А.Дугин. ЗАЧЕМ НУЖНЫ РУССКИЕ

pic_999138cb0981

Русский сон перед концом света

О том, в какую сторону вёл нас исторический путь много веков.

 

Сегодня я хотел поговорить о сне — но не просто о сне как о сфере эпиниктид, которые призывал в качестве дневников писать христианский философ Синезий. И не об онейрокритике — а о том сне, в котором пребывает наше общество.

·     Удивляюсь состоянию нашего народа. Когда мы говорим, что мы спим, мы, наверное, не отдаем себе отчёта, до какой степени эта метафора является точной. Мы находимся в некоем абсолютном сне – и, более того, во сне почти без сновидений. Даже сновидения обладают неким драматизмом, определённой контрастностью, ясностью, семантической последовательностью. Другое дело, что во сне эту определённую семантическую последовательность трудно восстановить, потому что смешиваются элементы прошлого настоящего и будущего. Но, тем не менее, практики философии сновидения позволяют выстроить какую-то связь. А кажется, что наше общество спит уже даже без сновидений, потому что оно не выстраивает ничего. Мы утратили связь не только с действительностью, с мирами бодрствования, но именно с мирами пронзительного восприятия бытия.

·     Мы отпали от своего бытия. Мы отпали от русского и от человеческого бытия. Это касается не только нас, потому что когда мы смотрим на другие общества, мы видим нечто подобное. Тем не менее, спрашивать со спящих европейцев, индусов, китайцев, американцев,  африканцев или арабов…  Это их дело, спят их народы или нет. А вот то, что русский народ спит и не собирается просыпаться, это наше дело.

·     Вот тут мы не можем быть спокойны, отстраненны, объективны. Речь идёт о том, что мы подошли сегодня к той точке истории, ради которой русские пришли на эту землю. Мы, русские, существуем не из-за прошлого, мы существуем для будущего, и мы это очень хорошо, тонко и глубоко понимали. Мы существуем не по инерции, не потому, что кто-то дал толчок, а мы продолжаем поддерживать это напряжение — это не исчерпывает и не определяет нашего исторического бытия. Наше историческое бытие обращено к будущему, к цели.

·     Русские не «почему», а «зачем». Само объяснение «почему» не определяет нас, это противоречит нашему внутреннему настрою и нашей идентичности. Русские — это народ «для чего», «зачем». Русские — это народ цели. Это очень ясно было отражено, понято и прочувствено в христианском периоде нашей истории.

Мы жили для конца времён, мы жили перед концом времён, мы жили для того, чтобы осуществить что-то очень важное, вселенское, накануне этих времён, что оправдает наше присутствие на земле. Отсюда ощущение Богоносности, невероятной миссии русского народа. Отсюда наша идеология «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать». Это всё не от гордости, не от национальной идеи, не от самовлюбленности. Это очень острое, трагичное, мучительное подчас ощущение осознание того, какую миссию мы несём — государство, цари, церковь и народ.

·     Это «зачем», цель определяли логику наших будущих сект. А секты составляли очень большой процент простого населения России, особенно в последние века. Эти секты были ориентированы на конец света. Пусть отличающиеся от догматики, но они остро чувствовали и понимали, что русские должны что-то сделать, что-то совершить. Понимали, что мы включены каким-то образом в пророческий замысел о конце времён и должны играть в этом замысле фундаментальную роль. Это качество и не исчезло после того, как мы обрубили почти все связи с традицией в 1917-ом году. Очень много аспектов, что делали нас русскими, мы оставили, отвергли, но понятие существования «для будущего» мы сохранили даже в советский период. Это очень русская черта — жить для будущего.

·     Коммунизм в каком-то смысле абсолютизировал это настроение, хотя остальные аспекты были материалистическими, взяты из другого исторического и идеологического контекста, чуждого русскому самосознанию. Но русские увидели в коммунизме понятие для цели, не «почему», а «зачем», «бытие для чего».

·     Это в значительной мере определяет нашу идентичность. В конце восьмидесятых мы русские теряем это «зачем». Появляются мысли, как надо заботиться о себе, «как пристроиться», «как адаптироваться»,  но «для чего» — уже не знаем, избегаем. Утрачивая горизонт будущего «зачем», мы утрачиваем себя как народ, как русских, как культуру, как общество. Мы начинаем распадаться, мы начинаем разрывать связи. Эти связи были не потому, что мы имеем общие корни и происхождение… Например, идентичность армян – это «почему» (потому что «наши предки армяне»), и так у многих народов – у сербов, у турок…. Но это совершенно неважно для нас. Когда мы думаем, почему же мы русские мало ценим нашу родовую память, скажут, что наши элиты постарались и отрубили корни — в значительной степени да, это верно, но это не всё. Но все же существуют в этом нечто более глубокое. Мы народ, который создан, явлен и манифестирован для будущего. Когда это будущее есть, то мы как русские тоже есть.

·     Мы не просто глупы и не помним это – есть нечто большее. Мы живем для цели, чтобы осуществить некий жест в конце времен. Это будет точкой фундаментального разделения, открытия, откровения истинных пропорций. В этот момент действие прибретает абсолютный характер. Русские живут, чтобы прийти русскими в конце времен. Это наш эсхатологически телос. И потеряв эту цель в начале 90-х, мы впали в русский сон. Мы перестали чувствовать себя народом, культурой. Без цели мы не существуем. Выживать – не русская задача, как и обогащаться.

·     Этот сон – для самих себя. Если мы будем продолжать спать, то эрозия русского начала приведет нас к гибели. Тогда мы не просто предадим будущее или настоящее, но и прошлое. Ни одного подвига нашего предка недостаточно, чтобы объяснить наш – все они жили для будущего. Это то, ради чего мы жили. Вспомним, что на самом деле богатырский сон в самый ответственный момент – наслан силами тьмы, без которых богатырь не может проснуться. И чем ближе момент столкновения с чудовищами, тем глубже сон.

·     Это последнее испытание перед эсхатологическим пробуждением. В отличие от сказки, в истории риск в том, что концовка открытая. Мы сейчас находимся в этом сне – мы не помним, кто мы, как нас зовут, мы полностью под чарами. Но мы даже спим для того, чтобы проснуться.

·     Очень важна фраза Гераклита: когда наступает ночь, человек зажигает огонь. В этом сне именно мы должны проснуться – когда начнется то, для чего мы есть.

 

Источник

 

Поделиться

Комментарии (6)

  • А.Костерин

    03 фев 2020

    Ответить

    СНЫ О  ЧЕМ-ТО БОЛЬШЕМ ( (с) БГ)
    Сон или кома? - вот в чем вопрос. Сон предполагает аллегоричность, эвфемизацию бытия, кома же - вычеркивание себя из книги бытия навсегда. Если мы спим, то о чем наши сны? Переваривание прошлого? Грезы о будущем? Ностальгия по неслучившемуся настоящему? Или же это: летаргия, анабиоз, окукливание? Стремление "перезимовать" окаянные дни смены парадигмальности в "берлоге" законсервированной традиции?
    Характер сна тоже имеет значение. Это сладкая греза, в которой мы жаждем успокоиться, - или это страшный кошмар, из которого мы не в силах вырваться и бессильно залипли в нем, как муха в паутине?
    В перестройку А.Кинчев в песне "Солнце встает" однажды спел: "Сторожа продолжают спать, но сон их явно нарушен."
    Так и наш сон - он явно нарушен. Поскольку мы до конца так и не определились: где сон, а где явь? Сон - субъект или объект нашего тварного бытия?
    Таки кто мы: бабочка, которой снится, что она - философ, или мы философ, которому снится, что он - бабочка? И тогда что для спящего гераклитов огонь: пробуждение (если мы - человеки) или смерть (если мы - мотыльки)?

  • Дмитрий Н

    05 фев 2020

    Ответить

    Макаревич тоже поет, что, мол, «спит большая, как кит, страна». И Дугин тут тоже заявляет, что мы спим. И вообще - все спят: и европейцы, и индусы, и китайцы, и американцы, и негры, и арабы…    В то время как жизнь на планете необычайно ускорилась. Так как совместить болото с бурной рекой? Лунатики - и те во сне ходят заторможенно.
    Нет никакого «русского сна перед концом света».
    Да, русские «включены в пророческий замысел о конце времён и должны играть в этом замысле фундаментальную роль». Только это вовсе не «конец времен» (а заодно и не «конец света») - это очередной переходный период между двумя  космическими Циклами (Расами) в эволюции земного человечества и соответствующими им Эрами (или Югами).  Именно: Пятая Раса сменяется на Шестую, при этом Кали-Юга (Эра тьмы) сменяется Сатья-Югой (Эрой Света). А «времена» будут и дальше продолжаться - еще многие и многие миллиарды лет. И никакого «конца Света».

  • Дмитрий Н

    05 фев 2020

    Ответить

    В чем же заключается «фундаментальная роль» русских в этот переходной период?
    Россия - это страна и народ, на который наши Высшие Руководители (в лице Великих Учителей Шамбалы) поставили, словно на карту, Будущее планеты. В этом смысле слово «русский» означает «человек будущего».  Новое Откровение (а вовсе не старое поповское «православие»), по которому и будет строиться это светлое Будущее - Теософия и Живая Этика - дано именно на русском языке, и это не случайно. («При изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причины на определенном языке.  Данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. Ничто не бывает случайно. Так, язык, на котором дается Учение, – своего рода дар известному народу. Не подумайте, что тем самым Учение теряет мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но и каждый народ имеет свою обязанность»). Этим показано, что первой в Эпоху Духа и Света суждено войти России, а вслед за ней, словно в «прорубленное окно», туда устремится и остальное человечество, тоже «став русскими».
    В этом и состоит фундаментальная роль России русских для Будущего
    «Еретичка» Елена Рерих более полувека своей сознательной жизни в этом своем воплощении практически ежедневно «была на связи» (яснослышание и ясновидение, и даже- эпизодически - непосредственное общение) с Тем, Кто был две тысячи лет назад Иисусом Христом. Свои диалоги с Ним она аккуратно записывала в особые тетради, а затем часть из них оформила и издала в виде книг Живой Этики. Также, согласно этим Записям, она уже многие-многие века до этого была ближайшей Его духовной сподвижницей и ученицей.
    Это Новое Евангелие и определит судьбы России и мира в Будущем.

    • Ответить

      Мне нравится, Дмитрий, что вы не поддаётесь панике и пессимизму. Возможно, что это и есть  великая мудрость жизни. Люциферы, Кали-Юга, Сатья-Юга и т. д., что ещё может быть лучше при желании отвлечься от жизни нашей проклятой? Гони ее прочь, тугу-печаль. Выпей, закуси, о делах наших скорбных покалякай с кем-нибудь.... 

  • Кузнецова

    10 фев 2020

    Ответить

    В сказке мертвого богатыря вернули к жизни в два этапа: сначала полили "мертвой водой", а только потом "живой". 
    Надо полагать, "мертвая вода" чисто бытового,  почти животного выживания тяжеловата для человека. Но и отвергать этот этап не следует, перепрыгнуть сразу к «живой воде» разумно устроенной жизни и  цветущей культуры мы не можем, как бы ни хотелось…  так получилось или заслужили это… уже не суть важно.  Если мы как народ еще хотим продолжиться в истории, то должны хоть как-нибудь выжить  (чем большинство населения и занято) и тело сохранять, ибо не ангелы и  состоим  не только из высоких материй.
    Почему в таком состоянии находимся - это даже не вопрос, если оглянуться на прожитый 20 век, после таких кровопусканий нескоро возвращаются к полноценной жизни и деятельности, есть некая доля исторической инерции и усталости, помимо вины или глупости-простоты
    Тут  бы  хоть немного память сохранять: не верить, когда все убеждают, что настоящая жизнь не выше поросячьего корыта, а идеалы иметь низя-я-аа! –в крайнем случае, глупо, несовременно и непрактично по причине полнейшей неосуществимости этих идеалов или невозможности из них шубу пошить.  К этому относится можно только как к мороку, тоске зеленой,  которая  может временно торжествовать, даже уморить может, , но правдой в вечности  не будет никогда.
    Идеал может бродить и в сектантских одежках, или в любых других,  и  «не запрещайте ему;  кто не против вас, тот за вас».  Но силу и законченность идеал обретает, если выражен словами понятными всем, словами общей большой культуры. А секта сектой и останется, отдельной от общей жизни, поэтому и увлекаться такими формами – зря время тратить.
    P/S/ На крайний случай правильный совет от «Граждан Неба» :
     - Самое тяжелое, —мысль, что зря тратишь силы… Годы проходят, а ты никуда не двигаешься…  
    — Видал ты когда-нибудь, как гуси летят? Знаешь ли, что летят они за тысячи верст? Чтобы поддерживать свое племя. Так и вы, пустынники. Если и нет больших подвижников среди вас — живите! Вы хорошо делаете уже тем, что поддерживаете племя пустынников.»
     

  • Кузнецова

    10 фев 2020

    Ответить

    Один из современных публицистов тонко заметил, что возрождение венгерской  нации началось со скромного кружка любителей поэзии Шандора Петефи.  Это о пользе душевного - любознательности, образования  и  творчества. Дух дышит, где хочет.
    Главное , вкус  иметь к нужному и хорошему и отвращение к лишнему и мерзкому.

Ответить Дмитрий Н Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *