Н.В.Сомин. ГЛАВНЫЙ ГРЕХ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

golden_calf_380

Часть I. Капитализм и социализм в сравнении

 I

Каков главный грех человечества (слово «главный» здесь означает наивысшее влияние этого греха на жизнь современного человека)?

На этот вопрос есть вполне определенный святоотеческий ответ – это мамонизм, т.е. стремление к деньгам, к обогащению, подвластность мамоне, признание его богом вместо Христа. Может быть некоторые с этим не согласятся, но тем не менее ответ от имени Церкви еще в IV веке дал великий святитель Иоанн Златоуст. Причем, дал не только отдельными цитатами, а всей своей проповедью. И интересно, что впервые это заметили русские богословы. В 1907 г., когда отмечалось 1500-тилетие кончины Златоуста, у нас вышел ряд статей, посвященных осмыслению богословского наследия великого святого. И многие авторы с удивлением отмечали удивительную приверженность святителя к имущественной тематике. Так известный русский богослов И.В. Попов, ныне канонизированный как священномученик, писал: «Ни о чем св. Иоанн Златоуст не говорил так много и так часто, как о богатстве и бедности» /1:54/.  Это признание многого стоит. Ибо Златоуст известен прежде всего как святой, удивительно глубоко видевший сущность греха и как никто умевший выразить грех вербально. И то, что для великого святителя имущественный вопрос – тема «номер один» исключительно важно.  И с выводом Попова согласятся все, кто знаком со Златоустом не по тенденциозным выжимкам из его творений, а с  полным Златоустом – ведь таких фрагментов в его сочинениях можно насчитать несколько тысяч (!). В работе /2/ представлена значимая подборка высказываний Златоуста по этой теме.

Но что же представляет собой грех мамонизма? Уж если вводится новое слово, то необходимо более точно определить его.  Прежде всего укажем, что мамонизм не тождественен сребролюбию. Любостяжание, сребролюбие – это все личные грехи, входящие наряду с другими в классический монашеский перечень.  Мамонизм гораздо страшнее. Это грех общественный. И это кардинально меняет ситуацию. Если личные грехи являются проблемой отдельной души и борьба с ними сводится к личной перемене своего сознания, то грех общественный – дело куда более сложное. Его носителем является все общество.

Конечно же, личный грех сребролюбия (как особая разновидность эгоизма) первичен, но все дело в том, что он внедряется во все общественные институты, как бы впитывается обществом и оно становится все заражено мамонизмом. Люди становятся заложниками общественной системы, социального строя, и эта система захватывает всех:  и богатых и бедных, жадных и бессребреников. Только одних, прельщенных богатством, она привечает и ставит а вершину жизненной пирамиды (но незаметно лишает их Царства). А других, противящихся системе (их, увы, меньшинство), она гнобит, делает их жизнь в обществе мучительно тяжелой.

Как же эту сатанинскую систему назвать? Древние подвижники представляли грозного беса – мамону, который опутывает людей и становится в их сознании богом.  На самом же деле опутывает их не могущественный злой дракон, а система, социальный строй (выстроенный, разумеется, по указке бесов), и поэтому эту систему логично назвать мамоной (именно так фактически и делает Златоуст). Таким образом, мы употребляем в этой статье следующий ряд понятий:

– сребролюбие – личный грех человеческой души;
– мамона – социальная система, стремящаяся подчинить людей богатству и деньгам;
– мамонизм – общественный грех, выражающийся в подчинении мамоне как общественных институтов, так и отдельных людей.

Мамона силен и свиреп. Бедных он делает беднее, а богатых – богаче; мамона только умножает несправедливость. Для завлечения в свои сети он широчайшим образом  использует метод искушения, не насилуя, а прельщая – ведь грех так притягателен для падшего человека. И за деньги он дает все – и материальное и душевное: удобство легкость жизни, престиж, власть, любовь, дружбу, поклонение – все, все, все. В результате сила денег превозносится до сакрального, божественного уровня, люди начинают поклоняться им как богу, заслоняя ими истинного Бога-Христа. Мамона фактически подмял под себя все общество: людей, СМИ, культуру, науку, армию, экономику, даже религию. Деньги, предназначенные быть мерой труда, он сделал мерой богатства, исказив их природу. Он заставляет людей бороться друг против друга, а не сотрудничать, порождая конкуренцию, которая зачастую принимает самые чудовищные формы. Вот что делает с людьми мамона.

В истории человечества мамона как сила общественная во все периоды был могуществен. Но в силу того, что ранее экономические отношения были не столь развиты, как сейчас – производство носило в основном натуральный характер – его влияние было несколько менее заметно, хотя во все периоды истории мамонизм был главным грехом человечества. Но в Новое время мамона сумел победить в полной мере, что вылилось в особый социальный строй – капитализм – эту зрелую и бесстыдно-наглую фазу развития мамонизма.

Поддержание и развитие капитализма обеспечивает его идеология, основанная на рациональном материализме, индивидуализме, личном успехе и вере во всесилие денег. Все эти ценности – греховные и обманчивые, но они оказываются привлекательными для падшего человечества. Капитализм стоит на грехе и ведет в погибель, но попавшие в сферу его влияния этого не видят, ибо ложность целей заслоняется искусной пропагандой, меняющей оценку явлений с минуса на плюс. Те, которые отмечают удивительную устойчивость капитализма, должны понимать, что  эта устойчивость есть результат эксплуатации людской грешности.

 II

Разумеется, милосердный Бог желает человечеству преодоления мамонизма, избавления от власти мамоны; Он строго предупредил людей: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6,24). Но как же с мамоной бороться?

Тут индивидуальный подвиг оказывается бессильным – можно (хотя и трудно) из своей личной души выкорчевать сребролюбие. Но мамона, как социальный грех, как система жизни общества, останется непоколебленным. А надеяться, что вдруг все люди совершат подвиг нестяжания и система вследствие этого упразднится сама собой – дело безнадежное. Поэтому единственное средство борьбы с мамоной – это замена греховного социального строя другим, противоположным мамоне. Разумеется, своими силами человек это совершить не может – нужна помощь Божия.

И человечество такой социальный уклад давно выработало – это строй, основанный на общественной собственности, социализм (и в его высшей стадии – коммунизм). Итак, мы приходим к определению: социализм – это социальный строй, ставящий преграду мамоне с помощью общественной собственности. Собственно, эффективность той или иной разновидности социализма измеряется степенью противодействия мамоне.

Думается, что полностью победить мамону невозможно – для этого нужно создать общество святых. Мамона через своих адептов (никогда не нужно забывать, что люди падшие) все равно будет стараться сохранить свои позиции. Но создать барьер против мамоны, уничтожить те социальные установления, на которых он паразитирует, можно и нужно. Это и делает социализм. Какие он для этого использует средства? Прежде всего, общественную собственность, которая закрывает дорогу к частному накоплению богатств. Частному – значит нечестному.  Ибо неоспоримо доказано, что ведение товарного производства с использованием  наемных рабочих ведет к нетрудовым доходам  владельца средств производства («прибавочной стоимости»). Общественная собственность перекрывает этот источник обогащения.

Но дело не только в этом. Общественная собственность являет нам высший тип взаимоотношений в обществе.  Этот тип освящен Новым Заветом и потому поддерживается Богом. Это настолько важно, что требует отдельного рассмотрения.

 III

Как известно, в Деяниях апостольских описано как создалась и жила превохристианская Иерусалимская община. Там, после сорокадневной проповеди Христа о Царстве Божием (Деян. 1:3) и после принятия Духа Святого, апостолы решили,  воплотить то, чему учил их Христос, и они организовали общину верующих на основе христианской любви. Но что характерно – быт общины был основан на строгом коммунизме. Это означает, что с самого начала был поставлен мощный заслон против мамоны, который, естественно, хотел разрушить начинания апостолов. А то, что такой заслон был необходим, показывает печальная история Анании и Сапфиры. Эта супружеская пара не смогла жить по апостольским правилам, за что и подверглась суровому наказанию от Бога. Этот случай ярко подтверждает Христов запрет: «не можете служить Богу и мамоне». Компромисса здесь быть не может: Анания и Сапфира на самом деле стали служить мамоне; строгость же наказания обусловлена тем, что их пример мог послужить соблазном для других.

Таким образом, мы видим, что коммунизм – не выдумка революционеров; он от Христа и реализован апостолами, учениками Христа. Коммунизм не только явился средством поддержания высочайшего духовного уровня общины, но и предохранял их от губительного воздействия мамоны.

Идеология социализма основана на коллективизме, который, при достижении определенного уровня любви и солидарности в обществе, способен поддерживать этот уровень, придавая устойчивость всему  социалистическому обществу. Идеологии социализма и капитализма – две принципиальные альтернативные позиции в жизни людей. Их противостояние является решающим для судеб человечества. В статье /3/ автором подробно рассматриваются эти идеологии в их сравнении.

 IV

Продолжая сравнение социализма и капитализма обратим внимание на одно важное обстоятельство. Давая человеку прекрасные дары, социализм требует от него в ответ более высокого уровня нравственности. Чтобы этому утверждению придать определенную форму, введем одну важную меру – уровень падшести (УП). Абстрактно УП – это наше расстояние от Божьего замысла о предмете, расстояние от идеала по духовно-нравственной оси.  Все в этом тварном мире, увы, носит печать падшести, и все дело в том, насколько это расстояние велико. Разумеется, только Бог может объективно измерить падшесть. Но и человек, являясь образом и подобием Божиим, тоже может, хотя и искаженно (вследствие той же падшести) сделать ее оценку. Заметим, что можно применять и противоположное УП понятие – высота. Чем больше падшесть, тем ниже высота. Для  общества УП является самой важной характеристикой, и мы ее будем применять постоянно.

Отметим, что как относительно человека, так и общества нельзя сказать, что их падшесть фиксирована и неизменна. Наоборот, она может меняться, и очень сильно. Человек был разбойником – стал святым. Также и общество – первохристиане, живя сначала по законам ветхозаветного общества, пронизанного куплей-продажей, деньгами и мщением («око за око и зуб за зуб»), стали жить в Иерусалимской общине в братстве, и любви,  в том числе и в имущественных отношениях.  Это общество было нравственно несравненно выше ветхозаветного, что и подтверждается случаем с Ананией и Сапфирой, так и не смогших вырваться из старого общества в новое.

Возвращаясь же к социализму и капитализму, мы вряд ли ошибемся, если скажем, что  социализм в указанном выше нравственно-духовном смысле выше капитализма. Ибо социализм основывается на коллективистской идеологии, а капитализм – на собственнической. Собственно, это очевидный вывод из предыдущего, и мы на нем долго останавливаться не будем.

Второй тезис менее очевиден и разделяется на две части. Во-первых: социализм выше, чем средний УП, вычисляемый по всему человечеству.  Думается, что падшесть человеческая в среднем не сильно изменилась с момента грехопадения, хотя очень многие силятся доказать, что имеет место нравственный прогресс человечества. Автор думает иначе и потому принимает средне-человеческий УП за константу. И во-вторых, капитализм ниже, чем этот  средний УП. Ибо капитализм, как мы уже установили, живет и развивается  за счет греха – ведь грех хорошо продается, и потому капитализму выгодно провоцировать и поддерживать грех. Увы, человек тянется ко всему греховному и незаметно попадает в сети мамоны.

Таким образом, выстраивается очевидная лесенка вниз: верхняя ступенька – социализм; следующая вниз – средний уровень человеческой падшести; наконец, нижняя ступенька – капитализм.  Отсюда еще раз ясна живучесть капитализма – он живуч грехом. И также ясна сложность построения социализма и обеспечения его устойчивости. Тут одного факта существования общественной собственности недостаточно – необходима постоянная борьба против тенденций к выхолащиванию или трансформации в тоталитаризм.

 V

Наконец, рассмотрим социализм и капитализм с точки зрения идеологии. Идеология – комплекс идей, поддерживающих то или иное устроение общества (возможно, даже несуществующее).  Идеология должна в первую очередь отражать наиболее важные (с позиции христианина) моменты существования человека: – 1) отношение к Богу; 2) отношение к земному бытию, выражающееся в борьбе с главным грехом человечества. Таким образом, получается две дилеммы:

– вера в Бога (Б) – атеизм (А);
– борьба с мамонизмом через общественную собственность (О) – положительное (или формально нейтральное) отношение к мамонизму (М). И соответственно получаются четыре варианта:
– БО  (Бог — Общественная собственность)­ – это позиция, завещанная нам в Евангелии;
– БМ (Бог — мамона) –  это попытка все таки совместить Бога и мамону, запрещенная Христом(«не можете служить Богу и мамоне»);
– АО (Атеизм — Общественная собственность) – так пытался жить СССР;
– АМ (Атеизм — мамона) – так живет капитализм (ибо формально не отрицая Бога, капитализм вместо Него поклоняется мамоне).

Такой подход близок предлагаемому А.Г. Кирдяшкиным /4/. Отметим, что второй и третий варианты противоречивы, и поэтому они приводят в конце концов к неизбежному краху. Первый же вариант фактически предлагает концепция Православного социализма, которую поддерживает автор в многочисленных статьях /5/.

Впрочем, это только самые предварительные наметки к осмыслению феномена мамонизма. Но проблема настолько серьезна, что необходимо ее всестороннее рассмотрение, и изучать ее должна христианская социология – наука, которая у нас, к сожалению, никак не встанет на ноги. Христианская социология должна заниматься всеми вопросами, связанными с христианским осмыслением общества, и конечно же в первую очередь – проблемой мамонизма, поскольку давно выявлена общественная сущность этого греха. Но, как оказалось, такой социальный взгляд на вещи не в традиции ортодоксального православия, и потому многие горе-богословы просто отказывают этой науке в существовании. А зря, ибо рассмотрение проблемы на уровне только личного греха, т.е. сребролюбия к пониманию сущности мамонизма не ведет. Только осмысление мамонизма как социального строя способно выявить всю опасность этого главного греха человечества.

В следующих частях мы рассмотрим ситуацию с преодолением мамонизма в наиболее значимых для православного человека конкретных случаях – Византии и России в – трех ее ипостасях: царской, советской и постсоветской.

 

Часть II. Византия

 I

Грех подчинения человечества мамоне – феномен, прежде всего, общественный. Он находится на границе между богословием и социологией. В Византийской империи богословие было развито в высшей степени. Однако социология как комплекс идей по осмыслению общества так и не была создана.  Причин этому по большому счету две.

Главной причиной является ориентация византийского богословия на монашеское мировосприятие. Монашество появилось в IV веке, когда народ империи кинулся записываться в христиане после того, как христианство стало государственной религией. Тогда некоторые настоящие христиане, видя, что уровень новоявленных христиан стал значительно ниже, что в миру многие и многие приняли православие, но мамона по-прежнему остался в их сердце, и не имея сил эту ситуацию изменить, стали уходить из общества в пустынные места, где в тишине и одиночестве подвизались в молитвах и аскетических упражнениях. И неизбежно богословие монахов отразило их специфическое положение добровольных социальных изгоев – ведь монах от слова «монос», что значит «один». И неудивительно, что в их творениях общества, в котором неизбежно живет человек, как бы нет, или оно уничижительно именуется миром, который есть скопище грехов, и от которого надо отвращаться, а человек же ставится один на один с Богом.  Да к тому же «мир» признается лишь временным пристанищем души, на устроение которого и внимания обращать не стоит, а все упование надо перенести на стяжание вечного Царства. Этим как бы признается, что преобразить мир – дело безнадежное; лучше его оставить как есть, а все внимание перенести на устроение своей души. В рамках такого мировоззрения, фактически отрицающего ценность мира, сама постановка вопроса о создании социологии, изучающей общественные явления, оказывается бессмысленной.

Разумеется, мы не оспариваем важность и действенность византийской аскетики – она выявила и осмыслила очень важный для христианина момент личного устроения души. Но приходится констатировать, целый пласт общественных грехов  выпал из внимания византийского богословия. А это означает, что мамонизм в таком случае и не мог мыслиться как общественный феномен. И действительно, в рамках монашеской аскетики вся страшная опасность мамонизма сводилась к личному греху сребролюбия, греху для монаха нетерпимому, но не самому тяжелому (гордыня куда страшнее).

II

Но было бы неверно утверждать, что в Византии совсем отсутствовали общественные науки. Греки ценили свое государство и поэтому там довольно активно развивалась политология. И в этой области они достигли значительных успехов, создав мудрую теорию «симфонии» церкви и государства. Но вот на совершенствование социального строя и церковь и государство оказали незначительное влияние. Но все по порядку.

Прежде всего византийцы никакими «византийцами» себя не называли (хотя для краткости мы будем продолжать это делать). Название «Византия» – это новодел европейских историков XVI-XVII вв. Сами же жители называли свою страну Ромейской империей, а себя – ромеями, т.е. римлянами, наследниками великой Римской империи. И действительно Рим оказал на государственное устройство ромеев огромное влияние. Это тоже была империя, которой правил император (василевс). И управлялась она законами, которые были в большинстве своем скопированы с законов Римской империи. Но Рим был с экономической точки зрения государством мамонистским. Хотя с точки зрения общепринятой классификации Рим был государством рабовладельческим, но для нас и рабовладение, и феодализм, и капитализм являются мамонистскими формациями – это, так сказать, шаги мамоны по завоеванию мира.

Византия, без сомнения, тоже была мамонистским государством, унаследовавшим от Рима социальный строй и экономически и юридически. Мамона правил в Византии во все периоды ее существования – с IV по XV  век. И его иго очень сильно давило на трудовой народ, на крестьян и ремесленников. Но нельзя сказать, что государство это сильно беспокоило. Его задачей было выбить побольше налогов из населения и придумать новые поборы (как сейчас). Хотя иногда василевсы применяли свою власть (например, Роман Лакапин, 934 г., или Василий II Болгаробойца, 996 г.), но в основном для того, чтобы ограничить диктат местных феодалов («динатов») и перенаправить поток налогов в центр.

А кроме того, ромеи любили свое государство, устроение которого установлено самим Богом, а значит – наилучшим образом. Социальный строй был зафиксирован в римском праве, которое было фактически полностью принято и государством, и церковью.

В результате необходимости в осмыслении общества византийцы не видели; думать о нем не нужно – его нужно только сохранять и поддерживать. Поэтому и социология в Византии так и не образовалась. Соответственно и до понимания мамонизма как социальной системы византийцы не дошли.

Правда, не все так просто. Сделанный вывод верен только в итоге, как результат противостояния разных позиций. Если же присмотреться к истории византийского богословия, то мы увидим нешуточную борьбу мнений, которую полезно хотя бы вкратце осветить.

III

В ранней церкви преобладало устроение церкви в виде христианских общин, каждая из которых соблюдала коммунистические принципы жизни вплоть до общности имущества.  Такое устроение защищало церковь от мамонизма, который господствовал в окружающем христианские общины мире. На указанную организацию церкви решающее влияние оказала самая ранняя Иерусалимская первохристианская община, тогда фактически являвшая собой всю церковь. Иерусалимская община, исповедовавшая строгий коммунизм, была организована апостолами без сомнения по указаниям Христа – ведь непосредственно перед устроением Христос являлся ученикам, «в продолжении сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:3). Среди поддерживающих такое устроение оказался целый сонм святых церковных писателей и проповедников: Иоанн Златоуст, Киприан Карфагенский, Василий Великий, Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский. Поэтому мы называем такую точку зрения «святоотеческой».

Однако уже в III веке появился и другой взгляд на вещи, который исповедовали состоятельные христиане, не желавшие отдавать свое состояние в коммуну. Его достаточно отчетливо изложил Климент Александрийский в сочинении «Кто из богатых спасется?» /6/. Суть нового взгляда состояла в утверждении, что частная собственность, сколь большой она бы ни была, не вредит христианину, если только она не властвует над ним, не превращает его в раба мамоны. В противном случае от собственности надо освободиться. Поскольку в истории православия эта доктрина победила (причем не только на Востоке, но и на Западе), мы ее для краткости называем «общепринятой». Этот взгляд, надо сказать компромиссный, уже не требовал коммунистической жизни в общинах христиан, возлагая борьбу с мамоной на личность – справится она с соблазном сребролюбия или нет.

Следующее резкое изменение случилось в связи с переменой статуса церкви – в IV в. она стала государственной. Естественно, что в церковь повалили из мира огромные массы людей, желавших, чтобы в имущественном вопросе все осталось по-старому, на принципах мамонизма. Старые члены церкви реагировали на это по-разному. Одни стали вовсе уходить из мира в пустыню, становясь монахами. А другие, оставаясь в обществе, обратились к неофитам с обличительными проповедями.  Мы остановимся на воззрениях наиболее яркого проповедника того времени – Иоанна Златоуста.

 IV

 Святитель Иоанн Златоуст настолько известен, что представлять его не нужно. Как указывалось в первой статье, имущественная тема была у Златоуста темой номер один. Почему? Да потому, что великий святитель, специализировавшийся на опознании грехов, считал мамонизм, т.е. стремление к обладанию богатством, наиболее опасным грехом. Что же он говорит?

Во-первых, Златоуст не устает напоминать о всеобщности этого греха. Вот несколько характерных цитат среди множества аналогичных:

«О сребролюбие! Все свелось к деньгам, — потому и перепуталось! Ублажает ли кто кого, помнит деньги; называют ли несчастным, причина опять в них же. Вот о том только и говорят, кто богат, кто беден. В военную ли службу кто имеет намерение поступить, в брак ли кто вступить желает, за искусство ли какое хочет приняться, или другое что предпринимает, — не прежде поступает к исполнению своего намерения, пока  не  уверится,  что  это  принесет ему великую прибыль» /VII:885-886/;

«Сребролюбие возмутило всю вселенную; все привело в беспорядок» /VIII:270/;

«В том-то и беда, что зло увеличилось до такой степени, что (добродетель нестяжания) стала, по-видимому, невозможной, — и что даже не верится, чтобы кто-нибудь ей следовал» /VIII:441/;

«Этот недуг (хищение и любостяжание — Н.С.) объял всю вселенную, обладает душами всех, — и, поистине, велика сила мамоны!» /VIII:509/;

«До каких пор будем мы любить деньги? Я не перестану вопиять против них, потому что они причиной всех зол. Когда же мы насытим эту ненасытимую страсть? Что привлекательного имеет в себе золото? Я прихожу в изумление от этого (…) Откуда вошел этот недуг во вселенную? Кто может совершенно искоренить его? Какое слово может поразить и совершенно убить этого лютого зверя? Страсть эта внедрилась в сердца даже таких людей, которые по-видимому благочестивы» /XI:560/;

«Какая же причина всего этого? Любовь к деньгам, неистовая страсть сребролюбия, эта неисцелимая болезнь, пламя неугасимое, сила, покорившая всю вселенную» /III:431/.

«Сила, покорившая всю вселенную» – святитель уже не поучает, а горько скорбит. И заметим, это говорится в конце IV в. в Византии, где полностью победило православие! Это означает, что и тогда, как и сейчас, общество было нездорово, и тогда, как и сейчас, оно все было пленено мамоной. Воистину мамонизм – самый массовый, а значит самый страшный грех.

Мамона по Златоусту действительно страшен:

«Итак, скажите мне, потому ли богатство кажется вам желанным и высокоценным, что оно питает в вас тягчайшие страсти, до­водя гнев до дела, вздувая пузыри больного честолюбия до громадных размеров, и возбуждая к гордости?» /XII:556/;

«Нет ничего хуже безумной страсти (к богатству – Н.С.), которая заставляет прилепляться даже к вещам, приносящим одну горечь и никакой пользы» /X:105/;

«немалый для тебя вред будет заключаться в том, что ты будешь прилеплен к земному, будешь рабом вместо свободного, отпадешь от небесного, не в состоянии будешь помыслить о горнем,  а только о деньгах,  о процентах,  о долгах,  о прибытках и о гнусных корчемствах. Что может быть бедственнее  этого?  Такой человек впадает в рабство,  более тяжкое,  чем рабство всякого раба,  и что всего гибельнее, произвольно отвергает благородство и свободу,  свойственную всякому человеку. Сколько ни беседуй с тобою,  имея ум пригвожденный к богатству, ты не можешь услышать ничего полезного для себя. Но как пес в логовище, прикованный к заботам о деньгах крепче цепи, бросаешься ты на всех, приходящих к тебе, — занимаешься только тем, чтобы для других сохранить лежащее у тебя сокровище. Что может быть бедственнее этого?» /VII:236/;

«Богатство — неблагодарный беглец, непримиримый человекоубийца, неукротимый зверь, скала, обрывистая со всех сторон, подводный камень, непрестанно обуреваемый волнами, море, воздымаемое бесчисленными ветрами, тиран, тяжко владычествующий, властелин, жесточайший всякого варвара, враг непримиримый, неприятель неумолимый, никогда не прекращающий вражды к тем, которые владеют им» /VII:243/.

Как же противостоять мамоне? По Златоусту, на личном уровне спасение состоит в отдаче своего имущества бедным, приведению своих запросов к необходимому минимуму. А на общественном уровне святитель предлагает последовать примеру Иерусалимской общины. Ибо именно такой коммунистический образ жизни Златоуст считал соответствующим Божьему замыслу:

«Но разве не зло, что один владеет тем, что принадлежит Господу и что один пользуется общим достоянием? Не Божия ли земля и исполне­ние ее? Поэтому если наши блага принадлежат общему Владыке, то они в равной степени составляют достояние и наших сорабов: что принадлежит Владыке, то принадлежит вообще всем (…) Следовательно,  для нас предназначено скорее общее,  чем  отдельное, владение вещами, и оно более согласно с самой природой» /XI:705/.

О жизни в Иерусалимской общине Златоуст говорит такими восторженными словами:

«Это было ангельское общество, потому что они ничего не называли своим (…) Видел ли ты успех благочестия? Они отказывались от имущества и радовались, и велика была радость, потому что приобретенные блага были больше. Никто не поносил, никто не завидовал, никто не враждовал, не было гордости, не было презрения, все как дети принимали наставления, все были настроены как новорожденные (…) Не было холодного слова: мое и твое; потому радость была на трапезе. Никто не думал, что ест свое; никто (не думал), что ест чужое, хотя это и кажется загадкою. Не считали чужим того, что принадлежало братьям, — так как то было Господне; не считали и своим, но — принадлежащим братьям» /IX:73/;

«Не словом только, но и силою они засвидетельствовали о воскресении (…) И не просто силою но - велию силою (Деян. 4,33). И хорошо сказал: благодать бе на всех, потому что благодать — в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не считали за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии, притом делали это с великою честию» /IX:113/.

Заметим, что само слово «мамона» Златоуст понимал, как некую общественную силу, которая сильна массово пленять людей и заставлять их работать себе, т.е. понимал именно как общественный грех, противодействовать которому нужно и на личном уровне, и на уровне общественном. Это уже недалеко от создания полноценной христианской социологии. Но…

Но великий святитель был арестован и отправлен в ссылку, откуда он уже не вернулся. И более того, создаваемая Златоустом школа экзегезы Писания, обращавшая первостепенное внимание на нравственные последствия имущественного владения, была после смерти Златоуста разгромлена. Еп. Палладий, биограф Златоуста, приводит почти сотню имен епископов и пресвитеров, последователей великого святителя, которые были убиты, посажены и отправлены в ссылку. И хотя сам Златоуст был вскоре канонизирован, но его взгляды, хоть и неявно, стали искажаться до противоположности. Уже в V-VI вв. стали утверждаться взгляды, тождественные с концепцией Климента Александрийского. Так, Феодорит Кирский, говоря, что бедные и богатые нуждаются друг в друге, старается оправдать разделение на богатых и бедных. Монашеская литература (например, знаменитая «Лествица») толкует имущественную тему сугубо в плане личного греха или личной добродетели в рамках антитезы сребролюбие – нестяжание, не касаясь социальных вопросов. А, например, автор XII  в. Евфимий Зигабен в предисловии к своему известному сочинению обещает толковать Евангелия «на основании Отца нашего Иоанна Златоуста», Однако в действительности, с помощью недомолвок и передергиваний, он создает нечто совершенно противоположное Златоусту: он отбрасывает все нравственные проповеди святителя, в которых Златоуст в основном и раскрывает свою имущественную концепцию. Кроме того, он просто удаляет большинство мыслей святителя, оставляя только те, которые соответствуют Клименту Александрийскому, типа «лишнее раздавать нищим», «этими словами Христос порицает не богатство, а пристрастие к нему».

Короче говоря, в борьбе «святоотеческого» взгляда с «общепринятым» последний победил, и в дальнейшем «общепринятая» трактовка имущественной темы становится непререкаемой. Почему так получилось? Дело в том, что «общепринятый» взгляд на социальное устроение церковных общин оказался очень гибким – он может быть адаптирован и к монаху-аскету, стремящемуся  к полному нестяжанию, и к благочестивому мирянину, и к богатому спонсору. А кроме того, этот взгляд вполне соответствует воззрениям тогдашнего общества, крепко стоящего на принципах частной собственности.

Следует, однако, отметить, что в поздней Византии был святой отец, пошедший даже дальше Иоанна Златоуста. Имя его – Симеон Новый Богослов (X-XI вв.) /10/. Он писал:

«Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не дол­жен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потери жизни тех, кто умирал за это время от голода и жаж­ды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их насильственно умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать».

Это даже превосходит ригоризм свт. Иоанна. Даже если бо­гатый раздаст все свое имение, он остается убийцей тех, кого он мог бы напитать, но не сделал этого. Таким образом, по преп. Симеону, чтобы богатому спастись, ему нужно не только раздать все свое име­ние, но и каяться до самой смерти в своем жестокосердии.

Но, увы, Симеон Новый Богослов в то время был совершенно одинок в своей попытке мыслить в духе Златоуста. Его мнение уже не могло изменить «общепринятую» доктрину, которая, к тому времени стала официальной доктриной церкви.

V

В IX веке византийское богословие было перенесено на русскую почву. Причем перенесено полностью, включая и «общепринятую» имущественную доктрину. Однако русский менталитет оказался существенно отличным от греческого, и уже в XIX веке наиболее глубокие русские мыслители стали высказывать критические взгляды на византийское общество. Имеются в виду А.С Хомяков и В.С. Соловьев.

Хомяков, наш великий христианский богослов и философ, говорит такие нелестные слова:

«христианство жило в Греции, но Греция не жила христианством. Долго от живого источника веры получала империя силы, почти невероятные, для сопротивления врагам внешним; долго это дряхлое тело боролось с напором варваров северных, воинственных фанатиков Юга и диких племен Средней Азии; но восстать и окрепнуть для новой жизни оно не могло, потому что упорные формы древности неспособны были принять полноту учения христианского» /6:49-50/.

А вот что он говорит о византийском обществе:

«По всему обществу распространяется характер отчуждения людей друг от друга; эгоизм и стремление к выгодам частным сделались отличительными признаками грека. Гражданин, забывая отечество, жил для корысти и честолюбия; христианин, забывая человечество, просил только личного душеспасения; государство, потеряв святость свою, перестало представлять собой нравственную мысль; церковь, лишившись всякого действия и сохраняя только мертвую чистоту догмата, утратило сознание живых сил и память о своей высокой цели. Она продолжала скорбеть с человеком, утешать его, отстранять его от преходящего мира; но она уже не помнила, что ей поручено созидать здание всего человечества. Такова была Греция, таково было ее христианство, когда угодно было Богу перенести в наш Север семена жизни и истины. Не могло духовенство византийское развить в России начала жизни гражданской, о которых не знало оно в своем отечестве. Полюбив монастыри сперва, как я сказал, поневоле, Греция явилась к нам с своими предубеждениями, с любовью к аскетизму, призывая людей к покаянию и совершенствованию, терпя общество, но не благословляя его, повинуясь государству, где оно было, но не созидая там, где его не было» /6:50-51/.

Еще более определенно высказывается Соловьев:

«Весь строй христианской Византии представляет собою непримиримое раздвоение: с одной стороны, мы видим здесь церковь как носительницу божественной стихии и истины Христовой, а с другой –полуязыческое общество и государство, основанное на римском праве. Не только не было внутреннего соответствия между этими двумя сторонами, но не было даже стремления привести их в согласное единство» /7:99-100/;

«Гражданский строй Византии грешил тем, что рядом с божественным началом узаконял человеческое начало,  не согласованное с первым, а монахи грешили тем, что вовсе упраздняли человеческое начало, тогда как христианская истина состоит именно в согласовании  обеих начал» /7:101/;

«Византийское преобразование римской Империи, начатое Константином Великим, расширенное Феодосием и получившее окончательную форму при Юстиниане, дало в результате Государство христианское лишь по имени. Законы, учреждения, а частью и общественные нравы – все это сохраняло отдельные черты старого язычества. Рабство продолжало жить в качестве законного установления; и возмездие за преступления (в особенности за политические проступки), налагаемое на законном основании, отличалось утонченной жестокостью» /8:245/;

«Отделили религиозное общество от общества светского: первое заперли в монастырях, а forum предоставили языческим страстям и законам. Несторианский дуализм, осужденный в богословии, стал самой основой византийской жизни» /8:262/;

«Это глубокое противоречие между исповедуемым православием и практикуемой ересью было началом смерти для византийской империи. В этом истинная причина ее гибели. Она по справедливости должна была погибнуть, и справедливым было и то, что она погибла от руки Ислама. Ислам – это последовательное и искреннее византийство, освобожденное от всех внутренних противоречий. Он представляет открытую и полную реакцию восточного духа против христианства, систему, в которой догма тесно связана с законами жизни, в которой индивидуальное верование находится в совершенном согласии с политическим и общественным строем» /8:263/.

К теме падения Византии Соловьев обращался не раз:

«…в Византии (…) не ставилось никакой высшей задачи для жизни общества и для государственной деятельности. Несовершенство есть общий удел, и Византия погибла, конечно, не потому, что была несовершенна, а потому, что не хотела совершенствоваться» /9:564/;

«Отдельные явления бесчеловечия и разврата, как бы они ни были многочисленны и обычны, еще не составляли сами по себе достаточного основания для конечного падения Византии. Но мы вполне поймем это падение, если обратим внимание на следующее обстоятельство. В течение всей собственно византийской истории (т.е. со времени решительного отчуждения восточного христианского мира от западного — приурочивать ли это отчуждение к XI или же к IX веку) нельзя указать ни на одно публичное действие, ни на одну общую меру правительства, которая имела бы в виду сколько-нибудь существенное улучшение общественных отношений в смысле нравственном, какое-нибудь возвышение данного правового состояния сообразно требованиям безусловной правды, какое-нибудь исправление собирательной жизни внутри царства или в его внешних отношениях, — одним словом, мы не найдем здесь ничего такого, на чем можно было бы заметить хотя бы слабые следы высшего духа, движущего всемирную историю. Пусть злодеяния и распутство одних людей уравновешивались добрыми делами других и молитвами святых монахов, но это полное и всеобщее равнодушие к историческому деланию добра, к проведению воли Божией в собирательную жизнь людей — ничем не уравновешивалось и не искупалось» /9:564-565/;

«Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению — быть христианским царством, — Византия теряла внутреннюю причину своего существования» /4:565/.

Соловьев считал, что национальной идеей Византии Бог положил построение христианского общества. Однако, несмотря на создание храмового христианства и соединения его на правах «симфонии» с государством, цельного христианского общества так и не получилось. И причина, по его мнению, в том, что не произошло подлинной христианизации общественных отношений, которые так и остались полуязческими.

Православные верующие воспринимают восточное богословие как несомненную, непререкаемую истину. И это действительно так. На востоке разработана догматика христианства, выработана аскетика, создана литургика. Однако в области нравственного богословия так уверенно сказать нельзя. Ибо именно в Византии, начиная с V века, и именно византийскими богословами была изменена парадигма церковного отношения к имущественному вопросу со святоотеческой концепции на «общепринятую». Это был шаг вниз по нравственной лестнице, поскольку фактически с принципа БО, т.е. Бог-Общественная собственность (см.  п. I.V) осуществился сдвиг в сторону принципа БМ (Бог- мамона).

И это произошло на Востоке уже в V веке – раньше, чем у католиков (в католической церкви до XIII века преобладало учение, что общественная собственность выше, чем частная). Однако позже, уже в XX веке по части апостасии католики «вышли вперед» и окончательно опустились на позиции формулы БМ (это произошло в понтификат Иоанна Павла II). Что касается протестантизма, то он появился на свет сразу с концепцией священной частной собственности, а значит – и принципа БМ.

Что же происходило в Русской церкви, которая после гибели Византии фактически определяла жизнь православия? Этот вопрос мы постараемся рассмотреть в заключительной части.

 

Часть III. Россия – царская, советская и постсоветская

I

Русская цивилизация существенно иная, чем греческая (византийская), и потому вопрос отношения к мамонизму у русских оказался  гораздо более важным и куда более трагичным.

Надо сказать, что в западном мире, в основном католическом, тоже активно занимались проблемами справедливой экономики и вообще правильного устроения общества. Всемирно известны такие сочинения, как «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Кампанеллы. В этих работах утверждается идея нового устройства общества на основе синтеза религии и коммунистической жизни. Хотя Бог не отвергался, а наоборот ставился во главу угла, но все равно такая идеология противоречила позиции католической церкви, ибо та считала частную собственность необходимой основой общества и отвергала социализм и коммунизм. Нешуточное противостояние между идеологиями привело к тому, что в конце концов религиозная компонента была выдавлена из учения социалистов. Это хорошо видно по итоговому самому популярному социалистическому учению – марксизму, где христианская религия объявлялась «опиумом для народа» (а в более точном переводе «опиумом народа»).

В Россию социалистическая идеология попала во второй половине XIX в. в уже атеистическом варианте, но и в таком виде возымела огромную популярность. С ее приходом в Россию в наших богословских журналах появились многочисленные статьи против социализма /11/. Причем авторы находили там только «сатанизм» и настаивали, что атеизм социализма органичен – он исходит из сути социалистической идеи (что, разумеется, неправда). Одновременно проводилась апология частной собственности и капитализма. Но все это лишь усилило революционное движение.

Несколько слов о революционерах. Их в православной литературе принято изображать как исчадий ада. Но по сути дела это типично русское явление – за правду. Революционеры прекрасно понимали, что социальный строй надо изменить, но что сделать это мирно не дадут. Что надо действовать силой, хотя бы и против заповеди «не убий». Их чистота намерений и жертвенность несомненны. Но их правда исчезает, когда заменяется жаждой все решать на уровне револьвера. А также, когда начинается глумление над верой. Но именно к этому их вела логика борьбы меньшинства против большинства.

Действительно, посмотрим на их идеологию: она в первом приближении выражается «формулой» АО (Атеизм и Общественная собственность), а их противников консерваторов – совершенно противоположная: БМ (Бог и Мамона). Увы, каждая из сторон была лишь частично права – ведь единственно правильной «формулой», как мы выяснили в первой статье, является БО (Бог и Общественная собственность). Но  общественные силы были разделены по другой линии… Поэтому Столкновение было неизбежным и отличалось бескомпромиссностью. Революционеры победили и Россия вступила  в новый период своего существования.

II

Несмотря на кажущуюся хаотичность исторических событий, в них всегда надо стараться прочитать волю Божию. Она как правило выражается и в Божием Суде и в Божием благословении, выводящем историю на новую стезю. Суды Божие после Октябрьской революции видятся в наказании всех основных сил старой России.

Народ русский был наказан скорбями и социальными бедствиями за отход от Бога. Ведь не секрет, что последние перед революцией годы характеризовались значительным понижением веры. Поэтому и атеизм революционеров уже не казался народу чем-то неприемлемым.

Власть Российская была наказана за неверный курс на развитие капитализма, который проводился начиная с 1861 г. Это тупиковый путь для России, и Господь тогда не попустил ему осуществиться.

Наконец, церковь была наказана отнюдь не за догматические ереси, а за  неверную нравственную позицию (БМ), которую она предлагала русскому обществу. Церковь с грехом мамонизма не только не боролась, но и не видела в нем греха. Мол, есть богатые и есть бедные; богатые должны благотворить, а бедные – благодарить. Вот такая идиллия, на словах, конечно. А на деле падшесть человеческая вела богатых к еще большему обогащению, а бедных – к дальнейшему обнищанию, а весь капиталистический строй делал это неравенство узаконенной реальностью. И все это освящалось церковью. На словах церковь признавала «общепринятую» доктрину (но Боже упаси – златоустовскую). На деле же стремилось к скорейшей победе капитализма. Хорошо известен эпизод, когда сразу же  после отречения Николая II, церковь присягнула буржуазному Временному правительству и выпустила «Послание Св. синода», в котором предлагала всем православным «довериться» новой власти. Если говорить кратко, то тогда церковь встала за богатых, когда Христос всегда был за бедных.

Революционерам же Господь даровал победу. Ибо видел, что они предлагают единственно верный подход борьбы с мамонизмом – слом мамонического строя и строительство нового общества, ставящего преграду этому злу. И это несмотря на то, что большевики были атеистами в принципе. Ибо в результате нравственные основы советского строя оказались ближе ко Христу, чем лукавая нравственность освященного церковью капитализма. Вот так случилось, что реальная попытка вырвать человека из лап мамоны оказалась у Бога выше, чем формальное почитание Бога без любви к большинству людей (т.е. бедных). Впрочем, выше на время (об этом мы еще скажем).

III

Большевики интуитивно понимали, что социализм – строй очень высокий. Причем, понимание пришло сразу после неудачи прямого введения коммунизма в 1918-1919 гг. на предприятиях. Оказалось, что люди совершенно не готовы, что падшесть человеческая никуда не делась, несмотря на изменение социальных отношений. Поняли большевики и другое – что только религиозный социализм устойчив, поскольку не скользит по поверхности, а внедряется глубоко в сердца и души. Поэтому они идеологии «АО»  стали придавать свойства квазирелигии. Мы, люди из СССР, хорошо знаем, как придавалась «сакральность» сочинениям Маркса и Энгельса, новым революционным «святым»,  парадам, съездам, похоронам, силясь заменить христианские обычаи.

Может быть поэтому, а может потому, что советская идеология, хоть в своеобразном преломлении, но отражала  вечные евангельские ценности (и это несмотря на ее атеизм), она работала: люди в верили в ее правду и вершили славные дела, причем не только в материальной области, но и в душевно-ментальной – советское искусство породило замечательную плеяду артистов, писателей, художников. Но самая великая победа советской идеологии свершилась в Великую отечественную войну, и об этом надо сказать подробнее.

Подвиг советского народа в ВОВ – исключительное явление в мировой истории. Никогда ранее в масштабе сотен миллионов люди не проявляли такого единения, такой решимости победить, такого массового героизма. Тут любые слова восхищения и благодарности кажутся недостаточными. Но за счет чего этот величайший сверхподвиг был совершен? За счет единения народа на основе социалистической идеологии. Наши люди воевали не просто за Россию, но за Советскую Россию. Ведь лозунг, с которым умирали наши солдаты – «За Родину! За Сталина», – и означал, что народ воюет за Родину и за советский строй, который олицетворялся в лице Сталина. На боле высокую ступень, чем Победа в 1945 г., русский дух уже не поднимался. Быстрое восстановление страны и создание ядерного щита, казалось бы, открывали перед СССР замечательные перспективы. Но получилось иначе…

IV

Умер (убит) великий Сталин, власть захватывает Хрущев, и с этого момента страна начинает понемножку съезжать под откос. Идеология, которая еще десять лет назад вела людей на смертный бой, начинает тускнеть. В чем причина этого?

Можно приводить массу исторических, политических и прочих мирских причин, но главная причина лежит в конце концов в отрыве идеологии от Бога. Коренным недостатком марксистской идеологии с момента ее рождения являлась ее атеистичность, отрицание Бога как высшей силы, которая благословляет человека на правду. Правда – у Бога; человек, как образ и подобие Божие, светит лишь отраженной правдой. Поэтому и идеология, если она создана человеком, может включать в себя только частичную правду. Такая частичная, ограниченная  правда была и в марксистской идеологии, но удержать эту правду от опошления можно только опираясь на Бога.

Поэтому, когда страна вступила в полосу мирного времени, падшее человеческое сознание стало советскую идеологию умерщвлять, делать из нее догму, мумию и делать на этом карьеру. С другой стороны, стали появляться ее критики, тайные и явные. В кухнях по вечерам стали произноситься слова «культ личности», «тоталитаризм», «ГУЛАГ» и прочие из диссидентского лексикона. Там правды (в высшем смысле) было куда меньше, но она въедалась в падшее людское сознание. Так продолжалось, все усиливаясь, при Хрущеве и при раннем Брежневе.

А уже при позднем Брежневе развал идеологии стал преобразовываться в изменение принципа общности имуществ – этой основы, на которой собственно и строилась борьба с засильем мамоны. Появилась теневая экономика, очень многие оборотни от партии захотели не только управлять производством, но и владеть, иметь заводы в собственность. И когда к власти пришел предатель Горбачев, ставивший целью развалить сверху советский строй, эти любители частной собственности стали буржуазией и взяли власть. Великая страна была не просто обворована, но разгромлена куда злее, чем это собирался сделать Гитлер.

Правда, все же окончательной победы мамона достичь не сумел. В страшные 90-е, когда не платили зарплату, когда инженеры и научные работники выживали, продавая на рынке трусы, когда СМИ наперебой лгали и плевали в СССР, народ наш выдюжил, сохранив если не советский строй, то само существование России. Сейчас она, хоть и капиталистическая, хоть и зависимая от хозяев денег, хоть уродливая и нищая, но живет. А что будет с Россией дальше, знает лишь Бог.

V

Но что же наша церковь православная? Как же она относится к греху мамонизма? И в частности, к современному воплощению этого греха в лице капитализма? Попробуем разобраться.

Если спросить читателей, слышали ли они на проповеди в храме обличение мамонизма, то вы безусловно получите отрицательный ответ. Наша церковь знает сребролюбие как личный грех, знает мамону как языческого бога богатства, знает экономику как нечто этически нейтральное и даже почетное; а вот мамонизм как общественный грех включенности людей в жуткую систему подчинения богатству не знает; и дело не в слове (можно взять и другое) а в понятии. Но ведь сребролюбие и мамонизм –  разные вещи. Сребролюбие (любостяжание) – это личный грех привязанности к богатству. За него несет ответственность конкретный человек. Мамонизм же – грех общественный. Это грех, который вошел в общество (разумеется, по вине грешных людей) и укоренился там. Люди умирают и рождаются новые, но мамонизм тысячелетиями мучает и мучает живущих в социуме людей. Ответственно за него не какое-то отдельное лицо, а все общество. И причина этого незнания хорошо видна: отрицание учения об обществе. На слова «христианская социология» православные жмут плечами, а более бойкие и интеллигентные из них скажут: «это не в православной традиции, святые отцы об этом не говорили. А значит, это ересь, сатанизм». Но ведь общественных грехов – море; и что же? Церковь о них не знает и знать не должна? «Да», продолжат интеллигентные, «все мне позволительно, но не все полезно» (1Кор. 6:12). Все это уводит от цели христианской жизни – спасения души». А батюшки подтвердят: «все, что угодно, но только не политика!» Таким образом, мамонизм, самый тяжелый грех человечества, остается вне поля зрения православной церкви.

Ситуация выглядит следующим образом. Формально наша церковь сейчас исповедует «общепринятую» доктрину. Принятый церковью 20 лет назад документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» в духе непредрешенчества, характерного для «общепринятой» доктрины,  говорит: «Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Церковь не отдает предпочтения ни одной из этих форм» /12:36/. Но последующие документы, являют нам, что церковь фактически уже перешла на позиции формулы БМ, стараясь не критиковать мамонизм. И причина этому банально проста – церковь стала зависимой именно от людей, которых привечает мамона и которые теперь финансируют церковь! Так велось на Руси всегда – богачи отстегивали на церковь в надежде, что Бог увидит их жертву и простит грехи. Так и сейчас – церковь, особенно в больших городах, зависит от частных спонсоров, причем всяких – и глубоко православных и не особенно.  Церковь к ним настолько привыкла, что отказаться уже не может, да и не хочет.

Все это автор говорит без всякой издевки, а наоборот с болью в душе. Как же так? Церковь, призванная обличать грех, удивительным образом не препятствует самому злобному греху человеческому и молчаливо согласилась с ним? Но если так, то борьба с грехами будет похожа на вычерпывание воды из колодца решетом.

И следует особо подчеркнуть, что дело здесь вовсе не в сребролюбии наших батюшек. Наоборот, большинство из них – бессребреники. Дело в том, что церковь не видит беды в засилье мамоны, охватившем все общество и уродующим души людей. Церковь об этом молчит, но не молчат люди. Они постепенно прозревают и понимают, что ступивши в капитализм, попали в зловонное болото, старающееся затянуть в ад всех и вся. И видя такое лояльное отношение церкви к этому страшному явлению, все более и более перестают доверять церкви: «если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк. 16:11).

И тут не будет оправдания перед Богом в неведении – еще совсем недавно мы все это проходили. Ведь история нелицеприятно повествует, что именно за грех поддержки мамонизма, который допустила церковь перед революцией, она в советское время была наказана Богом (об этом подробнее в /13/). Но и сейчас все остается по-старому: этот грех церковь до сих пор в упор не видит.

Однако будем надеяться, что это лишь давно продолжающееся искушение, которое наша церковь в конце концов преодолеет.

 

Литература:

1.  Попов И.В. Святой Иоанна Златоуст и его враги. – Сергиев Посад, 1908. – С. 95.

2. Сомин Н.В. Обижать заставляет любостяжание. Учение св. Иоанна Златоуста о богатстве, бедности, собственности и милостыне. – М.: Современная музыка, 2014. – 262 с.

3. Сомин Н.В. Глубинный выбор (Заметки по психологии собственности). – http://chri-soc.narod.ru/glubinniy_vibor.htm.

4. Кирдяшкин А.Г. Миссия русского народа и либерализм. – http://chri-soc.narod.ru/kir_missia_russkogo_naroda.htm.

5. Сомин Н.В. Православный социализм как русская идея. – М., 2014. – 316 с.

6.  Хомяков А.С. О старом и новом // О старом и новом. Статьи и очерки. – М.: Современник, 1988. – С. 41-55.

7. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика. // Соч. в 2 томах. Т. 1. – М.: Правда, 1989. – С. 59-167.

8. Соловьев В.С. Россия и Вселенская Церковь. – Минск: Харвест, 1999. – С. 234-524.

9. Соловьев В.С. Византизм и Россия //Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: «Правда», 1989. – С. 562-601.

10. Протодиакон Владимир Василик. Социальные взгляды преп. Симеона Нового Богослова. – https://ruskline.ru/analitika/2011/02/24/socialnye_vzglyady_prep_simeona_novogo_bogoslova.

11. Сомин Н.В. Спор о социализме в Русской церкви (по публикациям конца XIX — начала XX вв.). – http://chri-soc.narod.ru/Spor_soc.htm.

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2000. – 88 с.

13. Сомин Н.В. «По грехам нашим». О причинах гонений на Церковь в XX веке. – http://chri-soc.narod.ru/po_greham_nashim.htm.

(с) Николай Сомин (ч.1, ч.2, ч.3) 24.03.2020

Поделиться

Комментарии (2)

  • Ответить

    Если говорить о Боге, то надо сначала определить это понятие. Понятие это может быть религиозным или научным. Нельзя назвать атеистом человека, у которого понятие Бога научное. Последнее имеет место тогда, когда под понятием Бога подразумеваются объективные законы мироздания, а не сверхъестественное непознаваемое существо. Как при научном определении, так и при религиозном, Бог является творцом и управленцем всего сущего, но в первом случае он в предельной бесконечности является познаваемым, а во втором - только вопросом Веры.  
    Первые религиозные представления людей появились примерно 8 тысяч лет назад, а человеческая мораль как понятие о добре и зле - несколько десятков тысяч лет. У человечества не было бы ни единого шанса выжить в те ранние времена, если бы у него отсутствовала мораль как искусство выживания. Поэтому мораль является прародительницей религиозных представлений, а не наоборот.
    Между идеологией коммунизма и христианством нет никаких объективных противоречий, так как оба мировоззрения основываются на (БО). В чём зримая разница? Религия может объединить людей только на основе религиозной веры в Бога, а коммунизм может объединить людей на основе, как религиозного понятия Бога, так и научного.  Как показывает многовековая история, человеческое общество не может приобрести единого представления о Боге, а объединение на основе общих моральных ценностях необходимо, чтобы поставить непреодолимую преграду мамоне.   
       

  • Михаил

    25 апр 2020

    Ответить

    Комментарий, как мне кажется, гораздо лучше объясняет проблему, чем сама статья, но и статья заслуживает внимания, т.к. через комментарий привела к принципиально иному объяснению причины несправедливого распределения результатов труда (через прибавочную стоимость).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *