Точка зрения

119079_900Коммунизм как выбор православного народа

konstantin1896

 

На сегодняшний день у нас нет исторически обоснованного и взвешенного взгляда на свое прошлое. Вернее есть некоторое количество зачастую противоположных взглядов на 1917 год и СССР. Один взгляд у светских патриотических граждан, другой у Запада и наших эмигрировавших соотечественников, и третий у нас – рожденных в СССР православных (особенно у заставших поздний период).

Сложно, да, наверное, не совсем честно, говорить за всех, поэтому говорю о своих взглядах. И в данном вопросе есть две вводные, которые изначально конфликтовали в моем сознании:

1) Православный народ испытал в ХХ веке неслыханное насилие, которое до сих пор мы видели только со стороны захватчиков: разрушение храмов, закрытие монастырей, тюрьмы и репрессии, применявшиеся к духовенству и верующим.

2) В результате революционных преобразований возникло мощнейшее государство планеты — СССР, достижения которого неоспоримы (мощная промышленность, наука мирового уровня, достижения во всех областях деятельности, и Победа в невиданной по тяжести войне)

Прежде чем, удалось как-то примирить эти два антагонизма, пришлось осознать один крайне важный момент: две эти конфликтующие данности кровным и неразрывнейшим образом связаны с одним и тем же народом, а не двумя разными – что было бы понятно, и не требовало бы никаких объяснений.

Поясню: Если бы существовал некий православных народ, который угнетали, уничтожали злобные большевики – N1, и некий советский народ, строивший промышленность, поражавший мир своими достижениями, выигравший войну – народ N2, то не было бы никакого вопроса, нужно было бы только определиться с принадлежностью к N1 или N2. Но дело в том, что не было двух разных народов! ….. был исторически единый народ!

Если не так, то кто тогда воевал, строил СССР, если это не тот же самый народ, который составлял Российскую империю, и чтил царя – батюшку, и поднимался в штыки за «Веру Царя и Отечество»? И этот же самый народ строил СССР, и шел на врага в 1941м «за Родину, за Сталина»! Это мой народ, мои предки, мои прадеды и деды.

Проще всего принять какую-то крайнюю точку зрения, то есть как бы стать на сторону придуманного народа N1 или N2. Должен признаться до некоторых пор, я именно так и мыслил (находился в одной из крайностей, довольствуясь понятным и удобным мифом о народе N1 угнетаемым большевиками), но и тогда периодически возникал мировоззренческий конфликт. Например, когда я вспоминал, что трехкомнатную квартиру мы не покупали, а получили бесплатно! или когда весной на улицах дарили цветы ветеранам и звучали звуки песни про праздник «со слезами на глазах».

Даже когда смотрел фильм про Великую отечественную войну, не помню, чтобы хоть на мгновение, хоть на какой-то миг я сопереживал фашистам. Такого просто не может быть, хотя по логике мифа о двух разных народах (N1 – православном угнетаемым большевизмом либо, N2 – советским, никак не связанным с православным большинством Имперской России), «православный угнетаемый сатанинским большевизмом народ» должен с радостью принимать немецкую армию, освобождавшую Россию «от жидов и коммунистов». Но не было такого никогда, и не могло быть, потому что это в принципе невозможно. Народ -то один, и на уровне подкорки, на уровне интуиции, это единство всегда нами всеми ощущается, даже если мы пока сознанием не можем признать это единство.

Синтез состоялся на уровне культурной матрицы народа

Синтез православия и коммунизма уже произошел, но не на уровне теорий, а на уровне культурной матрицы народа. Этот синтез состоялся на духовном уровне русского народа – в сфере его ментальности, и требует лишь своего изложения на бумаге: для начала хоть бы в виде статей, но лучше в форме глубокой проработанной теории.

Повторюсь, в чем я вижу этот синтез

Если мы один и тот же народ, — живший в Российской Царской империи и СССР, — то православный духовный код русского народа, был дополнен советскими великими идеалами, смыслами! Православная ментальность не была искоренена, но была дополнена идеями социальной справедливости, и что самое важное для исторической памяти народа – у нас есть опыт построения такого государства. Пусть не совершенного, но гораздо более приближенного к идеалам справедливости, чем какое-либо другое за всю историю человечества. И сделано это было не кучкой поработителей, а нашим народом.

Социалистическое и Христианское

Я не так долго жил в СССР. Время прожитое при демократах примерно равно времени, которое я прожил при коммунистах. Являюсь искренне верующим, православный. Пришел к вере в сознательном возрасте 30 лет (т.е. вера не является результатом воспитания в семье), жил в СССР, был пионером, пользовался благами социалистического общества, видел людей тогда, и вижу сегодняшнюю деградацию нравов и общественной морали.

Благодаря опыту жизни в Советском Союзе я могу заметить нацеленность на оскотинивание человека. И это не прибавляет в моем сознании плюсов капиталистическому устройству мира, значительно к тому же секуляризированного, то есть, теряющего последние скрепы, удерживавшие мир от скатывания к полной деградации. Советский строй, внешне атеистический, определял своей целью развитие человека, его культурное нравственное воспитание, давая возможность каждому получать высшее образование. Философия капитализма такого развития не предполагает вообще, а искоренение остававшихся христианских парадигм в западной ментальности, грозит превращением человека в мыслящего зверя.

Мне очевидны преимущества коллективизма перед эгоистическим индивидуализмом. Отголосок советского воспитания? И это же преимущество над эгоизмом-индивидуализмом я могу сегодня уверенно обосновать с православных позиций.

Я ценю в людях любовь к ближним, и считаю это большей и высшей ценностью нежели стяжательство, жадность, бессердечность. Это и советское (взаимовыручка, взаимопомощь), и христианское, и исторически глубоко русское («сам погибай, а товарища выручай»).

Я восхищаюсь жертвенностью людей, готовых отдать жизнь – не говоря о благополучии и достатке – за идеалы, за веру, за отечество. И в этом тоже есть созвучие советского и христианского. Интересно, что советские нормы и идеалы в моем случае подготовили почву для христианских (верующим я стал в 30 лет, а советским я был с детства). Хотя конечно, нельзя забывать, что поздний советский период был уже лишен воинственного отношения к вере, которой, впрочем, я тогда еще не знал и не имел.

Не говорю, что Советская система готовила христиан, но я вижу, что в ней были некие глубинные основания, которые позже я стал открывать для себя в православии.

И там и здесь есть необходимость и даже святая обязанность помогать слабым и обездоленным. Это императив христианской идеологии, это же цель строителей справедливого социалистического общества (по крайней мере, на начальном этапе).

Наблюдая в себе все это, и многое другое, я сейчас уверенно говорю о себе, что я советский + православный.

Я не могу отбросить и тем более проклинать достижения СССР, его правды и его высокие идеалы, нашедшие горячий отклик у моего народа: народа Российской империи, Святой Руси, — вдохновлявшие несколько поколений на невиданные подвиги во всех мыслимых и не мыслимых сферах деятельности.

Жертвы

Но не могу не отметить, что были большие жертвы, было страшное и смутное время, грозившее полным уничтожением стране и народу. Был период растерянности, когда враги со всех сторон накинулись на Русь. И враги были не только вне, но и внутри. Было предательство элит (какое есть и сегодня), было время террора.

Я не хочу восхвалять и оправдывать, но не хочу чтобы мне не лгали, и преувеличивали число жертв ГУЛАГа (66 млн?!? — цифра «вычисленная» эмигрировавшим профессором статистики Кургановым И.А.  озвученная Солженицыным ). Не хочу, чтобы валили все грехи только на одну сторону. Не хочу, чтобы всё прошлое моей Родины демонизировалось.

Перерождение элиты

Сейчас мне представляется довольно очевидным, что к катастрофическим метаморфозам начала XX века привело прежде всего перерождение (вырождение) элиты. И началось это за несколько веков до 1917 года. Многие исследователи отмечают, что уже к XIX веку высшее сословие лишилось кровной, ментальном и духовной связи со своим народом, перестало быть выразителем его чаяний, замкнулось в своих интересах. Некоторые исследователи пишут, что высшие слои Царской России и русский народ к тому времени имели все черты двух разных народов (у элиты язык, преимущественно французский, иные традиции, другие ценности и т.п). Образно говоря, элита должная быть головой народного организма, все больше отдаляясь и замыкаясь на себя, превратилась в полип или самостоятельный организм, соединенный с народным телом очень тонкой шеей или пуповиной (все больше и больше приобретая черты паразита). И даже, если это не совсем так, данная тенденция имела место, поскольку, когда новые силы обратились к народу с обличением элит, им оказалось очень нетрудно обосновать то, что высшие сословия уже не выполняют своих функции, не заботятся о народе, и даже уже не являются его частью, а приобрели черты инородного, паразитирующего на народном теле, организма. Не будь в словах революционеров правды, у них ничего бы не получилось. Если бы элита не переродилась на самом деле, катастрофических метаморфоз, скорее всего, не произошло бы.

Ключ к пониманию

Мы не можем верно оценить прошлое, если мы не осознаем, что есть исторически единый народ: народ Святой Руси, Царской Российской империи, СССР. Данный (ненавистный либералам всех времен) народ является общностью людей, наделенной своей индивидуальностью, желаниями, стремлениями, своим пониманием справедливости, и мировоззрением, — своей ментальностью.

Есть группировки, классы, сообщества, в той или иной степени связанные с народом, выходящие из народа, но имеющие собственную ментальность, часто отличающуюся от народной. Элита, интеллигенция или различные сословия должны выполнять функцию служения своему народу, иначе они рано или поздно будут отторгнуты, как инородные организмы (паразиты).

Народ поддержал коммунистов, так как ментальность этой группы, по всей видимости, больше совпадала с ментальностью народа. Ведь в это смутное время были и другие группы (белые, анархисты, эссеры, временное правительство (либералы), интервенты и их ставленники), которые тоже в той или иной степени призывали народ их поддержать.

В итоге мы видим, что произошло удивительное единение народа и новой элиты, выразившееся в великих достижениях страны Советов. Но ближе к концу XX века, уже новая элита стала перерождаться и сама в итоге осуществила обрушение Советского Союза. Что говорит и о крайней неустойчивости бездуховного коммунизма, и о необходимости реформирования учения коммунизма, на что не способны «реставраторы» (тем более придерживающиеся западно-либеральных взглядов на нашу историю). Крайне необходимо перестать оплевывать и шельмовать, но необходимо честно переосмыслить наше прошлое, чтобы иметь возможность двигаться в будущее.

Те же грабли 

В отличие от высших сословий Царской России, перерождавшихся долго, и поэтому довольно долго благоденствовавших без печальных для себя последствий, советская номенклатурная элита, обрушившая Советский Союз ради обеспечения собственного благополучия, в конце XX века еще не настолько сильно расходилась с ментальностью народа. Однако после метафизического предательства и перехода из разряда управленцев в разряд буржуа новой России, эта бывшая номенклатура крайне отдалилась от народа, ее перерождение пошло на порядок интенсивнее.

Различие ментальности народа и современной элиты продолжает усиливаться и поэтому народ уже не готов идти на такие подвиги как во времена СССР, во-вторых, современные нувориши лишены страсти государственности, и способны только к накопительству, потому элита просто не способна даже озвучить достойные цели. В-третьих, усиление разобщения народа и элит ослабляет государство, и, по сути, ведет к катастрофе, так как внешние силы не упустят возможности воспользоваться этим рано или поздно.

Некоторые выводы

Если мы осознаем что есть один исторический народ (Имперской России, он же народ, создавший СССР), то становится понятно, что не было «порабощения» народа большевиками, а было принятие народом новых коммунистических идей. Православный народ, народ Святой Руси, принял коммунистическую группировку, которая оказалась созвучнее народной ментальности, чем переродившаяся элита высших сословий Царской России. Катастрофические изменения спровоцированы именно тем, что элита предала свой народ, перестала его понимать, и выражать его интересы.

Православный народ стал советским, стряхнув с себя старую, переставшую выполнять свою историческую миссию элиту, увидев в указанном коммунистами пути, возможность реализовать таким революционным способом свое стремление к высшему: к справедливости и правде, — свое мессианское предназначение (мессианство Третьего Рима)

Созвучие ментальности элиты и народа создало условия для невиданного в истории рывка России: в развитии техники, промышленности, в науке, искусстве, спорте, — и, конечно, победы в невиданной по тяжести войне с врагом, на вооружение которого работала вся передовая промышленность Европы. Победы, значение которой западникам-либералам нужно сегодня во что бы то ни стало умалить или даже растоптать, обратить против нас, приравняв Сталина к Гитлеру, а коммунизм к фашизму.

Но изменения были катастрофическими, произошло полное обрушение старой системы. Началась борьба различных группировок, пытавшихся привлечь народ на свою сторону. Поэтому это была катастрофа России со многими жертвами, кровью и разрушениями. К тому же имела место и внешняя интервенция, требовавшая скорейшего прекращения междоусобиц, и отпора внешним агрессорам. Народ выбрал коммунистическую идеологию, народ поддержал большевиков.

Но вина, по моему мнению, за то что такая катастрофа оказалась возможной, лежит на прежних элитах, «высших сословиях», переставших чувствовать свой народ, переставших ему служить, и выражать его интересы.

Борьба новой власти шла со всеми сословиями прошлого, и под эту гребенку попадало и священство, которое, надо отдать должное, в отличие от дворянства, помещиков буржуа или белых офицеров, не эмигрировало полностью, а приняло свой крест на Родине, сохраняя свое служение, пройдя со своим народом все трудности и горести. И не могу не помянуть добрым словом патриарха Сергия, оплевываемого до сих пор западниками и эмигрантами за слова лояльности к Советскому государству (1927 г — «декларация» тогда еще митрополита Сергия). И слова патриарха Тихона (1923) «я отныне Советской власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархическо-белогвардейской контреволюции». Этого разворота РПЦ к своему народу, строившему СССР, ей долго не могли простить эмигрантские круги, и никогда не простит Запад, потому что это их основной страх, и наш великий шанс, оформить теоретически и догматически состоявшийся на уровне культурного кода русского народа синтез православия и коммунизма!

Ошибкой же новой идеологии явился вульгарный материализм, из которого исходило и богоборчество. Хотя, как мы видим, христианские основы, присутствующие в культурном коде народа, в его духовной сердцевине, сохранялись в той или иной форме в советском социалистическом обществе (забота об обездоленных, жертвенность, неприятие эгоизма, служение ближним, нацеленность на духовное развитие человека, приоритет духовного над материальным и т.п), что естественно, ведь это же был выбор православного народа!

 

 

Источник

 

 

 

 

Поделиться

Комментарии (4)

  • Сергей

    23 фев 2017

    Ответить

        Коммунизм - термин неопределённый, поэтому будет разумно не забегать вперёд, а ограничится построением настоящего социализма. Возможно, что тогда понятие коммунизма определится само собой.
     
        Победа в Великой Отечественной войне обеспечили не власти СССР. Она была неизбежной, поскольку была освободительной. Нельзя надолго покорить большой народ на столь обширной территории. Просто сил не хватит. Только недоумкам (Наполеону и Гитлеру) могла прийти такая глупость в голову.
       Идейное воспитание народа властями - это тоже глупость. Всё, что могут сделать власти, - это создать условия (экономические и политические), которые будут содействовать духовному развитию народа самой жизнью.
     
       Именно создание таких условий соединяет социализм с православием. 

    • Сергей

      26 фев 2017

      Ответить

      Почему Иисус Христос не поставил на должное место Ирода, хотя данной ему Богом властью ему не представляло большого труда сделать это? Он не сделал этого по той причине, что это будет хоть и праведным, но насилием. Однако он призывал человечество к таким правилам общежития, при которых зло в человеческих отношениях должно непременно отступить. 

  • Сергей

    23 фев 2017

    Ответить

    Извините, ......, а ограничиться ........

  • Сергей

    23 фев 2017

    Ответить

    Цитата: "Есть группировки, классы, сообщества, в той или иной степени связанные с народом, выходящие из народа, но имеющие собственную ментальность, часто отличающуюся от народной. Элита, интеллигенция или различные сословия должны выполнять функцию служения своему народу, иначе они рано или поздно будут отторгнуты, как инородные организмы (паразиты)".
    Если кто-то по собственной инициативе выходит из народа, чтобы порулить, то многовековая практика показывает, что, во-первых, они никому ничего не должны, во-вторых, быстрее предадут интересы народа, прежде чем будут отторгнуты, как инородные элементы.
     
    Если же народ сам выбирает в управленческую элиту своих представителей на определённое время и может при случае отозвать любого из них досрочно, то ментальность практически всегда будет совпадать с народной.
     

Ответить Сергей Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *

Рубрики

Авторы

Архив