Точка зрения

Протоиерей Всеволод Чаплин о социализме и миссии России

В своём интервью Собчак и Красовскому Протоиерей Всеволод Чаплин озвучил много интересных пунктов, которые хотелось бы отметить. Инервью длинное и там затронута тема лидеров СССР. Тема сложная. И я понимаю, что когда Чаплин ставит в одну линейку Ленина и Троцкого – это просто от того, что протоиерей не владеет матчастью (увы, даже истинную историю Павлика Морозова Чаплин не знает/не знал, и по ошибке считает его отцепредателем, которым Павел не был). Бог с ним. Я вот тоже не силён по библейским текстам и могу совершить ошибку. Тут главное вот что…

Чаплин

Всеволод Чаплин высказал позицию по очень важным вопросам, касающимся будущего нашей страны и тех, кто в итоге будет определять это будущее. Главный пункт – это мессианская роль России. Далее о внутренней модели, которая должна быть предложена всем народам планеты (мессианство – всегда основано на некоторой универсальности и планетарности). Для этого приведу неполную подборку цитат, но которые не искажают смысла сказанного. В конце концов, у вас всегда есть возможность ознакомиться с первоисточником. Итак…

Тонкая тема о духовности и душевности. В подмене этих понятий Всеволод Чаплин справедливо видит опасность:

Протоиерей Всеволод Чаплин: …Но при этом есть одна проблема, которую я бы выделил из всех тех богословских различий, которые у нас есть: духовность заменяется душевностью…. Когда с молитвой смешивается эмоциональность, душевность — это цепляет некоторых людей. Душевность может подменить собой духовность.

О России:

Протоиерей Всеволод Чаплин: …Россия без глобальной миссии — это чушь.

О миссии России:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Изменить историю. Сделать ее основанной не на общественном договоре, а на Божьей правде. Во всем: в экономике, в политике.

Об экономике, которая должна быть в России:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Отказ от принципа «деньги делают деньги». Предложить другую систему: отказа от процентов. Нам это по силам. Мы предложили экономическую систему социализма. И если бы не военное влияние на ситуацию со стороны Запада… Эту ситуацию решили не экономическими методами, а методами военного и политического давления. Иначе социализм бы уже был во всем мире, потому что это лучший строй.

Далее следует вопрос Собчак (и ответ на него), который я должен процитировать дословно:

Собчак: То есть вы — люди, которые были гонимы в коммунистические времена, — защищаете социализм?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Конечно, социализм нам нравится…. Эту систему нужно было освободить от атеизма. Это правовая система, которая была основана на христианской контуиции…. И это была как раз православная модель. В ней неправильным было только безбожие. Сильная центральная власть и мощный акцент на справедливость. В том числе экономическую и социальную. Это была православная модель.

О политических прагматиках (проблема взаимодействия ЧКистов и ЦКистов!):

Протоиерей Всеволод Чаплин: Они имеют право участвовать в управлении Россией, но они не имеют права говорить, что их идеи — это безальтернативные законы, по которым должна жить страна.

О скандинавском «социализме»:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Нет там свободы.

Об изоляции:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Почему обязательно изоляция? Независимый проект — это не изоляция, а попытка глобальной конкуренции. Попытка выстроить другой мир. Another world is possible.

О производстве:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Самое главное — производство смыслов…. А будут смыслы — закрутится и промышленность, и интеллектуальная сфера гораздо быстрее.

О США:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Они действуют только благодаря военной силе. А экономически Америка банкрот.

О врагах:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Самый главный враг России сегодня — это не НАТО и не Америка. Это обыватель, которого нужно вытащить из его норы. Надо его убедить в том, что жить только ради кошелька и брюк неинтересно.

О войне и мире:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Еще раз, война — это всегда плохо, но лучше война, чем сытая самоуспокоенность. Лучше страдания, чем горделивая самоуверенность. Лучше война, чем несправедливый мир.

О военной экспансии. Нужна ли она?

Протоиерей Всеволод Чаплин: Думаю, что нет. Смысл важнее. При помощи смыслов можно приобрести гораздо больше и людей, и территорий, что у нас всегда и получалось, кстати. Нужно уметь защищаться, но военная агрессия обычно всегда кончалась плохо для того народа, который ее развязал. Я боюсь, что для нынешней западной цивилизации, которая действует военной силой на самом деле, это тоже кончится плохо. Агрессоры всегда плохо кончали в истории.

Следующая цитата очень тонкая. Я боюсь её комментировать, но тут сказано нечто, что напрямую завязано на марксизм и тех, кто начал с ним бороться…. Читайте сами:

Протоиерей Всеволод Чаплин: То, что вы едите, определяет то, что вы есть. Поведение в экономической сфере определяет то, что происходит в вашей душе. И те, кто закрутил нынешнюю мировую экономику и так называемую демократию, очень хорошо это понимали.

О Советской власти и духовенстве:

Протоиерей Всеволод Чаплин: Говорили то же самое при советской власти. При ней достаточно нормально жило духовенство и советские чиновники. И советские чиновники говорили духовенству: вот не будет нас, и тогда вас замучают те или иные силы. Уходила власть, приходила власть, как-то вот осторожно обходились с церковью. Даже в 1917 году.

Вот такие ответы.

Вновь оговорюсь, что по многим позициям готов полемизировать с Всеволодом Чаплиным с предельной искренностью. Ибо на карте судьба нашей Родины и нашего народа, которые для нас бесконечно дороги и любимы. И в этом диалоге и понимании и принятии общих констант и есть некоторая божья правда.

П.С.: И главное. Коммунизм — это пробуждение и раскрепощение в каждом человеке высших его творческих способностей. Это верное определение. Все остальные разговоры о «догоним и перегоним» — чушь, как и Россия без смысла.

Источник: «Живой Журнал»

Поделиться

Комментарии (3)

  • андрей

    13 июл 2015

    Ответить

    За духовное прозрение русского православного народа.
    (к ст. «Протоирей Всеволод Чаплин о социализме и миссии России»).
     
    Статья необычная! Многие реплики В. Чаплина, например:
    «Мы предложили экономическую систему социализма…»;
    «Конечно, социализм нам нравится…. Эту систему нужно было освободить от атеизма. Это правовая система, которая была основана на христианской контуиции…. И это была как раз православная модель. В ней неправильным было только безбожие. Сильная центральная власть и мощный акцент на справедливость. В том числе экономическую и социальную. Это была православная модель» – вызывают смешение чувств.
    С одной стороны, хочется радостно воскликнуть: «Ну, наконец-то! Неужели свершилось!» Сначала патриарх Кирилл, а теперь В. Чаплин начали говорить о справедливости и о социализме! Слава Богу!
    Но, с другой стороны – гложат сомнения: «Ведь еще несколько лет назад эти люди говорили совершенно обратное! Что же случилось – прозрели? Или наконец на них снизошел Дух Святой? Но, тогда почему Он не посещал их раньше? Ведь они – рукоположенные, а значит - должны были получить Духа еще в момент рукоположения. А что теперь? Ведь из-за своего человеческого заблуждения они в течении двух десятилетий вели православную паству не в ту сторону. Как быть с этим»?
    Ну, да Бог с ними. Пусть с ними разбирается Иисус. Думаю, что в конце времен у Него спрос с них будет особый.
    Мне же хотелось здесь остановиться на других репликах В. Чаплина, с первого взгляда и не очень-то важных. Вот они:
    «Есть одна проблема, которую я бы выделил из всех тех богословских различий, которые у нас есть: духовность заменяется душевностью…. Когда с молитвой смешивается эмоциональность, душевность — это цепляет некоторых людей. Душевность может подменить собой духовность».
    «Самый главный враг России сегодня — это не НАТО и не Америка. Это обыватель, которого нужно вытащить из его норы. Надо его убедить в том, что жить только ради кошелька и брюк неинтересно».
    Эти две цитаты, с первого взгляда абсолютно не связанные друг с другом, при более глубоком анализе оказываются наитеснейшим образом связанными, и очень важными для понимания того состояния социальной апатии и протестантского духа стяжания, в котором сегодня находится подавляющая часть российского общества.
    Согласно данных интернета, сегодня в России православных христиан около 70% населения страны. (Данная информация позволяет говорить о том, что 70% обывателей, упомянутых во второй реплике В. Чаплина, также относится к христианам).
    Казалось бы – мощнейшая сила, просто – силища! Но результатов по социальному преображению российского общества от этой силищи, практически ноль.
    Почему так происходит? В этом и попробуем разобраться.
    Как легко можно понять из приведенных выше цитат, в первой из них высказывается обеспокоенность В. Чаплина, что сегодня в православии очень мало духовных христиан, а во второй – что среди населения (70% из которого – христиане) преобладают равнодушные, аполитичные, (или как их называли Н. Сомин и Г. Шиманов) асоциальные люди, думающие только о материальных жизненных ценностях.
    Обобщая, можно сказать, что главная обеспокоенность нашей православной Церкви сегодня в том, что мы – христиане, оказались бездуховными и асоциальными.
    На что хочется ответить: «Стоп, ребята! А кто в этом виноват»? Или, как красочно выразился Н.В. Гоголь: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Ведь, каковы учителя, таковы и ученики! Мы, паства, смотрим на вас, пастырей. Что говорите и делаете вы –клир, то говорим и делаем мы - миряне. Мы – ваше зеркальное отражение, так что «неча на зеркало пенять».
    Если мы  в лихие 90-е со стороны иерархов православной Церкви видели лихоимство и сомнительное предпринимательство, если в 2000 году мы читали, оправдывающие накопительство богатства «Основы социальной концепции РПЦ» и наблюдали соответствующие ее действия, если на протяжении более двух десятков лет Церковь проповедовала невмешательство в дела государства (по-сути, устранившись от публичной оценки происходящего капиталистического беспредела в обществе), то – чему собственно теперь ей удивляться? Что посеешь – то и пожнешь!
    Это то, что касается асоциальности христиан (ну и «жизни ради кошелька»).
    Что же касается духовности христиан, то на первый взгляд духовность с асоциальностью вроде бы никак и не связаны. Но, это – заблуждение. Попробуем пояснить.
    Важность поднятой В. Чаплином проблемы духовности христиан – неимоверная! Здесь В. Чаплин выражает свою озабоченность тем, что среди христиан православной Церкви очень мало духовных христиан, то есть, имеющих в душе Духа Святого. Сегодня, к сожалению многие из нас христиан принимают за духовность – душевность (эмоциональное состояние). И это заблуждение очень опасно для верующих.
    О таком смешивании понятий упоминал еще апостол Павел: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный (человек) судит о всем, а о нем (духовном человеке) судить никто не может» (1 Кор. 2:14-16). То есть, проблема подмены духовности душевностью остро стояла в Церкви во все времена.
    Что же мы – православные христиане сегодня знаем о Духе Святом?
    (Тема Духа Святого невероятно емкая, поэтому осветить ее в одной статье не представляется возможным).
    Сегодня наверное нет ни одного христианина, не знающего о трех ипостасях или лицах нашего Бога. Это – Отец, Сын и Святой Дух. То есть это означает, что наш Бог – Он един, но может нам являться в трех образах, одним из которых и является Дух Святой. Понятие Святого Духа, как и триединства Божия, характерно только для Нового завета, так называемого Греческого завета, и не характерно для Ветхого (Еврейского) завета «Священных писаний». (К слову сказать, иудеи не признавали и не признают триединства Бога (Троицу), а также – не считают Иисуса Христа и Духа Святого – Богом). Также, наверное большинство нас – христиан знают, что Дух Святой спустился на Иисуса в виде голубя во время Его крещения Иоанном Крестителем в реке Иордан (Ин 1:28-34), что Иисус крестил Духом Святым (Ин 3:33), что в день Пятидесятницы на учеников Иисуса – апостолов  снизошел свет Духа Святого и они стали проповедовать разными человеческими языками и наречиями (Деян 2:1-21) и т.д. Все это можно в той или иной мере услышать в круге Евангельских и Апостольских чтений в храмах.
    Но, здесь хотелось бы обратить внимание на другое, практически не освещаемое Церковью, свойство Духа Святого.
    Суть проблемы духовности состоит в том, что сегодня большинство нас православных христиан путают благоговение с благодатью (по-другому Духом Святым). Если благоговение – это радостный восторг и почтение от осознания величия Бога, то благодать – это дословно «благой дар» (хороший подарок). Главной функцией благодати (Духа Святого), если так можно выразиться, является внутреннее обличение христианина в совершаемых и совершенных ранее грехах (страстях), то есть - открытие ему правды о неприятной (греховной) стороне его души. Поэтому-то Он называется по-другому Духом истины. Это То, что ведет внутренний диалог с нашим эго. Наверное всем знакомо состояние, когда мы в уме оправдываем себя (и говорим, что поступили правильно), а в душе другой внутренний голос говорит нам, что это не так (и мы понимаем, что на самом деле действительно поступили не правильно). Вот такое состояние души отчасти можно сравнить с работой Духа Святого. То есть благодать – это внутренний цензор, который всякий раз, когда мы поступаем или даже подумаем плохо, дает нам угрызения совести. Поэтому, схождение на человека благодати – не есть радостное и восторженное (мажорное) ощущение, как от благоговения. Это скорее минор, так как человек, обличенный Духом Святым, испытывает стыд и раскаяние за плохие действия и мысли.
    Дух Святой – это живой Бог в нашей душе, который находится внутри нас, и говорит с нами самым непосредственным образом. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор 3:16-17).
    Но, кроме того, Дух Святой может говорить через нас и другим людям и, как правило, это выглядит далеко не как «сюсюканье» (смиренномудрие), (о котором уже было написано в связи с рассмотрением любви Божьей в комментарии  к ст. Г. Шиманова «Две полуправды питают и поддерживают друг друга»), а – как жесткая обличительная правда. Потому, что в данном случае мы будем говорить не от себя, это – будет через нас говорить другому человеку Сам Бог. Поэтому в «Слове Божьем» о таких случаях говорится: «Павел возмутился духом…» (Деян. 17:16); «Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им …» (Деян 4:8); «…Когда же будут предавать вас не заботьтесь как и что сказать; ибо в тот же час дано будет вам, что сказать; Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10:17-20). Такое проявление внешне выглядит несколько непривычно и необычно (так как происходит с силой и мощно), и именно поэтому «душевный человек» расценивает его как проявление «безумия» и «не принимает того, что (было передано ему) от Духа Божия». Но, как сказано в той же цитате: «…а о нем (духовном человеке) судить никто не может», потому, что сказанное им – не от него, а - послание другому человеку Самого Бога.
    Почему же Бог это делает? Потому, что Он – Праведник, защитник правды и справедливости, и борец с ложью мира сего, хозяином которого является «отец лжи» - диавол! Потому, что: «…Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись  и достигли познания истины » (1 Тим 2:3-4).
    Мы должны понять главное: наш Бог не терпит лжи, и обличает ее с помощью Духа Святого как непосредственно в душе каждого из нас, так и в душах окружающих нас людей, в окружающем нас человеческом обществе. Как видим, такое обличение общества Духом Святым – совсем не соответствует той асоциальной, проповедующей «сюсюкающую» всепрощающую любовь к ближнему своему («доброту душевную»), нынешней установке православной Церкви.
    Потому-то и удивляет более чем двадцатилетнее молчание православных христиан (и особенно – клира) в отношении царящей в нашей стране либерально-капиталистической лжи. Отсутствие обличений со стороны РПЦ общества капитализма и нынешнего российского правительства – как раз таки и свидетельствуют об очень низкой духовности и высокой асоциальности нашего православного христианства.
    Обличитель лжи – Дух Святой в Библии иначе еще называется Духом истины, потому, что Он открывает человеку, в котором живет – где правда, а где ложь; где добро, а где зло.
    Духовность – это то самое «видение», «слышание» и «уразумение», то есть по-сути – прозрение души, о котором Иисус Христос говорил свои ученикам-апостолам так: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть (то), что вы видите, и не видели, и слышать (то), что вы слышите, и не слышали» (Мф 13:16-17).
    А о бездуховных людях Бог говорит так: «И сказал Он (Бог): пойди и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете; и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся (не повернутся к Богу), чтобы Я исцелил их» (Ис 6:9-10). А апостол Павел, так: «…За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес 2:10 -12).
    Итак, сегодня нашему православному российскому обществу очень необходима духовность. Но, не та размытая «духовность», на которой последнее время любит паразитировать наше олигархическое правительство, призывая нас к «патриотизму», которая в наших умах представляет собой смесь обрывочных понятий культуры, истории, этики и т.д., а – присутствие в наших душах Духа Святого, живого Бога-Праведника, раскрывающего людям глаза и уши на окружающую нас либерально-капиталистическую ложь. Духовность, позволяющая нам выпутываться и в очередной раз уже не попадаться в улавливающие нас сети правящих лжецов. Духовность, помогающая нам отличать «духа заблуждения от Духа истины» (1 Ин 4:2-3).
    Что же нам для этого нужно делать?
     Ответ прост – искать каждый в своей душе живого Бога – Духа Святого. «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от                                                       каждого  из нас» (Деян 17:27).
    Как нам Его искать?
    Изучать «Слово Божие» - глубоко, тщательно, усердно, с размышлением и с верой!  «… Они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян. 17:11).
    В заключении хочу обратиться к нам – православным христианам такими напутственными словами Иисуса: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь (пока) не можете вместить. Когда же придет Он – Дух истины (Дух Святой), то наставит вас на всякую истину; ибо – не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит (от Бога), и будущее возвестит вам. Он (Дух Святой) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16:12-14).

  • Светлана

    13 июл 2015

    Ответить

    Очень радует, что иерархи Русской Православной Церкви начали по-хорошему принимать социализм. Хочется, чтобы православные и социалисты соединились и построили Христианский социализм в России.

  • forester

    25 июл 2015

    Ответить

          Спасибо Андрею за выверенный комментарий, который перекликается с критикой Льва Толстого и способствует утверждению истинного Православия.

Ответить forester Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив