Анонс.
Понимание событий, происходящих вокруг поправок к Основному Закону, так же важно, как и сами поправки. От этого зависит насколько болезненной для общества будет смена вектора цивилизационного развития, будет ли она мирной и демократической. Насколько длительной будет агония неолиберальной идеологии, чуждой нашей конституционной идентичности и ментальности.
Парадокс в том, что насколько конституционная реформа жизненно необходима сегодня, настолько же она и преждевременна. И, хотя слово “реформа” в Послании Президента Федеральному Собранию отсутствует, оно изменено на “внесение изменений” как более нейтральное, суть начавшегося процесса именно в общественном запросе на реформу, на фундаментальные изменения принципов государственного управления и уклада жизни, на изменение цивилизационного вектора развития общества.
Аргументы “За реформу”.
Инициативы Президента о внесении изменений в Основной Закон и последовавшая отставка Правительства являются вынужденными решениями. Они подготовлены Администрацией Президента вследствие глубокой социальной депрессии и зреющей в сознании народа крайне отрицательной эмоциональной оценки деятельности Правительства и Президента. По этой причине инициативы стали резонансными, они востребованы и уже привели к социальному и политическому подъёму, а также вызвали поток предложений о поправках в Конституцию. Это несомненно лучше, чем подавленность, тлеющая ненависть и растущая агрессия, и это единственно верный путь к общественному согласию, к Закону, который признают и уважают, который является непреложным Уставом жизни общества, Законом прямого действия.
Вслед за принятием “в первом чтении” внесённых Президентом поправок в экспертном сообществе начали раздаваться полярные оценочные суждения: от “условной” поддержки инициатив Президента до их бойкота. Для этого есть убедительные основания, т.к. из уст Премьер-министра и Президента прозвучали существенные оговорки: 1) о неизменности курса либеральных реформ в экономике, которые и привели к социальному конфликту; 2) о незыблемости, не очевидных для гражданского общества и верующих, “первооснов” конституции, императивов и принципов государственного строительства.
Созданная Администрацией Президента Комиссия по внесению предложений представляет собой группу случайных людей, оказавшихся вместе по социальной выборке. Им дали в руки инструмент, но не объяснили, в чём они будут участвовать: копать ли котлован под строительство Конституции, Основного Закона цивилизационного прорыва и преодоления кризиса, или их руками, что более вероятно, будет заложен фундамент Цифрового концлагеря олигархического типа. По существу, речь идёт об общей могиле братским народам и традиционным религиозным конфессиям России, представляющим собой уникальное явление в истории человечества — веротерпимую русскую цивилизацию. Русская цивилизация исторически сложилась в православной культурной традиции многонациональной духовной метрополии России.
Необходимость преодоления глубокого цивилизационного кризиса, в который вовлечена Россия, и основания для этого более чем достаточные. Они не имеют ни другого толкования, ни объяснения: крушение института семьи и вымирание населения, духовно-нравственное обнищание и падение общественной морали, этническая усталость и атомизация общества, всепоглощающая коррупция, снижение образовательного уровня и деградация научного потенциала, деиндустриализация экономики и технологическое отставание промышленности.
Кризис носит, с одной стороны, объективный и закономерный характер, с другой инспирированный извне “либеральными” реформами 90-х годов. В результате их антиобщественного характера система власти утратила нравственный авторитет. “Власть” превратилась в инструмент бесконтрольного личного обогащения за счет народа и недр, национального достояния, в ущерб интересам государства. Политическая система более не отвечает вызовам времени. Стратегии развития не реализуются, Указы и Национальные проекты не дают желаемого результата, приводят к их неприятию и социальной напряжённости в обществе, производят эффект прямо противоположный заявленному.
“Конституция 93-го года” изжила себя политически, и не является более ни общественным договором, ни гарантией обеспечения законных политических и социальных прав граждан. Более того, в ней заложены глубокие системные противоречия, искажающие наши культурные традиции и представления о законности, нарушающие смысл и логику общественного договора. Основы конституционного строя и Указы Президента, направленные на социально-экономическое развитие общества, противоречат действующему Гражданскому Кодексу, Трудовому, Семейному, Земельному и пр., превращая законотворчество в бессмысленный процесс, делая правоохранительную и судебную систему неэффективной и коррупционной, подрывающей сами основы Государства.
Таким образом, кризис является не столько социальным, сколько системным. И, в первую очередь, цивилизационным, требующим изменения уклада жизни и ценностной ориентации личности, вектора развития общественных отношений от разобщения к объединению, к гармонии социальных отношений и духовному родству.
Широко развернувшаяся дискуссия говорит о понимании гражданами остроты текущего момента. “Общественный отклик велик и растет день ото дня”, как заявляют официальные источники. Общество воспринимает реформу как исторический шанс смены неолиберальной парадигмы в экономике и внутренней политике через демократические механизмы. Менее чем за месяц в комиссию поступили предложения по изменению 22 статей Основного Закона, члены комиссии инициировали 170 предложений, обобщают предложения профильные комитеты Думы и СФ, 93 предложения поступили в Госдуму от депутатов, от граждан, общественных и религиозных организаций, общим числом уже набралось около 300 поправок.
Аргументы “Против”.
И всё же конституционная реформа преждевременна! Даже первые шаги в этом направлении и комментарии руководителей профильных комитетов Думы и СФ показали справедливость такого утверждения. В либеральной “Конституции 93-го года” многое опущено или не предусмотрено: отсутствуют наиважнейшие положения о “Конституционном Собрании” и “Всенародном голосовании”, в чьей исключительной компетенции находятся вопросы внесения изменений. По существу, она неизменяема. Председатель ЦИК и пресс-секретарь Президента заявили: “референдума по поправкам не будет, а будет “всенародное голосование”, формат которого определит рабочая группа при ЦИК”. Вряд ли предложенный порядок и легкомысленное отношение власти к Основному Закону ведёт к согласию в обществе и будет воспринято им однозначно.
О несовершенстве изложения Основ конституционного строя говорят и сами вносимые поправки, не имеющие сущностной конституционной нагрузки, а значит и гарантий защиты человеческого достоинства граждан. Например: о брачном союзе мужчины и женщины, хотя иной претит человеческому естеству; о минимальной зарплате, которая должна быть предусмотрена понятием “социальное государство”. Таких поправок, которые не соответствуют формату Конституции цивилизационного прорыва и не меняют вектора развития общества, множество.
Одну из них, внесённую в Государственную Думу, “Поправку об упоминании Бога в тексте Конституции”, следует рассмотреть подробно. Действительно, на своём историческом пути человеческая цивилизация столкнулась с Антицивилизацией, с расчеловечивание подобия Божия, с уподоблением его животному движимому инстинктами, не имеющему свободной воли. Первоверховными и неоспоримыми идолами плоти, согласно либеральной философской теории социал-дарвинизма, является инстинкт самосохранения, удовлетворение похотей и естественное стремление “свободной” личности к удовольствиям. На верховенстве личности и этой либеральной философии права построена логика “Конституции 93-го года”.
Соблазн и искушение того, что упоминание Бога сотворит с властью и обществом чудо велик, но поправка никак не меняет логику Основного Закона. Она имеет коварный для верующих граждан и общества подтекст: добавить поправку означает вбить клин между церковью и обществом, поставить увесистую гирю на весы несменяемости неолиберальной парадигмы. В её плену, вероятно, оказалась не только вся политическая система России, но и церковные политики, расписавшись в собственном бессилии бороться с пороками общества и пасомого ими стада.
Присутствие Бога, как известно, не регламентируется светскими законами. Бог живёт и дышит не в “букве”, а в социуме, в социальных отношениях, в человеческом облике верующих, живущих по законам Божиим. Как показывает практика, упоминание Бога в конституциях западных стран не добавила их истеблишменту Человечности, ни ранее ни теперь, когда глобальный цивилизацинный кризис привёл мир к самой жестокой и бесчеловечной в истории схватке за право на существование цивилизаций, исчисляемых миллиардами жизней. Против русской цивилизации, против России и её граждан идёт беспощадная война на уничтожение, война гибридная, скрытая.
Присутствие Бога в жизни государства и общества определит государственная идеология и конституционная идентичность русской цивилизации, опирающаяся на незыблемую основу: державность, соборность и духовность русского народа. Исключительной по важности поправкой следует считать снятие конституционного запрета на государственную идеологию. Россия разоружена и беззащитна перед Антицивилизацией, пожирающей российскую государственность, веру в Человека и веру в Бога.
До тех пор, пока Доктрина российской государственности не принята обществом — конституционная реформа преждевременна. Государственная идеология — это столп и “духовный посох”, на который опирается человек и общество в вопросах государственного строительства. Таким столпом для России является идеологема: Державность — Соборность — Духовность. Эта триада — опорный элемент всей идеологической конструкции Основного Закона.
Державность.
“Державность — это государственное самосознание народа, осознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Она формирует чувство долга и ответственности».
“Долгие столетия Русская Державность была той силой, которая препятствовала осуществлению дьявольских замыслов. Ныне — при нашем попустительстве — она почти разрушена. Восстановление её есть для России вопрос жизни и смерти. Судьба России может определить и судьбу мира, а потому вопрос державного строительства на Руси приобретает вселенское звучание”.
“Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими”, — вот державный глас народа, выраженный чеканным слогом митрополита Московского Филарета”.
Из статьи “Одоление смуты: слово к русскому народу” митрополита Ленинградского Иоанна, 1995 г.
Соборность.
Соборность, как принцип народовластия и местного самоуправления, опирается на общее целеполагание и стремление к истине, к согласию, к социальному равенству и справедливости. Державное соборное законотворчество народных представителей обеспечивает неразрывную связь гражданского общества с Основным Законом государства, законов светских с законами совести.
Соборность — это не только выборность снизу доверху и отчётность сверху донизу, но и суровая ответственность, если слуга народа, которому доверена власть, защита интересов Отечества и общества, продал и предал свой народ, надругался над верой народа в справедливость и законность. Одна из основ соборного уложения — народный суд: скорый, справедливый, гуманный и неотвратимый. Суд для которого главной целью и смыслом судебного процесса является установление истины и торжество справедливости, а не обеспечение “состязательности”. Неотвратимость народного суда — конституционная норма.
Соборность, к тому же, старинный русский способ преодоления нестроений российской государственности, обретения единства и согласия, ключ к духовному единению народов России. Это механизм испытан тысячелетней историей. “Враг — боится единения”, — в этой неопровержимой истине источник былых и залог грядущих побед русской цивилизации.
Духовность.
Духовность — это высшая форма нравственности, высший уровень развития и саморегуляции личности. На этом уровне развития человеческая личность обретает в себе образ Божий, чувство человеческого достоинства, нравственной свободы и руководствуется не инстинктами и похотью, а законами совести, как проявление в нём высшей природы. Духовность это нравственная основа семейного быта и личного поведения, общественной жизни и державного строительства.
Все элементы идеологической триады тесно связаны и взаимопроникновенны. Они имеют под собой безупречное основание — Святая Русь — в ней источник и Духовности, и Соборности, и Державности. Святость это фундаментальное понятие всех религий. Понятие “поруганные Святыни” заложено глубоко в сознании каждого народа, и даже самого “безбожного” человека. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин произнес на открытии XIX Всемирного русского народного Собора памятные слова: “Мы — мусульмане Святой Руси, когда мы (народы и конфессии) вместе, это и есть халифат. У нас этот халифат называется Святая Русь”.
Судьба России, как предмет познания её исторического пути и предназначения, определяется темой Святости, источником и средоточием духовной жизни, духовного прозрения.
Божий промысел о России.
“Цикличность социальных процессов в России обратно пропорциональна духовности общества”, — утверждал В.О.Ключеский. Этому утверждению существует научное объяснение: нарушение законов совести приводит человеческую личность к когнитивному диссонансу, к депрессиям, стрессам, нарушениям психики. Результат — деградация личности, слабоумие, снижение порога нравственной чувствительности, социопатия. Причина — искажение целостного восприятия картины мира.
В современном мире это технология управления массовым сознанием: “в политике важно не что является истиной, а что считается истиной”. Этим приёмом пользуются “штатные” политтехнологи, отвечающие за внутреннюю политику современной России. Они последователи Макиавелли и западной доктрины неоглобализма, которая рассматривает “источник политики в банальном интересе человека к вещам”. Это глубокое заблуждение. В отношении России тем более. Россия — Богом хранимая страна, поэтому русский бунт, бессмысленный и беспощадный, это дар Божий России, посылаемый для вразумления и очищения в моменты кризиса.
«У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе. Ни один человек не падает так глубоко, до последнего зла, как русский человек; но точно так же ни один человек не достигает так высоко, выше вершин, как русский человек. История свидетельствует: русская душа мечется между самым черным адом и самым светлым раем. Мне кажется, что из всех душ на земле, у русской души самый жуткий ад и самый чарующий рай. В драме русской души участвуют не только все ангелы неба, но и все дьяволы ада. Русская душа — самое драматическое поприще, на котором беспощадно борются ангелы и дьяволы. За русскую душу ревниво бьются миры, бьются Сам Бог и сам сатана». Так описал Преподобный Иустин, Чилийский состояние души русского человека.
Попытка познания психики человека через науку — “бесовское мудрование”, тем более управлять общественным сознанием и государством с помощью политтехнологов. Россия — это особая территория. Русская цивилизация веками жила, живёт и жить будет по законам совести. Здесь непостижимым для “западников” образом “сокрушается чин естества”.
Неизбежность и реальность.
Реформа Конституции — это императив времени и реальность качественного перехода общества в иное состояние — в оппозицию неолиберальному курсу. Начавшийся процесс приобретает всеобщий характер, и, надо заметить, радость на лице Президента от лавины предложений и поправок угадывается с трудом. Масштаб и глубина начавшегося перехода от социального запроса к запросу общества на политические преобразования стали скорее неожиданностью для него. Внесенные поправки открыли «ящик пандоры», и было бы разумно не пытаться захлопнуть его, а воспользоваться окном возможностей для политического диалога об образе будущего России, о государственной идеологии — о Доктрине государственности.
Многие уже осознали, что трансфер власти неизбежен и он начался. Ситуация, правда, для уходящего в историю Президента складывается крайне сложная. Президент такого государства как Россия — это значительная веха в тысячелетней истории государства российского, и даже мировой. Как любого человека его беспокоит собственное историческое наследие и народная память. Кем войдёт он в историю русской цивилизации: спасителем или губителем? И, он всерьёз этим обеспокоен, как любой русский человек, будь он хоть трижды западник и пленник своей «команды».
С некоторых пор диалог о будущем России российское общество ведёт с “третьей силой”. Она решает задачу сохранения своей власти любой ценой, и единства в ней нет. Граждане России, и все участники начавшегося политического процесса, должны понимать и давать себе отчёт в каком сценарии они участвуют. Проявляя свою преданность Президенту при голосовании за поправки или против, не учитывать фактор “третьей силы” нельзя. Для неё Имя президента — это бренд — коммерческий проект, для нас Президент — институт власти, которому Госсовет не требуется.
Мы должны уважать институт президентской власти, выбор русского народа, который никогда не откажется от идеи национального лидера и его особых полномочий. Инициатива, рычаги и полнота власти в руках Президента. Он реальная политическая сила, обладающая мандатом доверия. От его политической воли будет зависеть исход начинающегося внутриполитического противостояния. Каким бы влиянием на решения Президента в вопросе об историческом будущем России ни обладало его окружение — обстоятельства против них. По данным социологических опросов большая часть граждан относится с недоверием к инициативам. Это — тревожный сигнал.
Президент не раз обманывался политтехнологиями: они уже дают сбой, даже на этапе “инициатив”. “Права на ошибку” больше нет, это последний шанс начать социально-экономические преобразования, вместе с политическими, имея в распоряжении Резервный Фонд. Дальше ситуация может только усложниться, и исход не возьмётся предсказать никто. Силовые решения, хотя и предусмотрены сценарием, тем не менее это самый неразумный путь как для Президента, так и для всего его окружения. Понимает это и большая часть граждан, и ответственых за страну политиков.
Задача дня — изменить навязанный нам губительный сценарий. Убедить Президента и здоровые силы общества в безальтернативном поэтапном решении вопросов глубокой конституционной реформы системы власти.
Сценарный замысел.
Расчёт Администрации управлять стихией негодными средствами читается в стремительности происходящих событий вокруг поправок. Во-первых, гражданское общество вряд ли признает их легитимными в силу того, что отсутствует положение о “Всенародном голосовании” и “Конституционном собрании”. Во-вторых, поправки нельзя принимать пакетом, на что больше всего и расчитывают политтехнологи. И, это ещё один “конституционный сучок” об который они рискуют порвать плащ Президента.
Замысел, как секрет Полишинеля, примитивен и прост. Он расчитан на доверчивых зрителей, но ширма упала и “шутки” устарели, они не принимают в расчёт качественные изменения настроений, которые произошли с обществом, которое не намерено больше шутить и играть в игры с голосованием. Обманываясь сами, они вводят в заблуждение и Президента. Спрятать поправку о Госсовете, в мешке с бессмысленными и наивными социальными поправками плохая затея. Не случайно, наиболее горячие споры, по свидетельству участников, развернулись именно вокруг неё.
Идея с Госсоветом оправдывает себя только в одном случае: если вслед за выборами в Государственную Думу наступит политический кризис и Парламент, в силу недееспособности, будет распущен Президентом. В этот момент действительно потребуется подобие Государственного Комитета Обороны, как чрезвычайный орган управления на время гражданской войны, со всей полнотой власти: военной, политической и хозяйственной, решения которого обязательны для всех граждан, организаций, и органов власти на местах. Такой сценарий событий самый губительный. И, он, вероятно, рассматривается, как наиболее приемлемый для Власти.
Ясность наступит, когда Президент определится в главном в своей политической карьере решении: “О пакете поправок”. И, хватит ли у него мужества и силы воли совершить свой “разворот над Атлантикой”.