знаниях человека. Триалектика философии хозяйства лишь выражает и примиряет на языке философии и науки вражду, борьбу, войну противоположностей в понимающей и размышляющей мысли. Причем для триалектики мир и согласие важны не как продукт борьбы, а как самостоятельные ценности, ибо лишь они могут (и должны) более эффективно решать проблемы жизни, чем это делают «боевые методологии» диалектики.

    Трудно оценить сегодня все значение этого методологического прорыва, еще не вполне осознанного и оцененного критической рефлексией науки. Противоречия в составе триалектики не разрешаются, не уничтожаются, а преображаются в более творческие и конструктивные взаимодействия. Поэтому и предметом философии хозяйства являются не системы, а целостности особого рода, которые образуются не противоречивыми, «боевыми» столкновениями частей и противоречий, а творчески свободными, мирными и согласованными их взаимодействиями».

Современный теоретик марксизма В.М.Сапега [6] полагает, что «Триалектика - дополнение диалектики теорией о самостоятельном третьем полюсе, обладающим свойствами двух других.

Физик, социолог, военный историк, исследователь и теоретик фантастики, публицист, Президент Общественной организации работников науки и культуры «Энциклопедия», Руководитель теоретического отдела Исследовательской группы «Конструирование Будущего« С.Б.Переслегин [7] полагает, что «Триалектика естественно приводит к трехмерному (точнее, трехплановому: механическому, термодинамическому и мифологическому) времени. Взаимодействие между временами порождает цивилизационные принципы, два из которых — развитие и соответствие (дао) широко известны, третий же на настоящий момент не исследован и не имеет названия».

Таким образом, для анализа инновационной культуры цивилизационных субъектов необходимо использовать диалектико-триалектическую парадигму. Диалектика факторов преемственности (внутренних) и факторов целостности (внешних) образует инновационную сферу (коллективно-пространственную горизонталь).Триалектика факторов внутренних, внешних и метавнешних (факторов целесообразности — факторов времени) образует время новаций (индивидуально-временную вертикаль). А сочетание диалектики внутреннего и внешнего (преемственности и целостности) с триалектикой внутреннего — внешнего — метавнешнего (преемственности — целостности — целесообразности) дает представление о сущности инновационного потенциала цивилизационного субъекта — главной характеристики уровня его инновационной культуры.

Профессор М.М.Семаго [8], анализируя необходимость принципиальной «коррекции» самих онтологических оснований специальной психологии развития и необходимость ее «перехода» к постнеклассическому этапу научного знания отмечает:

«Действительно на рубеже научных эпох, который мы наблюдаем в настоящее время, происходят радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования, фактически, формируются новые философские основания наук. И примером является пока еще не полностью осознаваемый научным сообществом, но, тем не менее, фактически осуществляемый переход от диалектики Г.В.Ф. Гегеля ктриалектике П.Я. Сергиенко [11], имплицитно присутствующий во многих областях современного постнеклассического научного знания».

Доктор философских наук, профессор Е.П.Борзова [9] в аннотации к содержанию своей энциклопедической книги «Триадология» утверждает, «… в настоящее время триалектика отражает суть развития человечества, на данный момент сформировавшегося в целостную глобальную систему, требующую адекватного подхода исследования, «новой парадигмы мышления. Такой парадигмой может выступить триалектика как метод мышления на уровне всеобщего и разумного понимания действительности».

Глубоко развивающие метод и законы триалектики Г.В.Задорожный и О.Г.Задорожная [10] отмечают:

«… во весь рост встал вопрос об усиленном овладении методом триалектики, который в силу особенностей западной традиции мышления не мог быть развит в рамках западноевропейского научного подхода. Его истоки и принципы связаны с христианской православной традицией, где понимание триипостасности Бога как единого Творца и Вседержителя открывает возможность совершенно иного понимания реальности, чем западная диалектика.

Вопрос о триалектике является объектом внимания тех ученых, в том числе и экономистов, которые уже осознали недостаточность, можно сказать, практическую вредоносность, диалектики, особенно материалистической, и уже более 30 лет плодотворно размышляют о том новом методе смыслопостижения реальности, который открывает возможность выйти из нынешнего глобально-кризисного состояния мира и начать практически решать проблему выживания человека/человечества…»

Исследуя и развивая триалектический метод формирования гармонично развитого человека А.С.Никифоров[11] пишет: «…над страной отнюдь опять же не без помощи философского диалектического метода навис новый «дамоклов меч», под названием «русский крест», когда обнажилась ужасающая картина, что в России за годы «перестройки» смертность стала превышать рождаемость!

И вот, благодаря именно методу триалектики высвечивается новый «Русский Крест», образуемый двумя Законами: это Основной Закон Человека (ОЗЧ) и Закон Развития Человека (ЗРЧ), о которых достаточно написано в моих работах. Первый из них (ЗЧ) раскрывает триалектическую сущность человека. Второй (ЗРЧ) учит, что следует предпринять родителям, школе и государству, чтобы за три периода жизни ребенка (Детство-Отрочество-Юность) сформировалась воистину Личность, гармонично развитая в интеллектуальном и физическом и духовно-социальном отношении»

В заключение данного краткого обзора о развитии триалектики процитирую обобщающую мысль из фундаментальной работы Вадима Сергиевского [12]:

«Триалектика постепенно развивается, разрастается и разветвляется в своих концепциях и положениях. Так и должно быть, ибо каждый автор рассматривает её под своим углом зрения, разрабатывает свою область познания триалектики, обогащая тем самым и все учение триалектики в целом… Поэтому импульс, данный новому научному направлению в России его автором П.Я.Сергиенко, несомненно, будет и дальше развиваться и разрастаться вглубь и вширь, ибо он есть веление времени, переводящий человеческое сознание на принципиально новый уровень его функционирования – уровень, адекватно отвечающий вызовам времени и, обеспечивающий дальнейшее прогрессирующее развитие человеческой цивилизации».

Современные исследователи развития действительности особое внимание уделяют тому, что в результате взаимодействия диалектических противоположностей между ними рождаются и развиваютсягармоничные отношения. Например, у доктора экономических наук, проф. член.-кора. РАН Г. Клейнера[13] читаем:

«Понятие гармонии (и соответственно, дисгармонии) относится к числу фундаментальных категорий мироздания. В основе гармоничности лежит сочетание единства и многообразия. Гармония – это не крайность, не консенсус, не победа и не поражение тех или иных сил и интересов. Наоборот, это сотрудничество, синтез, совместная эволюция… гармония – не статическое, а динамическое понятие. Это не консонанс и не диссонанс, а их соразмерное сочетание в некотором периоде времени и области пространства». – То есть гармония изначально (априори) в себе содержит динамическую составляющую. Как бытие. Без всяких динамических и/или статических «украшений».

Всемирно известный теоретик динамики развития ноосферного социализма на Планете А.И.Суббето [14] в этой связи пишет:

«Ноосфера будущего» или становящаяся ноосфера XXI века потому является «гармонической ноосферой», что в ней устраняется та системная дисгармония между хозяйствующим на планете Земля человечеством, являющимся, как «разумно-живой суперсистемой», так и одновременно частью Биосферы, ее разумом, и Биосферой – Живой Природой на Земле. Эта дисгармония приняла в начале XXI века катастрофический масштаб. Наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома, требующая восстановления гармонии как закона целостности «Земля – Биосфера – Человечество», в процесс которой человечество должно внести свой «разум» и свою «волю». Иными словами, будущая «гармоничная цивилизация» человечества призвана раскрыть ноосферное творчество человека, осознать ему себя как «Разума – для – Биосферы, Земли, Космоса», проявить ту Любовь с большой буквы, которой ждет от нас Космос».

Проявляется ли в настоящее время где-либо на практике связь между триалектическими закономерностями развития гармоничных общественных отношений и идеями построения социализма в 21 веке? Ответ однозначен – да, проявляется.

Триалектическая модель построения и развития гармоничного общества в течение более 60 лет прошла свое практическое испытание в условиях становления и развития социалистической общественно-политической и хозяйственной системы КНР.

Победившая в Китае в процессе классовой борьбы социалистическая революция под руководством КПК и ее теоретика китайского коммунизма Мао Цзэдуна отличалась спецификой разрешения классовых противоречий от методов, применявшихся при построении первой фазы коммунизма в СССР. Если в СССР все богатые (от кулака до фабриканта), использующие наемный труд, ликвидировались как класс эксплуататоров физически, то в КНР, если они не оказывали вооруженного сопротивления, их использовали в качестве компетентных государственных управляющих их же собственными предприятиями. При этом налагали на них как на собственников ряд социальных ограничений. Например, стоимость предприятия владельца оценивалась в денежном эквиваленте, сумма которого зачислялась на личный счет собственника. Однако, снять для своих нужд с этого счета в течение года дополнительно к своей зарплате собственник имел возможность, например, не более двух своих должностных месячных оклада и т.п.

Чтобы понять смысл и суть проявления триалектической гармонии построения социализма в КНР, обратимся за помощью к компетентным исследователям-китаеведам.

Например, глубокий анализ древней культурной традиции бытия и развития китайской цивилизации, сохранившейся до нашего времени, содержится в публикации С.Ю.Распертовой [15]которая в свою очередь цитирует здесь других авторитетных авторов (Общее цитирование ее текста представлено в сокращениях, только абзацами, имеющими прямое отношение к теме статьи):

«В истории китайской цивилизации, насчитывающей пять тысяч лет, такие философские принципы, как «гармония Неба и человека», «единение без унификации», а также стремление к гармонии природы и человека и гармонии между людьми и сегодня занимают важное место.

Для современных китайцев концептом «гармония» выражается ключевой смысл существования и стабильности отношений в обществе и семье, то, на что люди надеются и то, чего хотят достичь. Но это не только желаемое и идеальное состояние, но и более того, некая сфера и рубеж существования, к которому надо стремиться. Гармония – это стабильность, согласие, мир, непринужденность, плавность, свобода, умиротворение, покой, тишина, важная основа развития, весомая гарантия прогресса.

Гармония понимается в следующих аспектах: 1) важная составляющая сути всех вещей, а также скоординированных и согласованных взаимосвязей; 2) гармоничное развитие разных типов отношений, как-то, природы и человека, человека и общества, отношений между людьми; 3) гармония как важная особенность китайской культуры выражена в принципах «гармония – высшая ценность», «гармония – залог процветания государства». Это и есть отражение духа гуманизма. 4) гармония – результат и отражение базовых факторов взаимовлияния и взаимоадаптации в социуме [16].

В истории традиционной культуры Китая существовало три основных теории гармоничной культуры:

теория гармонии и порядка (в конфуцианстве),

теория гармонии и движения (в моизме),

теория гармонии и подражания природе (в даосизме).

Эти идеологические течения стали главными течениями философской мысли Китая и до сих пор развиваются в русле гармоничной культуры в Китае. Иными словами, гармоничная культура была прочно заложена в основу китайской культуры.

По мнению правительства КНР, претворяя в жизнь «китайскую мечту» Поднебесная путем собственного развития будет содействовать развитию и процветанию, в первую очередь, всего мира, в особенности сбалансированному развитию и гармоничному взаимодействию всего человечества. В Китае издавна уделяли особое внимание понятию «гармония», которое в традиционной китайской культуре отражено в трех основных принципах, формирующих ядро представлений о гармоничной культуре: «единство Неба и человека», «единства всех людей» (в Поднебесной), «гармонии внутри самого человека» (гармония души и тела). Традиционная китайская идеология гармонии, акцентируя внимание на гармонии как высшей ценности, в то же время большое значение придает принципу «единения без унификации» и «стремлении к единству при сохранении существующих различий». Уже в древности считали, что гармония строится на принципах сосуществования и «одно дополняет другое», «в гармонии – осуществлять совместное развитие, в разнообразии – перенимать все лучшее от противника». Наследование и развитие этих принципов традиционной китайской идеологии гармонии имеет огромное значение для развития и распространения гармоничной культуры и построения гармоничного общества.

Для современных китайцев концептом «гармония» выражается ключевой смысл существования и стабильности отношений в обществе и семье, то, на что люди надеются и то, чего хотят достичь. Но это не только желаемое и идеальное состояние, но и более того, некая сфера и рубеж существования, к которому надо стремиться. Гармония – это стабильность, согласие, мир, непринужденность, плавность, свобода, умиротворение, покой, тишина, важная основа развития, весомая гарантия прогресса.

В Китае реализуется курс на построение гармоничного общества, важными составляющими которого являются процветающее [гармоничное] государство, гармония в семье, воспитание высоконравственного человека [17], очевидным становится существование двух стратегий: внутренней, направленной на развитие государства и построение среднезажиточного общества в Китае, и внешней, целью которой является распространение и укрепление влияния мягкой силы страны, когда под видом мифологемы «гармонии» («гармонии в мире», «мира во всем мире»), ставшей идеологемой, осуществляется одна из культурных стратегий влияния Китая.

Сегодня в Китае развитие и распространение гармоничной культуры является важной задачей и основным содержанием построения гармоничного общества, а также важной предпосылкой и условием осуществления «китайской мечты» и достижения гармонии в обществе [15, с.115].

Таким образом, сегодня построение и развитие гармоничной культуры – это, прежде всего, стремление к единству, миру и гармонии при сохранении существующих различий, это не только наследование всех лучших традиций в китайской культуре, но и развитие соответствующей идеологической культуры, которая призвана содействовать распространению духа гармонии, способствовать формированию единства и сплоченности в обществе, соблюдать и поддерживать нормы взаимопомощи, сотрудничества, стабильности и порядка в мировом сообществе, а также способствовать всестороннему продолжительному развитию общества в целом посредством урегулирования и координирования противоречий и общественных интересов.

Отсутствие ранее единого национального идеала и социальной гармонии в обществе привело к тому, что именно сегодня, согласно установке нового председателя КНР Си Цзиньпина, китайцы должны прилагать непрестанные усилия для возрождения китайской нации и осуществления «китайской мечты».

«Китайская мечта», в сущности, означает богатое и могучее государство, национальное возрождение, счастливый народ.

По мнению профессора факультета политики и дипломатии южнокорейского Университета Дангук Ким Чжин Хо, «нация без мечты» не найдет себе места в современном мире, охваченном конкурентной борьбой. Поэтому для достижения новых успехов на пути развития Китаю, который является страной с огромным населением, необходимо поставить перед собой цель и обозначить свою мечту [12]. Термин «китайская мечта», который стал использовать в своих выступлениях Си Цзиньпин, получил статус главной официальной идеологемы на ближайшие годы. В своем первом выступлении после избрания на пост председателя КНР Си Цзиньпин заявил: «Китайский дух сближает нас и помогает строить нашу страну, чтобы создать “китайскую мечту”, нам необходимо объединить все силы Китая, и пока мы едины, мы можем разделить плоды реализации этой мечты» [9]. Как считает член ПК Политбюро ЦК КПК, секретарь Секретариата ЦК КПК Лю Юньшань, каждый китаец является членом «команды мечты». Предложенная генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином «китайская мечта» о реализации великого возрождения китайской нации вызвала бурный отклик в Китае и за рубежом».

Реализация «китайской мечты», в сущности, означает национальное возрождение, счастливый народ, богатое и могучее государство, в котором к 100-летию образования КНР должен быть завершен процесс превращения Китая в могучее, гармоничное и модернизированное социалистическое государство. На этом пути КНР еще предстоит преодолеть многочисленные вызовы капиталистической системы.

По мнению А.П.Девятова [16] союзником КНР в реализации «китайской мечты» Волей Неба предназначено быть России, исповедующей гармонию Святой Троицы Творца:

«Сила Неба, она же Великое Дао или Закон Мироздания, имеет точку приложения в мире невидимом и вектор воздействия на этот мир. Сила Неба приводит в движение процессы бытия, которые есть ни что иное, как обмен веществ, энергии и информации… 

Так вот, титул указов первого хана (царя) Золотой Орды Менгу-Тимура на русском языке выглядел так: «Предвечного Неба силою, Высшей Троицы волею, мое ханское слово…» далее кого казнить, кого миловать. 

Из этого титула (основания права хана казнить и миловать) следует, что Сила Неба едина и находится вне пределов времени мира сего, тогда как Воля Неба – троична. 

В троичности зашита Воля Неба. На земле – самоподобие (фрактал) троичности неба: обязательное правило излома потока энергии на три части. Бытие троично – это небо, земля и человек между ними. Время троично как ритм, как цикл и как фаза прихода энергии. Сознание троично как инстинкты тела, рефлексы души и страсти духа. Познание троично как наука, искусство и религия. Премудрость троична как вера надежда и любовь. Этика троична как добро, зло и справедливость. Принцип организации общества троичен: это индивидуализм, коллективизм и круговая порука. 

Толкование христианских догматов божественного через Три сокровенных китайских фактора жизни дает такие соответствия:

Отец – Святой Дух – Сын = 

Дао – Дэ (Шэнь+Ци) – Цзин =

Сила Неба – Воля Неба – проявленная Жизнь = 

Информация – Энергия – Вещество =

Сущность – явление – форма =

Истина – Дух Истины – правда =

Эстетика – этика – логика =».

В заключение статьи следует отметить, что на прошедшем XIX Всекитайском съезде КПК, проходившем18—24 октября 2017 года, Коммунистическая Партия Китая взяла курс на построение общества социальной гармонии (социализма), где народ – хозяин страны. Си Цзиньпин заявил о вступлении «социализма с китайской спецификой» в новую эру. «Партия должна объединить все национальности китайского народа, повести их к завершению построения общества средней зажиточности и одержать великую победу при вступлении в новую эру социализма с китайской спецификой», — указал он. Основным противоречием китайского общества на новом этапе, отметил генсек, стало «противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития». Таким образом, окончательно снимается вопрос о классовой борьбе в современном Китае, а на передний план выдвигаются задачи удовлетворения «изо дня в день растущих» потребностей народа, то есть задачи экономические.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. П.Я.Сергиенко, Триалектика. Новое понимание мира. Пущино — 1995, ISBN: 5201-14276-1.

  2. Лисин А.И. Идеальность. Реальность идеальности. Ч.1. М.: «Информациология», «РеСК», 1999. 832 с.

  3. Андреев И.Л. Россия. Взгляд из будущего. Вестник Российской Академии Наук. Том 73, № 4, с. 320-329 (2003)

  4. Воронин В.С. Логико-математические методы в истории и литературоведении. Учебное пособие. Волгоград 2009. 360 с.

  5. В.А.Ершов. Агональность как метод философии хозяйства. Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 2007. № 1(49).

  6. Сапега В.М. Классовая борьба. Государство и капитал. Серия «Размышляя о марксизме» 2005. 208 с.

  7. Переслегин С.Б. «Конструирование Будущего»

  8. Семаго М.М. Парадигмальные основания специальной психологии на рубеже научных эпох. Сборник материалов городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности – новые перспективы», 30 ноября 2009 года, М.: МГПУ, 2009.
  9. Борзова Е.П. Триадология. Санкт-Петербург – 2007. 672 стр.

  10. Задорожный Г.В., Задорожная О.Г., ТРИАЛЕКТИКА – ЧЕЛОВЕЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СПАСИТЕЛЬНОГО МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОСТИЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ. https://mail.google.com/mail/u/0/#inbox/1602c710cee69060?projector=1

  11. А.С.Никифоров, Триалектика и «Русский крест». http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161790.htm 
  12. Вадим Сергиевский, Триалектика Природы. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261132.htm
  13. Клейнер Г.Б. Цена дисгармонии // Экономика. Налоги. Право. – 2008. – № 3(4).

  14. Субетто А.И. Гармоничная цивилизация как гармоничная ноосфера.http://www.trinitas.ru/rus/doc/0202/010a/02021143.htm  
  15. Распертова С.Ю., Гармоничное общество и гармоничная культура как платформа «китайской мечты». Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск №8 (15), часть 4, страницы 63-67.

  16. А.П. Девятов, О троичности воли неба. http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261276.htm
  17. Сергиенко П.Я. Личная страница.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0019-00.htm

  1. Петр Сергиенко «Метагеометрия гармоничного мироустройства», LAP LAMBERT Academic Publishing, ISBN: 978-3-659-70976-0
  2.  

Комментарии (3)

  • Сергей

    06 фев 2018

    Ответить

        К сожалению, автор статьи не понял, а в силу своего возраста, наверное, уже и не поймёт, разности в понятиях диалектики и триалектики. Отсюда следует его неверный вывод относительно якобы социалистического развития нынешнего Китая. В Китае строится буржуазное общество под руководством КПК, и все атрибуты такого общества имеются в наличии.  В этой стране происходило, отчасти происходит и ныне, быстрое экономическое развитие вследствие двух глобальных причин, которые постепенно сходят на нет. Это низкая начальная база (почти с нуля) в экономическом развитии и чрезвычайно малая по сравнению с окружающим миром стоимость рабочей силы, что стало определяющим для инвестиций международного капитала. Поскольку эти факторы постепенно утрачивают своё значение, то рост экономики замедляется. Рост экономики в Китае на протяжении последних 25 лет был связан с построением высокотехнологичных предприятий частного сектора, главным образом за счёт иностранного капитала, во вторую очередь частного национального капитала и лишь в третью очередь - государственных инвестиций. Такая экономика буржуазная по определению и налицо все её признаки. Главное противоречие капиталистического общества, разделение его на богатых и бедных, выглядит в Китае не менее убедительно: только у четверти китайцев за это время существенно изменился уровень жизни, но и в этой четверти разделение колоссально. Китай занимает прочное второе место после США по количеству миллиардеров в списке Форбс, а количество их растёт самыми большими темпами в мире.
     
        Теперь в чём непонимание автора диалектики и триалектики. В триалектике нет ничего нового по сравнению с диалектикой, как её понимал Гегель. Только неправильное понимание диалектики послужило причиной появления термина «триалектика» как правильного понимания диалектики. В диалектике борьба и единство противоположностей приводит к снятию противоречия между ними, то есть к появлению третьего (нового) как результата, который приводит к развитию, что является гармоничным синтезом противоположностей. Неправильное понимание диалектики приводит к двум ложным представлениям относительно общественного развития. Во-первых, вся жизнь и развитие общества - это бесконечная борьба противоположностей. Значит, борьба - это хорошо, она приводит к развитию. Во-вторых, отсутствие противоречий - это плохо, так как без противоречий и без их разрешения нет развития.
     
        Правильное понимание диалектики - это снятие противоречия в виртуальном пространстве посредством коллективного человеческого разума без переноса элементов борьбы в бытие общества. Реальная борьба противоположностей в обществе - это плохо, поскольку это означает, что общественное сознание спит. Это отметает первое ложное представление о диалектике.
     
        Противоречия возникают вследствие спонтанного развития общества и отклонения его от гармоничного пути развития. Однако если общественное сознание не спит и объективно отображает действительность, то оно способно снять противоречие на этапе его зарождения. То есть наличие противоречия, а особенно усугубления его - это плохо. Это отметает второе ложное представление, что противоречия - это хорошо.
     
        Что касается противоречий как таковых, сопровождающих общественное развитие, то я здесь (в отличие от Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина)  акцентирую следующее: ни одно из противоречий общественного развития, будь то экономика, политика, духовная сфера, не может быть разрешено в отдельности. Только комплексный подход в решении их может вывести траекторию развития общества, которая будет близка к гармоничной.
     
        Что касается автора статьи, то он в ней не коснулся ни одного из этих противоречий, а рассматривает глобальное противоречие между капитализмом и социализмом. Поэтому и капиталистический Китай идёт у него по «социалистическому» пути развития))))))) 

  • Ответить

    Ну да, как же прославиться, как ни новым учением, новой филосовией! Эка авторов "триалектики" плющит "гармонизация" человеческих отношений. Действительно, сколько можно бороться противоположностям по Закону Единства и борьбы, закону Отрицания и других законов движения  материи в пространстве во времени)))  Вместо М и Ж хай будя ОНО - гармоничное разрешение отношений. 

    • Сергей

      09 май 2018

      Ответить

      Павел, борьба противоположностей в обществе есть отражение таковой в головах людей. Разрешение общественных противоречий возможно лишь как результат разумной деятельности человечества. Поэтому здесь два варианта: либо разрешение возникающих противоречий посредством разума, не переводя борьбу в сферу действительности, либо отдать всё на откуп стихии вплоть до полного самоуничтожения человечества. Триалектика лишь подчёркивает эту идею. 
      Прославится кто-то или будет предан забвению решать не философам, а времени. Тщеславие - это один из главных пороков человека.

Ответить Павел Колтунов Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *