А.Костерин. СКОЛЬКО ТЫСЯЧ ЛИ ОТ ЗАКОНА ДО ЛЮБВИ?

scale_1200_384

Заметки на полях христианской социологии

Многих из нас удивляет и даже приводит в замешательство та огромная, почти непреодолимая дистанция между ветхозаветным и новозаветным представлением о должном устройстве человеческого общества. Ветхий Завет учреждает царство Закона, Новый Завет провозглашает царство Любви. Но можно ли из наскучившего царства Закона одним чудесным прыжком очутиться в желанном царстве Любви? И если да, то как?

В этом нет особой тайны, а апостолы своими великими деяниями показали не только возможность, но и осуществимость этого грандиозного предприятия посредством создания первохристианских общин.

Но что потом пошло не так, почему общины, лишенные чуткого руководства апостолов, быстро сошли на нет? Какую важную тайну унесли с собой апостолы, оставив нас в том же сокрушенном состоянии – под властью Закона, земного кесаря, а не Царя Небесного?

Когда человек только-только приобщается к Церкви, на него чудесным образом спускается благодать Божия, с которой легко и радостно переносить как житейские невзгоды, так и ежедневный молитвенный подвиг. Но очень скоро благодать оставляет неофита, становясь заветной целью и редкой гостьей в душе, плодом кропотливого духовного усердия. Благодать надо заслужить, душе надо стать достойной обителью Святого Духа. И потому последователи Христовы, взыскуя и скорбя об утерянной благодати, медленными шажками, не без остановок и падений поднимаются по лествице Иакова в Царство Небесное.

Так не может ли история с апостольскими общинами быть точно такой же милостью новообращенному человечеству, чтобы оно, имея заветный образ благодатного общежития в памяти, упорно и последовательно воплощало его в жизнь? И как неофиту не дано в одночасье превратиться в святого, так и социуму не дано перескочить из царства Закона в царство Любви.

Допустим, скажет читатель, что всё так и есть. Но где та лествица Иакова, по которой, изживая грехи и дурные нравы, восходило бы христианское общество?

Заметим, что Христос имел силу всех уверовавших в него приглашать в Царство Небесное, разом прощая все грехи. И только когда Христос и апостолы оставили землю, христиане осознали, какой это тяжкий подвиг – стяжать Царство Небесное. Появившееся в VI веке сочинение «Лествица или Скрижали духовные» преп. Иоанна Лествичника указало на целых 30 ступеней, которые надо пройти подвижнику. Если человеку определен такой многотрудный и долгий путь к Богу, то почему у социума нет такой лествицы? Почему многие из нас пребывают в беспечной уверенности (или в опасной прелести?), что достаточно «захотеть» («вообразить», как пел Джон Леннон в своей прекраснодушной песне «Imagine») его членам возлюбить ближнего своего, то общество как по мановению волшебной палочки станет обществом Любви?

А между тем такая лествица есть, причем известна с давних времен. Это ясы Чингисхана, этический свод законов, под которым жила Золотая Орда, включая удельную Русь. Этика Чингисхана буквально выстраивает лестницу восхождения от царства Закона к царству Любви: «Справедливость выше Закона, Милосердие выше Справедливости, Любовь выше Милосердия». Социум прежде, чем в нем восторжествует царство Любви, должен научиться жить в царствах Справедливости и Милосердия, научится жить в согласии и заботах о ближнем.

Общество любви всем нам дано через семью, неслучайно в Святом Евангелии так много аналогий с семьей. Человеку надо лишь «малое», видеть ближнего не только среди ближайших родственников, но также среди соседей, земляков, соотечественников и – кто знает? – среди всех представителей рода человеческого как одной семьи Адама и Евы. Отношения в семье проникнуты заботой друг о друге, и дарение, отдача от себя в пользу другого – естественное состояние. Члены семьи постоянно обмениваются подарками, и узы становятся только крепче. Есть еще один пример общества любви, в последнее время вошедший в нашу жизнь – воинское братство. Там любовь к соратнику достигает той наивысшей стадии, когда без раздумий отдаешь жизнь за други своя. И единожды испытавший это упоительное чувство воинского братства вновь и вновь хочет испытать его – поэтому раненые так стремятся вернуться на фронт в «родное» подразделение. Там их сердце, среди боевых товарищей, живых и павших. «Нет уз святее товарищества!» – восклицал гоголевский Тарас Бульба, описывая именно это состояние братской любви.

Общество милосердия нам дано через общину. Любви не всех уже не хватает, но без заботы и попечения не останется никто. Община живет в согласии друг другом, участвуя в общем деле, ожидая от каждого деятельного соучастия в меру сил и воздавая каждому по нужде.

Общество справедливости можно представить через рабочий коллектив или колхоз. Отношения по-прежнему родственные и коммунальные, но уже более регламентированы. Люди не всегда знают друг друга, о любви уже речь не идет. Общество строится на принципах «сохранения энергии»: кто больше отдал, тому больше и воздается; от каждого по способностям – каждому по труду.

Общество закона – это, скорее, не человеческое общество и даже не стадо овец, а стая хищников. Каждый сам за себя; можно всё, разве что нельзя есть друг друга и отбирать добычу (хотя и это разрешается в исключительных случаях).

В фантастике чрезвычайно популярен жанр про «попаданцев», когда герой попадает в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир или в мир художественного произведения. Такой прием помогаем выпукло и с неожиданного ракурса осветить эпоху, куда попал герой, так и испытать взгляды героя на прочность. Самым ярким таким примером является сериал «Гостья из будущего», и мы воспользуемся этим приемом, помещая обитателя общества Любви (назовем его Агнец) во все более низшие общества нашей классификации затем, чтобы оценить готовность этих обществ жить по законам любви.

Эпизод 1. Если в приходской общине окажется Агнец – он, хоть и будет выделяться из массы, быстро завоюет всеобщую любовь и уважение. Каждому захочется последовать такому благочестивому примеру, каждый увидит в нем Божью искру, каждый будет учиться у него подвигу бескорыстной самоотдачи.

Эпизод 2. Если Агнец попадает в колхоз или бригаду коммунистического труда, он заставит товарищей испытать сильное чувство неловкости и прослывет хоть и добрым малым, но большим чудаком. Он не пропадет, о нем будут заботиться и ставить в пример, но реально его примеру вряд ли последуют. Он ведь, отдавая больше, чем ему воздается, в каком-то смысле будет нарушителем принципа справедливости.

Эпизод 3. Наконец, с попавшим в общество закона Агнцем случится беда как с агнцем, попавшим в волчью стаю. Может, и не сожрут, но оберут до нитки и бросят на произвол судьбы, плотоядно приговаривая: «Без лоха жизнь плоха!»

Наш незамысловатый прием позволяет определить степень дистанции обществ от идеала, а главное, оценить масштаб катастрофы, в которую ввергнуло себя человечество, однажды согласившись жить по закону – самому низшему, самому формальному и самому внешнему способу социального устроения.

Что же представляют (или могут представлять) описанные царства с социологической точки зрения?

Царство Закона – это до боли знакомый нам капитализм. Капитализм мало заботится о духовном попечении своих обитателей – последние лишь средство для воспроизводства капитала, главного и единственного идола. Капитал стоит между людьми, люди на всё смотрят через призму ценника. В идеальном смысле это плоское общество, где не существует общего благо, а существует индивидуальное благо – рост личного богатства и уровня потребления. Поэтому закон – единственное средство управления таким социумом, чтобы оно не разорвало друг друга в клочья или не стало адом окончательно.

Светский социализм является более высокой ступенькой социальной организации. Закон уступает место этике, которая становится главным регулятором человеческих отношений. В обществе появляется общественный идеал – общественное благо, соответствие которому упорядочивает членов общества сообразно их вкладу. Общественное признание дает не собственность, а трудовые или боевые заслуги. Часто индивидуальное признание не важно по сравнению с признанием достижений коллектива, в котором работаешь. Справедливость в таком обществе является высшей ценностью и одновременно краеугольным камнем. Как только справедливость будет попрана, такое общество моментально ввернется в более низшую стадию – общество закона. Но это общество также по большому счету плоское, его цель – материальное благосостояние, равнодоступное для всех членов общества.

Общество милосердия олицетворяет православный социализм. Это уже не плоское общество, в нем появляется вертикальная координата, ставящая надмирную цель – спасение. Жизнь в таком обществе подобно жизни в православном приходе подчинена задаче прийти к Богу, прийти сообща, соборно, поддерживая и подсказывая друг другу. Общество подобно единой пастве, ведомой опытным пастырем. Регулятором здесь служит не столько этика, сколько религия, все меньше являясь фактором внешнего принуждения и все больше становясь внутренней потребностью.

Оппоненты, а порой и сами сторонники православного социализма нередка сближают уклады «светский (читай – советский) социализм» и «православный социализм» до степени их полной неразличимости, представляя эпитет «православный» чем-то вроде модного бантика. Поэтому еще раз укажем на фундаментальное различие этих укладов в духовной части, несмотря на то что в экономической части они действительно могут быть чрезвычайно похожими. Но светский социализм не идет дальше экономики, для него экономика и есть цель. Тогда ка православный социализм ставит перед собой куда более далекие и возвышенные цели, для него экономика лишь инструмент устройства человеческого общежития в режиме наибольшего благоприятствования его сотериологическим задачам. Православный социализм – это благодатный уклад, тогда как светский социализм безблагодатен. Может, поэтому, русскому человеку, соскучившемуся по благодати, однажды настолько обрыдли мелкобуржуазные цели позднесоветского уклада, что он тоскливо махнул рукой, когда его стали разбирать по винтикам?

Мы не решимся описывать, как устроено царство Любви, конечная цель блудного сына и нашего маленького социологического путешествия. Мы способны лишь повторить восторженные слова преп. Иоанна Златоуста: «Когда апостолы начали сеять слово благочестия, тотчас обратились три тысячи, а потом пять тысяч человек, и у всех их было одно сердце и одна душа. А причиною такого согласия, скрепляющею любовь их и столько душ соединяющею в одно, было презрение богатства. И никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Когда был исторгнут корень зол, – разумею сребролюбие, – то превзошли все блага и они тесно были соединены друг с другом, так как ничто не разделяло их. Это жесткое и произведшее бесчисленные войны во вселенной выражение: мое и твое, было изгнано из той святой церкви, и они жили на земле, как ангелы на небе: ни бедные не завидовали богатым, потому что не было богатых, ни богатые не презирали бедных, потому что не было бедных, но всё у них было общее; и никто ничего из имения своего не называл своим». Нам чрезвычайно трудно, почти невозможно понять ту степень согласия и единства людей, когда и душа общая, и сердце общее. Но высота и непостижимость идеала только укрепляет нас на пути следования ему, не так ли?

Так ли важна ступень светского социализма на предъявленной лествице? Для России она не только не важна, но и излишня. Мы уже были на этой ступеньки и убедились, как она неустойчива и шатка, если долго топтаться на ней. Мы можем взять советский опыт, достижения и социальные практики с собой без непосредственной реставрации СССР 2.0. Потому что теперь, испытав всю тяжесть постсоветского падения, мы знаем, куда нам надо идти.

Поделиться

Комментарии (10)

  • Ответить

    Общество, которое даже не пытается  основать себя на любви к ближнему и к Богу, обречено на падение в тартарары. С другой стороны, если оно поставит своей целью построить на земле общество,   ничуть не меньше в духовном плане, чем Царство Небесное, то оно рано или поздно, не достигнув своей цели, точно также обречено на глубокое падение.
     
    В выборе гармоничного синтеза, который наследовал бы идеи общественного устроения от Бога, но учитывает при этом в некоторой степени и греховную природу человечества, как раз и состоит задача преобразования общества грандиозной сложности.
     
    Что можно сказать заранее о таком синтезе? Во-первых, этот синтез очень непросто найти, а во-вторых, его ещё сложнее будет поддерживать и развивать, без чего падение будет неизбежным.         

  • Ответить

    Справедливость - это одно из самых ёмких и важнейших понятий в обществе, которое включает в себе всё богоугодное, о чём говорил Христос. При советском социализме милосердие воплощалось через общественные услуги, оплачиваемые всем обществом. Каждый имел право на бесплатное образование любого уровня, бесплатные медицинские услуги любой сложности, реабилитацию после любой болезни, достойное пенсионное обеспечение и т. д. и т. п. Всё это включается в понятие справедливости, поскольку последнее означает не только "каждому по заслугам его", но и адекватную помощь от всего сообщества при ударах судьбы, которым подвержены все члены сообщества. Кстати, это полностью соответствует тому, что говорил Христос: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».  При советском социализме помощь шла от всех членов общества централизованно через налоги, что полностью соответствует тому, о чём говорил Христос. Поражение советский социализм потерпел от отсутствия справедливости в политической системе, где власть была узурпирована. Узурпация власти всегда приводит к деградации общества во всех аспектах, что мы и наблюдали при крахе СССР и советского социализма.
     
    Что касается законов, то законность будет существовать всегда, пока существует человеческое общество. Всё дело в том, в чьих интересах они приняты и кто следит за законностью в обществе.  В буржуазном обществе законы принимаются в интересах господствующего класса, которые как правило не совпадают с интересами народа в целом, что не имеет ничего общего со  справедливостью. Более того, контроль за исполнением законов в буржуазном обществе возлагается на представителей всё того же господствующего класса, что делает ситуацию уж совсем неприемлемой.  
     
    Справедливость, безусловно, выше законности, даже если законы были бы справедливы. Дело в том, что перечень ситуаций, который регулирует закон, конечен, а общественная жизнь бесконечна в своём многообразии проявлений, поэтому будут встречаться ситуации, которые не регламентируется законами.  Поэтому справедливое законодательство требует своего бесконечного развития, а критерием будет служить справедливость.  
     
     

  • Андрей

    10 янв 2024

    Ответить

    Капитализм - царство закона? Не только. Ещё есть Божья забота о нас. Деньги объявлены высшей ценностью, каждый стремится к личному достатку. Но в результате богатеет всё общество. Предприниматели больше платят работникам. Это выгодно, ведь иначе некому будет покупать товары. А зарплаты выдаются достаточно справедливо: кто лучше работает, повышает квалификацию, тот больше и получает. Олигархи в тысячи раз богаче других людей? Они не могут сами "проесть" свои доходы, чаще тратят их на расширение производства или роскошь. Допустим, миллиардер решил обзавестись великолепным поместьем. Понадобится труд строителей, садовников, дворецкого, поваров, водителей, охранников, уборщиц. Будут созданы новые рабочие места, все получат неплохую зарплату. Так что тут мы больше страдаем от необоснованной зависти. Правительство, располагая немалым бюджетом, направляет средства на антикризисные меры, на решение экологических проблем, на помощь безработным и нетрудоспособным, закрепляет такое положение вещей в законах, продиктованных справедливостью и милосердием.
    Советский социализм был царством справедливости? В основном нет. Правительство проявляло гораздо больше милосердия, многое предоставляя бесплатно. Что касается этики, она была идеалом, целью пропаганды и воспитания, однако ею руководствовались лишь отдельные граждане. А большинство с готовностью разворовало бы социалистическую собственность, не будь на её страже закон и бдительный ОБХСС.
    Православный социализм будет царством милосердия? Вряд ли. Только 1% россиян хотя бы регулярно приходят в православный храм. Великое достижение, если нас станет в 10 раз больше! Но и это будет меньшинство, 10% населения. Нет никаких оснований ожидать, что место регулятора общественных отношений когда-либо займёт религия, к которой 90% граждан заведомо равнодушны или враждебны. Так что же, идея православного социализма обречена на провал? Да, общество, где все (или большинство) стремятся сообща, соборно, поддерживая друг друга прийти к Богу, никогда не появится, на такое и надеяться не стоит. А вот реально действующие законы, в которые православный правитель вложил максимум милосердия - вполне достижимая цель. Достаточно привести такого правителя к власти.

    • Ответить

      Андрей, судя по вашему выступлению здесь, вы поддерживаете идею, где деньги становятся высшей ценностью в обществе, а капитализм и вовсе считаете лучшим устроением общества. Зачем, спрашивается, вам тогда приводить к власти православного правителя? Он ведь прикажет всем  не собирать себе сокровищ на земле, а собирать себе сокровища на небе, что не входит в вашу концепцию справедливости и милосердия. У вас ведь и в буржуазном обществе всё хорошо, а не устраивает почему-то только правитель. Остаётся непонятным,  почему у вас нынешний правитель плох, если в обществе всё хорошо.  

      • Андрей

        10 янв 2024

        Ответить

        Не прикажет, а создаст для этого благоприятные условия. Мудрый православный правитель руководит в согласии с Самим Богом, Который "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных", позволяет пшенице и плевелам расти на одном поле, не заменяет капитализм чем-то иным, предлагает исполнять заповеди, а не навязывать их другим. Процесс воспитания народных масс трудный и длительный, даже в оптимальных условиях растянется на многие поколения. Новое общество должно незаметно вырасти внутри старого, дав возможность всем привыкнуть. Оно будет намного лучше, милосерднее капиталистического и советского, но для большинства людей так и останется царством закона. А если с этим не примириться, да ещё отказаться от православного правителя, никаких изменений мы не дождёмся вообще никогда.

        • Ответить

          Цитата: "Процесс воспитания народных масс трудный и длительный, даже в оптимальных условиях растянется на многие поколения". Боюсь, что воспитание таких, как вы, да ещё и в условиях капитализма будет процессом не только трудным, но и совершенно невозможным. Нельзя служить Богу и мамоне, а у вас получается, что трудно, но можно.  

          • Андрей

            12 янв 2024

            Сколько бед из-за пьянства! Болезни, рождение детей-инвалидов, хулиганства, разрушение семей, брак на производстве, прогулы, несчастные случаи, преждевременная смерть. Советским людям это было известно; многим - по собственному горькому опыту. Однако больше всего их возмущали горбачёвские антиалкогольные меры. Страсть любостяжания обыватели и вовсе считают безобидной. Представьте себя на месте правителя. Какие будут Ваши действия, чтобы вести народ к Богу, а не к мамоне, при этом не лишиться власти и причинить минимум страданий людям?

  • Ответить

    Любостяжание  помрачает разум человека и делает его своим рабом. При этом человек теряет образ Божий, и в его духовном мире воцаряется безобразие. Люди теряют радость творчества, направленного на благо всех, и духовный мир их заполняется дьявольским содержанием, а именно: тщеславием, жаждой власти и ещё большего богатства, презрением к другим людям, ложью и  бесконечной войной между собой за место "под солнцем".  
     
    Действия, которые ведут людей к Богу, а не к мамоне, должны быть направлены на то, чтобы человек искал удачу свою не в обогащении за чужой счёт, а в свободном творчестве на благо всех, что принесёт ему истинное счастье.  При капитализме это невозможно, поскольку при нём в обществе господствует дух потребительства и индивидуализма, а власть над человечеством принадлежит "золотому тельцу". При социализме, в котором воплощена возможность человеческого творчества на благо всех, что естественным образом включает в себя общественную свободу и справедливость , это станет возможным.        

    • Андрей

      12 янв 2024

      Ответить

      Поконкретнее, пожалуйста. Вот современная капиталистическая Россия. Вас избрали президентом. Какие проведёте реформы, в какой последовательности?

      • Ответить

        Поконкретнее о сути реформ можно найти в моей статье "Базовые принципы построения нового экономического уклада и политической системы". Конкретнее о последовательности реформ я написал вам в комментарии к вашей статье "О спорном и бесспорном". 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *