С.Бахматов. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УКЛАДА И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

301066228c887541108c4c34cf8_prev

Общенародная собственность на средства производства

В понятии собственности на средства производства до сих пор существует некоторая путаница. Общественную (общенародную) собственность часто отождествляют с государственной собственностью.  Однако классики марксизма считали, что в процессе отмирания государства, собственность государства будет передана в обладание и пользование свободной ассоциации производителей с последующей организацией ими самоуправления. Однако отмирания государства и передачи его собственности  при построении реального социализма в СССР не произошло, поэтому форма такой собственности так и осталась неопределённой до сих пор. Видимо, классики после передачи собственности государством свободной ассоциации имели в виду общенародную собственность.  При организации общенародной собственности происходит такое её разгосударствление, при котором она становится достоянием всего народа, управляется его представителями и не может переходить при этом  в собственность частных лиц. Общенародной собственностью на средства производства, в отличие от государственной собственности, следует считать неотчуждаемым достоянием всего народа, правом обладания и пользования которым имеет каждый его представитель на равных основаниях.  Отсутствует лишь право распоряжения ей отдельными лицами, поскольку собственность принадлежит народу как целому. Общенародная собственность на средства производства гарантирует трудоустройство и свободу творчества в своей среде каждому работнику, согласно его склонностям и пожеланиям, востребованными обществом. Следует отметить, что общенародная собственность относится только к средствам производства, а собственность на результаты труда работников, использующих её, является коллективной, поскольку этим обеспечивается принцип «каждому по труду».

Государственная и общенародная собственность на средства производства отличаются друг от друга, как по способу её создания, так и по организации и управления ей. Первая создаётся исключительно по инициативе государства, а вторая может быть создана по запросу от заинтересованных граждан, что пробуждает их творческую активность. На практике это будет выглядеть так: если коллектив граждан решил заняться полезной для общества производственной деятельностью, то при наличии средств производства для этой деятельности они бесплатно предоставляются этим гражданам. Если таких средств производства в наличии нет, то они специально создаются для этого рабочего коллектива за счёт общенародных средств и передаются ему в бесплатное пользование.

При создании нового предприятия по запросу от представителей будущего рабочего коллектива проводится его экспертиза на основе макроэкономических данных, оценивается его целесообразность, составляется проект и выделяются на него соответствующие средства.  После создания нового предприятия оно передаётся этому рабочему коллективу в безвозмездное пользование, а также выделяются этому предприятию соответствующие оборотные средства для начала производства.

Передача коллективу работников в пользование общенародной собственности на средства производства накладывает на него определённые обязательства. Помимо налоговых отчислений и правильного использования средств производства накладывается обязательство демократического самоуправления. На собраниях рабочего коллектива периодически происходит перераспределение должностей по результатам деятельности работников. Общим собранием работников может корректироваться штатное расписание и распределение доходов между работниками. Критерием для распределения доходов и должностей будут служить деловые и личные качества работников. Руководство, избранное коллективом, не только организует производственную деятельность, но и обеспечивает полную прозрачность её для всех работников. Невыполнение или частичное выполнение последнего требования может стать причиной перевыборов руководства. Работник коллектива может покинуть предприятие, сменив род деятельности, и любой гражданин страны может на равных основаниях вступить в коллектив, подписав с ним трудовой договор.

Работники фонда более высокого уровня подотчётны и подконтрольны работникам более низкого уровня, которыми они были избраны.

Планово-рыночное управление экономикой

Как и любое другое сложное общественное явление, понятие управления экономикой может быть представлено как диалектическое единство противоположностей, одной из которых является стихийное рыночное управление, а второй — полностью заорганизованное централизованное (командно-административное) управление.  Гармоничный синтез противоположностей должен представлять собой нечто третье, принципиально новое, что содержит в себе некоторые положительные свойства первого и второго, представляющее собой развитие, полезное для общества в целом. Сами по себе крайности не могут считаться правильным выбором, так как при этом исключается гармоничный синтез.

Отрицательные свойства полностью стихийного рыночного управления — это далеко не всегда рациональное использование материальных и людских ресурсов; банкротства; экономические кризисы; появление некоторых товаров и услуг, не отвечающих подлинным интересам общества; расточительное потребление ресурсов, экологические проблемы.

Положительные свойства — возможность адаптации к возникающим в экономике диспропорциям, устремленность в будущее посредством ускоренного технологического развития, стимул к трудовой деятельности в условиях ограниченного ресурса потребления.

Отрицательные свойства полностью планового хозяйства — это запоздалая и слишком ограниченная возможность адаптации к возникающим в экономике диспропорциям, неспособность предсказания будущего пути технологического развития и не всегда адекватный стимул к труду и повышению его производительности.

Положительные свойства планового хозяйства — это отсутствие экономических кризисов и возможность концентрации материальных и трудовых ресурсов на первоочередные важнейшие направления.  Последнее свойство плановой экономики особенно полезно при осуществлении мобилизационного проекта, когда преодолевается техническая и технологическая отсталость страны. В плановой экономике значительно легче реализуется запрет на производство вредных товаров и услуг, учитываются требования разумного потребления ресурсов и согласование производства с требованиями экологии.

Из всего сказанного выше следует, что гармоничным синтезом для управления экономикой будет планово-рыночное управление, сочетающее в себе положительные свойства как планового, так и рыночного управления.

При централизованном управлении экономикой планирование исходит из состояния экономики в прошлом, а настоящая ситуация не учитывается должным образом, что равнозначно ограничению обратной связи. Как известно из законов управления, без адекватной обратной связи управление ущербно и приводит к плачевным результатам. Планово-рыночное управление экономикой учитывает как прошлое, так и настоящее состояние экономики, что приводит к гармоничному синтезу в управлении и эффективному экономическому развитию. Создание новых предприятий не должно быть делом только централизованного плана и должно учитывать открывающиеся обстоятельства, а также исходящую от народа творческую энергию масс.

Распределение доходов между участниками экономической деятельности

Распределение доходов и должностей на предприятиях, находящихся в общенародной собственности, осуществляется согласно трудовому участию каждого из работников в производственной деятельности предприятия (количеству и качеству труда), решение о котором принимается или пересматривается на общих собраниях трудового коллектива путём голосования. На общем собрании предприятия работниками может быть утверждено и новое штатное расписание. Если предприятие работает по плану, то возможно увеличение доходов работников за счёт увеличения производительности труда, его научной организации, внедрения новых технологий и рационализаторских предложений, что позволит сократить штатное расписание предприятия при безусловном выполнении плана.  План хоть и является обязательным для исполнения, но оставляет возможность тонкой настройки выпуска предприятия под реальный спрос в сторону увеличения. Цена на продукцию, произведённую сверх плана, может устанавливаться предприятием, но не может отличаться от плановой цены более чем на 5%.
Капиталистическая прибыль на предприятиях, находящихся в общенародной собственности, отсутствует. Разница между затратами на производство продукции и выручкой после отчисления установленных налогов распределяется между работниками согласно их трудовому участию.

Максимальные усреднённые доходы работников в сфере создания нематериальных благ и услуг не должны превосходить таковые в сфере производства материальных благ.

Мотивация к труду и всестороннему развитию работников предприятий

Для мотивации работников к творческому труду на предприятиях, находящихся в общенародной собственности, на них поощряется освоение работниками смежных специальностей, ротация должностных обязанностей и активное участие в делах предприятия, так как рутинная монотонная работа не способствует всестороннему развитию работников и росту их профессионализма. Если предприятие легко выполняет план, но не желает сокращать штатное расписание с целью повышения доходов работников, то оно может принять решение о сокращении рабочего дня, чтобы в освободившееся время работники могли повышать свою квалификацию, заниматься самообразованием, участвовать в культурных и спортивных мероприятиях.

 Финансирование, таможенная политика, протекционизм

Поскольку все жители являются потребителями благ и заинтересованы в развитии экономики страны, то для обеспечения этого развития они обязаны участвовать в его финансировании из своих доходов через налог. Для этих целей подходит налог, который оплачивается всеми конечными потребителями благ. Величина этого налога в процентах, идущая на расширение границы производственных возможностей, выбирается из расчёта достижения гармонии между развитием общественного производства и общественным потреблением благ. Чем больше развивается общественное производство в стране, тем более рынок насыщается отечественными товарами и услугами, а как следствие — увеличивается собираемый налог на развитие экономики (НРЭ), а также возможности по развитию собственного производства. Народная экономика должна финансироваться самим народом, а не внешними или частными инвестициями, поскольку последние приводят только к закабалению и зависимости от них.
Для финансирования экономики создаётся двухконтурная финансовая система для того, чтобы обеспечить целевое использование средств, идущих на развитие экономики. Поскольку НРЭ взимается с конечных потребителей благ, то использование средств из него для финансирования экономики не приводит к инфляции.

Реализации проектов новых предприятий, которые выполняются в краткие сроки и сразу дают выход в виде необходимой продукции, возможна за счёт целевой эмиссии, что также не приведёт к заметной инфляции, так как на потребительском рынке в ближайшее время появится произведённая ими продукция.

При сформировавшемся новом экономическом укладе, когда он становится господствующим, частные инвестиции в развитие экономики не допускаются, поскольку это  приводит к появлению нетрудовых доходов.  За деньгами закрепляются лишь функции меры стоимости, средство обращения и платежа. Поскольку экономика на основе общенародной собственности не приводит к инфляции, то ссудный банковский процент отменяется, а работники банковской сферы получают за свои услуги установленную обществом заработную. плату. Кредитование юридических и физических лиц осуществляется под нулевой процент. Физические лица могут взять кредит при отсутствии задолженности от предыдущего кредита.

Страна, которая желает добиться реального суверенитета, обязана стремиться к автаркии, что требует независимой финансовой системы, основанной на национальной валюте, а также на независимой бюджетно-финансовой политике. Экспорт продукции должен быть согласован по размерам с импортом из дружественных стран, для чего с ними заключается соответствующее торговое соглашение. Расчёт с дружественными странами должен происходить в национальных валютах, обменный курс которых определяется на основе «золотого стандарта».

Функции внешней торговли берёт на себя государство, которое осуществляет таможенную политику, направленную на поддержку отечественного производителя, а также на обеспечение национальных стандартов качества и экологической чистоты. В связи с этим оффшорные зоны становятся под запретом.

При создании плана развития производства, согласно которому будет налажен выпуск в определённых объёмах какой-либо отечественной продукции,  предусматриваются соответствующее изменение квот на импорт данной продукции.

Идеология нового общества 

Роль идеологии в обществе трудно переоценить, поскольку без неё невозможно разумное целеполагание. Как невозможно определить положение предмета в пространстве без выбранной системы координат, так невозможно отличить добро от зла, если не выбрана система ценностей и целостное мировоззрение, основанное на них.  Однако отношение к идеологии в научной среде сложилось неоднозначное. Прежде чем приступить к описанию идеологии в нашем понимании,  проведём ретроспективный анализ того, как складывалось отношение к этому термину в политической теории на протяжении последних двух столетий.

Впервые термин «идеология» был введён в научный оборот французским мыслителем Антуаном Дестютом де Траси, который пытался создать «науку об идеях». Однако Наполеон I  не оценил его труд, поскольку вообще скептически относился к философии. Идеологические построения, с его точки зрения, слишком оторваны от реальной жизни и являются надуманными умозрительными схемами. Отношение к понятию «идеология» с тех пор приобрело негативный оттенок.

К.Маркс и Ф.Энгельс считали, что идеология отображает действительность, но делает это в искажённой форме в силу своей классовой природы. «Идеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 83).  Маркс отрицательно относился к идеологии в силу ложности содержащихся в ней идей. Именно поэтому он отказывался называть идеологией свою идейную систему, поскольку считал её подлинно научной.

В.И.Ленин допускал, что идеология может стать научной, если она включает в себя идеи научного социализма.  «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», говорил он.
Однако такой подход противоречит положению марксизма, согласно которому классовое мировоззрение всегда иллюзорно и преследует классовые интересы в ущерб всеобщим.

В наше время появились новые определения понятия идеологии, которые уже не несут строго отрицательного оттенка. Например: «Идеология — комплекс идей и концепций, с помощью которых человек понимает общество, социальный порядок и себя самого в этом обществе и мире» (Кара-Мурза С.Г. «Идеология и мать ее наука» стр.5). Однако всем этим определениям не хватает конструктивности, которая смогла бы придать понятию идеологии характер общественно-политической теории.

Общественно-политическая теория может претендовать на научность только в том случае, если она основана на общечеловеческих ценностях, которые позволяют преодолеть «прокрустово ложе» различия классовых интересов.  Основанием для такой теории могут послужить понятия свободы и справедливости как извечных человеческих ценностей.  Однако свобода и справедливость должна подразумевать гармонизацию отношения личности и общества во всех аспектах их бытия, то есть в экономике, политике, праве и духовной сфере. Используя эти понятия для анализа любых общественных явлений, можно адекватно определить как цель прогрессивного развития, так и средства её достижения.

Прогрессивные революционные преобразования должны нести в общество освобождение, а не диктатуру кого-либо, даже если предполагается, что она будет существовать временно.  Если социалисты возьмут политическую власть, то они должны воспользоваться этим для таких организационных изменений в экономике и праве, которые позволили бы развитие социалистического экономического уклада, после чего станет возможной глубокая политическая реформа, которая закрепит новые общественные отношения на более высоком уровне.

К общечеловеческим ценностям относится также семья, патриотизм и бережное отношение к природе. В семье происходит основное воспитание личности, и закладываются такие понятия как совесть и честь, патриотизм служит условием гражданской позиции во всех аспектах общественного бытия, а бережное отношение к природе необходимо для самого существования человечества в будущем.

Политическая система (система управления и принципы принятия решений )

1. Положительный отбор в систему управления на основе деловых и личных качеств обеспечивается выборностью руководителей во все государственные органы управления снизу доверху.
2. Исправление возможных ошибок при выборе депутатов осуществляется за счет контроля над их деятельностью с возможностью отзыва как не оправдавших доверия. К этому добавляется периодическая сменяемость депутатов и подотчетность их избирателям.

3. Система управления имеет иерархическую структуру: муниципальный, региональный и федеральный уровень. Выборы депутатов в систему управления ступенчатые и основаны на справедливом уровне представительства. Поскольку депутаты призваны отстаивать интересы всего народа, а не групповых интересов, партийная политическая система отменяется. На муниципальный уровень управления периодически проводятся выборы депутатов от предприятий, объединений предприятий, а также от общественных и профессиональных организаций. На региональный уровень управления периодически выбираются представители от муниципального корпуса депутатов. По аналогии на федеральный уровень управления периодически проводятся выборы из представителей регионального корпуса депутатов. На всех трёх уровнях власти выбирается рабочая группа во главе с председателем, которая организует их работу. Для организации работ по отдельным направлениям создаются соответствующие комитеты.

Председатель муниципального, регионального и федерального уровня, соответственно, считаются главами муниципалитета, региона и государства.
Срок службы депутатов на каждом уровне управления ограничен и составляет не более 6 лет. Для обеспечения преемственности выборы на муниципальный уровень управления проводятся раз в два года, в результате чего происходит периодическая смена одной трети депутатского корпуса муниципального уровня. На региональном и федеральном уровне полная смена депутатского корпуса происходит один раз в 6 лет.

На муниципальном уровне в обязанность депутатов входит общая организация местного самоуправления, утверждение муниципального бюджета и контроль над финансовыми потоками. В их обязанности включается также формирование независимой судебной системы, выполнение обязательств, полученных от избирателей, отчётность перед ними, выполнение регионального и федерального плана по развитию экономики муниципалитета, составление собственных планов. Создание предприятий общенародной собственности по инициативе граждан. На депутатов муниципального уровня возлагается контроль над законностью действий всех представителей власти в стране. Депутаты этого уровня имеют право на законодательную инициативу. Законы вступают в силу только после согласования их на всех трёх уровнях власти.

На региональном уровне в обязанность депутатов входит общая организация самоуправления в регионе, формирование независимой судебной системы, утверждение муниципального бюджета и контроль над финансовыми потоками. В обязанности депутатов входит согласование планов развития, составленных на федеральном уровне, составление собственных планов и согласование их на нижнем и верхнем уровнях власти. Создание предприятий общенародной собственности на территории региона по инициативе граждан. На депутатов регионального уровня также возлагается контроль над законностью действий всех представителей власти в стране. Депутаты этого уровня имеют право на законодательную инициативу. Законы вступают в силу только после согласования их на всех трёх уровнях власти.

На федеральном уровне в обязанность депутатов входит организация общественно-политической жизни в стране, проведение макроэкономического анализа и составление федерального и региональных планов развития, согласование этих планов на региональных уровнях. Составление бюджета, контроль над национальной финансовой системой и финансовыми потоками, организация внешней торговли и внешнего представительства страны во всех аспектах. Возлагаются функции решения задач обороны страны, здравоохранения, образования, развития прикладной и фундаментальной науки и т.д. Важнейшие общественно-политические и социально-экономические решения, касающиеся всех жителей страны, после обязательного общественного обсуждения выносятся на общенациональный референдум. Контроль над выполнением этого требования возлагается на депутатов всех уровней власти. На депутатов федерального уровня возлагается контроль над законностью действий всех представителей власти в стране. Депутаты этого уровня имеют право на законодательную инициативу. Законы вступают в силу только после согласования их на нижних уровнях власти.

Поделиться

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *