(рецензия на рецензию на фильм «Одесский пароход», который я не посмотрю никогда)
Возникает закономерный вопрос: а чем так люба Одесса современному кинематографу, доведенная Урсуляком до откровенного фарса и трафаретной карикатуры?
А тем и люба, что она символ и оплот антисоветского стиля, легитимированного в СССР еще в 70-е годы. С ихней меккой Брайтон-бичем, с фрондирующими сатириками под опекой неприкасаемого Аркадия Райкина (носителями «скверного анекдота», сказал бы Ф.М.Достоевский), с блатной субкультурой под предводительством Аркадия Северного, с одесским культур-трегерством на советском кинематографе и эстраде…
Автору по роду профессии доводилось учиться с одесситами и у одесситов. За исключением выдающегося математика В.И.Арнольда, который был, как всякий гений, «человеком мира», их отличала какая-то скверная местечковость, восхваление одесского слога и юмора как идеала русско-еврейской культуры. Мы прекрасно помним пафосную и чванливую команду КВН «Клуб джентльменов», вскорости почти всем кагалам съехавшую в Израиль на ПМЖ…
Одесса погибала много раз: в 1941 году — героически противостоя врагу; в 70-е годы — от жлобства и открытой фронды всему советскому (читай: русскому); в 1991-м году — когда Одесса внезапно очутилась на Украине, в условиях чуждой ей культуры и поощряемого антисемитизма; в 90-е годы — когда случился один из самых массовых исходов «малого народа» из Одессы. Наконец, в 2014-м Одесса окончательно погибла, когда была сожжена бандеровцами…
Одесса погибла — а урсуляки и жванецкие еще нет. И они реставрируют (точнее, препарируют) некую гоп-Одессу, Одессу-призрак, — города, которого никогда не было, даже в самых отважных фантазиях Ильфа-Файнзильберга и братьев Катаевых. Но если голема кто-то лепит из анекдотов, как из пластилина, — значит, он кому-то послужит, тушкой или чучелком?
И он служит. Как насаждение пошлости и кича в сознание зрителей, что такова была советская Одесса — и вместе с ней весь Советский Союз — базаром, Привозом, майданом…
А по сути, что социализм был — «скверным анекдотом», над которым надо ржать в новогоднюю ночь.
Глядя на севший на мель «одесский пароход», впору вспомнить одесскую поговорку:
«Вы таки уходите, слава Богу, — или остаетесь, не дай Бог?»
P.S.: Поводом к написанию настоящей рецензии послужила замечательная рецензия «Первертоц» кинокритика КП Дениса Горелова. Она же служит и моим маленьким оправданием, почему я не буду смотреть фильм «Одесский пароход». «Ликвидацию», был грех, смотрел, Жванецкого тоже видел (тоже, был такой грех, не единожды). Их симбиоз (в плане «поднять бабла»), увы, предсказуем…
Комментарии (2)
Сергей Бахматов
23 янв 2020
А мне одесский юмор нравится, хотя Жванецкого на дух не переношу.
Александр Андрух
27 янв 2020
Всё верно, Андрей… Обидно, понимаешь! Самому довелось три годочка поработать на одесском "Прессмаше" во дни далёкой юности (остались в той дали друзья и знакомые – все очень неплохие люди), вопрос для меня не чужд - он кровоточит! И вот теперь мне кажется, что Одессу можно воспринимать в привычном мифологическом смысле только тогда, когда ты молод, задорен и жизнерадостен! И такое восприятие в принципе совпадало с мироощущением самой страны Советов, её молодого задора строительства и свершений! Если же оно, это восприятие города-символа (а, к тому же, и города-героя) затягивается до пожилых лет, а тем более до постмайданного периода (после 2 мая 2014-го), то это уже должно насторожить и понудить покопаться в себе!..
В унисон твоим мыслям на эту тему есть неплохие размышления здесь:
http://zavtra.ru/blogs/ukrainskij_urok_ob_umiranii_odesskogo_mifa