Р.Вахитов. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛИЗМ

NB_Stalin

 

Социалистический идеал также стар, как и само человечество. Древнегреческий философ Платон в «Государстве» и в «Законах» писал о принципе справедливости как верховном для государства, о пагубности бесконтрольного обогащения одних и повального обнищания других. Античный философ предлагал в среде третьего сословия своего идеального государства поставить предел обогащению, а в среде высших сословий – стражей и мудрецов и вовсе отменить частную собственность. Недаром ведь Платона называют первым коммунистом и социалистом. Определенные социалистические идеи, конечно, специфически преломленные, можно найти в мировых религиях. Новый Завет полон обличений алчности, корыстолюбия, стяжания богатства как смысла жизни. «Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божье»- говорит Христос. В общине Апостолов, как повествует об этом Новый Завет, существовали законы коммунистического общежития, была обобществлена собственность. Пламенными обличениями богатства и стяжательства, по эмоциональной силе не уступающие социалистическим выступлениям современности, полны труды такого любимого на Руси Восточного Отца Церкви как Святитель Иоанн Златоуст.

Элементы социализма в исламе вообще очевидны. Помощь бедным со стороны богатых в мусульманской общине (умме) не просто желательна, она обязательна, так как предписана мусульманским символом веры и составляет один из пяти столпов ислама (зякят). Кроме того, ислам запрещает ростовщичество – стержень современной капиталистической экономики, считая его делом небогоугодным. Исламское государство, в котором была бы пропасть между богатыми и бедными, и которое основывалась бы на ростовщической деятельности банков, вообще немыслимо, такое государство просто перестает быть исламским по определению.

Нетрудно обнаружить социалистические тенденции и в многочисленных еретических движениях средневековья, и во вполне ортодоксальном монашестве, предписывающем обет нестяжательства, коллективную жизнь и коллективный труд. В эпоху Возрождения социализм заявляет о себе в форме утопий Мора, Кампанеллы и др. Наконец, моральным пафосом социализма пронизаны многие светские философские учения – от Нового времени до наших дней – революционный социализм, восходящий к философии истории Маркса, реформаторский социализм, восходящий к пафосу нравственного долга и гуманизма у Канта, консервативный социализм Зомбарта, Шпенглера, Юнгера….

Объяснить это нетрудно. Всегда и везде в человеке жила мечта о лучшем обществе, где все люди составляют одну большую семью, и не враждуют из-за денег, ресурсов, территорий. Основания этой мечты – элементарные нравственные нормы – любовь и уважению к ближнему, которые при всем различии культур есть у всех народов. Капитализм представляет собой патологию и уродство, потому что капитализм – это первый и единственный общественный строй в истории, который принципиально разорвал связь с традиционной моралью и заменил ее особой протестантско-индивидуалистической буржуазной псевдоморалью. Она провозглашает, что материальное преуспеяние – смысл жизни человека, что одни люди лучше других уже на основании того, что имеют деньги и капиталы, что человек не должен стремиться к социальному солидаризму, к взаимопомощи, а должен культивировать в себе индивидуализм, отчужденность от общества, презрение к «неудачникам». Как видим, уже в самой идеологии либерализма, которая провозглашает все это, были заложены ростки фашизма, которые потом из нее благополучно и развились.

И не случайно, что как только возникло общество, которое провозгласило социальную несправедливость, имущественное неравенство, превосходство богатых над бедными нормой, так сразу как мощная реакция на это возникло и социалистическое движение в самых разных своих вариациях – марксизм, прудонизм, анархизм, христианский социализм, исламский социализм, социал-демократизм. И показательно, что социалистические идеи получили наибольшее распространение, а затем одержали и политическую победу именно в странах с традиционным укладом культуры – на конфуцианском и исламском Востоке, в православных России, Югославии, странах Восточной Европы. Восток в отличие от Запада осознавал и продолжает осознавать всю чудовищную, античеловеческую и антибожественную сущность капиталистического мировоззрения.

Итак, социализм – это нравственная позиция, это по сути традиционное мировоззрение, невзирая на отношение тех или иных социалистов к религии и традиционному обществу. И я бы добавил, что социализм – это идеология, чрезвычайно близкая мировосприятию молодого человека.

Когда я вижу юношу или девушку, исповедующий буржуазно-либеральные воззрения и антисоциализм, то я воспринимаю это как нонсенс и аномалию. Тут может быть лишь три варианта: либо они не понимают сути буржуазного либерализма и рассматривают его не как идеологию отчуждения, вражды людей, равнодушия к ближнему, а как «розовые» идеи о некоей абстрактной свободе индивида. Либо они просто рисуются и бравируют и ради этого глупого позерства, кривя душой, произносят страшные по смыслу вещи. Либо … Впрочем, лучше всего об этом сказал английский философ, лорд Бертран Рассел, которого трудно заподозрить в симпатиях к левой идее. Рассел высказался примерно в том духе, что человек, который в молодости не испытывал очарования идеями социализма, просто-напросто законченный подлец. Правда, Рассел и добавил, что человек, который продолжает поддерживать эти идеи в старости – законченный глупец. Видимо, философ хотел сказать, что жизнь развеивает иллюзии и прекрасные мечты молодости, заставляет увидеть много неприглядного, разочароваться в человеке, в его доброте… Что ж русская литература может предложить пример такой «нравственной эволюции» – это судьба Адуева из «Обыкновенной истории» Гончарова, который из восторженного романтика, приехавшего покорять Петербург из провинции, превратился в циника-дельца. Надо сказать, неприглядный пример. Если буржуазный демократ Рассел хотел указать, что таков путь любого умного человека – от романтика к цинику, то его можно только пожалеть. Он при всей остроте ума логика с мировыми именем, увы, пропустил самое главное в традиционной мудрости, что мы обнаруживаем в легендах, в сказках, в народных поговорках. Ведь там всегда высшая мудрость есть возвращение к невинному мировидению ребенка и юноши и она стоит много выше холодной и циничной расчетливости. К примеру, истинный мудрец русских сказок — Иван, которого окружающие зовут дураком за то, что он не хочет жить по законам мира сего, во зле лежащего, который живет по законам Царства Божьего. Он-то в конце концов оказывается прозорливее своих «умных братьев».

Итак, молодой, юный человек еще хранит в своей душе высокие идеалы, еще сопротивляется развращающему действию цинизма «взрослой жизни», еще не стал конформистом и приспособленцем и готов побороться за справедливость и правду. Именно поэтому молодой человек, юноша и девушка, если только они не больны каким-нибудь изощренным нравственным недугом, есть почти всегда стихийные социалисты. Посмотрите сколько молодых лиц на демонстрациях антиглобалистов Европе. Поинтересуйтесь, сколько было лет членам первого советского правительства…

Молодежи же современной России социалистический идеал, социалистический протест против капитализма должен быть особенно близок. Ведь это новоявленный капитализм лишил молодежь права на всеобщее, бесплатное, высококачественное образование, доступное их сверстникам в СССР. И теперь ребята из малообеспеченных семей не могут поступить в вуз будь они хоть будущими эйнштейнами и кулибиными – бюджетные наборы сокращены до минимума, а на коммерческих непомерно высокие цены. Это именно новоявленный капитализм задурманил головы потребительской моралью, сексуальной революцией и прочими «масс-культурными прелестями» и ребята, сверстники которых в СССР писали стихи, строили БАМ, мечтали о покорении космоса, пополняют армии безработных, бандитов, неизлечимо больных…

Удар капиталистических реформ в России, произведенных перевертышами из номенклатуры КПСС для того, чтобы присвоить лично себе некогда общенародную, государственную собственность, пришелся в значительной степени по молодежи. Конечно, некоторые из молодых людей успели, как они выражаются «крутануться», заняться торговлей, приобрести иномарку и квартиру, но их не так уж и много, большинство же осталось без перспектив на будущее, без реальных социальных гарантий, без возможности элементарно обеспечить себя и свои семьи. Не все же умеют и могут торговать, есть молодежь рабочая, инженерная, научная, творческая … Но при капитализме все эти умения не очень-то и нужны, здесь в первую очередь ценится не талант поэта, ученого или мастерового, а хитрость, жадность, способность обмануть другого и нажиться за счет себя. Даже при капитализме сытом, западном именно эти качества возведены в общественный идеал и кино снимают не про строителей новых городов, а про «счастливчиков», которые быстро разбогатели, а что уж говорить о капитализме нашем, доморощенном…

Так почему тогда российская молодежь в большинстве своем либо аполитична, а кое-где и вовсе настроена прокапиталистически? Почему молодые люди студенческого возраста выходят на улицы с флагами и плакатами СПС, ведь российские «правые» выступают за ваучеризацию, коммерциализацию образования, и именно их стараниями эти молодые люди рискуют получить непомерное повышение цен за обучение, полное свертывание бесплатного образования, причем, без обещанного хакамадами повышения качества преподавания. Ведь это повышение цен, как и все предыдущие, практически не отразятся на зарплате преподавателей и они опять будут разрываться между основным местом работы, подработками, научной деятельностью…

Что тут можно сказать? Увы, молодость – это не только возраст возвышенных идеалов и бескомпромиссности в хорошем смысле слова, но и возраст, когда мировоззрения человека еще не сложилось, багаж знаний пока невелик, равно как и жизненный опыт. Молодого человека легко обмануть, задурить, сбить с пути и именно это и делает идеология капиталистического общества. Она не открытая и не прямолинейная, какой была классическая, модернистская идеология, она «прячется» в учебных программах школ и вузов, внешне аполитичных газетах, журналах, телепередачах, это идеология в стиле постмодерн. Знаменитая реклама «Миринды», пропагандирующая предательство тех, кто зовет на помощь, не менее насыщена идеологическим содержанием, чем программа СПС (причем, смысл и там, и там примерно одинаков: «индивидуальное превыше общественного, живи ради самого себя и наслаждайся»). При этом, однако, она более действенна, программу СПС почти никто не читал, рекламу «Миринды» смотрят все.

Что же остается делать? Бороться! Против бесправия, против одурманивающей буржуазной идеологии, за социалистический идеал. Ибо по извечному закону диалектики только в борьбе, в активной бескомпромиссной деятельности, человек утверждает свою сущность, становится в полном смысле слова человеком.

 

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *