А.Костерин. Скверный анекдот. Кино и Одесса

Кино и Одесса. Скверный анекдот

(рецензия на рецензию на фильм «Одесский пароход», который я не посмотрю никогда)

205902-fb-380Возникает закономерный вопрос: а чем так люба Одесса современному кинематографу, доведенная Урсуляком до откровенного фарса и трафаретной карикатуры?

А тем и люба, что она символ и оплот антисоветского стиля, легитимированного в СССР еще в 70-е годы. С ихней меккой Брайтон-бичем, с фрондирующими сатириками под опекой неприкасаемого Аркадия Райкина (носителями «скверного анекдота», сказал бы Ф.М.Достоевский), с блатной субкультурой под предводительством Аркадия Северного, с одесским культур-трегерством на советском кинематографе и эстраде…

Автору по роду профессии доводилось учиться с одесситами и у одесситов. За исключением выдающегося математика В.И.Арнольда, который был, как всякий гений, «человеком мира», их отличала какая-то скверная местечковость, восхваление одесского слога и юмора как идеала русско-еврейской культуры. Мы прекрасно помним пафосную и чванливую команду КВН «Клуб джентльменов», вскорости почти всем кагалам съехавшую в Израиль на ПМЖ…

Одесса погибала много раз: в 1941 году — героически противостоя врагу; в 70-е годы — от жлобства и открытой фронды всему советскому (читай: русскому); в 1991-м году — когда Одесса внезапно очутилась на Украине, в условиях чуждой ей культуры и поощряемого антисемитизма; в 90-е годы — когда случился один из самых массовых исходов «малого народа» из Одессы. Наконец, в 2014-м Одесса окончательно погибла, когда была сожжена бандеровцами…

Одесса погибла — а урсуляки и жванецкие еще нет. И они реставрируют (точнее, препарируют) некую гоп-Одессу, Одессу-призрак, — города, которого никогда не было, даже в самых отважных фантазиях Ильфа-Файнзильберга и братьев Катаевых. Но если голема кто-то лепит из анекдотов, как из пластилина, — значит, он кому-то послужит, тушкой или чучелком?

И он служит. Как насаждение пошлости и кича в сознание зрителей, что такова была советская Одесса — и вместе с ней весь Советский Союз — базаром, Привозом, майданом…

А по сути, что социализм был — «скверным анекдотом», над которым надо ржать в новогоднюю ночь.

Глядя на севший на мель «одесский пароход», впору вспомнить одесскую поговорку:
«Вы таки уходите, слава Богу, — или остаетесь, не дай Бог?»

P.S.: Поводом к написанию настоящей рецензии послужила замечательная рецензия «Первертоц» кинокритика КП Дениса Горелова. Она же служит и моим маленьким оправданием, почему я не буду смотреть фильм «Одесский пароход». «Ликвидацию», был грех, смотрел, Жванецкого тоже видел (тоже, был такой грех, не единожды). Их симбиоз (в плане «поднять бабла»), увы, предсказуем…

Поделиться

Комментарии (2)

  • Ответить

    А мне одесский юмор нравится, хотя Жванецкого на дух не переношу.

  • Ответить

    Всё верно, Андрей… Обидно, понимаешь! Самому довелось три годочка поработать на одесском "Прессмаше" во дни далёкой юности (остались в той дали друзья и знакомые – все очень неплохие люди), вопрос для меня не чужд - он кровоточит! И вот теперь мне кажется, что Одессу можно воспринимать в привычном мифологическом смысле только тогда, когда ты молод, задорен и жизнерадостен! И такое восприятие в принципе совпадало с мироощущением самой страны Советов, её молодого задора строительства и свершений! Если же оно, это восприятие города-символа (а, к тому же, и города-героя) затягивается до пожилых лет, а тем более до постмайданного периода (после 2 мая 2014-го), то это уже должно насторожить и понудить покопаться в себе!..
    В унисон твоим мыслям на эту тему есть неплохие размышления здесь:
    http://zavtra.ru/blogs/ukrainskij_urok_ob_umiranii_odesskogo_mifa

Ответить Александр Андрух Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *