Х.Джонсон. ХРИСТИАНЕ И КОММУНИЗМ

24158_600

 

(отрывки из книги доктора теологии Хьюлетта Джонсона – настоятеля Кентерберийского собора (Великобритания).Над этой книгой он работал в течение 40 лет, изучая процессы, происходящие в СССР. У нас книга была издана в 1957, 1996 годах (последнее издание: Москва, «Былина», 1996). )

 

 

 

«Я сетую не на то, что в мире существует коммерческий и социальный эгоизм, и даже не на то, что он, по-видимому, господствует в обществе, а на то, что его глубокая враждебность духу Христа не признается.»

Хьюлетт Дж. «Христиане и коммунизм»

 

«Итак, по плодам их узнаете их».

Евангелие от Матфея, гл. 7, стих 20

 

 Эта книга посвящена вопросу о точках соприкосновения между христианством, с одной стороны, и коммунизмом, а также его подготовительной стадией – социализмом – с другой.

Коммунистическая вера завладела миром с такой силой, как не одно другое движение со времен появления христианства. Хотя на первый взгляд коммунистическое учение в том виде, как его излагают (или, вернее, искажают), как будто противоречит идеям христианства, и требуют, чтобы ему было оказано сопротивление. При более глубоком понимании обоих вероучений, коммунизма и христианства, можно обнаружить, – и я уверен, что это будет сделано, – множество точек соприкосновения между ними и тем самым подготовить почву для их объединения.

 

Итак, настоящие очерки написаны с целью поставить на обсуждение весь этот вопрос об отношении христианской веры к коммунистической вере и побудить более сильные и честные умы глубже разобраться в нем. Христианские богословы во многих странах мира уже берутся или даже взялись прямо или косвенно за эту задачу.

Дальновидный американский банкир Томас Ламонт писал президенту Т. Рузвельту из Москвы, после того как новая революция смела старый порядок: «Ленин – отнюдь не временное явление, лучше договориться с ним». То же самое повторил и Лоуренс Аравийский, который назвал Ленина величайшим человеком нашего столетия. Я тоже решаюсь без всяких колебаний повторить слова: «Коммунизм – отнюдь не временное явление». Чрезвычайно важно поэтому, чтобы мы попытались ясно понять, что такое коммунизм, и постарались найти те пункты, в которых он согласуется с христианской верой и которые послужат основой для дальнейшего синтеза.

Коммунизм – это живое вероучение, оказывающее глубокое влияние на жизнь сотен миллионов людей, которые страстно верят в него. Никто из тех, кому довелось поездить в наши дни по России, Китаю или странам Восточной Европы, не может это отрицать. В Китае некая девушка – коммунистка, приговоренная к смерти за свои коммунистические убеждения, стоя перед теми, кто должен был ее расстрелять, воскликнула: «Вы живете ради ничтожной цели. Я же умираю во имя великой цели. Я предпочитаю умереть ради великой цели, чем жить ради ничтожной цели». Это – живая вера, и она типична для миллионов.

Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять. Я лично убежден, что синтез этих антагонистических лишь по внешней видимости, а не по существу образов мышления и укладов жизни возможен и что в конечном итоге он принесет счастье человечеству.

 

Что такое коммунизм?

Карл Маркс 80 лет назад в одном из своих известных произведений дал определение как коммунизму, так и социализму (подготовительной фазе коммунизма).

Вот эти два определения.

Сначала социализм: «От каждого – по способностям, каждому – по труду».

Затем коммунизм: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям».

Мы видим, что в обоих определениях есть одно общее положение: «от каждого – по способностям». Все должны трудиться, и трудиться в меру своих способностей. Интересно отметить, что Советский Союз был первым государством, вписавшим в свою Конституцию не только права человека, но и его обязанности.

Само собой разумеется, что если все должны трудиться, то всем должна быть предоставлена возможность трудиться. И это подводит нас ко второй части определения социализма: «каждому – по труду». Она обеспечивает право на соответствующее вознаграждение за труд. Далее, поскольку труд различается по своей ценности или количеству, вознаграждение в социалистическом государстве также должно различаться по своим размерам. Социалистическое общество – вовсе не обязательно уравнительное общество. Социалистическое общество – это общество на той стадии его развития, на какой оно находится в нынешней России (написано в 1956 году. – Ред.). Положение о том, что каждый должен получать соответственное вознаграждение за свой труд наряду с обеспечением возможности трудиться, предполагает плановую экономику. Оно предполагает также, что земля, энергетические ресурсы, все природные богатства и производственные процессы находятся под контролем всего общества и используются в его интересах.

Но по-христиански ли всё это? Есть ли здесь какие-либо точки соприкосновения с христианством? Это жизненно важный вопрос. Сказать, что все должны трудиться, – это истинно по-христиански. Сказать, что всем должна быть предоставлена возможность трудиться, – это истинно по-христиански. Сказать, что все должны получать соответствующее вознаграждение за свой труд, – это также истинно по-христиански.

Вспомним притчу о талантах: человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. И одному дал он 5 талантов, другому – 2, иному – 1, каждому по его силе, и велел пустить им свои таланты в оборот. Один из рабов зарыл свой талант в землю и был сурово осужден за это. Мысль Христа ясна: все мужчины и женщины одарены той или иной способностью, все они обязаны развить эту способность и все должны трудиться.

Таким образом, мы можем констатировать, что:

1.   В этом частном вопросе социализм гораздо ближе к идее Христа, выраженной в притче о талантах, нежели те, кто считает себя вправе жить в полной праздности на унаследованные богатства.

2.   Если скажут, что в Палестине времен Христа с ее хозяйством мелких хлебопашцев и мелких ремесленников легче было обеспечить людям постоянную работу и справедливую оплату, нежели в наши дни, в условиях массового производства и неустойчивых рынков, то тут можно возразить, что по этой именно причине социализм и коммунизм требуют коллективной собственности и общественной экономики, основанной на научном планировании.

 

Вторая часть социалистической программы едва ли нуждается в оправдании: «каждому – по труду».

Христиане не только ничего не имеют против этого положения – об оплате соответственно произведенному труду, – но на этом настаивают. Не должны они сетовать ни на различия в оплате, которые являются стимулом к увеличению производства.

У христиан есть серьезные основания сетовать на фантастические различия в оплате, существующие в нашем нынешнем обществе мультимиллионеров.

Какой строй является в этом отношении более христианским – контролируемый социалистический или неконтролируемый капиталистический, о котором профессор Кейнс, преуспевающий капиталист, честно сказал: «Современный капитализм не признает решительно никакой религии, он лишен внутреннего единства и сколько-нибудь заметного общественного духа. Часто, хотя и не всегда, это всего лишь скопище собственников и карьеристов». Перейдем теперь к марксову определению другого слова – «коммунизм». Как и социализм, коммунизм требует ото всех труда в условиях плановой экономики: «от каждого – по способностям», но на этом сходство кончается. Вторая часть определения гласит: «каждому – по потребностям». Заметьте: не по труду, а по «потребностям».

С начала создается социализм, затем – коммунизм. Сразу достигнуть коммунизма нельзя. Для коммунизма должна быть подготовлена почва. Объясняется это двумя причинами:

1.  Только народ, обладающий Волей-к-Добру, может отважиться на строительство общества, основанного на правильных человеческих отношениях.

2.  Только богатое государство может располагать достаточным количеством потребительских товаров, чтобы дать «каждому – по потребностям».

Такой порядок не удержится в обществе, которое чуждается труда на общее благо.

 

Проиллюстрирую достижения Советского Союза на истории, которая могла бы относиться и к любой из колониальных стран. Она относится к далекому Таджикистану, республике Средней Азии, граничащей с Афганистаном, Пакистаном, Индией и Китаем. До революции во всем Таджикистане насчитывалось 12 врачей и 13 учителей; там была всего одна больница на 10 коек. В 1930 году столица Таджикистана была деревней с населением 7 тысяч человек, которые жили в глинобитных хижинах. Сейчас в Таджикистане 5 тысяч врачей и ассистентов. До революции в Таджикистане лишь один человек из двухсот мог написать свою фамилию, там не было ни одной женщины, которая умела бы читать и писать. Теперь каждый ребенок, поступающий в школу, будет учиться там до 17 лет.

Каждая школа имеет своего постоянного врача. Каждую четверть все школьники подвергаются медицинскому осмотру. Здесь, в Англии, моих собственных дочерей пока что за все годы их учения в школе осматривали только три или четыре раза.

Для слепых и глухих детей, а также детей, одаренных каких-либо талантом, существуют специальные школы.

Сельское население, работающее в замечательных, высокомеханизированных колхозах, процветает.

Столицу республики Сталинабад, который ныне представляет собой город протяжением в 7 километров с населением более 200 тысяч человек, пересекают величественные улицы, обсаженные прекрасными деревьями. По улицам быстро мчатся автомобили и троллейбусы. Со всех сторон высятся большие здания, на улице бьет фонтан. Сталинабад, совершенно неграмотный до революции, имеет теперь свой собственный медицинский университет, университет с двумя тысячами слушателей и Академию наук, насчитывающую 16 докторов наук, 96 кандидатов наук и 150 аспирантов.

Если бы в отсталой Кении мы действовали так же, как Советский Союз в столь же отсталом Таджикистане, то эта страна с населением в 5,5 миллиона человек против 1,5 миллиона в Таджикистане изобиловала бы теперь школами. Повсеместная безграмотность исчезла бы. В стране было бы множество библиотек. Кения имела бы 15 тысяч врачей. Бедность исчезла бы.

Освобожденный от глубоко противной христианству помехи в виде производства, направляемого в погоне за личной наживой, делавший основой производственной деятельности не прибыль, а пользу всего общества, идущий к осуществлению коммунистической цели, как она определена К. Марксом: «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», – коммунизм выработал для нашего времени весьма важную моральную теологию:

  • Коммунизм установил идеальные правила отношений человека к человеку.
  • Коммунизм объявил аморальной эксплуатацию одним классом другого.
  • Коммунизм объявил аморальными национальные войны из-за рынков.
  • Он объявил аморальным угнетение зависимых и колониальных народов.
  • Он объявил аморальным неравенство в распределении материальных благ, образования, медицинской помощи и досуга.
  • Он объявил аморальной частную собственность на средства производства.

Коммунизм отваживается понимать слова о любви к ближнему буквально, о чем свидетельствует совершившийся за 25 лет поразительный подъем всех социалистических стран от варварства к вершинам цивилизации.

Коммунизм признает за женщиной полное равенство с мужчиной. Здесь мы поистине имеем элементы того братского общества, о котором нас призывают молиться как о Царстве Божьем на земле, как о верном пути к любящей Сущности, любящему Богу.

 

Я хотел бы добавить, что в этом дружественном обществе (в Советском Союзе), сплотившемся ради общей благородной цели – создания Божьей семьи народов на земле, людям доступны радости (вдохновенного труда на общее благо, бескорыстной дружбы, высокой любви), о которых большинство из нас, живущих в капиталистическом мире, не может и мечтать!

Эта Радость, проявляющаяся во всех областях человеческой деятельности, и есть путь к Богу. Через такую любовь человека к человеку мы обретаем понимание и уважение к Сущности, служащей источником этой Любви. Мы научимся понимать и верить столь безоговорочно, что сможем без страха встретить величайший Переход (смерть).

Нужно ли мне спрашивать вас теперь, как должны относиться христиане к коммунистической программе?

Я ответил на этот вопрос пятьдесят лет назад. Эта программа – глубоко христианская, сказал я. И когда я узнал, что она будет претворена в жизнь в России и будет основана на научно-планируемом и находящемся в общественной собственности хозяйстве, я добавил, что, по моему мнению, она является не только христианской и высоконравственной, но также практичной и научной и она увенчается успехом.

Я сочувствовал этой программе на протяжении всех последующих лет со всеми их взлетами и падениями. Она пользовалась моим сочувствием заслуженно, ибо (несмотря на все ошибки и темные пятна) она опирается на основополагающую веру в человечество, на ту основополагающую истину, что все люди, каковы бы ни были их воспитание или их способности, – мои братья и что с ними нужно обращаться так, как я стал бы обращаться со своими братьями по крови, которым я всегда стараюсь давать, насколько это в моих силах, по их потребностям.

 

Составитель Татьяна Кисилишина,

магистр педагогических наук

(«ЭФГ» № 24–25 .)

 

Поделиться

Комментарии (10)

  • forester

    11 май 2015

    Ответить

       Следует отметить два, на мой взгляд, определяющих момента.
        "... вкапиталистическом обществе нет религии."
       Да, конечно, если понимать под религией её главное значение - связь. При капитализме разрушается связь деятельности человека с его бессмертной, Богом данной душой.
    Второе.
      "Радость даваемая человеку его деятельностью есть путь к Богу".
       Великолепно! Именно радость при свободном, естественно, для всех полезном труде есть признак реального социализма! 
       И именно реальный социализм есть путь к Богу.
        Но что самое ужасное приходится наблюдать в нашей повседневности, что иерархов Р.П.Ц. вполне устраивает волчий капитализм. Пожертвования имеют место.
       Но разве можно служить Богу и мамоне?

  • Ирина

    14 май 2015

    Ответить

    Отличная статья! Я всегда писала, что СССР был ПОИСТИНЕ ХРИСТИАНСКИМ ГОСУДАРСТВОМ! Социализм - РУССКИЙ, ОБЩИННЫЙ образ жизни, а капитализм - ГАНГСТЕРИЗМ, еврейский образ жизни. Недаром К.Маркс назвал РОССИЮ первой страной, которая построит социализм. СССР - был ВОПЛОЩЕНИЕМ ХРИСТА. Горбачев - ИУДА, путём поцелуя ПРЕДАЛ СССР! НО ИИСУС ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОСКРЕСНЕТ И СССР! Недаром РУССКИЙ народ считал В.И. Ленина ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ ХРИСТА. И ОН БЫЛ! Сравнивая его биографию и биографию пришла к выводу, что ЛЕНИН БЫЛ ХРИСТОМ! ТРЕТЬИМ ПРИШЕСТВИЕМ ХРИСТА БУДЕТ РУССКИЙ НАРОД!

  • Cttepan

    14 май 2015

    Ответить

     Изучение  теологами всех мастей коммунизма (социализма) и "труды" на эту тему АНАЛОГИЧНЫ изучению астрологами звезд и галактик.  В обеих случаях теологи-астрологи сочиняют АХИНЕЮ несмотря ни на какие их звания и многочисленные публикации.   А если пипл хавает такую ахинею, то значит народу нравится быть в невежестве.  Аминь!

  • forester

    17 май 2015

    Ответить

        Cttepan! Нельзя ли сообщить неразумному, всё хавающему пиплу, что-то конкретное, дабы просветить оного, в темноте незнания находящегося. Дело богоугодное.

    • Cttepan

      18 май 2015

      Ответить

      Foresteru. Пожалуйста, на мой адрес: Cttepan_kyi@mail.ru пришлите свой адрес для отсылки материала по взгляду на социализм с научной точки зрения.

  • андрей

    18 май 2015

    Ответить

    Необычная статья! Необычна она  тем, что о величественных успехах социализма в СССР восторженно пишет какой-то английский «капиталист», да к тому же еще и протестантский священник. И становится горько от того, что он сумел оценить великое чудо, которое произошло в Советском Союзе (и очевидно не без Божественного вмешательства), а мы, жившие в той стране – нет. Не оценили и не сохранили. Не выполнили заповедь Иисуса: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Да и как мы могли ее выполнить, если были атеистами, не верили в Бога и горделиво собирались исправить грешную человеческую душу без помощи Духа Святого?
    Потому-то прельстились и соблазнились сладкими речами лукавых вождей об ускорении, перестройке и борьбе с уравниловкой. «И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матф. 24:10-12).  Именно это и происходит последние 25 лет…
    Ниже   хочу дать некоторые комментарии  по цитатам из статьи  (выделены полужирным шрифтом).
    «В этом дружественном обществе (в Советском Союзе), …, людям доступны радости (вдохновенного труда на общее благо, бескорыстной дружбы, высокой любви), о которых большинство из нас, живущих в капиталистическом мире, не может и мечтать! Эта Радость, проявляющаяся во всех областях человеческой деятельности, и есть путь к Богу. Через такую любовь человека к человеку мы обретаем понимание и уважение к Сущности, служащей источником этой Любви».
    Как сказал наш Христос: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:11-15).
    Вспоминая наше советское прошлое, не перестаю поражаться, насколько легко, радостно и даже беззаботно нам тогда жилось! Жили – не тужили. Старались честно учиться, честно работать, честно жить. Никто никому не завидовал, никто ни над кем не возвышался, все жили дружно, по-братски, справедливо, и как сегодня оказалось – счастливо! Жили и не осознавали своего счастья, верили, что счастье придет позже (вместе с коммунизмом). Осознание потери счастья пришло лишь с его утратой после развала нашей родной страны.
    Жили, и не догадывались, что жили по одной из главнейших заповедей нашего Бога Иисуса Христа: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?  потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.  Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.  Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»  (Мф. 6:31-34). Мы и не заботились, не копили, жили сегодняшним днем, и сами того не понимая – строили Царство Божие – коммунизм.
    Сегодня олигархическое правительство России, либерально-капиталистическая интеллигенция нашего общества, а также – верхушка РПЦ пытаются нас убедить, что падение СССР – это неизбежный процесс. Одни доказывают нам, что плановая экономика и общественная собственность на средства производства не может конкурировать с рыночной экономикой, вторые, что развал великой страны – это кара Божия за атеистическое мышление и противный Христовому учению образ жизни.
    Я не являюсь специалистом в экономике, но и для меня очевидно огромнейшее несоответствие индустриального роста могущественной державы в советское время с сегодняшним «топтанием на мете» «демократическо» - капиталистической страны. А здесь же мне хотелось сказать несколько слов в защиту людей социализма от нападков  нашей церкви.
    «Коммунизм отваживается понимать слова о любви к ближнему буквально». «Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять».
    Наша церковь пытается убедить нас в том, что построение Царства Божия на земле Иисусом не планировалось, что «любовь к ближнему своему» - не есть справедливость, равенство и братство в человеческом обществе, что главное – это «личное спасение», что церковь (христиане) не должны защищать бедных, а должны быть во всем послушными властям. Она заявляет, что главные добродетели христианина – это кротость, смирение и терпение. Сегодня к этому добавляются следующие тезисы о богатстве: «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу». «Впрочем, и богатый может спастись, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18. 27)». «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога». «Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним» (цитаты из «Основ социальной концепции РПЦ от 13-16 августа 2000 г.). При этом в этом  же документе приводятся цитаты из Священного писания о сребролюбии и любостяжании: (Лк. 12:15), (1 Тим. 6:9-11), (Мф. 19:21), (Мф. 19:23-24). Просто диву даешься! Хочется спросить: «Неужели они не видят столь явного противоречия одного другому»? Ведь приведенные выше цитаты о богатстве – это однозначная протестантская ересь…
    Но вернемся к предыдущим заявлениям нашей церкви. Попробуем сами найти правду. Начнем с тезиса о защите бедных: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;  научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1:16-17). И еще: «И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти.  И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И  Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда.  И видел (Господь), что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис. 59:14-16).
    Как видим, защищать и заступаться за бедных и обиженных нам не просто надо, мы обязаны это делать, потому как наше социальное бездействие «противно очам Его»! И надо защищать обижаемых, не отсиживаясь в монастырях и пустыньках, где «личное спасение» будет протекать тихо и спокойно без соблазнов и смертельной опасности, а в обычной жестокой и очень опасной жизни. То есть, нам для спасения нужны реальные дела в реальной жизни, причем – требующие от нас подчас мужества и чувства справедливости в душе. В противном случае: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? … Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:14-26). «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1:22).
    Но вернемся к  мужеству и справедливости. Интересно отметить тот факт, что эти два важнейших качества человеческой души до Нового времени истории (которое началось с английской революции 1640 года) входили в семерку христианских добродетелей. Ими являлись: вера, надежда, любовь, благоразумие, умеренность, справедливость и мужество. Причем, первые три были выделены еще апостолом Павлом, а последние четыре – Амвросием Медиоланским, жившим во IIвеке. Но в Новое время, начало которого совпало с буржуазными (капиталистическими) революциями и зарождением либерализма и протестантизма в Западной Европе, появились совсем другие добродетели: любовь, умеренность, целомудрие, усердие, терпение, кротость и смирение.  Как видим, от прежних добродетелей остались только первые две, а такие важные добродетели, как: благоразумие, мужество и справедливость («с правдой») – бесследно исчезли. Для чего это было надо? Очевидно, что эти добродетели  заменили на кротость, смирение и терпение для того, чтобы обмануть народ и сделать его безропотным и покорным нарождающемуся господствующему классу капиталистов. Почему эта замена произошла именно тогда? Потому, что в этот период вся Западная Европа кипела народным возмущением злодеяний, творимых католической церковью (вместе с королями и феодалами), и церкви  надо было как-то остудить и успокоить гнев народа, вышедшего из-под ее контроля.
    Чтобы осознать значимость сравниваемых добродетелей, приведем следующие цифры. Слово «кротость» (+ кроткий, кротко) упоминается в Библии 38 раз, слово «смирение» (+ смириться, смиренный) – 87 раз, слово «терпение» (+ терпеть, терпеливый) – 85 раз.Слово «правда» (+ праведник, праведность) встречается в Библии 692 раза, а слово «истина» - 364 раза. Как видим, наиважнейшей христианской добродетелью является правда, истина, справедливость, и никакие – кротость, терпение и смирение с ней близко не сравнятся! Поэтому, первое, что надо воспитывать христианину в своем сердце – это истину, правду, честность, и второе от чего избавляться – это от лжи! И это касается как православных мирян, так и священищеский клир, чтобы он не уводил паству за собой в озеро, горящее огнем и серою!
    Теперь – о покорности властям. Для того чтобы убедить народ быть покорным властям, церковь часто приводит следующую цитату из Священного писания: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Но, при этом не упоминает об условии такого подчинения, которое написано там же – чуть ниже: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых… Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:3-4). Как видим, здесь речь идет о начальствующих, борющихся со злом и защищающих  добро в обществе («тебе на добро»). Начальствующий – «отмститель в наказание делающему злое». А как в этой связи выглядят наши сегодняшние начальствующие? Мощнейшую страну разворовали, развалили образование, науку,  культуру, уничтожили село… Эх, да что перечислять – все и так все это хорошо знают! Достаточно только вспомнить совсем недавний процесс над Евгенией Васильевой – бывшей главе департамента имущественных отношений Минобороны России. Нет, наш «Божий слуга» - носит меч напрасно! То же самое можно сказать и о дореволюционных «Божьих слугах». Напомню лишь один исторический момент – Кровавое воскресенье 1905 года. Тогда русский монарх Николай II отдал приказ расстрелять шествие питерских рабочих во главе со священником Гапоном, идущих к зимнему дворцу и напевавших «Отче наш». За что? За то, что они лишь хотели поговорить с царем о несправедливости, царившей на заводах. Не тогда ли самодержавие убило в сердцах народа – веру в Бога? Поэтому, однозначно – и тот «начальствующий напрасно носил меч».
    Если говорить о построении Царства Небесного на земле, как о воли Божьей, то всем нам христианам хорошо известно, что «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). И как правильно отметил А. Молотков в ст. «Религиозный смысл истории» со ссылкой на Слово Божие: что,«не приходит Царство Божие приметным образом» (Лк. 17:20), но распространяется по земле как незримо созревающий плод (Мк. 4:29)».
    И наконец – о «любви к ближнему своему» как о справедливости, равенстве и братстве. Хочу напомнить местописание из «Евангелия от Матфея», где ученики Иисуса спорили о том, кто же из них главнее и важнее? Вот, что ответил Христос: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.  Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:8-12). Итак, «все мы братья», все мы равны. А кто из нас хочет возвыситься и стать главным – тот унижен будет. И еще: «Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, сестра, и матерь» (Мк. 3:35).
    Таким образом, люди социализма, не зная Бога и не веря в Бога, тем не менее – осуществляли Его главнейшую для нас волю – построение Царствия Божия на земле. Они жили по Его нравственному учению и ежедневно проявляли умеренность, благоразумие, мужество и справедливость в повседневной жизни, любя ближнего своего как самого себя, веря и надеясь, что когда-нибудь они построят светлое будущее для всех людей на земле – коммунизм!
    То есть они сделали то, что должны были сделать христиане – последователи Христа, но так и не сделали.
    Зачтется ли это им Богом? Наверное – зачтется: «Ибо когда язычники (люди социализма), не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую -  в день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:14-16).
    Сегодня людям социализма для спасения  души не хватает веры во Христа. Потому, что: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
    Итак, «коммунизм бросил христианам вызов». Сумеем ли мы христиане  оправдать ожидания нашего Бога? Наш ход…
     

    • А.Молотков

      18 май 2015

      Ответить

      Андрей, спасибо за глубокий, емкий комментарий. Особенно интересна ваша мысль о специфической обусловленности подмены христианских добродетелей «благоразумия, справедливости и мужества» на «терпение, кротость и смирение» именно в период первичной активизации духа капитализма (Новое время), для успокоения сопровождавших эти процессы социальных волнений. К сожалению, моральная двусмысленность и внутренняя противоречивость данной духовной «переоценки» продолжает довлеть над христианским сознанием до сих пор, мучая христианскую совесть и блокируя социальную активность церкви в самом зародыше. Действительно, для восстановления духовно-здорового и исторически-адекватного состояния церкви, как и собственного духовного тонуса, нам сегодня очень не хватает именно чувства истины, справедливости и мужества. Опубликовал Ваш комментарий отдельной статьей в рубрике «Точка зрения».

      • Cttepan

        18 май 2015

        Ответить

        А.Молоткову.  Маленькое уточнение. Ёмкий, глубокий комментарий  Андрея - для теологов, ибо обсуждаемая работа писана доктором теологии и в силу этого не может быть воспринята атеистами, марксистами, т.е материалистами в качестве адекватного отражения  социальной действительности   (объективной реальности).  P.S. У К.Маркса:  "Каждый по способностям - ...., но не "От каждого по способностям...".   Это НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ понятия.  Поэтому (при коммунизме) все БУДУТ трудиться, чтобы работа СОВПАДАЛА (соответствовала) способностям,  а не  "трудиться в меру своих способностей", как  утверждает  д-р  Джонсон. 

        • Cttepan

          19 май 2015

          Ответить

          ВСЕМ, кому интересно.  Из  "Критики Готской программы"

          «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека его разделение труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются Полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолетьузкий горизонт буржуазного права, иобщество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям».  (Соч.т.19, с.20).
          Более того. У Маркса есть уточнение:  каждому ПО ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫМ потребностям. Водка ведь не является общественно полезной потребностью!!!  Д-р Джонсон, видимо, классика марксизма не читал, вот и пишет о коммунизме НЕКОМПЕТЕНТНО.

  • Cttepan

    18 май 2015

    Ответить

    Андрей:  "А здесь же мне хотелось сказать несколько слов в защиту людей социализма от нападков  нашей церкви. ... «Коммунизм бросает вызов христианам. Этот вызов необходимо принять»." 

    Андрюша, ваши суждения не компетентны. Нападки церкви на социализм, на людей социализма - равнозначны по неадекватности нападкам астрологов и креационистов на астрономов и марксистов.  В средние века кого церковь сжигала???   Астрономов, т.е. материалистов.  И сейчас так.  МАЛОГРАМОТНЫЕ попы начинают ругать социализм совершенно не понимая его сути, как способа производства, и тех ошибок, которые были допущены во время строительства социализма как общества.  Научному социализму ни холодно ни жарко от ругательства попов, также как марксизму плевать на измышления креационистов.  Законы природы НЕЗЫБЛЕМЫ кто бы их не пытался ругать, извращать или игнорировать.
    Коммунизм не бросает вызов христианам - это ваша трактовка.  Так можно сказать, что астрономия бросила вызов церкви в средние века,  доказав ложность ГЕОцентричной теории и утвердив ГЕЛИОцентричную теорию.  Наука НИКОМУ не бросает вызов своим развитием, ибо она объективна.  Но вот церковь воспринимает развитие науки, коммунизма в том числе, как вызов своей духовной монополии на умы народа.   Принять это вызов церковь не сможет, ибо против науки противостоять НЕВОЗМОЖНО, как и против природы.   Остается только смириться и поддакивать науке и говорить - всё от Бога.  Аминь!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *