С.Бахматов. КАТЕГОРИЯ СТОИМОСТИ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ

165606493

 

Как и любая другая сущность, конкретный труд, может быть адекватно описан количественной и качественной характеристикой. Стоимость какого-то конкретного товара, создаваемого в процессе производства, связано с объективной оценкой качества воплощенного труда при создании его. Только после этой оценки можно переходить к оценке временных затрат для определения стоимости. Таким образом, стоимость создаваемого товара прямо пропорциональна качеству труда и среднестатистическим временным общественным затратам при создании его, то есть их произведению. Для товара, при создании которого участвуют несколько работников с разной квалификацией (качеством труда), стоимость будет выражаться следующей формулой:

V = ∑ Qi * ΔTi ,где V — стоимость товара, Qi - качество i-ого труда, ΔTiпродолжительность i-ого труда, i - разновидность труда воплощенного при создании товара.

Оценка качества труда возможна только в условиях справедливого рынка труда. Справедливость рынка труда здесь означает, что все члены общества имеют равное отношение к средствам производства, а также то, что рынок труда сбалансирован. Подобно оценке потребительной стоимости товаров, которая может происходить только на рынке товаров, качество конкретного труда может быть определено только при правильно организованном рынке труда. Объективная оценка потребительной стоимости товара требует отсутствия монополий и сбалансированного рынка товаров, а оценка качества труда требует одинакового отношения всех работников к средствам производства и сбалансированного рынка труда. Сбалансированный рынок труда означает, что общественный спрос и предложение на все виды экономической деятельности выравниваются. Если справедливый рынок труда не организован, то объективной оценки качества труда быть не может, поэтому  нет и возможности объективной оценки стоимости товаров.

Трудовая теория стоимости Маркса неадекватно оценивает её. Как говорилось выше, это требует оценки качества труда. Качество конкретного труда может быть оценено в условиях справедливо организованного рынка труда, которому Маркс не уделил внимания. Более того, оценка качества труда должна происходить при справедливом распределении доходов между работниками. В отсутствии этих условий определение стоимости общественных благ невозможно. Если труд одного оценивается рынком больше, чем тот заслужил, а другого — меньше, то труд как таковой объективно не оценивается, хотя участвует у Маркса в определении меры стоимости. Оценки временных затрат тут недостаточно.

Стоимость — это «медаль», у которой две стороны. Одна сторона — стоимость потребительная, которая может быть оценена только сбалансированным рынком товаров при условии отсутствия монополий. В определении этой стоимости участвует всё население, «голосуя ногами и рублём» за какой-либо товар. Потребительная стоимость здесь несет несколько другую смысловую нагрузку, чем это было у Маркса. Она, как и меновая стоимость, описывается качественной и количественной характеристиками. У Маркса потребительная стоимость товара — это полезность этого товара для общества, то есть является чисто качественной характеристикой. Понятие «спрос товара на рынке» объединяет обе характеристики. Если товар пользуется спросом на рынке, то он обладает полезностью для общества, и наоборот, если товар полезен, то на него будет спрос на рынке. Однако спрос на рынке включает в себя ещё и величину потребности в масштабах общества, то есть количественную характеристику. Соотношение спроса и предложения товара на рынке определяет потребительную стоимость, выраженную в форме стоимости всеобщего эквивалента (денег), то есть в цене товара. Если спрос на определённый товар больше предложения на рынке, то потребительная стоимость, выраженная в деньгах, будет выше меновой. Если спрос на этот товар меньше предложения, то потребительная стоимость, выраженная в деньгах, будет ниже меновой. И то и другое приводит к неэквивалентному обмену между продавцом товара и его покупателем. В первом случае, когда спрос больше предложения, производство товара увеличится, что приведёт к выравниванию спроса и предложения на рынке. Во втором случае — уменьшится с тем же результирующим эффектом. При равенстве спроса и предложения на товар меновая и потребительная стоимости совпадают, и обмен между продавцом и покупателем становится эквивалентным. Меновая и потребительная стоимости товара образуют диалектическое единство, синтезом которого является стоимость как таковая при равенстве спроса и предложения.

Вторая сторона — меновая стоимость, которая оценивается произведением среднестатистических трудовых затрат на производство товара в масштабах общества на качество труда, воплощенного в него. Все это при условии справедливого распределения доходов среди работников.

Справедливое распределение гармонично объединяет два аспекта стоимости.

В случае несправедливого распределения, когда количество бедных в обществе возрастает, потребительная стоимость (спрос) на дешёвые товары будет повышаться, а на дорогие — понижаться. При этом цены на предметы роскоши будут в разы превосходить их себестоимость (эффект Веблена).

Справедливость распределения в обществе имеет также два аспекта.

Первый аспект — это цена товара, по которой он реализуется на рынке. Справедливость в этом случае определяется качеством рынка и его организацией. В условиях здоровой конкуренции без монополий и картельных сговоров, что есть характерная черта только капиталистического рынка, качество рынка наивысшее, если рынок сбалансирован,  то есть спрос и предложение уравниваются, а цены стабилизируются. Здесь надо отметить, что объективная оценка спроса на товары и услуги со стороны населения будет иметь место тогда, когда реклама замещается информированием. Информация о товарах и услугах в данном случае должна находиться на специальном информационном портале. Если у кого-то возникла реальная потребность в чём-либо, то можно зайти на портал и получить всю необходимую информацию по этому вопросу.

Организация рынка оптимизируется в том случае, если количество посредников при движении товара минимизируется. Идеальный вариант, когда предприятие представляет собой предприятие замкнутого цикла, то есть производство, хранение, логистика и реализация в торговых сетях собственной продукции находится под его управлением. В этом случае посредников нет, и учёт трудовых затрат во всей цепочке объективен.

Второй аспект — это справедливое распределение доходов предприятия в рамках рабочего коллектива. Новейшие экономические исследования показали, что 95% доходов населения любой страны с большой точностью подчиняются логнормальному распределению. Пять процентов аномально высоких доходов, выходящих за рамки этого распределения, как раз и объясняются капиталистическим способом производства.  Это может служить доказательством существования прибавочной стоимости при капитализме.

Целесообразно отметить, что логнормальное распределение вообще является фундаментальным законом, которому подчиняются многие явления как живой, так и неживой природы. Ниже я приведу только некоторые из них:

1) в биологии – измерение размеров живых организмов;

2) физиологические измерения (например, артериальное давление крови);

3) в гидрологии – при анализе экстремальных значений месячного или годового уровня осадков, а также водостока рек;

4) в экономике – распределение доходов населения;

5) в финансах — изменения в обменных курсах валют, индексов цен и фондовых бирж;

6) распределение площадей городов в странах всего мира;

7) время восстановления и бесперебойной работы при анализе надёжности различных систем;

8) в механике — коэффициенты трения и износа.

Можно не только констатировать факт подчинения доходов населения логнормальному распределению, но и рационально объяснить это. Дело в том, что логнормальному распределению подчиняется величина, подверженная мультипликативному влиянию значительного числа независимых факторов, каждый из которых положителен (больше нуля).

Полезность индивида как создателя общественного блага определяется тремя факторами:

1) природные способности познавать, обучаться, запоминать, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной информацией и т. д.

2) знания, полученные в течение жизни (образование, опыт).

3) социальная ориентированность (воспитание, некоторые психофизические особенности).

Полезность индивида для общества пропорциональна всем трём факторам, то есть их произведению. Каждый из этих трёх факторов в свою очередь также представляют собой произведение более детализированных факторов, что приводит к мультипликативности общей модели, а значит, к логнормальному распределению полезности индивидов для общества. Поскольку доходы индивида (согласно принципу справедливости) должны быть напрямую связаны с его полезностью для общества, то мы приходим к логнормальному распределению доходов населения. Эта же модель применима и к отдельно взятому предприятию. Логнормальное распределение полностью определяется его модой и средним значением.

Ниже приводятся расчёты максимального дохода (дохода руководителя предприятия в отсутствии частной собственности на средства производства) для гипотетических предприятий.

Если взять, например, в качестве входных параметров типовой (наиболее часто встречающийся) и средний доходы равными 20000 и 30000 руб. соответственно, то из логнормального распределения можно получить:

1) для предприятия с численностью работников 100 человек максимальный доход — 90000 руб.;

2) для предприятия с численностью работников 1000 человек максимальный доход — 131000 руб.;

3) для предприятия с численностью работников 10000 человек максимальный доход -177000 руб.

 

Эти доходы можно интерпретировать как справедливые по принципу «каждому своё» без учёта капитала, то есть без эксплуатации человека человеком.  Аналогичным образом можно рассчитать доходы для всех категорий работников, а не только руководителей. Только при реализации этих двух аспектов справедливости распределения в условиях справедливого рынка труда можно объективно оценивать стоимость товаров.

Таким образом, стоимость товаров определяется на трех стадиях, связанных с производством: в процессе производства — организация справедливого рынка труда, на стадии распределения — справедливое распределение доходов между работниками и на стадии обмена — сбалансированным рынком товаров.

 

 

Источник

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *