О.Финодеев. ОБЩЕСТВО В КОТОРОМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ЖИТЬ

t0IOHrAtnf0

1.Введение

Сегодняшний мир полон неопределенностей и, огромному числу людей, представление о том, что их ждет, не доставляет большой радости. Современное Западное капиталистическое общество, или, что звучит приятнее, общество, основанное на рыночной экономике, находится на конечной стадии своего разложения. Капитализм, как способ производства, является эффективной социально экономической системой. Это верно только при условии, что такая система имеет глубоко интегрированную морально-этическую подсистему. Так, например, один из основателей Марксистской теории коммунизма, Фридрих Энгельс, был индустриалистом, и создал развитую инфраструктуру для своих рабочих. Рабочие и их семьи обеспечивались жильем, здравоохранением и школами для детей. В советское время, Фридрих Энгельс превозносился за такие заслуги. Но, если бы у Вас была возможность посетить индустриальные районы конца 19-го столетия, ставшие музеями, то Вы бы узнали, что это было нормой капитализма того времени. То, за что хвалили Фридриха Энгельса, делал, например, Генри Форд и многие другие индустриалисты. Как Вы понимаете, если бы предприниматели того периода заботились исключительно о своей и только своей прибыли, такого не могло произойти.

Во второй половине 20го столетия, индустриальный капитализм утерял свою общественно-экономическую доминантность и гегемоном стал финансовый капитализм. Из самого термина «финансовый капитализм» следует, что такая общественно-экономическая система заинтересована исключительно в получении прибыли, то есть получения большего количества денег, чем было затрачено. При этом, морально-этические принципы стали тормозом и, практически, аннулировались – ничто не должно мешать максимизации прибыли! Чтобы пояснить это утверждение, зададимся вопросом – что определяет состояние экономики самой мощной державы в мире – США? Если смотреть американские новости об экономике, то все сводится к ситуации на биржах в Нью Юрке, Чикаго и так далее. То есть, о благополучии спекулянтов. Таким образом, спекулянты, или труженики финансового труда, рулят миром. Для этого сорта людей, по определению, не имеет значение каким образом была получена прибыль – от производства материальных ценностей или от торговли наркотиками – это не важно, деньги не пахнут и на них нет кровавых пятен — все в порядке…

Для рядовых жителей «цивилизованного» Западного мира, понятие будущего попросту исчезло. Их идеология свелась к самому примитивному биологическому стремлению – добиться финансовой независимости от окружающего мира. Это чисто биологическое стремление, но и, для подавляющего большинства, вещь недостижимая.

Возникает простой и логически обоснованный вопрос: в чем разница между современным капиталистическим обществом и организованной преступностью? Бандит, грабящий банк или других людей, в случае удачи, получает очень высокий уровень прибыли. Биржевой маклер, грабящий своих клиентов, тоже получает прибыль, хоть и не столь высокую в процентном отношении. Но, маклер защищается от бандита законами, которые сам же и создал. Вот и вся разница.

Нетрудно доказать, что такое общество не жизнеспособно. Замедление научно-технического прогресса имеет место быть. Деградация морально-этической основы налицо. Планомерное уничтожение таких общественно-значимых феноменов как семья, религия и многое другое также налицо. Появляются гротескные идеи, которые воплощаются в законы, как такая, что «пол» — это не биологический признак, а выбор индивидуума. И все это должно соблюдаться. Иначе общество будет исправлять несогласных в соответствующих зарешеченных учреждениях…

Что еще примечательно, умственные способности человечества деградируют. Этот факт весьма убедительно обосновал замечательный российский биолог Сергей Викторович Савельев в цикле своих он-лайне лекций.

В силу трагических обстоятельств, Советский Союз сначала внутренне разложился и, как естественное следствие, распался. Новая страна – Российская Федерация, адоптировала уже разлагающийся капитализм, или рыночную экономику. Тем самым, Россия вскочила на поезд, который уверенно движется к пропасти и ее будущее будет таким же, как и всех других стран с рыночной экономикой. Как неоднократно отмечает историк-аналитик Андрей Ильич Фурсов, выживет тот, кто упадет последним. Очень вдохновляющее будущее ждет всех нас! К огромному сожалению, среди большинства этих умных и компетентных людей, критикующих современное положение дел в России, до сих пор, мало заметны, пытающиеся ответить на простой вопрос – «а что бы мы хотели, в каком обществе мы хотели бы жить и как этого достичь»?

В современной России, наряду с значительными техническими достижениями, возник гротескный разрыв уровня жизни между олигархами, чиновниками и остальным населением. Интернетовский журнал Ведомости1, ссылаясь на данные Росстата, отмечает что ситуация с реальными доходами и занятостью в стране неблагоприятная. Нет сомнений, что экономисты и политики смогут объяснить эту плачевную ситуацию многими причинами. Но, по нашему мнению, фундаментальной причиной является адаптация капитализма, причем на его терминальной стадии.

По-видимому, вследствие развала Советского Союза и под влиянием внешних «доброжелателей», в конституции РФ зафиксировано исключение идеологии из государственной системы. Это не случайно. Во время своего существования, Советский Союз представлял идеологию коммунизма и, как его переходной стадии, социализма. Это придавало некоторую определенность будущего для граждан СССР и создавало осязаемую альтернативу капитализму в других странах. Именно по этой причине, во времена расцвета СССР, жизнь трудящихся в капиталистических странах была существенно лучше – правящий класс не осмеливался нагло грабить свой народ, дабы не усиливать влияние такой альтернативы. Сегодня, все тормоза для этого грабежа исчезли. И исчезло ощущение лучшего будущего! Жизнь подавляющего большинства людей на планете свелась к повседневному выживанию.

Что произошло? Процесс распада Советского Союза исследовался многими учеными и понимание «как» и «почему» это происходило достаточно ясен. Также совершенно ясно, что исчезновение СССР доказало, что марксистский коммунизм является ничем иным, но утопией.

Тут следует обратить внимание на «определения» и их однозначность. В нашей жизни мы часто употребляем слова, у которых нет точного определения или мы не понимаем их точного значения. Например, попытайтесь дать однозначное и точное определение феномену «любовь». Получилось? В случае употребления слова «утопия», это можно определить, как привлекательная, но не реализуемая модель. Поскольку Карл Маркс и его последователи предложили не реализуемую социально-экономическую модель, и несмотря на ее привлекательность, она и является утопией.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? Если Россия продолжит идти существующим курсом разлагающейся мировой рыночной экономики, то:

  • Вымирание коренного населения неизбежно!
  • Научно-техническая деградация неизбежна!
  • Падение уровня жизни подавляющего большинства людей неизбежна!
  • Рост коррупции в бюрократическом аппарате государства неизбежен!
  • Потеря лояльности к своему государству и доверия к управленческому аппарату неизбежна!
  • Умственная деградация неизбежна!
  • Морально-этическая деградация неизбежна!
  • Надежда на лучшее будущее для себя и своих потомков исчезает!

Все перечисленное и многое другое не упомянутое представляет смертельную угрозу национальной безопасности страны. Было ли такое возможно во времена СССР? Если бы в Советском Союзе была такая же система как сейчас, то смог ли бы Советский Союз восстановить свою экономику после гражданской и Великой Отечественной Войны? Смог ли бы Советский народ победить «цивилизованный» Запад в этой чудовищной войне? И вообще, что этот «цивилизованный» Запад когда-либо приносил в прошлом, приносит в настоящем и сможет принести в будущем России, кроме горя, слез и искалеченных судеб? Ответ очевиден!

Есть ли альтернатива современной социально-экономической системе России? Строительство коммунизма не удалось. Социалистические общество сгнило изнутри и развалилось. Что делать?

А делать следует вот что:

Русский народ накопил гигантский исторический опыт. Нет сомнений, что если собрать вместе все крупицы мудрости, существующей в русском народе, то получится гора мудрости выше, чем гора Эверест. Русскому народу присущи такие черты как терпимость, обостренное чувство справедливости и чувство общности. Именно поэтому русская нация сохранила себя через тысячелетия невзгод, смут и нашествий «цивилизованных» соседей. И то, что происходит сейчас, является ничем иным, как очередной смутой!

Альтернативой капиталистической системе является ничто иное, а коммунизм. Но не марксистский коммунизм. Коммунизм Карла Маркса, это анти-капитализм, и он доказал свою утопичность, то есть недостижимость. Фундаментальным фактором его несостоятельности является игнорирование «человеческого фактора». Сегодня мы обладаем достаточными знаниями и опытом, чтобы создать реализуемую модель коммунизма с учетом всей истории цивилизации и с учетом функционирования мозга человека. Было бы замечательно начать создание модели коммунизма с привлечения таких ярких ученых как историка А.И. Фурсова и специалиста по деятельности мозга С.В. Савельева. Создание модели коммунистического общества – это инженерный проект, результатом которого должна стать реализуемая модель социально-экономической системы, называемой коммунизмом.

Как и любой проект, этот проект складывается из последовательных этапов:

  • Разработка требований, которым должен удовлетворять конечный продукт. Иными словами, необходимо определить «что и зачем мы хотим построить»? Именно по этой причине имеет смысл начинать с историкoв и биологов (А.И.Фурсов и С.В.Савельев).
  • Определение технологий реализации требований. На этом этапе предполагается привлечение политэкономистов, экономистов, специалистов по разработке политических и оборонных решений, социологов и т.д. Задача этого спектра специалистов определить «как мы будем строить то что хотим».
  • Реализация проекта.

Следует заметить, что в отличие от марксистской идеи – не модели, а идеи, которая была придумана небольшой группой энтузиастов и поэтому оказалась утопичной, создание реализуемой модели коммунистического общества невозможно без участия всех слоев общества. И, по мере реализации каждого этапа проекта, вовлеченность общества должна экспоненциально возрастать.

 

2.Коммунизм

В наши дни, слово «Коммунизм», в большинстве случаев, употребляется без отчетливого понимания самой сути этого термина. Если обратиться к информации доступной в Интернете2,3 то можно сформулировать концепцию марксистского коммунизма:

  1. Отсутствие государства.
  2. Отсутствие денег.
  3. Отсутствие классов.
  4. Отсутствие частной собственности на средства производства.
  5. Распределение (материальных) благ – каждому по потребностям.
  6. Производство (материальных) благ – от каждого по способностям.

Как идеологическое заявление, звучит прекрасно, особенно два последних пункта. Как модель создания общественно-экономической системы звучит весьма и весьма поверхностно и утопично. То есть, создание подобного общества невозможно. Возможно, апологеты коммунизма слишком увлеклись прекрасными вещами, которые могут быть реализованы в коммунистическом обществе, и оставили «за бортом» индивидуальные качества и потребности членов общества и, прежде всего, биологические и психологические. Таким образом, идея построения коммунистического общества не состоялась и себя обанкротила.

И все же, возможно ли построение подобного общества? По нашему мнению, это не только возможно, но и объективно неизбежно. Таким образом, если мы хотим создать модель общества, в которым мы хотели бы жить, нам необходимо адекватное понимание той социально-экономической системы, которую мы хотим построить, а также методам ее построения, с учетом внешних и внутренних факторов влияния и их динамики, то есть серьезно отнестись к первым двум фазам реализации проектов.

Итак, с чего начать? Начинать нужно с очевидного – с конца…что означает с конечной цели нашей идеи и усилий, которые потребуются для ее осуществления, иными словами с четкой формулировки требований, которым должна удовлетворять наша модель общества будущего.

 

1.1. Мы хотим создать социально-экономическую модель общества, в которым мы хотели бы жить и в, котором хотели бы жить будущие поколения нашей нации. И жить СЧАСТЛИВО!

Далай Лама, открывая свой цикл лекций, сказал: «смысл жизни — это счастье…»

Мы хотим создать модель общества, в котором люди будут счастливы. И тут мы «упираемся» в необходимость максимально точно определить – что такое счастье? Не спешите читать далее – остановитесь на минуту или две и задумайтесь над этим вопросом…

Логично поискать определение феномена «счастье» на Интернете4,5. Ознакомившись с этими ссылками, станет очевидным, что об этом – «что есть счастье», человечество думало с момента своего существования, или почти…

Давайте примем «формулу счастья» с небольшими вставками:

«СЧАСТЬЕ — это состояние человека (индивидуума или отдельного члена общества) характеризующегося следующими ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ признаками:

  1. Максимально возможная удовлетворенность материальными условиями своего существования, а также, условиями существования своих близких и нации в целом.
  2. Максимально возможная удовлетворенность полнотой и осмысленностью своей «нематериальной» или «духовной» жизни, включая своих близких и нации в целом.
  3. Максимально возможная удовлетворенность своей личной самореализации и способностей, включая своих близких и нации в целом.

Почему эти признаки начинаются со слов «максимально возможная удовлетворенность»? Объяснение чрезвычайно просто: в коммунистическом обществе, неизбежно, будут существовать ограничения на общественные ресурсы. Необходимость приоритизации ресурсов очевидна. Может и будет складываться ситуация, когда удовлетворение определенных потребностей членов общества в ожидаемой ими мере, будет невозможно или войдет в противоречие с более актуальными интересами общества. Поскольку высшим приоритетом каждого члена коммунистического общества является благополучие всего общества в целом, и поскольку целью общества является максимально возможное удовлетворение потребностей его членов, то конфликт интересов отсутствует, хотя неудовлетворенность остается.

Имеет смысл процитировать мнение мудреца о счастье6:

«Спросите у людей, какова цель их жизни, и лишь немногие дадут вам четкий ответ, хотя большинство хотело бы иметь такую цель. Мой ответ на этот вопрос очень прост: цель жизни — быть счастливым. Счастье — это не просто удовлетворение наших материальных и других желаний. Будда признавал, что само-мотивация человека — это мощный движущий фактор. Тем не менее он пришел к выводу, что желания человека полностью удовлетворить невозможно, поскольку эти желания образуют никогда не прекращающийся цикл. Люди не могут быть по-настоящему счастливы, если у них нет дружеских и просто хороших взаимоотношений с другими людьми. Кроме того, формирование хороших отношений — это двусторонний процесс. Человек не может построить позитивные взаимоотношения с окружающими, если его единственная задача — удовлетворение собственных желаний. Истоки счастья не в том, чего мы хотим или что мы имеем, а в чем-то совершенно ином. Они — в удовлетворенности, которая существует независимо от того, что мы имеем или чего нам удается достичь».

Таким образом, счастье, чрезвычайно многогранный и сложный феномен. Каждому человеку нужно приложить огромные усилия, чтобы понять в чем будет состоять его счастье и еще большие усилия, чтобы достичь своего счастья. Коллективный менталитет современного «западного» общества направлен на индивидуализм. Общество не принимает участи в поиске и реализации счастья его членами. И, напротив, коммунистическое общество, в котором фундаментальной задачей общества является максимально возможное удовлетворение потребностей его членов, включая духовные потребности, заинтересовано в помощи своим членам в достижении счастья и стимулировании этого процесса. Преимущества коммунистического общества в аспекте «счастья» очевидны.

 

2.2. Нация, государство, общество, страна и держава

В самом начале мы говорили о том, что будем стремиться к максимально точным определениям обсуждаемых феноменов.

Нация7,8: Из приведенных в упомянутых ссылках определений можно сделать вывод, что общепринятое понятие «нация» неоднозначно и не может употребляться для описания конкретного феномена.

Общество9,10: из приведенных цитат, как и в случае с «нацией», очевидно, что определение феномена «общество» не является однозначным.

Государство11,12,13: Выглядит так, что определение феномена «государство» наиболее точно выражено в последней цитате13, т.е. в тексте урока по праву для учеников десятого класса…

Держава14,15: Наиболее точное определение, термину «держава» нашлось в последней ссылке15.

Предлагается принять следующие определения:

  1. Нация: Совокупность народов и народностей, сосуществующих на определенной территории и имеющие общие средства и методы в экономике, политике, образовании и других аспектах существования.
  2. Государство: Государство создается нацией для обеспечения потребностей нации во всех аспектах ее существования и существует в территориальных пределах обитания нации.
  3. Общество: Общество — это совокупность феномена «нация» и феномена «государство».
  4. Страна: Страна – это общество в своих территориальных границах.
  5. Держава: Держава – это уникальное государство со стороны внешнего мира. Не каждое общество с его специфическим государством является державой. Держава – это «сильное независимое государство, страна».)

 

Таким образом, модель коммунистического общества предполагает:

  1. Создание нации, реализующей фундаментальные принципы коммунизма
  2. Коммунистическая нация производит «внутри себя и из себя» государство, которое является гарантом исполнения принципов коммунистической нации, а также обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность и другие функции присущие государству.
  3. Коммунистическая нация и ее государство образуют коммунистическое общество.
  4. Коммунистическое общество, существующее в пределах территориальных границ, образуют страну.
  5. Коммунистическая страна, для обеспечения своей независимости и территориальной целостности, образуют коммунистическую державу.

Нужна ли нам ДЕРЖАВА?

Основатели марксистского коммунизма провозгласили, что в коммунистическом должно быть «отсутствие государства».

Насколько это возможно? Давайте порассуждаем…

Представим себе, что мы живем в коммунистическом обществе. Рассчитывать на то, что в значимой общности людей, составляющих нацию этого общества, не будут возникать межличностные конфликты, наивно, идеалистично и утопично. Значит должен присутствовать механизм разрешения этих и множества других возможных конфликтов.

Проекты, требующие значительного вложения ресурсов – кто будет формулировать подобные проекты и, кто будет руководить их успешным выполнением?

Защита своей державы от внешних и внутренних врагов – а они будут, кто будет выполнять эти функции?

Удовлетворение потребностей. Необходим механизм для выполнения этой функции, то есть, анализ существующих и будущих потребностей и планирование их удовлетворения. И не только индивидуальных членов общества и семей, но и общества в целом. Кто и как будет выполнять эти функции?

«Максимально возможная удовлетворенность полнотой и осмысленностью своей «нематериальной» или «духовной» жизни, включая своих близких и нации в целом.»Выполнение этого аспекта коммунистического общества требует адекватного воспитания и образования молодого поколения общества. Для этого необходим соответствующий механизм для анализа, принятия решений, исполнения и контроля результатов. Кто будет выполнять эти функции?

И это только малая часть функций, которые необходимы для стабильного существования коммунистического общества. Таким образом, существование государства является жизненной необходимостью!

А, поскольку, первое общество, поставившее себе целью строительство коммунизма будет, неизбежно, окружено «коллегами», что на современном языке означает врагами, то такое общество должно быть ДЕРЖАВОЙ!

Возникает вопрос – как предотвратить чтобы государство не превратилось в феномен для самого себя, иными словами, индивидуальные и коллективные интересы чиновников не отделились от индивидуальных и коллективных интересов нации? Наверное, это возможно достичь контролем нации государства и отчетностью государства перед нацией. Кроме того, поскольку члены нации, исполняющий государственные задачи, прежде всего являются членами нации, и благополучие нации является главным приоритетом, то подобные конфликт интересов возможно избежать.

 

2.3. Формирование членов коммунистического общества

«…Коммунизм – это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа»16

«…труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью…» Выполнение этого требования не может быть достигнуть иным способом, кроме воспитательного процесса.

«…способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа»

Для выполнения этого требования, прежде всего, необходимо установить, какими способностями обладает конкретный член нации. Если этому процессу позволить происходить «естественным» путем – путем проб и ошибок, то подобный поиск будет весьма длительным, наполненным разочарований и без гарантий на успех. Уже сейчас существуют методы определения врожденных предрасположенностей каждого человека и, вполне реально, возможно помочь такому человеку «найти себя» или максимально реализовать свои способности. И это совершенно не означает «диктатуру» общества над индивидуумом. Напротив, это приведет к взаимному удовлетворению обоих сторон.

Процесс воспитания и образования начинается с момента рождения. В раннем детском возрасте, воспитание ложится на плечи родителей и это огромная ответственность. Родители хотят, чтобы их потомки стали счастливыми, то есть успешными людьми. Это биологически заложенное желание. Быть успешным в коммунистическом обществе означает полную интеграцию в это общество и, при этом, сохранение и развитие самого себя как индивидуума – личности. В этот период жизни, влияние окружающих друзей и общества в целом минимально. Таким образом, удовлетворение материальных потребностей каждой семьи, для создания максимально возможных условий для воспитания ребенка, становится важнейшей обязанностью и жизненной необходимостью коммунистического общества для сохранения своей стабильности и обеспечения своего будущего.

При поступлении в школу, в процесс включается социальное окружение и школа, представляющая интересы общества в целом. Одновременно, роль родителей снижается. Кроме того, не все родители будут обладать достаточными навыками, знаниями и личностными возможностями для воспитания полноценного члена коммунистического общества.

Таким образом, роль общества возрастает и, представляется целесообразным, чтобы, начиная с шестого класса, обучение и воспитание происходило в «кадетских» школах. Это становится еще более актуальным при учете гормональных изменений, связанных с процессом биологического созревания человека. В связи с этим фактором, квалифицированная и профессиональная помощь подрастающим детям является вопросом особой важности.

И, наконец, после окончания воспитательно-образовательного периода в школе должен произойти финальный этап интеграции индивидуума с обществом. Представляется, что наиболее эффективным механизмом для этого будет обязательная служба обществу. Для молодых мужчин это будет служба в вооруженных силах страны, для юных женщин и для тех, кто, по объективным причинам, не может выполнять воинские обязанности, это будут другие формы служения обществу. Такими формами может быть работа в медицинских и образовательных учреждениях. Работа в государственных организациях и так далее.

Таким образом, молодые граждане по праву заслужат право избирать и быть избранными, участвовать в принятии важных общественных решений, работать в государственных органах, и так далее.

 

2.4. Деньги

Классическое определение коммунистического общества предполагает: «…отсутствие государстваденег».

С государством мы уже разобрались, теперь давайте разберемся в вопросе о деньгах.

Определение феномена «деньги» можно найти в ссылке17.

В современном мире, без них любимых, и не туда и не сюда…

В одном из онлайн курсов по финансам, в качестве заголовка по теме лекции был поставлен вопрос:

«РАБОЧИЙ ДЕНЬ В РАЮ

Представим себе ситуацию рабочего дня в раю: как сподвигнуть к работе людей, у которых все есть?  Разберемся, какую роль в решении такой задачи играют деньги, и что это говорит нам о нашем обществе.»

 

Можно сделать несколько заключений в отношении феномена «деньги»:

  1. Деньги являются наиболее удобной формой обмена (приобретения) товаров и услуг.
  2. Деньги являются удобной формой для дачи взяток, что является приобретением услуг.
  3. Деньги удобно перемещать, копить и прятать.
  4. Деньги «не пахнут». Иными словами, деньги, приобретенные незаконным путем, по своей обменной способности, ничем не отличаются от денег приобретенных без нарушения законов.
  5. Деньги являются эффективным символом социального статуса.
  6. Деньги являются эффективным инструментом для удовлетворения нематериальных потребностей, например, влияния на общество, достижение власти на другими членами общества, и так далее.
  7. Возможность удовлетворения материальных и нематериальных потребностей посредством денег, является эффективным инструментом мотивации индивидуумов для выполнения задач (деятельности), которые приводят к увеличению количества денег.
  8. Контроль покупательной (обменной) способности денег, является эффективным методом контроля над экономикой страны, принятием политических решений и контроля над индивидуальными членами общества.
  9. Деньги являются эффективным инструментом контроля межгосударственных отношений.

Итак, деньги — это хорошо, а много денег – еще лучше…

Теперь, давайте думать, как достичь положительных результатов, предоставляемых денежной системой и избежать негативных? Когда феномен «деньги» или «денежная система» возник, такой вещи, как компьютеры, базы данных и искусственный интеллект были за пределами даже самых отчаянных мыслителей-фантастов. А сегодня это все есть и стремительно развивается. Ведь не случайно, сама концепция пост-капитализма, основана на доминировании информационных технологий. А информационные технологии и есть ничто иное как использование вычислительной техники для создания и анализа огромных массивов данных (сырой информации), выработку наиболее оптимальных, для достижения поставленной задачи решений (конечная информация), и процесса контроля над выполнением поставленной задачи – тут можно говорить и об искусственном интеллекте.

В коммунистическом обществе не должно быть денег – а как без них. Попробуем решить проблему замены денег в таком обществе:

Деньги являются наиболее удобной формой обмена (приобретения) товаров и услуг.

Поскольку в коммунистическом обществе, труд каждого члена общества, направлен, прежде всего, на удовлетворение потребностей общества в целом, появляется возможность распределения материальных и нематериальных ресурсов общества без присутствия денег. При возможности использования средств и методов информационных технологий, результат трудовой деятельности — вклад каждого члена общества, довольно просто и точно может быть оценен и учтен в базе данных. Таким образом, создается «общественный кредит», который может быть использован таким членом общества, для получения материальных и нематериальных благ. При этом, такие сферы как образование и здравоохранение, выводятся из этой формулы и не зависят от накопленного общественного кредита. Реализуется принцип «от каждого по способности» внесения своего вклада в благополучие общества. Представляется логичным применение «табеля о рангах». То есть, член общества с большими способностями имеет возможность создавать и больший общественный кредит, чем тот у которого меньшие способности. И, поскольку, подобный табель о рангах должен быть предметом обсуждения всем обществом, то возможная «несправедливость распределения потребляемых ресурсов общества» минимизируется. Нет никаких сомнений, что ощущение «несправедливости» будет присутствовать и меняться. По этой причине, табель о рангах и процесс выполнения требования «каждому по потребности» должен постоянно анализироваться, корректироваться и периодически обсуждаться всем обществом.

Деньги являются удобной формой для дачи взяток, что является приобретением услуг.

А вот эта функция денег попросту исчезнет – давать взятки своим общественным кредитом попросту невозможно!

Деньги удобно перемещать, копить и скрывать.

Общественный кредит нет необходимости ни перемещать, ни припрятать. Прежде всего он всегда доступен в любой точке страны и доступен для пользования только тому, кто его создал. Вероятность того, что появятся индивидуумы, пытающиеся воспользоваться чужим кредитом, объективно существует, но эта проблема эффективно решается и сегодня. Кроме того, проведение ревизий, в «оцифрованном» обществе, не представляет собой никакой проблемы.

Деньги «не пахнут». Иными словами, деньги, приобретенные незаконным путем, по своей обменной способности, ничем не отличаются от денег приобретенных без нарушения законов.

Нет денег – нет смысла их приобретения незаконными путями. Приобретение общественного кредита в обход законодательства попросту невозможно и, поэтому, преступная деятельность теряет основу своего существования.

Деньги являются эффективным символом социального статуса.

Деньги могут быть символом социального статуса только и только, потому что в капиталистическом обществе они могут быть обменяны на товары и услуги. Если в обществе, социальный статус его членов определяется их реальным вкладом в это общество, то эта функция денег попросту исчезает за ненадобностью.

Деньги являются эффективным инструментом для удовлетворения нематериальных потребностей, например, влияния на общество, достижение власти на другими членами общества, и так далее.

Список нематериальных потребностей каждого индивидуума уникален и может выражаться в самых разных формах. Такой феномен, как влияние на общество, в коммунистическом обществе, решается естественным путем, поскольку фундаментальным принципом коммунистического общества является участие всех его членов в принятии общественно-важных решений.

А «достижение власти над другими членами общества» вообще теряет смысл.

Такие нематериальные потребности, как духовное развитие, религиозное развитие, учеба, волонтерство и другие альтруистические формы деятельности, должны поддерживаться коммунистическим обществом поскольку это общество и существует для максимального развития его членов.

Возможность удовлетворения материальных и нематериальных потребностей посредством денег, является эффективным инструментом мотивации индивидуумов для выполнения задач (деятельности), которые приводят к увеличению количества денег.

Действительно, как можно мотивировать человека, у которого есть все необходимое, без «кнута» — недостаточное количество денег для удовлетворения своих потребностей, и «пряника» — возможности удовлетворения своих потребностей?

В предлагаемой модели коммунистического общества, удовлетворение индивидуальных потребностей его членов, происходит по формуле «максимально возможное». При этом учитывается вклад каждого члена общества в решение проблем общества. Это участие является основой социального статуса, что и является достаточно эффективной мотивацией. С другой стороны, благосостояние общества в целом и державы, как одной из форм его выражения, является другой и чрезвычайно важной формой мотивации. Например, коммунистическое общество подверглось военной агрессии со стороны западных «коллег». Неизбежно, подобная ситуация приведет к необходимости перераспределения общественных ресурсов и планка «максимально возможное удовлетворение потребностей» перейдет на более низкий уровень. Приведет ли это к снижению мотивации работать? Нет! Появится другая и очень мощная мотивация – предотвратить порабощение, смерть и разруху. Появляется необходимость в жертвовании своего благополучия и даже жизни для защиты Отечества. История показывает, что это происходит именно так.

И еще, естественное стремление человека к саморазвитию и самореализации, которое общество поддерживает и, которое является смыслом его существования, являются мощным мотивирующим стимулом для труда и творчества. Существует множество примеров, когда люди прилагают огромные усилия для достижения самими себе поставленных целей, при этом полностью осознавая, что материального вознаграждения за эти усилия не будет.

Таким образом, нет необходимости в деньгах для мотивации трудиться на благо общества.

Контроль покупательной (обменной) способности денег, является эффективным методом контроля над экономикой страны, принятием политических решений и контроля над индивидуальными членами общества.

В коммунистическом обществе, контроль экономики, принятие политических решений и контроль индивидуальных членов общества имеет своей целью увеличить максимально возможное удовлетворение материальных и нематериальных потребностей членов общества. И причем тут деньги вообще?

Деньги являются эффективным инструментом контроля межгосударственных отношений.

Прежде всего, коммунистическое общество должно быть в достаточной мере самодостаточным. В этом случае, необходимость в государственных займах существенно снижается. Возможно достижение такого момента, когда такая необходимость вообще исчезнет. А, поскольку, только в коммунистическом обществе возможно максимальное раскрытие индивидуальных талантов и способностей, то динамика развития общества в науке, инженерии, медицине, искусстве и во всех других областях будет происходить с нарастающей скоростью. Таким образом, потребность в импорте товаров и технологий будет неизбежно снижаться и, в конце концов, исчезнет.

С другой стороны, пока такого исчезновения импорта не произойдет, будут появляться необходимости в приобретении зарубежных технологий (патентов), зарубежного оборудования и т.д. Или, к примеру, член коммунистического общества хочет поехать в страну, в которой обмен на товары и услуги, осуществляется посредством денег. В этих случаях и во многих других, необходимо наличие валютных резервов, которые могут создаваться в результате международной торговли. Но подобные денежные средства должны быть в исключительном распоряжении государства и не использоваться в качестве инструмента доступа к общественным благам внутри коммунистического общества.

Выше приведенный анализ позволяет сделать вывод, что в коммунистическом обществе необходимость в обменном инструменте «деньги» практически отсутствует.

 

2.5. Равенство и социальная справедливость

«Коммунизм – это общественный строй с … полным социальным равенством всех членов общества…»

Википедия приводит определение феномену «социальное равенство»18.

Приведенная формулировка достаточно полно описывает феномен «социального равенства». С учетом ранее приведенного анализа, можно заключить, что принцип «социального равенства» автоматически выполняется в коммунистическом обществе. Тем не менее, было бы целесообразным рассмотреть некоторые аспекты социального равенства:

«право на участие в выборах, правила определения лидеров, права и обязанности лидеров»

В предлагаемой модели коммунистического общества, право на участие в выборах и, в самом общем случае, право участия в процессе принятия значимых общественных решений, должно базироваться на доказанной квалификации участника или участников этого процесса в принятии подобных решений. Именно поэтому – для формирования ответственного члена коммунистического общества, в разделе предлагалось не только проводить воспитательно-образовательную работу подростков в форме кадетских школ, но обязательную службу обществу для всех без исключения. Это обеспечит гарантию, что поколение, вступающее в реальную общественную жизнь, будет обладать всем спектром общественного сознания и заслужит право принятия общественно-значимых решений.

«Социальное равенство — … как экономический подход рассматривает процесс распределения благ: право на работу, распределение ресурсов, равенство возможностей

«Равенство возможностей» обеспечивается фундаментальной целью коммунистического общества по максимальному развитию индивидуальных способностей каждого члена общества. Совершенно бесспорно, что все люди имеют свой уникальный набор способностей и талантов. Кто-то имеет талант стать великим ученым, врачом, инженером или музыкантом. Кто-то не имеет таких талантов. В мире нет людей с полным отсутствием талантов, но мир полон людей, чьи таланты не смогли раскрыться. И только в коммунистическом обществе возможна реализация принципа равенства возможностей.

Право на работу не является «благом», как утверждается в приведенной цитате. В коммунистическом обществе, труд на благо общества является принципиальным условием самого существования такого общества. Тем не менее, право на выбор своей профессии, и является признаком социального равенства.

Распределение общественных ресурсов, основанное на принципе максимально возможного удовлетворения материальных и нематериальных потребностей членов коммунистического общества, является ничем иным, как реализацией принципа социальной справедливости.

 

2.6. «От каждого по возможности»

Безусловно, суть принципа «от каждого по возможности» должна быть рассмотрена и сформулирована до рассуждений о принципе «каждому по потребности». В дополнение, эта фраза имеет подразумеваемый контекст и будет рационально ее несколько изменить: «вклад каждого члена коммунистического общества в благосостояние общества в целом, должен осуществляться по индивидуальным способностям такого члена общества».

С таким фактом, что все люди имеют свой уникальный набор возможностей при своем уникальном наборе способностей, согласится подавляющее большинство читающих эти строки. Если вдуматься в саму декларацию «от каждого по возможности», то неизбежно возникнет множество вопросов о том, как этот принцип вообще можно реализовать?

Прежде всего, необходимо разобраться с терминологией. «Возможность» — что это? В современном мире есть возможность полететь в космос. Но, может ли каждый желающий воспользоваться такой возможностью? Очевидно, что нет. Почему? По множеству самых разных причин – для человека, живущего в Сомали и страстно желающий стать космонавтом, вероятность осуществления такой возможности исчезающе мала. А если у такого человека еще и проблемы с здоровьем, то такой возможности вообще не существует. Это гротескная иллюстрация.

Определение феномена «Возможность» может быть найдена в ссылках19,20.

Итак, «возможность» — это цель, имеющая важное значение для человека или для общества, и в самом широком смысле этого слова, имеющая принципиальное качество – реализуемость. Если «возможность» не реализуема, то это, попросту идея или что-либо другое.

«Способности» определены в ссылках21,22.

Представляется, что определение, приведенное в Википедии, является наиболее приемлемым для дальнейшего обсуждения и, поэтому, имеет смысл их повторить:

«Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.»

С точки зрения коммунистического общества, для его стабильного существования и обеспечения максимально эффективного процесса его развития, необходимо определение «задатков» индивидуума в раннем возрасте с последующим их развитии. Эта задача не может быть решена ничем иным, а только семьей и школой и, что было бы замечательным, церебральным отбором, предлагаемым профессором С.В.Савельевым. Таким образом, наиболее продуктивным методом достижения поставленной цели, представляется алгоритм, описанный выше в разделе «Формирование членов коммунистического общества».

При всей привлекательности и значимости развития индивидуальных способностей индивидуума, вполне вероятны конфликтные ситуации, когда способности человека не будут соответствовать объективному спектру возможностей, существующим в обществе в данный момент. А также, когда общество имеет необходимости в определенных сферах своего существования более высокого приоритета для общества в целом.

Давайте представим себе гипотетический процесс: малыш пошел в детский садик. С помощью научно обоснованных методов, например, церебрального отбора, который убедительно пропагандирует российский ученый Сергей Вячеславович Савельев, обнаруживается, что у этого малыша, имеется выраженный спектр способностей: музыкальные, математические, литературные (по нисходящей). Это означает, что если дальнейшее развитие ребенка будет происходить с упором на его музыкальные способности, то возможность его максимального раскрытия своего таланта будет высока.

И тут возникает проблема потребности общества, в данный период его существования, в увеличении своего (общества) научного потенциала. Таким образом, с точки зрения общества, следует развивать математические способности ребенка. Конфликт очевиден: обществу нужен математик больше чем музыкант. Значит ли это, что музыкальные способности ребенка теряют свою значимость? Нет. Эти способности также должны развиваться и в результате, когда ребенок станет взрослым, он будет получать удовлетворение от этого своего дара. Но, поскольку, и процесс создания музыканта высокого уровня, и процесс создания математика высокого уровня являются чрезвычайно трудоемкими и требуют посвященности в течении многих лет, главный упор должен быть сделан на создание максимально эффективного члена коммунистического общества, в котором общество нуждается, то есть математика. Таким образом, принцип «от каждого по возможности» будет удовлетворен и, с целью обеспечения точности, должен быть сформулирован как: «от каждого по его возможности максимального вклада в общество».

 

2.7. «Каждому по потребности»

Итак, принцип «от каждого по его возможности максимального вклада в общество» отражает обязательство индивидуума перед обществом. Принцип «каждому по потребности» является ничем иным, как обязательством общества перед его членами.

Следуя уже сложившемуся стилю анализа, приведем ссылку на определение этого понятия23.

Итак, в общем, человеческие потребности можно разделить на две части – материальные и духовные.

Начнем с материальных:

Удовлетворение базовых потребностей – пища, кров, и возможность воспроизводства, являются важной функцией любого общества и государства. Это ничто иное как удовлетворение биологических потребностей и, в коммунистическом обществе, это будет безусловно обеспечиваться. При этом, удовлетворение базовых материальных потребностей членов общества, должно происходить с учетом обеспечения динамики развития коммунистического общества и создания благоприятных условий для самореализации своих членов и их счастливой жизни. Это является определяющим фактором в формировании «базового уровня обеспечения потребностей».

В то же время, у каждого индивидуума и у каждой семьи, есть и будут свои потребности и их обоснование. Например – для женщин, желание хорошо выглядеть, иметь нарядную одежду и украшения является совершенно естественной потребностью. У мужчин, желание иметь машину или катер, а может быть и маленький самолет, чтобы наслаждаться чувством полета, тоже совершенно естественная потребность. И таких естественных потребностей у всех, включая детей и подростков ровно столько же сколько людей живет в данном обществе.

Складывается впечатление, что модель коммунизма по Марксу, попросту не рассматривала этот вопрос. Поэтому она и была утопией. Во времена социализма, предполагалось воспитание членов общества в плане «разумных и умеренных потребностей». Ну да, когда найти более-менее приличную обувь или одежду для рядовых членов общества представляет собой проблему, а люди, дружно ведущие их к счастливому коммунистическому будущему, удовлетворяют свои материальные потребности в специальных распределителях, то весь процесс создания полноценного члена коммунистического общества переходит в разряд утопии.

Такая религия как Буддизм, учит довольствоваться тем, что тебе действительно необходимо. Это прекрасно. Но, это прекрасно только тогда, когда у человека есть возможность выбора…

 

Таким образом возникает гигантский вопрос: КАК УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИНЦИП «КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТИ»? Без разрешения этого, никакая модель коммунистического общества попросту не реализуема!

Очевидно, что разрешение этого вопроса невозможно без формулировки связей принципа «каждому по потребности» с другими аспектами модели коммунистического общества:

  • Какая связь между принципом «каждому по потребностям» с принципом «от каждого по возможности»?
  • Какая связь принципа «каждому по потребности» и принципа «социальное равенство»?
  • Какая связь принципа «каждому по потребности» с существующими и будущими потребностями общества в целом?
  • Какая связь принципа «каждому по потребности», существующими и будущими возможностями общества в целом удовлетворить эти потребности?

 

2.7.1. Связь между принципом «каждому по потребностям» с принципом «от каждого по возможности».

В своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР», Иосиф Виссарионович Сталин пишет:

«Марксизм понимает законы науки, – все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, – как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их.

Тем более они не могут сформировать или создать новые законы науки. Марксизм понимает законы науки, – все равно идет ли речь о законах естествознания или о законах политической экономии, – как отражение объективных процессов, происходящих независимо от воли людей. Люди могут открыть эти законы, познать их, изучить их, учитывать их в своих действиях, использовать их в интересах общества, но они не могут изменить или отменить их.

Тем более они не могут сформировать или создать новые законы науки.»

 

Таким образом, нет ни необходимости, ни возможности создавать новые экономические законы и для создания модели коммунистического общества достаточно и необходимо использовать уже существующие экономические законы. В применении этого поставленному вопросу, «от каждого по способности» вклад в экономику общества, должен превосходить «каждому по потребности», и чем больше, тем лучше для обоих сторон – и члена общества и общества в целом. Таким образом обеспечивается и поступательное развитие общества во всех его аспектах, и максимально возможное удовлетворение принципа «каждому по потребности».

С другой стороны, а как быть с теми, кто только входит в активный период своей жизни или находится в периоде подготовки к этому и еще не в состоянии делать существенный вклад в общество? Если рассматривать подобную ситуацию как инвестирование общества в свое собственное развитие, то автоматически оправдывается необходимость базового обеспечения потребностей членов общества.

Или другая ситуация – у какого-либо человека нет ярко выраженных талантов и его вклад в общество будет ограничен. Или наоборот – человек талантлив, но ленив…Что делать в таком случае? Максимально возможное удовлетворение потребностей должно находиться в какой-то зависимости от вклада члена общества в благосостояние самого общества. Причем, в интересах общества чтобы каждый из его членов был максимально эффективен. И такой механизм удовлетворения и материальных и нематериальных потребностей может быть создан.

И в прошлом, и в настоящем, механизм удовлетворения потребностей базируется, исключительно, на количестве денег в распоряжении человека. И этот механизм недостаточно эффективен – тут не о чем спорить. В предлагаемой модели коммунистического общества, удовлетворение потребностей его членов, диктуется и осуществляется самим обществом. Было ли такое в истории? Да. Это были первобытные сообщества. Возможно ли это в современных условиях? Безусловно. Просто нужно правильно сформулировать задачу и начать над этим работать.

 

2.7.2. Связь принципа «каждому по потребности» и принципа «социальное равенство»

Давайте рассмотрим ситуацию: два члена коммунистического общества. Один из них – президент страны, другой водитель грузовика. Президент страны отвечает за решение наиболее важных внешне и внутренних политических, экономических, социальных и многих других стратегических проблем общества. Не может вызывать сомнения, что нагрузка на такой должности чрезвычайно велика.

 

Другой член общества – водитель грузовика, в гипотетических условиях, может работать, то есть вносить свой вклад в материальную базу общества, скажем четыре часа в день, при пятидневной рабочей неделе. При этом, у президента есть и просторный особняк, личный шофер, охрана и обслуживающий персонал. А у водителя, есть несравнимо меньшее жилое пространство, свою личную машину он должен водить сам и никакого обслуживающего персонала. Но. У водителя есть время, которое он может использовать по своему усмотрению. А вот президент, имеет намного меньше такого времени – для него это становится «предметом роскоши» …

 

Вопрос: может ли такая ситуация стать «социальным НЕравенством»?

Если вспомнить определение «социального равенства». То становится очевидным, что этот феномен имеет смысл и может распространяться на достаточно узкую область функционирования общества. Выполняется ли этот принцип в случае предоставления возможности к образованию, здравоохранению, то есть к ресурсам общества необходимым для максимального раскрытия индивидуальных возможностей индивидуума? В коммунистическом обществе – да. А вот реализация этих возможностей, прежде всего зависит от самого индивидуума и его врожденных способностей и талантов. Общество, в добавок к обеспечению доступа к своим, общественным ресурсам, еще и помогает индивидууму найти свои естественные возможности. При совпадении способностей индивидуума с необходимостями общества, возникает естественный и взаимно-продуктивный симбиоз человек-общество. И, при таком симбиозе, поверхностная неопределенность принципа «каждому по потребности» приобретает достаточную «очерченность» и нарушения принципа «социальное равенства» не происходит.

 

2.7.3 Связь принципа «каждому по потребности» с существующими и будущими потребностями общества в целом

Из выше приведенных рассуждений, становится очевидным, что общество построенное и живущее в рамках эффективной и реализуемой модели коммунизма, можно охарактеризовать как наиболее эффективный симбиоз человека и общества. Таким образом, интересы общества в целом становятся неотделимы от индивидуальных интересов его членов. Подобное общество будет способно осуществлять наиболее грандиозные проекты, требующие гигантские ресурсы. И, поскольку, подобные проекты направлены на повышение материального и духовного благосостояния общества, то и возможность удовлетворения потребностей членов общества будет возрастать.

 

3. Заключение

Совершенно очевидно, что описать даже основные аспекты, которым должна удовлетворять реализуемая модель коммунистического общества в рамках статью и даже книги невозможно. Да и цель этой статью не произвести «указания». Цель этой статьи — это побудить людей к размышлениям – в каком обществе они бы хотели жить сегодня и завтра. Научные и технические ресурсы человеческой цивилизации уже сегодня позволяют создание коммунистического общества. Проблема сводится к тому, что стоит выйти из ограничений шаблонов предыдущей истории и современной обыденности. Великие свершения во всей истории цивилизации начинались с идеи, с мечты. Может именно это и стоит сделать?

 

Ссылки:

  1. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2021/01/28/855849-rosstat-otsenil-padenie-realnih-raspolagaemih-dohodov-naseleniya
  2. https://w.histrf.ru/articles/article/show/kommunizm
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
  4. https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Счастье
  6. https://www.knigikratko.ru/articles/dalaj-lama-o-schaste-prostoj-otvet-na-slozhnyj-vopros
  7. https://bigenc.ru/ethnology/text/2253708
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  10. https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE
  13. https://resh.edu.ru/subject/lesson/6145/conspect/212803/
  14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0
  15. https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B0
  16. https://w.histrf.ru/articles/article/show/kommunizm
  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B3%D0%B8
  18. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
  19. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  20. https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
  21. https://www.psychologies.ru/glossary/17/sposobnosti/
  22. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
  23. https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

 

 

Источник

Поделиться

1 комментарий

  • Ответить

    Цитат: "Альтернативой капиталистической системе является ничто иное, а коммунизм. Но не марксистский коммунизм. Коммунизм Карла Маркса, это анти-капитализм, и он доказал свою утопичность, то есть недостижимость. Фундаментальным фактором его несостоятельности является игнорирование «человеческого фактора»".
    Мне приходится постоянно читать статьи на тему общественного устройства, где приводятся ссылки на учение Маркса в уничижительном тоне. Дескать, учение его утопично или полностью изжило себя в современных реалиях. Чтобы понять, о чём писал Маркс, надо вдумчиво изучить всю историю философии до него, а также экономику и политику. Только после этого можно соглашаться с ним в чём-то или не соглашаться. Лично у меня складывается впечатление, что после Маркса с его творчеством добросовестно и в полной мере познакомились всего несколько человек, а остальные просто спекулируют на этой теме. Чтобы критиковать что-то, надо как минимум знать предмет критики, а не получать о нём отрывочные и поверхностные знания из вторых и третьих рук. Перед тем как описывать образ коммунистического общества, надо  проанализировать и описать переход к нему, учитывая при этом природу человека и человечества. Как должен быть устроен социализм и осуществлён переход к нему из капиталистического общества - вот что является главной задачей для теоретиков коммунизм! Именно на этом переходе советский социализм потерпел сокрушительное поражение. Если такой переход будет осуществлён в будущем, то потомки наши, которые будут знать об обществе значительно больше, чем мы знаем, сами разберутся с коммунистическим устройством общества.         

Ответить Сергей Бахматов Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *