А.Молотков. СОЦИАЛЬНАЯ ПРАВДА ХРИСТИАНСТВА

0001_1200390872

 

Предисловие к книге Н.Сомина «ПРАВОСЛАВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ КАК РУССКАЯ ИДЕЯ»

 

На рубеже XXI века, как и сто лет назад, в России происходят масштабные тектонические сдвиги. Обрушение воздвигнутой ценой грандиозных человеческих усилий и, казалось бы, незыблемой Советской цивилизации вновь поставило Россию перед вопросом – быть или не быть. Она вновь на историческом перепутье. Как и сто лет назад, поддавшись либерально-капиталистическому соблазну, она потеряла направление собственного развития и на глазах превращается в сырьевой придаток Запада.

Поэтому так остро сегодня стоит вопрос о национальной идее, способной перевести Россию через барьер исторической бифуркации. Это не просто выбор очередной идеологической символики, а вопрос жизни и смерти русской цивилизации как таковой. Чтобы выйти из исторического оцепенения, России необходимо вновь увидеть светлый горизонт Будущего – в этом ключевая задача момента.

Но прежде чем говорить о Будущем, надо разобраться в настоящем. И это сегодня самая трудная задача, ибо взаимное наслоение идеологических смыслов различных эпох обращает в хаос национальное сознание, наполняет его антагонизмами, лишает мировоззренческого единства и, в конечном итоге, воли к жизни. Где тот единый универсальный критерий, по которому можно судить о прошлом, оценивать настоящее, и выбирать будущее? Для православного сознания тут нет вопроса – это евангельская Истина. Но парадокс в том, что даже эта, казалось бы, единая духовно-мировоззренческая платформа не гарантирует единства взглядов. Отношение к той же Советской эпохе в целом, или каким-то ее эпизодам, к советскому социализму может быть во многих случаях диаметрально противоположным. В чем дело?

А видимо в том, что собственно христианский взгляд на историю, на прошлое, зачастую подменяется «слишком человеческим» эмоционально окрашенным восприятием самых внешних проявлений исторического процесса, без попытки осознать существо его бого-промыслительного содержания. А это далеко не одно и то же, отсюда и разночтения.

Так, например, в архиважном для нынешнего перепутья вопросе идеологического соотношения «белого» и «красного» (православия и коммунизма) видят в первую очередь не существо проблемы в ее глубинной духовно-причинной связи, а лишь ее «очевидное» историческое проявление. Разрушение церквей, притеснение верующих, воинствующий атеизм – разве не очевидные факты, однозначно противопоставляющие советский режим и христианство в системе добра и зла? О чем говорить…И православное большинство, к сожалению, так и смотрит… не замечая, что собственно христианское (покаянное) отношение к вопросу здесь совершенно отсутствует, будучи подмененным обыкновенным человеческим осуждением, граничащим с памятозлобием. При том, что в то же самое время это православное большинство может с удовольствием вспоминать о высокой нравственности в советское время, с упоением смотреть советские фильмы и гордиться Великой Победой – не замечая, что здесь есть какое-то странное противоречие. Впрочем, для этих противоречий так же легко находятся объяснения…

И лишь немногие имеют мужество смотреть вглубь, до конца разбирая духовную диалектику явлений. Добираясь до существа вопросов сквозь завалы исторической фактологии, безоговорочные позиции церковных авторитетов и непробиваемую власть «общепринятого» мнения. Один из них автор данного сборника – Николай Владимирович Сомин.

В своих работах, посвященных по существу всегда одному и тому же вопросу – каким же должно быть христианское общество и каков в связи с этим путь России, – он раз за разом уходит с внешнего исторического плана и исследует тайну причинно-следственных связей новейшей русской истории на уровне богословских категорий, оперируя почти исключительно евангельскими и святоотеческими аргументами. Пытаясь судить о сути социальных противоречий новейшей русской истории не по «злобе дня века сего», всегда исполненного антагонизмами и противоречиями, а по правде христианской Истины, как она раскрыта в святоотеческом слове и учении Церкви. Этот «канон» твердой святоотеческой позиции позволяет автору освещать самые «темные» уголки общественно-социальных связей, находить истоки социальных нестроений прошлого и настоящего в их отступлении от евангельской Правды.

Если большинству православных достаточно просто одного факта гонений на верующих в начале прошлого века, чтобы однозначно отринуть социализм, (а с ним и все «измы»), как нечто враждебное Православию, то Н.Сомин «зрит в корень», в духовную первопричину трагедии – находя ее в самой Церкви. Ведь по существу «народ революции» (красные) и «народ традиции» (белые) – это один русский православный народ, составляющий фактически само тело русской Церкви. Ведь формально 99% русского общества в канун революции – крещеные члены Церкви. Так что, в соответствии с непреложным духовным законом, надо в первую очередь смотреть внутрь, и искать вину собственную. Следуя этой духовной аксиоме, автор преодолевает «общепринятое» табу умолчания, покрывающее данную область церковного самосознания, и отвечает на самый, может быть, главный вопрос – почему же Бог осудил Свою Церковь на гонения? («По грехам нашим»).

Это действительно тонкая сфера для верующего сердца. Тысячелетнее величие Русской Православной Церкви, ее мученический венец начала XX века делают, казалось бы, противоестественными и чуть ли не кощунственными всякие попытки подвергнуть сомнению ее внутреннее и внешнее достоинство. Но в том и проблема, что принятие «догмата непогрешимости» Церкви, как бы снимающего внутреннюю критическую рефлексию, не позволяет даже обнаружить внутреннее противоречие, признать возможность его существования. И если с этим не справляется собственно церковное самосознание, то в дело вступают факторы исторического Промысла. История сама обнажила скрытое, замалчиваемое и долго не замечаемое противоречие внутреннего состояния Церкви самым суровым образом, как бы ставя нас самим фактом революционной катастрофы перед необходимостью кардинального пересмотра церковно-мировоззренческих позиций рубежа XX века. И Н.Сомин, как одинокий, непризнанный и неофициальный церковный «археолог», это делает, кропотливо разбирая останки фундамента, перебирая фрагменты штукатурки, ища ту исходную причину трагедии, которая привела к крушению Церкви и России.

И надо сказать, при непредвзятом подходе обнаружить роковую трещину в церковном самосознании, приведшей к обрушению единого здания Церкви и России, не трудно. Исторический Промысел перстом русской Революции обозначил этот вопрос самым очевидным, чуть ли не гротескным образом, разделив Россию по линии социального вопроса. Здесь источник всех проблем и поворотов новейшей русской истории – ее напряженный нравственно-мировоззренческий потенциал: богатство и бедность, собственность и эксплуатация, господство и равенство, беззаконие и справедливость, бесправие и свобода, власть и человеческое достоинство. Русская история не может успокоиться иначе, как разрешив эти социальные противоречия с позиции высшей Правды.

Есть масса политических, экономических и научно-философских форм разрешения социального вопроса, по-своему убедительных в рамках собственной системы ценностных координат. Но парадоксальным образом в их числе отсутствует христианское понимание данного вопроса! Убедительное и непротиворечивое с точки зрения евангельской Правды, и в то же время практически применимое к анализу современной социальной проблематики. Эта социальная мировоззренческая недосказанность христианства особенно ощутима в православной традиции, что по существу и предопределило неспособность Церкви повлиять на ход исторического процесса как в начале XX века, так и ныне.

Главное достоинство работ данного сборника в том, что они восполняют этот пробел в православном понимании социума в самом современном и актуальном измерении. Открывая тем самым потенциальную возможность развития российского общества именно в христианском стратегическом направлении.

Исследуя социальную проблематику с позиций евангельского слова, автор обращается к самым первичным, онтологическим основаниям социального вопроса, как они понимаются в святоотеческой традиции. Обнаруживая по ходу рассмотрения немало принципиальных противоречий в церковном учении относительно социума: говоря о «двух взглядах на богатство и собственность», о «борьбе двух имущественных учений» в истории церкви, о забвении подлинной святоотеческой позиции по важнейшим вопросам социальных отношений («Святые отцы о праве собственности»). Предупреждая о крайне опасном сохранении в церковном сознании этих двусмысленных духовно-мировоззренческих противоречий до наших дней. Так как искаженность (нечеткость) церковного взгляда на социальный вопрос сегодня, может обернуться «старческой» эсхатологической слепотой завтра – неспособностью в конечном итоге устоять перед соблазнами антихриста, идущего править миром. Уже сегодня видны угрожающие симптомы подобной перспективы: видимое торжество Церкви на фоне по существу антихристианской социально-экономической действительности не сулит в этом плане ничего хорошего.

Однако социальный вопрос это не просто спорный вопрос общего богословия, имеющий принципиальное значение для учения и судьбы Церкви. Не меньшее значение он имеет и к проблеме личного спасения в современном мире. Человек по природе социальное существо, и он никак не может, даже если бы и хотел, оградить себя от общества в неком независимом «духовном мире». Между ним и обществом всегда существует непрерывная обратная связь, где нравственное состояние общества тотально предопределяет нравственное состояние человека – и наоборот, нравственная позиция отдельного человека способна напрямую влиять на нравственную атмосферу в обществе.

Этот механизм говорит о динамической духовной зависимости между человеком и обществом, по существу предполагая принципиальную возможность его христианского Преображения. И в этом вопросе автор решительно противостоит многочисленной «антисоциальной» партии в Церкви, считающей социальный вопрос излишним и чуть ли не противоречащим делу личного спасения («Личное спасение и социальное преображение»).

Раз за разом автор отрицает эту ложную антитезу современного церковного самосознания, приходя в своем анализе к более позитивному жизнеутверждающему выводу – окружающее поле социальной реальности и духовная область личного спасения неразрывно связаны. Общество есть зона прямой христианской ответственности – место приложения христианской любви. Христианская совесть не может «спать спокойно» в условиях погибающего мира, когда власть мамоны тотально поглощает социальное пространство, вытесняя любовь как базовый фактор человеческого общежития за рамки социальных отношений. Личное спасение в таких условиях крайне проблематично: либо уходи в глубокие «катакомбы» замкнутой приходской жизни; либо смиряйся с духом мира сего, включайся в игру по его правилам.

Преодолевая эту заведомо проигрышную дилемму, автор намечает контуры иного пути – пути коллективного спасения в «сотериологическом обществе», как необходимости последовательного и всестороннего приведения организующих законов социума к единому знаменателю христианской Правды. Если свет Христианской Истины существует, то он должен освещать все бытие христианского мира – его политику, идеологию и экономику. Иначе тьма греховности, прописавшись на «законных» правах в сомнительных социальных формах, способна поглотить реальное бытие христианина практически без остатка – как это и происходит фактически в условиях либерально-рыночного капитализма. Тотальная антихристианская власть мамоны приближается к абсолютной, если в обществе гаснет свет христианства.

Таким образом, социальная тема в христианстве это не профессиональная прихоть бакалавра богословия Н.Сомина, не его надуманная богословская фантазия, а самая что ни на есть животрепещущая проблема новейшей русской истории – вскрытая русской Революцией XX века, развернутая насколько возможно советской эпохой, и вновь висящая дамокловым мечом над судьбой России. Так как именно сегодня, на рубеже XXI века, фундаментальная религиозно-богословская неразрешенность этой проблемы по существу вновь поставила Россию и Церковь на неустойчивые мировоззренческие основания. Рыночный капитализм, мирно покрываемый благосклонным взглядом РПЦ, вновь подрывает важнейшие основы русской цивилизации. Ситуация повторяется: если мы вновь воспользуемся «репринтным» переизданием дореволюционной позиции Церкви по социальному вопросу – новая катастрофа неизбежна.

Поэтому закономерно, что, как и сто лет назад, в общественном сознании, в работах мыслителей и публицистов, и в работах богослова Н.Сомина вновь всплывает тема социализма, как единственно возможного идеологического, политического, и экономического противоядия капитализму. Но всплывает не просто как уже однажды отработанный историей «шаблон», а как новая более светлая социальная идея, исходящая из существа евангельского слова – христианский социализм. И здесь, в проявлении духовно-теоретических предпосылок христианского социализма, автор прилагает максимум исследовательских усилий, разбирая каждый «артефакт» святоотеческой христианской социологии самым дотошным богословским образом. Кому-то эта богословская строгость может показаться излишней, но именно в этой «чистоте жанра» состоит главная ценность работ Н.Сомина – в их логической богословской безупречности, последовательности и принципиальности. Это тот необходимый базовый задел новой православной социологии, на который может в дальнейшем опираться новое поколение православных социалистов.

А то, что время убежденных православных социалистов скоро наступит, не вызывает сомнений. Современный российский кризис, целиком спровоцированный «несовместимой с жизнью» русской цивилизации прививкой капитализма, неизбежно закончится поворотом общества к новому социализму – социализму XXI века, где в качестве базового теоретического основания будет заложена духовная аксиоматика Православного социализма.

У нас нет иного пути, Русская идея обязывает.

 

Поделиться

Комментарии (3)

  • Ирина

    18 апр 2015

    Ответить

    Статья понравилась. С автором согласна. Именно в христианстве зародилась коммунистическая идея. К. Маркс в стартье "К еврейскому вопросу" указывал на это. Русские приняли христианство задолго до т.н. "крещения" Владимиром, которое сейчас представляют как "зарождение России. Неправда. Если принять эту теорию, то непонятно ПОЧЕМУ русские СОПРОТИВЛЯЛИСЬ этому "крещению"? На мой взгляд, русские сопротивлялись не крещению, а навязываемому иудаизму в христианстве. Русская деревня - это община, не что иное как коллективное ведение хозяйства, т.е.  Православный социализм, на что и указывает автор. На это же указывал и Маркс. Дарвин тоже на это указывал. Кстати, сейчас в Европе и в США, чтобы фермерам выжить,  они объединяются в коммуны, лбщины.

  • forester

    30 апр 2015

    Ответить

         Верно! Верно до боли!
     Нельзя привить на здравое русское древо привить, пусть иногда бурно растущий, но в конечном итоге дающем ядовитый плод, капитализм.
         Восстанавливаем, как можно быстрее, наше родное, естественное восприятие мира. Русское, православное восприятие.

  • андрей

    12 май 2015

    Ответить

    Александр! Статья – супер! Смелая, правдивая, горячая, очень и очень нужная! Позволю добавить к ней и свои комментарии.
    «Рыночный капитализм, мирно покрываемый благосклонным взглядом РПЦ, вновь подрывает важнейшие основы русской цивилизации».
    Все верно. Нынешнее руководство РПЦ, опираясь на «догмат непрогешимости» Церкви, сегодня не просто «мирно покрывает благосклонным взглядом рыночный капитализм» в России, оно активно в этом участвует, ведя бизнес, обогащаясь и предавая публичному осуждению все советское и социалистическое. «Обычное человеческое осуждение, граничащее с памятозлобием» и лишенное «истинного христианского покаяния» исходит сегодня, прежде всего, из уст главнейших пастухов, а овцы лишь бездумно это повторяют, не осознавая, что тем самым превращаются в козлищ и лишаются потенциальной возможности спастись.
    «Богатство и бедность, собственность и эксплуатация, господство и равенство, беззаконие и справедливость, бесправие и свобода, власть и человеческое достоинство. Русская история не может успокоиться иначе, как разрушив эти социальные противоречия с позиции высшей Правды» - Правды Христова учения.
    «Эта социальная мировоззренческая недосказанность христианства особенно ощутима в православной традиции».
    Вышеперечисленные А. Молотковым, и противопоставленные друг другу основные социальные противоречия (категории), такие как: богатство и бедность, беззаконие и справедливость и  т.д.,  не могут оставаться вне Иисусова учения. Да они и не остаются вне его. Напротив, учение Христа – как раз и является тем этическим учением, которое  четко и недвусмысленно показывает нам главнейшие нравственные ориентиры в жизни, такие как: правдивость, справедливость (от «с правдой»), братство, альтруизм и нестяжание, скромность и умеренность. И одновременно оно является учением, порицающим такие негативные черты, и человеческой души, и общества мира дьявола, как: ложь, жажда наживы (алчность и сребролюбие), гордость и властолюбие (эгоизм и индивидуализм). Кстати, в том же учении Христа описано и обязательное условие для постижения истины Божьей – обязательное наличие живого Бога в душе христианина в виде Его третьей ипостаси – Духа Святого – Духа Истины. «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить (то), что услышит (от Меня)…» (Иоан. 16:12-13).
    Так почему же вышеперечисленные категории остаются вне зрения Церкви? Почему РПЦ  не обличает «собирание сокровищ на земле, а не на небе» (Матф. 6:19-20), «службу маммоне, а не Богу» (Матф. 6:24)?  Почему в перечне основных добродетелей не нашлось места правде, а среди смертных грехов – лжи? Ведь все мы знаем, что последователи Христа – праведники (от «правды») (Матф. 9:13; Рим. 5:7; Евр. 12:23; …), сам Он – Праведник с большой буквы (Матф. 27:19, 24), а дьявол – «лжец и отец лжи» (Иоан. 8:44)?  Почему в «учении Церкви» до сих пор нет конкретного понимания Духа Святого, как Духа совести, Духа истины, а также  лаконичного объяснения методики Его получения христианами?  Ведь все это есть в Слове Божьем.
    Не потому ли, что в течение двухтысячелетней истории  церкви – Христовая истина частью замалчивалась, частью была утрачена, а частью – сознательно изменена? Ведь во главе земной церкви стоят обычные грешные люди, способные соблазняться и соблазнившиеся. И это соблазнение произошло не в ХIХ веке, а продолжалось  с самого начала христианской истории. Напомним, что уже Климент Александрийский, живший в 150-215 гг. н.э. написал книгу «Кто из богатых спасется». Да, он не был канонизирован православной церковью, но тогда почему «Основы социальной концепции РПЦ» проповедуют основную идею этой книги? Напомним также о русских нестяжателях ХIIIвека, выступавших против церковных богатств, а также о стригольниках – религиозном учении ХIV века, выражавшего недовольство практикой «поставления пастырей по мзде» (т.е. продаже церковных должностей, называемых также симонией). Увы, эти немногочисленные попытки нестяжателей в истории православной церкви  всегда заканчивались победой их оппонентов.
    Но никому из нас (в том числе верхушке РПЦ) нельзя забывать, что истинной главой Православной церкви является Иисус Христос! И всякие попытки затемнить, недосказать, замалчивать, а местами – и перевирать Его истину – плохо кончатся.
    Все наверное хорошо помнят, как страшно кончается человеческая история в «Откровении св. Иоанна богослова». Но хочется также  напомнить, что откровение Иисуса Иоанну начинается с предупреждения семи церквам (семи ангелам церквей) времен апостола Иоанна. И  обличает Он их в богатстве: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр. 3:15-18), а также – в отступничестве от истинного учения: «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр. 3:1-3). То есть, надо четко понимать, что вся эта книга от начала до конца – есть, прежде всего, жесткое назидание Церкви христовой в хранении  неизменным Христового учения.   Там же несколько раз звучит фраза: «Имеющий ухо да услышит, что Дух говорит церквам» (Откр. 2:7, 2:17, 2:29, 3:13).
    Сегодня очевидно, что именно слабая  возможность слышать Духа  нашей церковью является основной причиной сложившейся обстановки в православии. Попробуем пояснить это на примере притчи о Сеятеле (Матф. 13). В этой главе удивительным образом показана теснейшая связь процесса «сеяния Слова Божия» с процессом «слышания и разумения».
     Рассмотрим четыре способа сеяния.
    «1. Вот вышел сеятель сеять; И когда он сеял иное (семя) упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
    2. Иное (семя) упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня засохло;
    3. Иное (семя) упало в тернии (колючках), и выросло терние и заглушило его (семя);
    4. Иное (семя) упало  на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат; а другое в шестьдесят, иное в тридцать» (Матф. 13:3-8).
    А теперь вспомним расшифровку этих четырех способов сеяния.
    «1. Ко всякому слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый (сатана) и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге.
    2. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонения за слово, тотчас соблазняется.
    3. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово. И оно бывает бесплодно.
    4. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матф. 13:19-23).
    Сегодня в нашем православном христианстве, к сожалению, преобладают семена первого вида (посеянные при дороге) – «слушающие и не разумеющие». Но, кроме того, на это накладывается и «забота века сего и обольщение богатства» -  третьего вида семян (посеянное в тернии), особенно поощряемое капитализмом.
    Потому-то Истине Божьей так тяжело сегодня прорасти в России!
    В той же 13-ой главе от Матфея – имеется и объяснение такого положения православия со слухом.
    «Кто имеет уши слышать, да слышит! И приступив (ко Христу) ученики сказали Ему: Для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам  дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, Ибо кто имеет (Духа Святого – Духа истины), тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они  видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; … Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не видят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся (ко Мне), чтобы Я исцелил их» (Матф.13:9-15).
    Итак, лекарство от слепоты, глухоты и неразумности духовной есть Дух Святой – Дух истины, поиск которого сегодня в православии вытеснили обрядность и символизм. Но «когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить (то), что услышит (от Меня)…» (Иоан. 16:12-13).
    «А то что время убежденных православных социалистов скоро наступит, не вызывает сомнения…»
    Прекрасная мысль! Дай то Бог! Однако чтобы это осуществилось, мы, немногочисленные сегодня православные социалисты, получившие «начаток Духа» (Рим. 8:23), должны  засучить  рукава и приступить к «сельхозработам», руководствуясь при этом следующими правилами «земледелия»:
    «Сеятель слово сеет»  (Мк. 4:14).
    «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6).
    «Сейте  себе в правду, и пожнете в милость (Божию)» (Ос. 10:12).
    «Сеющий в плоть свою от плоти  пожнет тление, а сеющий  в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8).
    Сегодня – это важнейшая воля Божья для нас. И то, что Иисусом дано было увидеть, услышать и уразуметь нам, мы должны донести до других людей: православных и социалистов! И не надо ждать, когда эту задачу начнут выполнять «помазанные» и «рукоположенные», потому что прежде этого им надо прозреть, а когда это произойдет, никому не известно. «Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; Оставьте их: они – слепые вожди слепых; и если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф. 15:13-14). «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине. Ибо таких поклонников отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:23-24).

Ответить Ирина Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *