А. Андрух. О капитализме и социализме (не совсем в марксистском понимании)

nI8es9I51hgАлександр Андрух.

О капитализме и социализме (не совсем в марксистском понимании)

 

Кажется, сама собой напрашивается мысль, что разделение человеческой истории на стадии экономического (и параллельно якобы нравственного) развития, то бишь т.н. «формации», – это по большому счёту та условность, которая облегчает восприятие и усвоение таких вещей, но не вполне соответствует реальному положению дел, особенно относительно нравственной стороны процесса. Длящееся уже несколько столетий господство того, что названо капитализмом, и не способное по разным причинам сменить его то, что называют социализмом, – вот те реалии или та перспектива для всякого общества и для всякого государства, ибо прочие формации остались далеко позади, на обочинах дороги этого самого развития, а в наличии по существу имеются только эти две, пусть одна из них лишь потенциально.

Но вот животрепещущий и, по всей видимости, риторический вопрос: в чём же состоит загвоздка становления и укрепления социализма, как стадии неизмеримо более передовой и высокой, в сравнении со стадией троглодитского капитализма? В одном лишь «негативном» примере его неудачи в СССР? Или, быть может, в этой самой высоте (по определению недругов - утопичности), которая никак не даётся упрощённому и недалёкому сознанию буржуа?

С самим-то так называемым капитализмом всё более-менее ясно. Этот, по словам философа Бердяева, «материализм на практике» показал себя, так сказать, «во всей своей красе», продолжает это делать и сегодня, оставляя на своём пути реки крови, моря слёз и проклятий отверженных, само существование которых выглядит осуждением и приговором этому людоедскому образованию! Это и есть уровень и качество нравственности человека этой формации в действии, во всей своей наглядности. И, однако, даже это, даже эти результаты капиталистического всевластия на планете, которые мы видим и которые мы все хорошо знаем, являют собой только цветочки, которые нам покажутся детскими забавами по сравнению с ураганом катастрофических последствий, неизбежно придущим на смену, когда ягодки те созреют. Это неминуемо проявится, если будет уничтожена альтернатива в виде социалистического общественного устроения. Не зря адепты империалистического мироустройства паникуют и истерят, боятся любых социалистических ростков и грозятся в зародыше их уничтожать (благо сейчас они хозяева планеты)!

Казалось бы, в чём корни этой истерии? Чего им бояться, если по их уверениям социализм по всем параметрам проигрывает капитализму, он нежизнеспособен и даже, как уже говорилось, утопичен? Снова приходится повторять, что здесь всё не так просто, и сравнения графиков и кривых в экономике и хозяйствовании ничего не дадут, поскольку всё дело в прогнозировании. Вернее, в полной его невозможности, когда на сцену общественного бытия вместо привычного и предсказуемого их человека-потребителя выходит наш человек советский, homo socialās, — ибо все прогнозы тогда летят к чертям! Правда, об этом, увы, приходится говорить в прошедшем времени: «выходил» .  А когда его настойчиво попросили вернуться обратно, посторониться с дороги множащейся толпы мещан-потребителей, сойти с широкого своего пути на обочину небытия, он в силу естественно присущей ему скромности и вежливости уступил наглому напору вездесущего хамского давления. Но, кажется, что ненадолго, кажется, не навсегда. Но когда он вернётся, когда его черты снова проявятся из глубин небытия, тогда мало не покажется никому!

Здесь самое время напомнить о той составляющей, о которой было мимоходом упомянуто в самом начале – имеется в виду нравственность. Точнее, пусть и звучит это несколько высокопарно, духовность. Ибо куда же без неё? Ведь весь тяжкий и не безболезненный процесс становления как отдельного человека, так и общества в целом, и есть именно наработка и закрепление одухотворённости и ничего более. Всё остальное – лишь побочные эффекты, эпифеномены. Экономика, цивилизованность, урбанизация – всё прах, всё является лишь слабыми неуверенными штрихами, обрисовывающими наличное состояние духовности. И если кто-то будет утверждать обратное, скажем, на том основании, что от падения нравственности, которое воочию наблюдается в наши «дни окаянные», совсем не следует падения экономических показателей, а даже как бы наоборот, то он будет прав лишь отчасти и лишь в поверхностном смысле.

Однако, вернёмся к прогнозам и предсказуемости. Как уже было сказано, ими можно заниматься только с тем прикормленным людским стадом, которое имеется в наличии у властителей и формировщиков капиталистических реалий, где человек с его потребительским ражем, с его направленностью на всё низменное и утяжеляющее, сам по себе прогнозируем и предсказуем. С человеком советским (образца 30-х – 60-х годов), человеком социалистическим это не прокатывает, поскольку предсказуемость и прогнозы хороши и надёжны в устоявшемся болотце застоя общественного развития, но они становятся «гаданием на кофейной гуще» в условиях дерзновенного преобразования природы человека, природы общества и природы как таковой, т.е. бытия в целом, что может происходить в положительном смысле и значении лишь в социалистических реалиях.

Но в таком положении вещей есть и необходимое условие, которое по большому счёту заключается в соблюдении принципа соответствия. Напомню, что этот принцип заключается в соответствии сущности создаваемого и сущности создателя, их родственности и корреляции. Образно говоря, соответствие невозможно, как невозможно топором и рубанком смастерить самолёт, в валенках и бушлатах станцевать балет «Спящая красавица» или, будучи побуждаемым нечистоплотными и низкими помыслами, сотворить нечто по определению и в сущности своей возвышенное и чистое. Словом, социализм, как светлый справедливый и возвышенный общественный строй должен создаваться чистыми, светлыми и возвышенными же людьми. И, как «человек смеясь расстаётся со своим прошлым», так и в нашем случае, ему необходимо без колебаний расстаться с мещанскими привычками, культом потребительства, направленностью на собственность, обогащение и прочими «родимыми пятнами» допотопных эпох! Иначе… иначе произойдёт то же, что произошло с СССР.

Хотелось бы отметить здесь важную деталь: успех такого построения зависит во многом и от того, что мы понимаем под социализмом, как мы его разумеем? Если наступать на те же марксистские грабли и пытаться выстраивать по кальке прошлого нечто, пусть и называемое социализмом, то и придём, скорее всего, к тому же результату, к какому пришли в 1991-м. Если же спокойно и не суетясь работать над созданием и формированием нового человека, того самого человека социалистического, и одновременно создавать соответствующую его чаяниям действительность, то можно — и должно! — прийти к совершенно иным результатам. В эпоху первого построения социализма было много примесей, много шлака, доставшихся ему в наследство от эпох предыдущих. Они-то в конце концов и потянули на дно то, пусть и грандиозное, но всё-таки утлое и неумело выстроенное судёнышко. Но были в ту героическую эпоху и изумительные начинания, великие достижения! И самое главное из них состояло в понимании настоятельнейшей необходимости создания, формирования, воспитания человека новой эры – человека-героя, человека-труженика, человека-творца. Увы, как я писал в предыдущей своей работе, не хватило времени, чтобы процесс такого формирования перешёл в фазу устойчивую и необратимую. Вражеское окружение, в котором находилась советская держава, до дрожи в коленках испугалось этого зарождающегося! Они всё прекрасно видели и всё понимали, они уловили, куда дует ветер, готовый многократно усилиться и смести их на пыльную обочину истории. Вот и направили все свои силы и средства на разрушение, на уничтожение не успевшего окрепнуть и закрепиться социалистического государства, которое было для них приговором.

В свете сказанного и для более полной ясности, хотелось бы вернуться к парадоксальной, на первый взгляд, бердяевской фразе, что «капитализм – это материализм на практике». Странно звучит, не правда ли? Ведь привычнее воспринимать именно социализм в качестве материалистической (атеистической) альтернативы капитализму. Но не зря уже давно многими исследователями замечено как раз сущностное сходство именно социализма с христианским учением! В капитализме же, как бы он ни мимикрировал под благочинно-набожное общество, наоборот, усматриваются антихристианские язычески-иудейско-протестантские черты эгоистической направленности на личное превосходство путём обогащения, стяжания власти, эксплуатации. И вообще, если быть объективным и до конца последовательным, самое нелепое словосочетание – это христианский капитализм!

Тут, наконец, мы подходим к самому главному и архиважному, без которого социализму никак не состояться. И это главное заключается в феномене жертвенностисамопожертвования, то есть в том высшем духовном качестве, без которого и социалистический человек не может оформиться, как таковой. Что такое жертвенностькак с её помощью в соединении со вселенскою Любовью побеждается смерть, жестокость и злоба мира сего, явил всем нам Иисус Христос, сознательно отдав себя на заклание и распятие. Таким же образом обрекали себя на смерть (читай: жизнь вечную!) те «святые в ватниках» , кто, пусть зачастую не осознанно, а подсознательно-интуитивно, в революционные годы лихолетья и разрухи, в годы первых пятилеток под «наш паровоз, вперёд лети!» и «мы наш, мы новый мир построим!» полураздетые и полубосые шли в штыковые атаки и в сражения на трудовых фронтах. Все эти переплетшиеся реально-литературные герои: Павки Корчагины и Сергеи Лазо, Василии Губановы (фильм «Коммунист») и Паши Ангелины с Алексеями Стахановыми, — а позже, уже в кровопролитных боях Великой Отечественной Зои Космодемьянские, Александры Матросовы, Олеги Кошевые и Серёжки Тюленины. Их было много, их были тысячи. Но, увы, в нашей действительности, в наших реалиях героев не бывает большинство. И тот мощный революционный импульс движения коренного преобразования бытия, хотя и не сразу, но всё же с годами утих, погашенный мертвящим духом инертности, мещанства, пошлости, тихого застойного болота комфорта и благополучия…

Подчеркнём фундаментальные различия и даже противоположности капитализма и истинного социализма. Самое, пожалуй, основное из них это то, что капитализм нуждается и использует в своих целях низменные побуждения и инстинкты ветхого человека: корысть, стяжательство, жажду накопительства и жажду славы, преклонения и почитания, эгоизм, вражду, войны и проч. и проч. Социализму же для своего утверждения и жизнедеятельности нужны высокие и светлые проявления духа нового человечества: бескорыстие и дружба, жажда творчества и познаний, постоянная нужда в благотворных переменах и свежих ветрах искательства и строительства, наконец, высокая самоотдача вплоть до самопожертвования. То есть показное и лживое «добро» капитализма распинает и приносит в жертву других, отверженных, отодвигает их в особую адскую сферу, удаляет их в невыносимые жуткие инфернальные глубины, а истинный и просветлённый социализм, истинное добро распинает самоё себя, принося, по примеру Спасителя, если это нужно, себя в жертву, ради жизни других, подтягивая их из мрака небытия, помогая им самим просветлеть и воспрянуть!

Эти коренные несопоставимые и несоединимые противоречия двух систем ясно показывают и обозначают каждому здравомыслящему человеку ту из них, которая выведет его либо на широкий и солнечный путь к невообразимо полному и светлому бытию, достойному нового человека, либо на тёмную ухабистую тропу допотопного существования, этого жалкого удела человека ветхого…

 

P.S. И, потом, если руководствоваться аксиомой счастья человеческого бытия («счастье – это, когда тебя понимают» ), то, согласитесь, трудно найти понимание в атмосфере не понимания, а выжимания из тебя всего, что можно выжать! Найдите-ка понимания у всех этих чубайсов и прохоровых с дерипасками…

 

(с) Александр АНДРУХ, писатель и публицист, ДНР

Источник: Завтра

Комментарии (10)

  • Ответить

    Когда мы говорим о поражении социализма советского типа, недостаточно сказать, что не справились с наследием прошлого. Надо определить причины того, почему не справились. В СССР были допущены две фундаментальные ошибки: 1) государственная собственность не является общественной, 2) партийная политическая система не является народовластием. Все остальные беды, которые имели место в СССР, происходили по причине этих двух несоответствий.
    Если при построении обновлённого социализма эти две ошибки будут исправлены, то воспитывать народ будет уже сама жизнь, а не пропаганда.    

  • Ответить

    С Вашими поправками (уточнениями),  Сергей, в принципе  могу согласиться... Другое дело, что судить следует соразмерно времени! И в таком случае возможно, что иных форм и собственности, и народовластия просто ещё не было наработано! Люди-первопроходцы шли практически по целине, а ещё лучше- по минному полю ...

    • Ответить

      Александр, я не сужу кого-то за непонимание основ социалистической теории. Каждое знание основывается на предыдущем, а критерием истины является практика. Мы должны знать больше предшественников, так как у нас есть опыт, которого у них не было. Я просто констатирую допущенные ошибки, которых следует избежать в будущем, если мы намерены успешно двигаться вперёд.  

      • Ответить

        Хорошо, Сергей, сойдёмся на этом :)...
        Только вот, это Ваше "двигаться вперёд"... Для того, чтобы это происходило, необходимо не только иметь "опыт, которого у них не было" и не только произвести констатацию и анализ "допущенных ошибок", но ещё и иметь в наличии организующую и направляющую силу, каковой являлась сто лет назад, скажем, партия большевиков... В чём Вы усматриваете эту неотъемлемую составляющую "движения вперёд" теперь, в наше непростое время?

        • Ответить

          Я могу сказать только за себя. Я разработал проект будущего социалистического общества, который устраняет ошибки прошлого. Теперь продвигаю его своими скромными силами. Если у него будут сторонники, то можно будет сказать, что работал над ним не зря. Путь от буржуазного общества к социалистическим преобразованиям - это путь просвещения широчайших масс. Надо без прикрас говорить о том, как должно быть устроено справедливое общество, какие ошибки были допущены раньше в СССР, и что ждёт общество, если общество останется буржуазным. Безысходный кризис, в котором находится Россия и другие страны СНГ, социалистам будут в помощь. При проведении социалистических преобразований ядро активистов, деятельных и компетентных, будет необходимо, но после проведения преобразований политическая система должна стать по-настоящему демократичной. Люди в политической системе временный фактор, а политическая система, заточенная на управление несменяемым меньшинством, - фактор постоянный. Если она допускает такое доминирование меньшинства в обществе, то будьте уверены в том, что она со временем заполнится проходимцами, которые повернут всё вспять.        

  • Ответить

    Так я-то, Сергей, собственно в том смысле и писал о "руководящей и направляющей", чтобы не "своими скромными силами" и не кучкой "сторонников", а железным потоком вооружённых социалистической идеей масс, направляемых и руководимых, смести с лица земли эту слизь капитализма! И тут начинать приходится практически сначала, с нуля! Ибо величие задач диктует! В том числе, Вы верно заметили, и в первую очередь "просвещения широчайших масс"! Тут вообще задача ещё сложнее, чем ликвидация безграмотности в революционный и постреволюционный период Октябрьской революции 1917-го, поскольку тогда массы нуждались в переформатировании из безграмотных в грамотные, а теперь задача неизмеримо сложнее - переформатирование людей из "неверно образованных", головы которых забиты всевозможной шелухой и-нетовского хлама, в людей "образованных верно", то бишь вооружённых истинными знаниями! И в таком случае, ошибок, какие были "допущены раньше в СССР" не избежать! Это даже будет весьма неплохо, если удастся выстроить нечто подобное, что было в СССР в годы его расцвета! А уже потом, действительно, пробовать не допуская ошибок, особенно в отношении зарубежных "партнёров", выстраивать более совершенный и, если можно так сказать, более социалистический (плавно и естественно переходящий в коммунизм) порядок…

  • Ответить

    Прежде чем руководить и направлять, надо сначала знать, что делать и куда вести. В настоящее время ни в России, ни в целом мире нет  удовлетворительной концепции социализма и перехода к нему из буржуазного общества. Состояние левого движения описывается одной фразой: "кто в лес, кто по дрова".  
    Вы пишете: "Это даже будет весьма неплохо, если удастся выстроить нечто подобное, что было в СССР в годы его расцвета! А уже потом, действительно, пробовать не допуская ошибок." В начале 1937г. И.Сталин решил реформировать политическую систему в СССР, передав функции управления обществом Советам и отстранив от этого партию. Среднее партийное звено, захватившее все управленческие позиции в обществе, взбунтовалось, так как не желали расставаться с властью. Заявили, что в стране имеет место грандиозный заговор, который необходимо срочно пресечь. Какие тут ещё политические реформы, если Родина в опасности! Настроены они были решительно, и могли вполне  сместить на пленуме с должности не только Сталина, но и весь ЦК, так как на пленуме у них было подавляющее большинство. Сталину пришлось временно отступить. Так начались события 1937г. Впоследствии зачинщиков и участников массового террора Сталину пришлось репрессировать уже своим решением, так как терпеть такое отребье у власти было смерти подобно. Подготовка к войне и сама война помешала проведению политической реформы в СССР. Через некоторое время после войны Сталин вернулся к вопросу о политической системе. Все знают его письмо, где он давал поручение заняться этим вопросом и которое заканчивалось словами: без теории (читай управления) нам смерть! Смерть!
    Дело в том, что политическую систему надо выстраивать правильно с самого начала. Если она выстроена неправильно и утвердилась, то поменять её в дальнейшем практически невозможно. Правильная политическая система как систематический отбор лучших представителей общества на все уровни власти не может быть основана на неправильном экономическом базисе. Только общенародная собственность на средства производства может не только раскрепостить творческий потенциал народа, но и стать источником народной власти. Государственная собственность таким источником власти не является, при ней власть замыкается сама на себя и вырождается. 
     

    • Ответить

      Вы видели когда-нибудь как выращивается кристалл? Все молекулы кристаллообразующего раствора, подпадающие под воздействие физического закона, то бишь объединённые общей идеей ("скованные одной цепью") выстраивают кристаллические решётки неповторимой красоты, правильности и цвета! Вот примерно так - правильно, красиво и полезно для каждого - должна выстраиваться не только упомянутая Вами "политическая система", но и все стороны жизни общества, где все его члены (или подавляющее их большинство) объединены общими смыслами и задачами, а не принудительными законами! Причём происходить это должно не в силу каких-то директив и указов, то бишь сверху, а в силу простых и нехитрых, возможно даже негласных, отношений между людьми. Хочу в этой связи привести выражение выдающегося русского философа: "научная общеобязательность и общеобязательность юридическая, есть подтверждение низшей ступени духовной общности, есть показатель разобщённости, свойственной природному миру. Взаимно научно доказывать и юридически обязывать друг друга должны лишь люди далекие по духу, внутренне разобщённые. Родному по духу, другу моему я не должен доказывать и не должен обязывать его, мы видим одну и ту же истину и общаемся в истине. …Логическая, научная общеобязательность и есть утверждение минимальной общности в тех истинах, что дают возможность ориентироваться в природном и историческом мире. Истины математики, истины наук естественных имеют характер общеобязательности и доказательности, потому что они одинаково должны быть признаны людьми самого противоположного духа, совершенно внутренне разобщёнными. Научно-логическое общение на почве истин математики или физики возможно даже между людьми враждебного духа. Общеобязательное признание этих истин предполагает лишь самую элементарную, самую низшую форму общности [и общественности]. Верующий и атеист, консерватор и либерал одинаково принуждены признать истины математики, логики или физики. Так и юридическая общеобязательность существует для элементарной, низшей формы общности. Не нужно собранности, соборности, общности духа для того, чтобы признать минимум права в отношении друг к другу. Общеобязательность науки и общеобязательность права и существует для общества, в котором люди не любят друг друга, враждуют друг с другом, не общаются в духе. Доказывать нужно врагу и врага нужно обязывать. С другом же я общаюсь в созерцании единой истины, в осуществлении единой правды. Общеобязательность и связанная с ней доказательность имеет социальную природу. Это есть путь связывания разорванного природного мира, поддержание принудительного единства, дабы не допустить окончательного распада. Позитивная наука, позитивное право родились в атмосфере распавшегося мира, и они имеют миссию поддержания единства в атмосфере вражды и отчуждения. Научная и юридическая общеобязательность никогда не возникли бы в атмосфере духовного единения и любви. В такой атмосфере познание было бы общим, соборным созерцанием сущей истины и общение между людьми определялось бы не юридическими нормами, а самой любовью, самой общностью в духе. Ничего никому не нужно было бы доказывать, ни к чему никого не нужно было бы обязывать, ибо каждый встречал бы лишь духовно близкого, родного, нигде не встречал бы далёкого и чужого. Истины нравственного порядка покоятся на общем духовном опыте, на видении единой правды, и к ним трудно бывает принудить тех, которые находятся вне опыта духовного общения и единой правды не видят. Истины духовные предполагают и максимум духовной общности, самую высшую его ступень, предполагают соборность сознания. Эти истины открываются общению в любви. Они существуют лишь для духовно близких и родных. Они неубедительны, недоказательны, необязательны для чужих и далёких, для стоящих вне круга духовной общности. Вне единого, общего духовного опыта эти истины мертвы. Нельзя доказать чужому и далёкому реальности того, что открылось в духовной жизни" (Н.А.Бердяев "Философия свободного духа")

  • Ответить

    Философия Бердяева выглядит теперь несколько инфантильно. Очень много слов, а смысл еле просматривается. Законы духовной жизни, как и законы математики основываются на аксиомах. Без аксиом вообще невозможно какое-либо знание. Аксиомы возникают вследствие их полной очевидности для всех и постоянного подтверждения их на практике. Почему аксиомы в математике или физике принимаются всем обществом, а такие же очевидные аксиомы в общественной жизни становятся "камнем преткновения? Всё определяется тем, что принять аксиомы математики и физики выгодно всем членам общества, а общественные аксиомы не выгодны всем из-за классового деления общества. Что выгодно одному классу, другому невыгодно. Поэтому господствующий класс делает всё, чтобы "замутить" мозги классу порабощённых и сделать очевидные истины неприступными. Для этого служит гигантский пропагандистский аппарат, система образования и насильственно организованный образ жизни с ложными идеалами и целями..   

  • Ответить

    Вот типичный образчик того, что весь буржуазный мир окунулся в маразм. Я не смотрю передачу "Что? Где? Когда?", поскольку там отвечают на вопросы типа: в каком ресторане устрицы подают вкуснее. Однако позавчера, чисто случайно, услышал следующее: один буржуазный философ и детский психолог заявляет, что есть одна полезная практика для малых детей, которая позволяет им быстро взрослеть и развиваться. Какая это практика? Врать! Отвечают "знатоки" и выигрывают. Меня поразило не то, что утверждает выживший из ума буржуазный философ, а то с какой лёгкостью знатоки нашли "верный" ответ.
    Всем здравым людям хорошо известно, что ложь - орудие сатаны. Нет ничего хуже лжи и недоверия друг другу в обществе. Однако  в общественное сознание внедряется строго противоположное - ложь даже полезна для утверждения себя в обществе.
    Нет в общественной жизни никакой метафизики. Всё в ней очевидно и самодостаточно. К метафизике же прибегают те, кто хочет запутать сознание людей. Возьмите учение Христа. Если это учение не обрабатывать буржуазной идеологией, то там всё предельно ясно и понятно, потому что истинно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *