Н.Сомин. НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ ПО ПОВОДУ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА

09111a227e5ac4908bf2cbe4e465b11b

 

У понатия  «христианский социализм» трудная судьба. В XX веке его на дух не принимала ни одна значимая социальная сила.

В устах деятелей официальной Церкви христианский социализм – это «контрадикцио ин адъекто», противоречие в определении. Так, для о. Валентина Свенцицкого он «такая же бессмыслица, как сухая во­да или мокрый огонь» [1], для протоиерея Иоанна Восторгова, ныне канонизированного в чине священномучеников, это «противо­естественное сочетание понятий» [2], для архиепископа Илариона (Троицкого), тоже священномученика, это «внутреннее противоречие» [3], для обер-прокурора Синода В.К. Саблера это словосочетание заключает «в одном наименовании два враждебные взаимоисключающие понятия» [4]. Столь суровые суждения этих православных авторитетов объясняются не только атеистичностью современного им социализма, но и пониманием христианства как исключительно религии личного спасения, для которого общественное устройство не имеет значения.

Коммунисты также относились к христианскому социализму резко отрицательно. Но уже из-за слова «христианский», поскольку религия, как хорошо известно, «вид духовной сивухи». Нет, строить социализм надо не на основе иллюзорного сознания, а по-научному, четко выявляя классового врага. И такой подход они подтверждали делом, расстреливая священников и взрывая храмы.

Тем более неприемлем христианский социализм для представителей экономического либерализма, для которых оба образующих понятия – и христианство и социализм — по сути дела совершенно чужды.

Однако, никакого противоречия термин «христианский социализм» не содержит. Христианство – универсальная истина, а потому она неизбежно распространяется и на сферу общественных отношений. И церковное предание недвусмысленно говорит, что подлинно христианское общество  — это общество с общим имуществом. Очень красиво об этом повествуют Деяния Апостольские: первое, что сделали апостолы после принятия Духа Святого в Пятидесятницу, это  — организовали в Иерусалиме общину, где «У множества же верующих было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все было у них общее» (Деян.4,32). Реализованный там коммунизм нужно рассматривать как одно из ярчайших проявлений христианского социализма. Великий святитель Иоанн Златоуст в IV в. утверждал, что  общественная собственность выше частной, и она лучше соответствует природе человека. Более того, Златоуст прямо с амвона призывал своих прихожан последовать примеру иерусалимских первохристиан. Наконец, Церковь, всегда считала монашеское житие высшим образом христианской жизни. Но ведь в общежительных монастырях неизменной нормой является общность имуществ. По латыни монастырь даже звучит как «коммуна».

С другой стороны, необходимо актуализировать мысль Сергея Николаевича Булгакова об устойчивости только религиозного социализма. Действительно, социализм  чисто рациональный быстро разваливается. Причины этого тривиальны и лежат в сфере трудовой мотивации. Вот при капитализме все ясно: господство частной собственности заставляет людей работать себе в карман, а заработанное тут же вкладывать, дабы поучить прибыль на капитал. Однако, при социализме подобная гонка за богатством практически невозможна из-за общественной собственности на средства производства. А с точки зрения рационально-индивидуалистической  интенсивно работать на общество невыгодно, ибо усилия размазываются по всему социальному пространству, и отдача не адекватна усилиям. Иначе говоря, рациональный социализм не дает должных стимулов к труду.

Однако в религиозном социализме все не так. Верующий человек трудится не ради наживы, и даже не ради благополучно-безбедной жизни, а ради высшей идеи. И такой стимул к труду оказывается очень сильным – сильнее даже  соблазна разбогатеть. Собственно, этот вывод подтверждает наша недавняя история. Социальной философией давно выяснено, что марксизм является  своего рода религией, которая ставит перед человеком высшую цель – построение совершенного общества, коммунизма. Нет нужды долго доказывать, что это не подлинная религия, а ее суррогат, подделка, которая вела человека не к Богу, а к земному благополучию. Такая псевдорелигия Богом не поддерживается, а потому срок ее жизни короток. Уже в 60-х годах идея выдохлась, стала официозом, и, несмотря на налаженную жизнь, начался необратимый распад советской цивилизации. И тем не менее эта «религия» двигала людьми, так что успехи сталинского периода обусловлены вовсе не одними репрессиями (как это пытаются сейчас представить), а прежде всего верой людей в возможность достижения высшей цели, тем более, что  страна реально двигалась в этом направлении.

Таким образом, пути к христианскому социализму ведут с обеих сторон – и христианской, и социалистической.

Теперь попытаемся поточнее обрисовать содержание самого термина «христианский социализм». Он возник во Франции в середине XIX в., а в Англии образовалась группа английских религиозных деятелей (о. Чарльз Кингсли, о. Фредерик Моррис, Джон Людлоу), которая в середине XIX века активно агитировала рабочих в духе христианского социализма [5]. Однако, их призывы столкнулись со стойкой приверженностью общества к частной собственности. И тогда они снижают планку, превращая христианский социализм в лингвистически близкое, но семантически отличное – социальное христианство, которое направляет усилия христиан на улучшение быта рабочих без покушения на существующий общественный строй.

Но каково же подлинное понимание христианского социализма? Думается, что это способ социального бытия христианской общины. Христиане должны на земле жить по-христиански, причем по христиански должна быть организована и трудовая сфера. И христианский социализм – способ такого жития для церковных общин, которые одновременно становятся и трудовыми предприятиями. Кроме того, необходимы объединения таких трудовых общин вплоть до христианского государства.

Вообще, социализм — прежде всего моральный феномен, а уже во вторую очередь – экономический. Поэтому в основе христианского социализма лежит христианская любовь, любовь к Богу и ближнему. Каждый служит всем остальным. Христианский социализм вырастает из любви и является той формой, в которой она сохраняется наилучшим образом. Я решаюсь здесь говорить о христианской любви – казалось бы совсем не экономическом понятии. Ибо справедливость, в том числе и экономическая, без любви недостижима. Без высокой нравственности любое, даже самое прекрасное устроение общества к цели не приведет – его людской эгоизм найдет способ обратить в ад.

Но и об организации общества забывать нельзя. Ибо любовь трудна. Жить по принципу «люби ближнего как самого себя» – тяжело для падшего человека, привыкшего тянуть к себе. Одной церковной работой над душами здесь не обойтись. Помочь ее должна умная организация общины. Неудачные же принципы организации быстро загубят нежные ростки любви.

Производство материальных благ должно определяться принципом «от каждого по способностям». При христианском социализме работают не ради наживы и даже не ради хлеба насущного, но ради Бога и ближнего. Распределение регулируется принципом «каждому пропорционально его нуждам». Больше получает самый нуждающийся.

Решающее значение приобретает стабильность  того социального строя, который поддерживается в общине. Для этого должны быть обеспечены с одной стороны – определенное обособление от капиталистического мира, а с другой – нивелирование тоталитарных тенденций, в частности – возможность свободного выхода из общины. Важнейшую роль должна играть Церковь, в задачу которой входит не только воспитание людей в духе любви и братолюбия, но и организационная поддержка  трудовых общин.

Конечно, многие скривят саркастическую усмешку – мол, утопия, да и только.  Думается, что все же это не так. Христианский социализм – не утопия, а христианский идеал. По сути дела – это заповедь Христова об устроении социальной сферы. В своей существенной части он по плечу даже  падшему человечеству.  И история это не раз доказывала. Так, в слабой форме христианско-социалистическим образованием можно считать русскую крестьянскую общину. В России были и очень продвинутые примеры христианского социализма, например, Крестовоздвиженское Трудовое Братство, созданное Н.Н. Неплюевым [6]. Но и в нереализованном виде, как идея, он имеет огромное значение: как идеал подлинный, он служит достоверной социологической мерой. По степени близости к христианскому социализму, или удаленности от него можно точно судить о качестве того или иного общественного строя.

Напоследок, хотелось бы обсудить проблему христианской экономики. Ныне Церковь связывает свои надежды с православным предпринимательством. Однако должно заметить, что такой «христианский капитализм» как раз и есть противоречие в определении, ибо принципы капитализма совершенно противоречат христианству – они ориентированы на успех эгоизма и страсти к деньгам. А если в рамках капитализма и возможно проявление христианской любви, то лишь вопреки ему, и только потому, что у нас в России капитализм пока слаб и не может полностью контролировать сознание людей. Пока не может.

Только христианский социализм является подлинной проекцией христианства на социальную сферу. Подлинной, но,  повторим – трудной. Николай Бердяев говорил, что атеистический коммунизм построить гораздо легче, чем коммунизм христианский, ибо последний не может отказаться от свободы человека [7]. И тем не менее в советское время мы были ближе к нему, чем теперь. Сейчас даже сами слова «христианский социализм» выговариваются с трудом – настолько далеко современное общество от него. Что нужно, чтобы христианский социализм стал реальной силой? Нужно, прежде всего, изменение отношения к нему со стороны православной Церкви, которая по-прежнему, увы, руководствуется доктриной приспособления к существующему строю. Нужна активная церковная работа по созданию локальных производственно-потребительских общин. Нужен переход к православной государственности. Наконец, нужна организация обороны от врагов России, которые, безусловно, сделают все, чтобы загубить на корню даже ростки христианского социализма. Так что проблем хоть отбавляй.

Однако не будем отчаиваться. Крепнет уверенность, что христианский социализм – составная часть русской идеи. Россия уже дважды приближалась к нему: сначала со стороны христианства, став православной Империи, а затем — в советский период – со стороны социализма. Осуществить синтез пока не удалось. Но историю «нам не дано предугадать». Кто знает, может быть, вопреки всему, именно России XXI века суждено, пусть не полностью,  осуществить этот прекрасный идеал человечества.

 

Литература

1. Свящ.  Валентин Свенцицкий.  Письма о социализме. //Церковные ведомости, издаваемые при Временном Высшем Управлении на Юго-Востоке России. N 6, 15 ноября 1919 г.

2. Прот. И. Восторгов. Христианский социализм. Полн. собр. соч., т. 5, ч. 1, М., 1913 — с. 148.

3. Еп.  Иларион Троицкий. Христианство и социализм (на совре­менные темы). // «Христианин», 1910, N 1. — с. 83.

4. В. Саблер. О мирной борьбе с социализмом. СПб, 1907. — с. III.

5. Новиченко. И.Ю. Чарльз Кингсли и английский христианский социализм середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 296 с.

6. Н.Н. Неплюев. Краткие сведения о Православном Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве. Издание Трудового Братства. Чернигов. 1905. – 80 с.

7. Бердяев Н. А. Правда и ложь коммунизма.//Путь, №30, октябрь, 1931 г. – с. 6.

 

2003.

 

Из книги «Православный социализм как русская идея»

 

Поделиться

Комментарии (5)

  • Cttepan

    30 дек 2014

    Ответить

    Автор в начале статьи отмечает: "В устах деятелей официальной Церкви христианский социализм – это «контрадикцио ин адъекто», противоречие в определении."    Ниже автор не соглашается с точкой зрения Церкви и выдает:  "Однако, никакого противоречия термин «христианский социализм» не содержит."    Раскроем точку зрения Церкви, о каком противоречии идет речь. 

    Для этого   понятие  «христианский социализм»  надо разъединить  на составляющие:  «социализм» и «христианство», из которого образован признак «христианский».  Сначала анализируем, раскрываем содержание понятия «социализм», т.е. находим его  существенный (родовой) признак.   Социализм – общество (формация), в котором способ производства материальных благ основан на общественной (государственной) собственности на средства производства.  Или:  социализм – способ производства на основе общественной (государственной)  собственности на средства производства.  Получилось родовое понятие «социализм», имеющее родовой признак.  Отсюда можно образовывать видовые понятия:  социализм утопический, социализм научный, социализм развитой, социализм административно-командный и т.д. Каждое видовое понятие имеет родовой признак социализма (способ производства при общественной собственности) с добавлением видообразующего признака. Например: социализм научный – теоретическое учение, которое обосновывает  возникновение и развитие общества на основе  общественной (государственной) собственности на
    средства производства.  Каждому логически НЕ противоречивому видовому понятию можно дать своё  определение.

     
     Теперь сформируем логически противоречивые видовые понятия:  социализм мокрый, социализм симфонический, социализм морозный, социализм космический и здесь же социализм христианский.    Их абсурдность бьёт по глазам.  Попытки сформулировать определения для этих видовых понятий обречены на провал, если только это не в Палате №6 происходит.  Тут что угодно сформулируют.  Нестыковка понятий объясняется тем,  что понятие «социализм» с терминами мокрый, симфонический, космический, христианский относятся (в логике) к типу НЕСРАВНИМЫХ понятий.  У них нет ни одного общего признака по которому их можно было бы сравнить.  В этом  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ   в определении.

              Теперь к понятию «христианство».  Это одна из трех наибольших религий мира.  Имеет три ветви: православие, католицизм, протестантизм. Первоначально христианство зародилось в Iвеке нашей эры в Палестине (восточная провинция Римской империи) как религия угнетенных.  Главный источник вероучения – Священное писание (Новый завет).  Теперь вопросы к понятию «христианский социализм»:  какая связь между способом производства (социализмом) и религиозным учением???  Причем необходимо уточнить  какое христианство: католическое, православное или протестантское употребляется в понятии «христианский социализм»???  Или это еще НЕ разделенное катакомбное раннее христианство???   Следуя абсурдной логике понятия «христианский социализм» можно сочинить:  православный социализм, протестантский социализм, католический социализм или православное производство стали, католическое производство стали,  иудейское производство стали и т.п. бессмыслицы.

    Вывод.  Понятие «христианский социализм» является бессмысленным сочетанием слов.  Богословы абсолютно правы – абсурд в определении. С точки зрения формальной логики понятия «христианство» и «социализм» относятся к типу несравнимых понятий, т.е. у них нет ни одного общего признака. Особенно если учесть, что эти понятия разделены временем в 2000 лет.  Если сопоставить христианство с тем способом производства материальных благ, который существовал в то время, т.е. рабский труд, то связь будет прослеживаться как отношение надстройки с соответствующим базисом, ибо все религии относятся к надстроечным (духовным) отношениям.  Удачи автору в ПОНИМАНИИ  противоречия в определении "христианский социализм"!!!

     

  • forester

    17 янв 2015

    Ответить

    Cteppan,у.  Сколько н говори:"Халва, халва",- во рту слаще не станет.
    Провозгласили Вы, что противоречит социализм христианству... Ну а в чём конкретно? Разве Христос делит людей на богатых и бедных? 
    Христос собирает души людей и делает их братьями. Собор и социализм - ищите отличия, что поможет в понимании православного социализма. 
       Критически относясь к позиции Л.Н.Толстого о Православной Церкви, нельзя не признать некоторых важных аспектов его критики. А именно, что политика(!) церковных деятелей направлена против Учения Христова, на закабаление тел и душ человеческих, обусловленное стремлением к мирским, бесовским удовольствия.
       Выйти из бесовского тупика, в котором находится сейчас человечество, может быть только на осознании своего братства перед Богом. Что и есть Православный Социализм.
     

    • Cttepan

      01 мар 2015

      Ответить

      Форестеру.   Когда вы пишите:   "Выйти из бесовского тупика, в котором находится сейчас человечество, может быть только на осознании своего братства перед Богом",  то это означает, что ваше понимание мира находится на уровне тех слонов, которые держат на себе  плоскую Землю.  Поэтому всё что я написал - темный лес для вас. Не в коня корм - говорят в народе.  Вы, наверно, в церковно-приходской школе  обучались???

      • Николай

        06 авг 2015

        Ответить

        "Возлюби Бога и делай что хочешь" Св. блаженный Августин. "Возлюби Бога" - это "христианский"(православный), "делай что хочешь" - это социализм. 
        "Не в коня корм - говорят в народе". Еще в народе говорят: "Когда человеку 17 лет - он знает всё. Если человеку 27-мь и он знает всё значит ему все еще 17-ть". Учитесь, юноша, познавайте мир. Он гораздо шире чем вам кажется.

  • андрей

    12 окт 2015

    Ответить

    Сегодняшнее капиталистическое состояние России – это время небывалого упадка нравственности.
    О значении нравственности, и прежде всего христианской нравственности, для возрождения новой России неоднократно в своих статьях говорили многие христианские социалисты. Не исключением является и статья Н. Сомина «Несколько мыслей по поводу христианского социализма».
    (Н. Сомин) «Без высокой нравственности любое, даже самое прекрасное устроение общества к цели не приведет – его людской эгоизм найдет способ обратить все в ад» - говорит в ней Н. Сомин.
    Если в советское время за воспитание и сохранение нравственности в душах людей отвечали многие общественные институты, начиная с самого раннего детства: детсады, школы (с такими общественными объединениями, как: октябрята, пионеры, комсомольцы), ПТУ, техникумы, институты и университеты, да и сами производственные коллективы, в которых протекала большая часть жизни человека, то сегодня эту функцию никто не выполняет. Более того, сама идеология советского социалистического строя с главным лозунгом «справедливости, равенства, братства» стояла на защите нравственности, порицая эгоистические и индивидуалистические устремления и хотения советских людей. Сохранению нравственности способствовали и такие с позиции наших современных либералов «авторитарные и тоталитарные» меры, как железный занавес и цензура на телевидении и в СМИ.
    Было ли это плохо?
    С позиции безбожного атеизма, в состоянии которого находилось подавляющее большинство наших людей, некоторыми из наших людей это воспринималось как ущемление свободы и расценивалось как зло.
    С позиции же христианства это было огромное благо для наших человеческих душ, так как «справедливость, равенство, братство» - это социальное, общественное выражение главной заповеди Христа «любви к ближнему своему, как к самому себе». Будучи светским, а не христианским государством, СССР в своей идеологии  стояла на страже базовых основ христианской нравственности. Ограничение множества индивидуалистических и эгоистических похотений и свобод безбожного советского человека, отягощенного как любой человек смертными грехами, но не осознающего их наличия в своей душе в результате безбожной гордыни – оказалось высшей мудростью Советского государства.
    Сегодня в России господствует «западная культура» и идеология эгоизма. Причем, как в светском мире, так и в православной Церкви. Причем в Церкви, которая по своей функции как раз таки и должна бы была стать единственной преградой в повсеместном распространении людского эгоизма и корысти, в тотальном попрании нравственности, так как все капиталистические государственные институты как раз работают на ее разрушение.
    Но, что же наша Церковь?
    (Н. Сомин) «Ныне Церковь связывает свои надежды с православным предпринимательством. Однако должно заметить, что такой «христианский капитализм» как раз и есть противоречие в определении, ибо принципы капитализма совершенно противоречат христианству – они ориентированы на успех эгоизма и страсти к деньгам».
    Получается, что Церковь, последний оплот нравственности, причем нравственности высшей – Христовой в захлестнувшей Россию сатанинской «культуре», почему-то молчит.
    Кто-то попытается мне возразить: «Неправда, ведь Церковь в лице верховной иерархии постоянно осуждает навязывание нам нравов ЛГБТ и защищает традиционные семейные ценности, осуждает наркоманию, проституцию, аборты».
     Все – верно. Но, это далеко не все нравственные ценности, тем более христианские. Христианская нравственность много больше, чем только осуждение греха похоти. Ведь молчаливое потворствование Церкви страсти к деньгам – это моральное общественное узаконивание греха сребролюбия и любостяжания, а снисходительное отношение к индивидуалистической «свободе» – эгоизму, это ни что иное как - узаконивание в качестве общественной нормы греха гордости (высокомерия и тщеславия).
    Сегодня к огромному сожалению со стороны Церкви наблюдается не просто снисходительное равнодушное молчаливое потакание в захлестнувших общество грехах, а непосредственное участие в них, одним из примеров которого является «православное предпринимательство».
    Как вообще такое могло стать возможным?
    Для ответа на этот вопрос приведем слова святого отца Феофана Затворника, описывающие процесс искажения Христовых истин и формирования, угодных человеческому эгоизму, новых «нравственных» правил. А также показывающие – какую огромную опасность для общественного мировоззрения может иметь этот процесс.
     Феофан Затворник (Начертание христианского нравоучения): «Еще большему повреждению и искажению подвергается законодательствующая совесть, если встречается с эгоизмом и ему подчиняется. Здесь сначала ее законы перетолковываются, потом извращаются и наконец заменяются совсем иными, самовольными и даже противными законам истинным. Мы охотно верим тому, что любим, и сильно желаем, чтобы истина была на стороне любимого. Поэтому, если случится услышать голос совести с заповедию, противною нашей (эгоистической) склонности, то он имеет для нас меньше убеждения, нежели требования (грешного) сердца. В подобных обстоятельствах тотчас рождается недоумение касательно истинного смысла заповеди, мы спрашиваем с сомнением: да так ли это должно понимать? таково ли требование закона? ко всем ли он идет? идет ли ко мне и моему положению? При этом раздумье дела большей частью только отстраняются, оставляются до другого времени под сомнением; но скоро затем представляются мысли в угоду сердцу, закон перетолковывается, и мы удаляем себя от исполнения его под разными предлогами… Все сие, впрочем, пагубно вполовину, если заходить недалеко, касается частных случаев и притом у одного лица; но долговременная деятельность в одном роде, с перетолкованием смысла закона, доводит до того, что он совсем искажается и в совести, а на место его ставится превратное правило. Оттого считают скупость бережливостью, расточительность — щедростью, гнев — чувством благородного негодования, потворство — снисходительностью, жестокость — ревностью по правде, лесть — гибкостью характера, хитрость — благоразумием, гордость — чувством достоинства. Случись при этом кому-либо обращаться в таком кругу, где помянутые мнения приняты и содержатся как правила, определяющие внешнее поведение человека во всех его положениях, — что (тогда) удивительного, если он сии правила примет за решительное законодательство совести и удовлетворение им станет считать и правым делом, и добродетелью, как, напротив, жизнь или поступки не по ним станет осуждать не языком только, но и чувством совести».
    Вот так истина Божия в душе человека под воздействием его эгоизма постепенно превращается в человеческое заблуждение, которое он в последующем твердо воспринимает за «Божью истину».
    Так формируется заблуждение в душе одного человека, «у одного лица». Но, если какому-либо не заблудшему в истине человеку доведется общаться с небольшим кругом заблудших лиц, то постепенно и он утрачивает правильное понимание истины и совращается с правильного пути. Это – результат влияния мировоззрения окружающей человека социальной среды на его собственное мировоззрение. Это то, о чем неоднократно говорили христианские социалисты – длительное житье христиан при капитализме с его идеологией эгоизма и корысти не только не способствует их спасению, но напротив, полностью закрывает возможность спастись, извращая имевшееся ранее правильное понимание добродетелей в угоду существующих вокруг новых «нравственных» норм. И неизменная Божья нравственность постепенно становится субъективной человеческой моралью.
    Данная цитата Феофана Затворника подтверждает правильность и другого суждения христианских социалистов о том, что христиане не должны быть асоциальными, не должны быть молчаливыми потакателями побеждающего вокруг них капиталистического зла.  Только непосредственное участие христиан в активной защите и отстаивании христианских истин от очередного общественного «нравственного» их искажения является реальным проявлением «любви к ближнему, как к самому себе».
    Таким образом: (Н. Сомин) «Только христианский социализм является подлинной проекцией христианства на социальную сферу»…
    … «Что нужно, чтобы христианский социализм стал реальной силой? Нужно, прежде всего, изменение отношения к нему со стороны православной Церкви, которая по-прежнему, увы, руководствуется доктриной приспособления к существующему строю».
    Но, чтобы изменилось отношение к христианскому социализму православной Церкви, мы христиане (составляющие Церковь) должны начать постигать тайны Божьих истин с помощью нашего помощника - Духа Святого.
    Без этого – никак. Без этого, мы так и будем продолжать соблазняться окружающими нас мирскими эгоизмом и жаждой богатства, при этом будучи уверены, что следуем Иисусовой истине.
    Святой отец IVвека Семион Новый Богослов так наставлял нас в этом вопросе:
    Семион Новый Богослов (слово 49): «…когда вселится в нас Бог и откроет нам Себя заведомо (знательно, осязательно), тогда и мы прозрим к ведению, то есть уразумеем действенно те божественные таинства, которые сокрыты в Божественных Писаниях…
    …Другие же, которые не познали того, о чем мы сказали и не испытали того делом, … и хвалятся лишь знанием и надежду спасения своего полагают в одном изучении Божественного Писания и в том, что знают его на память. Такие по смерти будут осуждены паче тех, кои совсем не слышали Писания, - и особенно те из них, которые, заблуждаясь по неведению, извращают смысл Божественного Писания и толкуют его по похотям своим, желая оправдать самих себя, будто то есть и без точнейшего соблюдения заповедей Божиих можно спастись. Для них недоступна сила Божественных Писаний. - И праведно…
    … Ибо так как они прилепили все чувства свои к суете мирской, пристрастились к обманчивым благам настоящей жизни и омрачились чрез то умом своим, то и не могут вознестись горе, чтоб помышлять о мысленной красоте неизреченных благ Божиих...
    Таковый не может даже и сознать, что он болен
    Так и умирает, несчастный, в страстях, потому что и никогда не доходил до желания избавиться от такого зла. Если бы пожелал, мог бы, так как получил на это силу от Бога. Ибо которые крещены во имя Его, те совлекаются прежнего растления греховного, как ветхой одежды, и облекаются во Христа, обновляясь к жизни по Нему и соделываясь сынами Божиими по благодати…
    Но, братия мои, да не будет и нам быть похожими на тех, которые имеют такую худую славу и находятся в таком жалком состоянии, потому что совсем оземленились и стали как запущенное поле, полное терний. Да будет же нам последовать Христу Господу, за нас умершему, и воскресшему, и вознесшему человеческое естество на небеса, - жить по образу жизни Христа, Который есть для нас образец, и соблюдать заповеди Его, очистившись наперед от скверны греховной посредством покаяния, исповедания грехов, и снова облекшись в светлое одеяние Духа Святого во Христе, Боге нашем»…

Ответить Cttepan Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *