А.Барвинов. Церковь и христианский социализм. Часть 2.

3.3-500x350 (1)Андрей Барвинов

Церковь и христианский социализм. Часть 2.

 

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом(Лк.16:10).

 

Данная статья-комментарий продолжает рассматривать тему взаимодействия Православной церкви с движением христианского социализма, начатую в ст. «Церковь и христианский социализм».

В связи с этим, хотелось бы напомнить следующие слова Н. Сомина, приведенные в его ст. «Экономические заметки. Парад идеологий»:

«Даже где-то  понимая нравственную порочность всей системы спонсорского финансирования, батюшки … вынуждены  отстаивать частнособственнические начала экономики. И тем самым поддерживать капитализм,  религиозно оправдывать его».

 «Спонсоры – всегда благодетели, их награждают орденами, сажают на первые места».

Основная критика такого поведения нашего духовенства с позиций Священного Писания уже прозвучала в первой части ст. «Церковь и христианский социализм». Здесь же хотелось добавить лишь следующие слова из Писания:

«Пастырей ваших умоляю … пасите Божие стадо … надзирая за ним … не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду  потому что Бог  гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 1-5).

Увы, наши «пастыри» сегодня осознано или неосознанно «пасут Божье стадо» «гнусной корысти» ради, «подавая соответствующий пример стаду». А возвышая богатых спонсоров без обличения их в службе маммоне вместо Бога, тем самым возвышают их над «наследием Божиим» как почетных «праведников». Голоса  батюшек, которые должны были бы в соответствии с их истинным назначением обличать богатых спонсоров в грехе стяжательства и сребролюбия и призывать к покаянию, оказываются не только безмолвными по этому поводу, но напротив – изливают «благодетелям» благодарности и любезности. Таким образом, они демонстрируют свою готовность не только закрывать глаза на царящую неправду, но и – участвовать в этой неправде,  тем самым поступая не в соответствии заповедями Иисуса Христа, а в соответствии с законами мира сего.

Осознают ли наши батюшки, что ведя себя подобным образом, они уподобляются неверному управителю из притчи Христа, описанной в 16 главе «Евангелия от Луки»?

(Предвижу, что некоторые из православных социалистов попытаются мне напомнить, что у святых отцов, и в частности у Феофилакта Болгарского – толкование этой притчи другое.  И все же рискну привести толкование, которое, как мне кажется гораздо ближе к истине).

Вот как звучит эта притча.

«Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 

И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он (должник) сказал: сто мер масла. И сказал ему (должнику): возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому (должнику) сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего (мира сего) догадливее сынов света (тех, что не от мира сего) в своем роде.
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 
 Итак, если вы в неправедном (земном, мирском — ложном) богатстве не были верны, кто поверит  вам истинное (небесное богатство – Царство Небесное)? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? 

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. 

 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 

 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:1-15).

При толковании этой притчи св. отцами нередко приводятся многословные рассуждения с целью различить «неправедное богатство» от «праведного». А убедив себя (и нас) в существовании такого «праведного» богатства, они приходят к выводу, что «это земное «праведное» богатство дается людям в земной жизни во временное пользование, при  том, что на самом деле оно принадлежит единственно Богу; земные же богачи – это лишь управители собственностью Божьей». То есть притча о неправедном управителе воспринимается нашей Православной церковью (как, впрочем и притчи из (Мк. 12:1-9) и (Мф. 25:14-30) – как притча о правах собственности (естественно – частной).  То, что до такой «истины» дошла в своей логике наша Православная церковь не удивительно. Обидно, что эту «истину» без всякого критического осмысления проглатывают и распространяют некоторые православные социалисты, тем самым подливая воды на мельницу «православного капитализма».

На самом же деле суть этой притчи расшифровывается очень просто. И ключом к ее пониманию являются слова «вечные обители». Христос в предложении: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» выражает свой сарказм по поводу слабого разумения его учеников. По-сути Иисус как-бы с горечью подсмеивается над ними. Он как-бы говорит: «Эх вы, неразумные! Если вы будете «приобретать себе друзей с помощью богатства» и в среде богатых, то «когда вдруг обнищаете», пусть  эти «богатые приобретенные друзья» и «примут вас» к себе (в свои обители)». Но вместо слов «примут к себе в обители», Он употребляет слова «примут в вечные обители». В этом и есть сарказм! Так как мы все прекрасно знаем, что «вечные обители» на грешной земле до второго пришествия Христа не возможны, «вечные обители», а по-другому «вечная жизнь» для человека возможна только после прохождения им Царства Небесного. Он как-бы говорит: «Если будете так поступать как этот неверный управитель, то после смерти  — ищите «вечные обители» у своих богатых друзей, которых вы приобрели приписками, а не у Меня. И посмотрим – как это у вас получится?»

Тем самым Христос обличает нашу людскую привычку вечно заботится о завтрашнем дне, в конечном итоге оправдывающую жажду накопительства богатства из-за боязни грозящих нам нищеты в старости, черных дней и т.д. Но, кроме того, Он этой притчей показывает и еще кое-что. Он нам показывает, что оправдываемые якобы благородными мотивами «заботой о завтрашнем дне» человеческие позывы накопить богатство – неминуемо приводят к хитрости, изворотливости и лжи. И в этом глубокий смысл притчи! Она – есть лишнее подтверждение того, что богатство накопить «праведно» невозможно. «Праведного» богатства попросту нет в помине, оно все – «неправедное»!

Тот «господин» из притчи «похвалил в догадливости (а по-сути в хитрости) неверного управителя» лишь потому, что он и сам – такой же лукавый и хитрый человек, ведь иначе он не «был бы богат», о чем говорит нам первый стих приведенного отрывка из Библии. «Догадливость» господина и управителя – характерны для «века сего» (мира сего). Эти двое – «достойные» «сыны века сего». И они, как утверждает Иисус, «догадливее» (хитрее) «в своем роде» (т.е. в земном, плотском), чем «сыны света» (святые Небесной Церкви).

И далее Иисус подтверждает этот вывод словами: «Итак, если вы в неправедном (земном, мирском – т.е. ложном) богатстве не были верны, кто поверит вам истинное (небесное богатство – Царство Небесное)»? Что следует понимать так – если вы оказались нестойки к вашим грешным позывам собирать земное (ложное, неправедное)  богатство, то почему вы рассчитываете получить истинное богатство – вечную жизнь и Царствие Небесное?

И в заключении притчи звучит категоричный ответ на этот вопрос: «Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» — одновременно. Потому, что будете либо — всю жизнь собирать богатство хитростью и обманом – а это абсолютно «неправедно» (и тогда на «вечные обители» не рассчитывайте), либо – вы всю жизнь будете служить Богу, выполняя Его заповеди (и эту в том числе) (и тогда уже можете рассчитывать на «вечные обители»). В тексте 16 главы «Евангелия от Луки» эта мысль звучит так:«Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Таким образом, эта притча не о «праведном богатстве, данном богачам Господом во временное пользование», а как раз таки наоборот – о категоричном запрете собирать богатство на земле, если люди рассчитывают попасть на Небо.

 

И эту мысль подтверждает другое Евангелие, в котором звучит тот же запрет «Не можете служить Богу и маммоне», но в котором этот запрет не является выводом из притчи, а является одной из главнейших (судя по числу стихов ей посвященных) Новой заповедью Христа в Его Нагорной проповеди. Речь идет о «Евангелии от Матфея», которое по сравнению с «Евангелиями от Луки» и «от Марка» излагает жизнь Христа гораздо лаконичнее, плавнее, без «скачков», завершая очередную историю об Иисусе обстоятельными выводами и разъяснениями, чего не наблюдается в двух последних Евангелиях. И поэтому, когда у нас возникают какие-то вопросы с толкованием этих двух Евангелий, нам необходимо за разъяснениями обращаться именно к «Евангелию от Матфея», что мы сейчас и проделаем. Эта Новая заповедь Христа (по-сути — основа Нового завета) в «Евангелии от Матфея» занимает стихи с 19 по 34 главы 6. Здесь приведу лишь некоторые из них для того, чтобы стал ясен смысл этой заповеди.
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6:24-25).

«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (что есть, что пить, что одевать) приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:31-34).

Как видим, здесь звучит та же самая тема.

«Не собирайте сокровища (богатства) на земле, но собирайте сокровища (богатства) на Небе», потому, что «где собираете ваше сокровище (на земле или на Небе),  «там и будет сердце ваше». То есть, другими словами – ваше сердце будет либо с земными богатствами, либо с Христом на Небе, если последуете Его совету раздать богатство нищим и больше его не собирать (Мф.19:21-24). Это означает и место, где окажется ваша душа после смерти: либо – в земле, либо – на Небе.

Далее звучит уже известная нам из 16 главы «Евангелия от Луки» фраза: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» с заключительным вердиктом: «Не можете служить Богу и маммоне», а также — следующие разъяснения.

«Не заботьтесь своими земными заботами: что есть, что пить, во что одеваться?» — говорит Христос. «Потому, что так заботятся язычники, которым не обещана вечная жизнь, и которые поэтому к старости пытаются насобирать земных богатств побольше». «Вы же прежде всего ищите Царствие Небесное (небесного богатства) и правду Христову, а земные заботы (что вам есть, что пить, что одевать) оставьте Богу, потому, что Он знает об этих ваших земных потребностях и не оставит вас без их удовлетворения» — заключает Иисус. Здесь же в пример нам Христос приводит «птиц небесных» и «лилии полевые», которые в отличии от людей не накапливают богатств на «завтрашний день», которые не поражены грехом стяжательства и сребролюбия. Тут же из Его уст звучит и саркастический упрек человеческому роду, погрязшему в духе стяжательства: «Если же траву полевую … Бог так одевает, (то) кольми паче (тем более) (оденет и) вас, маловеры!» (Мф.6:30).

Ясно, что тех людей которые трудятся — Бог не оставит без пропитания. Другое дело, что некоторые лукавые люди не хотят трудится  и иметь самое минимально необходимое для жизни (что есть, что пить, что одевать), но хотят иметь много земного богатства. При этом, жаждя земного богатства, оправдывают эти свои желания «благородными» «заботами о завтрашнем (послезавтрашним, в старости и т.д.) дне». Именно этих людей обличает Иисус. Он упрекает их «в неверности в малом» — в том, что под маской якобы «благородной» заботы о минимально необходимом для жизни,  на самом деле скрывается истинное — далеко не благородное желание копить и собирать земные богатства для демонстрирования собственного возвышения над «ближним своим».  А из такой «неверности в малом» —  (из неверности одной из главных заповедей Нового завета – «не стяжать, не алчить»), вырастает и «неверность во многом»: неверность в «не хитрить, не врать», «не возвышаться», «не красть», «не убивать» (да мало ли еще на какие другие грехи оказывается способным человек, не устоявший зову стяжания?).  А уже из такой «неверности во многом» вытекает -  неверность Христу в целом.

Таким образом, согласно логике притчи, батюшкам, ищущим благорасположения у богатых спонсоров, после их смерти следует у этих богатых спонсоров и искать «вечные обители».

В соответствии с вышесказанным, прозвучавшие в ст. Н. Сомина «Экономические заметки. Парад идеологий» слова, пытающиеся по доброте душевной оправдать батюшек: «Дело в том, что современные церковные приходы не могут прокормиться за счет продаж свечей и книг. Ведь надо платить за ремонт храма, за священнические ризы, за реставрацию икон, за охрану, за воскресную школу, за трапезы…» (сравни — «что есть, …, что одевать»), вместо оправдания батюшек оборачиваются против них осуждением в «неверности в малом». Из которой в свою очередь, как мы теперь знаем, закономерно вырастает «неверность во многом» — оправдание капитализма со всеми его грехами.

Обличающим примером для наших сегодняшних батюшек, ищущих — чем бы «прокормиться», может служить жизнь апостола Павла, который до конца своих дней кормился от трудов, совершаемых своими руками,  не от кого не завися. При этом весьма плодотворно проповедовал Благую весть о Христе, успев пешком трижды обойти половину Средиземноморья, невзирая на многочисленные гонения, избиения и попытки его убить. Таким же обличением для батюшек служит и наш Бог – Христос, не имевший ничего кроме своей одежды.

Завершая же тему «пропитания», хочу обратить внимание еще вот на что. Мы – христиане каждое утро читаем молитву «Отче наш», как и завещал нам Христос, где звучат такие слова: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11). Заметьте – «хлеб». Не – красную икру, не – часы за 30 тыс. долларов, не – бронированный «Мерседес» с охранниками-гориллами, не – яхты, не – дворцы, находящиеся у «Святейшего»  во «временном пользовании». Нет – только «хлеб», и притом – только «на сей день», а не на «завтрашний». Это в данной молитве предусмотрено для того, чтобы ежедневно прося у Бога хлеба (т.е. земного), мы не забывали и Его самого (т.е. небесного).

В заключении толкования притчи, напомню последние слова из нее: «Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. 

 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:14-15).

Сегодня «православные патриоты» и «окормляющие их батюшки» слыша от православных социалистов обличения в защите ими частнособственнического капиталистического устройства общества (а по-сути – стяжательства) подобно тем древним иудейским фарисеям снова, смеясь над христианскими социалистами, «смеются над Христом». Но их ханжеская внешняя «праведность» ложна и лицемерна. Она абсолютно  очевидна Богу, и Он считает ее мерзостью, потому, что – «то, что высоко у людей, то мерзость пред Богом».

Таким образом, «неверные управители» — это все те «христиане» («православные патриоты» и «батюшки»), которые соблазняясь  земным богатством («неверные в малом»), утрачивают тем самым Царство Небесное и Христа.

 

Вчерашнее атеистическое социалистическое учение (имею ввиду только его нравственную составляющую), не принимая Бога и Христа, тем не менее оказалось «верным Христу в малом» — в праведном осуждении стяжательства земного богатства (частной собственности), лежащего в основе порабощения кучкой «догадливых сынов мира сего» всего остального не догадливого народа. А оказавшись «верным в малом»,  это социалистическое нравственное учение оказалось «верным во многом» — во множестве других нравственных заповедей Христа. Другое дело, что отрицая существование Бога и Христа, атеистический социализм потерял связь с истинным Источником этих «верных в малом и во многом» нравственных правил, выдавая за «источник» — вождей  «дорогой партии и правительства». Естественно авторитетность этих двух источников никогда не может быть соизмерима, что возможно и послужило относительно недолгим влиянием нравственно правильного, но тем не менее атеистического учения на умы и души советских людей (хотя я отдаю себе полный отчет и в том, что Христос как Источник нравственности не гарантирует безоговорочного вечного исполнения Его нравственного учения, примером чему как раз таки и являются «неверные в малом и многом» «православные капиталисты»).

Именно это необходимо сегодня четко осознать христианским социалистам!

Из той «матрицы идеологий», о которой говорил в ст. «Экономические заметки. Парад идеологий» Н. Сомин: «Заметим, что с явлением православного социализма матрица идеологий приобретает законченный вид:

- атеистический социализм;

- православный социализм;

- либерально-атеистический капитализм;

- «православный капитализм», единственным идеологическим союзником христианских социалистов могут быть только «атеистические социалисты», а не «православные капиталисты» («православные патриоты» и «окормляющие их батюшки»). Нам с последними никогда не будет – «по пути», потому, что пути у нас в противоположные стороны: у них – к «нравственности» маммоны, а значит и дьявола, у нас с атеистическими социалистами – к нравственности Христа. И то, что Русская православная церковь во все исторические времена стояла на страже частной собственности и богачей, убеждая «не догадливый» народ, что «нет власти не от Бога» — это не какая-то случайность, оправдывающая их поиски «пропитания» — нет, это их истинная идейная сущность.

Именно поэтому – нет (никогда не было ранее, и никогда не будет в будущем) никаких идеологических противоречий у православного духовенства с богачами мира сего, что до революции, что сейчас, потому как  они – «одной крови». Поэтому и сегодня «либерально-атеистические капиталисты» и «православные капиталисты» дружно уживаются друг с другом, но совместно яростно выступают как против «атеистических социалистов», так и против «православных социалистов».

Другое дело взаимоотношения атеистических и православных социалистов.

Понятно, что не только источники, но и цели у христианских  и атеистических социалистов – на первый взгляд во многом различны. Но это – только на первый взгляд.

Если идеология христианского социализма на один из главных вопросов философии: «В чем смысл жизни?» — отвечает: «В нравственном совершенствовании души каждого человека до состояния души Христа с тем, чтобы попасть в вечные обители (в Его Небесную Церковь с последующим обретением бессмертия после Суда в Новом святом городе правды и справедливости)», то идеология социализма, воспитывавшая в людях абсолютно правильные нравственные установки, этому не противоречила. Более того, в идеологии социализма всегда стояла практически недостижимая для воплощения в жизнь – идеальная, высоко нравственная цель – построение коммунизма, построение «светлого будущего». И всегда на вопрос: «Когда же это может произойти?», давался абсолютно теоретически правильный ответ: «Когда люди в нравственном отношении возрастут настолько, что будут способны жить по принципу: «От каждого по способностям, каждому по потребностям» (подразумевая под этим – настолько высокую нравственную сознательность людей, что при собственной оценке своих реальных жизненных потребностей у них в душах не возникнет даже тени, даже намека на алчность или стяжание). То есть, у атеистического социализма была весьма высокая, почти небесная цель. Но была и другая – «обеспечить благосостояние трудящихся», которая особенно активизировалась в период правления Н.С. Хрущева, певца мелкобуржуазного деревенского мещанства. Эти две абсолютно противоположные жизненные цели (почти небесное и земное, идеальное и мирское) оказались не совместимыми. Мирское победило идеальное, «царство брюха» победило «царство духа». Высокие нравственные идеалы на фоне поклонению брюху стали казаться смешными для тех людей, которые увидели идеалом общества, привезенную из Америки Н.С. Хрущевым «американскую мечту».

Мне могут возразить, что мол у «православных капиталистов» цель жизни намного ближе к цели православных социалистов, чем у атеистических социалистов, так она практически звучит «один в один». И на первый взгляд это абсолютно так, но в таком выводе кроется лукавство и обман. При внешнем провозглашении той же благородной цели, что у православных социалистов, «православным капиталистам» справедливость и равенство всех людей не только не нужны, они для них – смерти подобны. Ведь справедливое равенство всех людей одновременно означает невозможность возвышения одних над другими, орудием которого является накопление земного богатства с целью обретения прав собственности на средства производства и порабощения людей.

Поэтому, нам нужно понять следующее.

Если атеистические социалисты смогли победить позывы своей души к стяжательству даже без веры в Христа (и по-сути ничего не зная о Его учении), если они оказались «верными в малом», то стать «верными во многом» им будет не очень сложно (в том числе даже принять веру в Бога, ведь для этого им не придется ломать свою высокую цель и экономическую основу своей жизни).

И совсем наоборот: если «православные капиталисты» не преодолели свои позывы к стяжательству даже будучи хорошо знакомыми с учением Христа и позиционируя себя как верных христиан,  то есть если они оказались «неверными в малом», то они всегда будут «неверны во многом» (и естественно при общественной, а не частной собственности они жить категорически не захотят, ведь в этом случае экономическая основа их жизни не будет соответствовать их истинной, а не выдаваемой за «высокую» цели).

Стяжательство, алчность, корыстолюбие, сребролюбие – как бы оно не называлось, это как раз тот самый «камень преткновения», через который одни люди могут перешагнуть, а другие – не перешагнут никогда! Это тот самый духовный водораздел, та самая незримая нравственная граница, разделяющая всех людей Земли на две абсолютно различные цивилизации, на два антагонистических царства: земное и небесное, на два вечно будущих противоборствовать мировоззрения: духовное и мирское.

И сегодня, нас христианских социалистов не должно смущать слово «духовное», как понятие якобы характерное исключительно только для православного духовенства, только для церковных авторитетов. Увы, их идеологическая позиция при внешней «духовности» внутри сугубо мирская.

В связи с этим, в поисках духовной истины, нам не стоит проглатывать «истины» сегодняшней Матери-церкви без критического осмысления. Нам нужно руководствоваться Духом истины, который от духа заблуждения различать нужно так:

« Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия  духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
 Они от мира, потому и говорят по — мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения»
 (1 Ин. 4:1-6).

Да, конечно, сегодня «православные капиталисты» также как и мы «исповедуют Иисуса Христа, пришедшего во плоти». Но есть еще один показатель истинности Христовой идеологии, которым мы должны руководствоваться: кого больше в идеологии – «Того, Кто в вас (Христа)» или «того, кто в мире» (дьявола)? То есть – какой является движущая сила этой идеологии – небесная (высокая) или земная (мирская)?

Я уверен, что наша идеология – небесная, а их – мирская.

 

Поделиться

Комментарии (7)

  • Сергей

    02 фев 2017

    Ответить

    Цитата:  "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом".
    Мне думается, что нельзя быть чуточку правым или немножко неправым. Правда всегда одна. Либо действуешь в духе истинного христианства, либо встал на путь сатаны, однако убедиться в этом сможешь лишь через некоторое время.
     

  • Сергей

    02 фев 2017

    Ответить

      В притче Иисуса Христа, где говорится о порочности накопительства (заботе о дне завтрашнем), богатство подразумевает невостебованное благо, которое и порабощает людей. Однако здесь не подразумевается отрицание желания пользоваться плодами трудов своих.
      Приведу пример. В капиталистическом обществе молодая семья, желающая приобрести своё жильё, берёт ипотеку, выплачивая банкирам проценты.
      При социализме такая семья сможет взять беспроцентный кредит на покупку жилья на то время, которое соответствует их возможностям, исходя из доходов. В этом случае никто не наживается на ссудном проценте. Возможность беспроцентного кредита согласуется с безинфляционной моделью социалистической экономики, которая только при ней и возможна. 
     
      При капитализме модель экономики инфляционная, что служит оправданием существования коммерческих банков и ссудного процента. Ссудный процент, естественно, превышает величину инфляции, результатом чего становится накопительство капитала. Именно поэтому христианский капитализм - это нонсенс.  

  • Сергей

    02 фев 2017

    Ответить

    Беспроцентное социалистическое кредитование - это функция кредитования, осуществляемая некоммерческой государственной организацией, работники которой получают зарплату из бюджета. Нет никакой прибыли от такого кредитования ни у работников, ни у государства.  
    В СССР банковский процент существовал, то есть государство было ростовщиком, что согласуется с тем, что был построен государственный капитализм.
    На территории СССР были распространены и следующие виды кредитов:
    Потребительские кредиты на промышленные и другие товары (выдавались под 2% годовых);
    Ипотечные кредиты на строительство (под 1-2,7%);
    Кредиты на покупку товаров с долгим сроком эксплуатации (под 5-6%);
    Кредиты на оплату пая для членов жилищно-строительных кооперативов (под 2,7%);
    Кредиты с госдотацией для молодых семей (выдавались на покупку квартиры под 1%, а на обустройство квартиры – под 2,5%);
     
     
     
     
     
    Нецелевые займы (под 8%).  

  • андрей

    09 фев 2017

    Ответить

    Церковь и христианский социализм. Часть 3.
     
    В малом ты был верен, над многим тебя поставлю… ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:21, 29).
    Знаю наверняка, что эта статья у некоторых моих соратников православных социалистов вызовет неудовлетворение, и даже – возможно негативную реакцию. Однако, при всем моем желании писать о христианском социализме позитивно и оптимистично, окружающая суровая (если не сказать – трагическая) реальность этого делать не позволяет. А реальность такова – и сегодня за либерального президента Путина проголосовало бы более 85% россиян, а около 60% одобряют политику правительства Медведева.
     О чем это говорит?
    Это может означать только одно из двух: либо людям сейчас действительно хорошо при этих правителях и при этой системе, либо – люди обмануты этим правительством и убеждены им, что все хорошо.
    Мне думается, что правильный ответ – второй, с чем наверное многие согласятся. Но я думаю также, что бросаться жалеть  обманутый народ не следует спешить, как бы жестоко это не звучало – ведь в том, что народ обманут властью, отчасти виноват и сам народ, готовый обманываться. Виноват ли он тем, что не бодрствует, а спит и душой и умом? Ведь народ не хочет напрягать свои извилины в анализе сложившейся исторической ситуации и причин, к ней приведших. Ему проще подхватывать умом чьи-то чужие заготовки, принимая их за свое собственное мнение. (А заготовки сегодня, заполонившие СМИ, что светские, что духовные – имеют один единственный источник).
    Сегодня, на мой взгляд, первая главнейшая проблема нашего народа, это то, что С. Бахматов назвал «сон души рождает чудовищ». Сегодня души наших людей спят (как спали и весь 19 век накануне революции) – и в отношении постижения существующей истины в светском атеистическом понимании, и в отношении духовного прозрения в Истине Христовой. Сегодня – мы народ ментальных и духовных засонь.
    И если в отношении первого вместо самостоятельного поиска истины народ обращается за «разжевыванием» к провластным СМИ, то в отношении второго – к нашей РПЦ во главе с ее духовенством.
    Так стоит ли удивляться, что сознание народа столь застойно?
    И если в отношении обнажения сегодняшней светской истины некоторые люди, и в том числе данный сайт, абсолютно правильно открывают глаза уснувшему народу на истинную сущность президента, его правительства и политики, то в отношении Церкви и ее сегодняшней идеологии (в корне отличной от таковой апостолов и ранних христиан) проявляется некоторая «стыдливость». Сегодня для многих (в том числе и для некоторых христианских социалистов) проще «попинать» почивших Маркса и Ленина, а также лежащую скрючившись на боку КПРФ, чем, «не дай Бог», ненароком задеть нашу Мать-церковь. Ведь последнее – «богохульство», «кощунство», «святотатство».
    Думаю, пока мы будем продолжать так «дипломатично» поступать – нам ожидать пробуждения народа в истине (Большой и малой) не стоит.
    Также уверен, что не разрешив в своих душах и сердцах этой первой проблемы – мы не сможем двигаться дальше.
    В свете вышесказанного, в данной статье продолжу поиск Истины Христовой, к чему призываю и читателей. 
    В предыдущей части статьи была показана суть притчи Христа о неверном управителе, описанная в главе 16 «Евангелии от Луки».  И, как оказалось, она, вопреки утверждению «Основ социальной концепции РПЦ» не о «земных благах», и не о «правах собственности», а напротив – в осуждении всех тех людей, кто ищет этих «земных благ» и защищает «права собственности».
    В той части мы предположили, что «верность в малом» Христу - это обладание человеком добродетелью нестяжания, это человеческое бескорыстие и его готовность делиться поровну с «ближним своим», а «верность во многом» - это многие другие добродетели, в частности возможно такие как: честность и правдивость, равноправие и справедливость, дружба и любовь, отсутствие зависти, ревности и озлобленности, умеренность и скромность  и т.д., которые становятся доступны человеческой душе в том случае, если она победила алчность.
    В этой статье мы рассмотрим притчу о талантах (Мф. 25:14-30), которую «Основы» также считают притчей о «земных благах» и о «правах собственности», и попытаемся расшифровать значение фразы «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю».  А параллельно рассмотрим и во многом схожую с ней притчу о минах (Лк. 19:12-28), тем более, что смысл этих двух притчей во многом переплетается со смыслом притчи о неверном управителе.
    Притча о талантах занимает с 14 по 30 стихи главы 25 «Евангелия от Матфея». Однако и предшествующая ей притча о девах, описанная в стихах 1-13, а также последующие после притчи о талантах слова главы 25 – тоже относятся к данной теме.
    Вот эта притча.
     «Ибо Он (Сын Человеческий) поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
    Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
     По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
    И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

    Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
    Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
    и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

    итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
    Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф 25: 14-30).
    Прежде чем привести собственное понимание данной притчи, сначала приведу выдержки из ее толкования разными св. отцами, сделанными в разные исторические периоды христианства.
    1. Начнем с Иоанна Златоуста (4 век). Он дает свое толкование притчи о талантах, не отделяя его от толкования предыдущей ей притчи о девах и светильниках (с чем можно полностью согласиться).
    Напомню, что суть притчи о девах следующая: «Царство Небесное будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои вышли на встречу жениху» и «из них пять было мудрых и пять неразумных». «Мудрые девы, взяв светильники свои, вместе с ними взяли и масла в сосудах своих», а «неразумные» - пришли без масла. После же того, как пришел жених – мудрые девы оказались готовы его встретить, а неразумные вынуждены были бежать за маслом, и пока они бегали, врата «брачного пира» оказались для них закрыты. Данная притча заканчивается словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13).
    Вот что думал о притче о девах Иоанн Златоуст:
     «Но почему Христос в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а дев? Он превознес девство… И вот, так как девство – дело великое, и многие имели о нем высокое понятие, то, чтобы кто-либо, храня его, не предался беспечности, как бы уже исполнивший все, и не стал нерадеть о прочем, Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что девство, хотя бы оно было соединено со всеми другими добродетелями, будучи чуждо дел милосердия, осуждается вместе с людьми прелюбодейными; и бесчеловечный и немилосердный поставляется наравне с ними. И весьма справедливо: теми (людьми прелюбодейными) обладает плотская страсть, неразумными же девамисребролюбие. Плотская же страсть и сребролюбие не равны между собою в силе; первая сильнее и мучительнее. Потому, чем слабее противник, тем менее заслуживают прощения побежденные девы. Потому-то Христос и называет их (неразумных дев) юродивыми, что они, совершивши больший подвиг (девство), за несовершение меньшего (нестяжания) лишились всего».
    А вот его мнение по притче о талантах.
    «Следующая за нею (притча, следующая за притчей о девах) говорит против тех, которые не хотят помогать ближним ни деньгами, ни словом, ни покровительством, ни другим чем, но все скрывают. Но почему в этой притче представлено лицо царя, а в той – жениха? Чтобы научить нас тому, как близок Христос к тем девам, которые раздают бедным свое имение»
    «Итак, зная это, употребим и деньги, и старание и покровительство, и все на пользу ближнего. Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого, – или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованные, и однако за то, что были усердны и делали все для общего блага, получили небесное наследие. Подлинно, ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего. Слово нужно нам не для одних только песнопений и благодарения (Богу), но полезно и для научения и утешения. Если таким образом пользуемся им (словом), то соревнуем Господу (ревностно следуем Его заповедям); если же напротив, то дьяволу…
    Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто радит (радеет) о нем, (тот) получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил»…
    «Видишь ли, что не только хищник, любостяжатель и делающий зло подвергается ужаснейшему мучению, но и тот, кто не делает добра?»...
    «Таланты», как и «мины», о которых мы будем говорить ниже – это серебряные монеты времен Христа. Однако, мы видим, что Иоанн Златоуст под ними однозначно понимает – все то, чем каждый человек мог бы поделиться с «ближним своим». В его понимании это – и «покровительство», и «имение», и «деньги», и «научение». В пример нам он ставит вдовицу и апостолов Петра и Иоанна, которые, несмотря на свою бедность – «делали все для общего блага». «Ничто так не любезно Богу, как полезная для всех жизнь» - говорит Иоанн.
    Но, кроме темы служения ближнему своему всеми доступными способами, т.е.  кроме социального контекста, в его толковании звучит и явное обличение сребролюбию и любостяжательству, которые как раз и препятствуют реализации честному социальному служению одного человека другому. Звучат здесь и раздражающие всех стяжателей мира слова о «раздаче бедным своего имения», впервые произнесенные Христом.
    Продолжение следует.

  • андрей

    09 фев 2017

    Ответить

    Продолжение.
    2. Теперь рассмотрим толкование притчи о талантах св. Феофилакта Болгарского (11 век).
     «Рабы Его - те, коим вверено служение слова, как-то: архиереи, иереи, диаконы и все, приявшие дарования духовные, одни большие, другие меньшие, каждый по силе своей, то есть по мере веры и чистоты. Ибо в тот сосуд вложит Бог дар Свой для меня, какой я представлю Ему: если представлю сосуд небольшой, то и дар вложит невеликий, а если сосуд большой, то и дар великий»… «Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство, или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о пользе других»…
    «Оказывающиеся верными в малом ставятся над многим; ибо хотя мы и здесь удостоимся даров, но эти дары ничтожны в сравнении с будущими благами»…
    «Заметь, что и получивший пять талантов, и получивший два таланта удостаиваются одинаковых благ; стало быть, получивший малое примет равную честь с получившим и совершившим великое, если данную ему благодать, как бы она мала ни была, употребит на доброе»…

    «Кто, приняв дар для того, чтобы приносить пользу другим, не употребляет его для этой цели, тот теряет этот дар; а проявивший большее усердие приобретет и дар больший. Ибо имеющему усердие дана будет и преизбудет большая благодать, а от неимеющего усердия отнимется и то дарование, какое он по-видимому имеет»…
    Здесь мы видим, что Феофилакт Болгарский «рабами господина» считает только служителей Слова – т.е. церковное духовенство (с чем нельзя согласиться), а «талантами» - «дарования духовные», т.е. благодать Духа Святого, о которой он ниже дважды упоминает буквально. Однако, как видим, здесь же он перечисляет в качестве «талантов»: «дар слова», «богатство», «власть у царей», которые «удвояются» для верных служителей. Такое противоречивое толкование «талантов» не добавляет понимания, тем более, что мягко говоря достаточно «оригинально» за плоды Духа Святого принимать «богатство» и «власть у царей».
    Также нет достаточной ясности и в толковании им фразы: «Верные в малом становятся над многим».
    3. Теперь рассмотрим толкование притчи о талантах архиепископа Аверкия Таушева (20 век).
    «В притче о минах господин дает десяти рабам десять мин — каждому по мине, дав им приказ, чтобы серебро было пущено в оборот. Мина — 100 драхм, около 25 рублей. В притче о талантах господин, уходя, передал рабам все свое имение, вручая каждому такую часть, с которой тот был в силах управиться. Один талант составляет около 60-ти мин. Конечно, в обеих притчах под рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получают от Господа, как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые они должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души
    Под возвращением господина в обеих притчах разумеется Второе Пришествие Христово, когда каждый должен будет дать отчет на Страшном Суде, как он использовал данные ему Богом дарования и внешние блага. Умножавшие свои мины и таланты удостоятся похвалы и получат каждый соответствующую своему усердию награду. Скрывший свою мину или талант будет наказан, как "раб лукавый и ленивый", не пожелавший трудиться над данными ему дарами благости Божией, в котором благодать Божия осталась бесплодной… Кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их; нерадивый же и беспечный лишается и того, что имеет. Поэтому "всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет".
    Как видим, его толкование двух притчей (о «талантах» и «минах») начинается с подробной финансовой информации о соотношении этих денежных единиц, и больше уже напоминает курс валют в обменном пункте.
    Здесь под «талантами» уже понимаются «разнообразные дарования» и «разные внешние блага». Причем о «духовности» этих дарований речь уже не идет, а о том, что «внешние блага» - бездуховны, ясно и из их «внешнего» определения.
    Интересно и следующее. Если у Златоуста его толкование изобилует напоминаниями о необходимости помощи ближним как главной сюжетной мысли притчи, то здесь осталось лишь одно куцее упоминание «на пользу ближним». Одновременно с этим гораздо больше внимания здесь уделяется необходимости «приумножения благ» упорным трудом дабы «благодать Божия не осталась бесплодной» с одновременным порицанием «нерадивого и беспечного» в лени, за что у него отберется Богом и то, что он имел.
    Откровенно говоря, это уже – практически протестантская доктрина лютеранского толка. Это «духовная» идеология русского кулака, «обличающего» обнищавшего «ближнего своего» батрака в «нерадении» и «беспечности» (от «без попечительства, без заботы») о «внешних благах», которыми кулак и воспользовался благодаря своей «догадливости сынов мира сего».
    4. Теперь посмотрим, как толкует притчу о талантах наша сегодняшняя РПЦ в «Основах» (21 век)«По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк. 12. 1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк. 16. 1-13)».
    Как видим, здесь речь идет уже о сугубо мирских понятиях: «земных благах» и «правах собственности» на эти земные блага.
    Итак, на примере этих четырех толкований мы увидели, как абсолютно правильное понимание смысла притчи Иоанном Златоустом – как осуждение «хищнического любостяжания и сребролюбия», а также - как осуждение отсутствия у людей любви к ближнему своему, которое  не позволяет им делиться «благами» с «ближним», постепенно превратилось в совершенно противоположное – в оправдание земного богатства и прав собственности.
    Но, может быть мы ошибаемся в таком своем выводе? Может быть как раз наоборот права сегодняшняя Церковь, а не Златоуст?
    Попробуем в этом разобраться.
    Для этого предлагаю для полноты картины ознакомиться сразу и с притчей о минах (Лк. 19:12-28), но не в пределах стихов, указанных «Основами», а с самого начала главы.
    Вот стихи, предшествующие притче о минах.
    «Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал (хотел) видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
    Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он (Закхей) поспешно сошел (с дерева) и принял Его с радостью.
    И все (люди), видя то, начали роптать, и говорили, что Он (Христос) зашел к грешному человеку (мытарю);
    Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
    Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
    Когда же они (люди)  слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк 19:1-11).
    А вот сама притча.
    «Итак (Иисус) сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
    Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
    И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
    Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
    Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
    Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
    И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
    И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
    Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
    врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.
    Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим» (Лк 19:12-28).
    Итак, оказалось, что начальные стихи главы 19 «Евангелия от Луки» содержат основную мысль назидания Христа, а притча о минах является лишь ее приложением (присовокуплением) – т.е. назидательным примером. Главная же мысль состоит в том, что «начальник мытарей (сборщиков налогов) и человек богатый» встретив Христа, сразу же принял решение о «раздаче половины своего имения» и «воздании всем обиженным вчетверо».
    Отсюда следует, что Иоан Златоуст смысл притчи о талантах (и соответственно о минах) понимал правильно. Ключевым элементом их является осуждение любостяжания и сребролюбия (корысти), лежащей в основе отсутствия любви к ближнему и препятствующей «раздаче бедным имения своего» с целью выравнивания царящей в «мире сем» социальной несправедливости. 
    И это правильно понимал не только Иоанн Златоуст. Такое понимание было присуще многим ранним отцам Церкви. Достаточно вспомнить современника Златоуста – Амвросия Медиоланского, который будучи достаточно богатым и знатным человеком мало того, что в своем понимании учения Христа поставил добродетель «справедливость» во главу угла (которая в поздней Церкви из списка добродетелей исчезла), но и на деле попытался настолько, насколько у него хватило возможности эту добродетель  реализовать  - он продал все свои имения и на вырученные деньги выкупал христиан из рабства.  На фоне этого поступка Амвросия, действия нашего российского отца 19 века Филарета Дроздова, противящегося приказу царя о разработке документа, отменяющего русское рабство – крепостное право, являются обличением его нечестивой истинной сущности, скрывающейся под облачением «праведника» - православного священника.
    Об этом сегодня всем (и православным социалистам – в первую очередь) нужно крепко задуматься. В этих абсолютно противоположных пониманиях смысла учения Христа проявляется не противоречие в восприятии Истины лишь некоторыми единичными историческими православными личностями. Здесь – противоречия мировоззренческие, цивилизационные. Здесь – непримиримая борьба цивилизации нестяжателей, цивилизации равных во всем людей-братьев против цивилизации корыстолюбцев, цивилизации порабощающих и обкрадывающих «ближнего своего» рабовладельцев. И сегодня вторая цивилизация в Церкви практически победила окончательно.
    Мы, христианские социалисты, должны осознать, что нас с «православными капиталистами» объединяет только вера в Бога, но мы с ними понимаем эту веру диаметрально противоположно. Поясню это словами апостола Павла: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
    Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
    Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день (Суда) покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
    У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
    А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор. 3:10-15).
    Итак, у нас с «православными капиталистами» одинаковое только «основание» - Иисус Христос. Строим же мы абсолютно противоположное в зависимости от разной «верности в малом»: мы – небесное, они – земное (хоть и прикрываются «небесным»).
    Необходимо понять, что сегодня  Церковь учит совсем не тому, чему учил Христос. Так, если мы видим у ранних отцов абсолютно правильное понимание Истины Христовой – как воспевание добродетели нестяжания и добродетели социального служения людям как «ближнему своему», то у нынешних «православных патриотов и батюшек» вместо этого мы видим защиту «прав собственности и земных благ», а также – отрицание справедливости, как воплощения в жизнь заповеди Иисуса о «любви к ближнему своему».
    Пора понять, что то эгоистическое асоциальное и «самоспасающееся» состояние нашего христианства, против которого мы выступаем – это логичные плоды учительства «православно-капиталистических» пастырей,  и мы никак не сможем пробудить наше уснувшее «христианство», не затрагивая при этом убаюкивающую их Мать-церковь.
    Продолжение следует.

  • андрей

    09 фев 2017

    Ответить

    Продолжение.
    Но вернемся к притчам.
    Думается, что под талантами (и минами) в этих притчах подразумевается благодать Духа Святого посредством которой мы можем улучшать нашу душу от грехов – т.е. формировать добродетели (в понимании атеистов – положительные качества нашего характера). Причем, «малая» из них – это добродетель нестяжания (бескорыстия), приобретя которую для нас становится возможным приобретение и других добродетелей. Потому-то в притче о неверном управителе (Лк.16:1-15), которая была рассмотрена нами во второй части статьи, и звучит: «Верный в малом, будет и во многом верен».
    Можно сказать и по-другому: стяжание, сребролюбие, корысть, алчность – это тот «малый» грех, не преодолев который для человека будут закрыты духовные победы и над другими грехами (отрицательными качествами личности – в понимании атеистов): завистью и ревностью, гордостью и самовозвышением, ложью и лицемерием и многими другими, вплоть до воровства и убийства, на которые толкает человека жажда наживы.
    В качестве пояснения приведу цитату еще одного св. отца 4 века Лактация, взятую мной из ст. «8. Святые отцы о происхождении права собственности» Н.Сомина: «Любостяжание есть источник всех зол: оно происходит от презрения к истинному величию Божию. Люди, обилующие в чем-либо, не только пе­рестали уделять другим избытки свои, (но) начали присваивать и похищать се­бе чужое, будучи влекомы к тому собственною корыстью. То, что прежде было в общем употреблении у всех людей, начало скопляться часто в до­мах у немногих. Чтобы других подвергнуть своему рабству, люди стали собирать себе в одни руки первые потребности жизни и беречь их тща­тельно, дабы небесные дары сделать своею собственностью, не для того, чтобы уделять их ближнему из человеколюбия, которого в них не было, но чтобы удовлетворять единственно своему любостяжанию и корысти. После того, составили они себе самые несправедливые законы под личиною мни­мого правосудия, посредством которых защитили против силы народа свое хищничество» («Божественные наставления», кн.5, гл.6).
    Итак, под минами и талантами  - подразумеваются благодать и ее плоды – добродетели. И вся разница двух притчей между собой лишь в том, что когда речь идет об одной мине, отданной всем рабам одинаково перед странствием господина, то при этом подразумевается одна-единственная благодать (без учета количества сформированных ею плодов – добродетелей). Когда же речь идет о разном количестве розданных господином при отправлении в путь талантов, то под этим подразумевается разное число добродетелей в душах людей, сформированных одной благодатью.  Соответственно «десять мин, принесенных одной миной» - будет означать увеличение благодати в десять раз, а - «пять талантов, приобретенных за начальные пять талантов» - будут означать приобретение человеком в течении своей жизни дополнительных еще пяти других добродетелей.
    Теперь попробуем разобрать смысл фразы «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». Здесь, если за «малое» принимать добродетель нестяжания, то возникают вопросы: «когда», «где» и «над чем многим» человек обладающий «малым» будет поставлен? Попытка ответа на эти вопросы Феофилакта Болгарского выглядит неубедительной.  Если толковать его слова, что «хотя мы и здесь (в этой земной жизни) удостоимся даров, то эти дары ничтожны в сравнении с будущими (в вечной жизни) дарами» - как собственно получение жизни вечной, то с этим можно согласиться. Однако, если он под «дарами» (множественное число) понимал что-то другое, что-то земное, мирское, какие-то «разные внешние блага» - богатства, дома и «города», то с этим уже согласиться никак нельзя.  Да это, возможно неосознанно, подтверждает своими следующими словами и сам Феофилакт, говоря: «Знаешь, что получающий пять …, и получающий два … удостаиваются одинаковых благ. Они … примут одинаковую честь».
    Отсюда выходит, что фраза «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» подразумевает «поставление над многим» - не «там» в будущей вечной жизни, а «здесь» - в нынешней земной. И в отношении добродетелей (от уст. «доброе дело»), как плодов благодати, их накопление действительно имеет смысл только в земной жизни до Страшного суда, на котором они (внешние добрые социальные дела, как воплощение в жизнь внутренних добродетелей) и будут оцениваться. Ведь приобретение добродетелей «там» уже  не будет иметь никакого значения, «там» все уже будут «сослужителями и братьями» (Откр. 19:10) и все будут на равных сидеть на престоле вместе с Отцом и Христом (Откр. 3:21). «Там» - нет иерархии, «там» нет различия одного от другого в его человеческой важности, «там» нет и «земных благ», которыми можно было бы продемонстрировать важность и значимость одного человека над другим.
    Думается, что правильный ответ на поставленные выше вопросы: «когда», «где» и «что» дает следующая цитата из «Евангелия от Марка»: «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10:29-30).
    Как видим, наши рассуждения оказались правильными. Иисус в «веке грядущем», т.е. «там» обещает только «жизнь вечную», а «ныне, во время сие», т.е. «здесь» - «во сто крат более» и домов и земель. Эти-то «во сто крат более» - и есть плоды благодати Духа Святого – добродетели (т.е. «таланты»). Здесь интересно отметить и то, что эти-то «во сто крат более» (т.е. добродетели) даются как раз таки только тем людям, которые готовы оставить дома и земли ради Христа, а не алчно их накапливают. Здесь же говорится и о готовности оставить «и братьев, и сестер, и отца, и мать, и жену, и детей» ради Христа, что означает для христианина такую мощную твердость стояния в Истине Христовой, что это должно проявляться в его готовности без сожалений расстаться со всеми выше перечисленными близкими людьми, если они либо – не принимают Христа, либо – не истинно толкуют смысл Его учения. То есть здесь подразумевается идеологическая (мировоззренческая) непримиримость истинного учения Христа с чуждыми Ему мирскими учениями и идеологиями, о чем мы уже говорили ранее. О том же, что здесь подразумевается не одна только «вера в Бога», но и твердое стояние в Истине Слова Божия, и говорят слова «ради Меня и Евангелия».
    Итак, отрывок (Мк. 10:29-30) помог нам разобраться в том, что значит «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю».
    Но, возможно кто-то может подумать, что этот отрывок не относится к рассматриваемой теме нестяжания и вырван мной из контекста. Проверим это. Приведу контекст данной фразы.
    «Когда выходил Он (Христос) в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
    Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог (Отец).
    Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
    Он (некто) же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
    Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
     Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
    И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
    Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
    Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же (тогда вообще) может спастись?
    Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (благодати Духа Святого – тем «минам», которые Он нам раздал).
    И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
    Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
    Многие же будут первые (в мирской жизни) последними (в грядущей жизни), и последние первыми» (Мк. 10:17-31). (Иисус нам напоминает, что «первые» (важные) в нынешней земной мирской жизни – богатые, знатные и уважаемые миром люди (светские или духовные), в грядущей вечной жизни неминуемо окажутся «последними» (никому не нужными), так как они искали сокровища не на небесах, а на земле).  
    Итак, мы можем сделать вывод – что и здесь мы оказались правы: отрывок (Мк. 10:29-30) самым непосредственным образом оказался связанным с темой нестяжания. Более того, начав данную статью с разговора о «раздаче имения нищим» - мы этими же словами практически ее и завершаем, что также свидетельствует о правильности наших рассуждений.
    Кроме того, рассмотрев во 2-ой и 3-ей частях статьи «Церковь и христианский социализм» притчи о неверном управителе (Лк. 16:1-15) и о талантах (Мф. 25:14-30) мы обнаружили их теснейшую взаимосвязь, главнейшим связующим звеном которой является «малое» как добродетель нестяжания во фразах: «верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10) и «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). Что соответственно означает: «если ты верен Христу в добродетели нестяжания (которую получил от благодати Духа Святого), то возможно и во многих других добродетелях будешь Мне верен». И соответственно «если ты был верен в добродетели нестяжания, то над многими добродетелями твоей души поставлю тебя господином» - говорит Христос.
    Таким образом, ранние отцы Церкви 4 века и непосредственно Иоан Златоуст абсолютно правильно понимали осуждение любостяжания, поклонения маммоне и непосредственно связанным с этим отсутствием любви к ближнему – как наиболее важный ключевой момент заповедей Нового завета.
    Наше же толкование притчей о неверном управителе и талантах (минах) лишь утверждает ключевую наивысшую важность данной темы в учении Христа.   
    В заключении осталось рассмотреть вопрос о том, кто же этот боязливый «лукавый и ленивый раб», «закопавший в землю («хранивший, завернув в платок») серебро господина своего»?
    Во-первых, это, как и предыдущие два раба – христианин. Из чего это следует?
    Из слов «призвав рабов своих» («призвав же десять рабов своих») как раз и следует, что это - рабы господина, а значит – рабы Божие. Это не те «граждане, ненавидевшие господина и отправившие вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами», под которыми однозначно понимаются непокорные Христу иудеи.
    Во-вторых, то, что боязливый раб является христианином свидетельствуют и следующие его слова, обращенные к господину: «Ты человек жестокий», «жнешь» и «собираешь», «где не сеял и не рассыпал» и я «убоялся» («боялся») тебя». Эта боязливость жестокого господина, который придет жать созревшую жатву и собирать поспевший урожай – означает «страх Божий» перед вторым пришествием Христа («И вышел другой Ангел … и воскликнул … к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела» (Откр. 14:15-16).
    Что же означают слова, что этот боязливый раб «хранил, завернув в платок» (или «закопал в землю») серебро господина своего»?
    Это, думается и есть то асоциальное, «самоспасающееся», чрезмерно уничижительное состояние нашего нынешнего христианства, воспитанного на духовных работах отцов 19 века, и прежде всего св. Игнатия Брянчанинова, которое не позволяет ему ни делать, ни даже думать о социальных добрых делах.
    Поясню это, приведя некоторые цитаты из работ этого отца.
    Вот первая цитата: «Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть… Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно» (И. Брянчанинов «Отечник»).
    Здесь все ясно без особых комментариев. Сказал св. отец: «Остерегись, желая спасти ближнего» - вот и остереглись. Сказал св. отец: «Устранись» - вот и устранились. Сказал св. отец: «Себя спасай» - вот и бросились эгоистично себя спасать.
    Но возникает резонный вопрос к таким «послушным» христианам: «Как ты можешь спасаться, не делая добрых дел «ближнему своему», не участвуя в общественной социальной жизни? Как ты можешь приобрести добродетели (определенные качества твоей души), не выполняя ежедневно соответствующие определенные добрые дела в окружающей тебя жизни?» Или, как звучит подобный вопрос из уст Христа в той же 25 главе «Евангелия от Матфея», (в которой мы уже рассмотрели и притчу о неразумных девах со светильниками без масла (без добродетелей, обязательно проявляющихся в добрых делах) и притчу о талантах): «Тогда (Христос) скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
    Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
    Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:41-45).
    Продолжение следует.

  • андрей

    09 фев 2017

    Ответить

    Продолжение.
    Сегодня наши «православные капиталисты», по-сути те же «послушные» св. отцу И. Брянчанинову христиане,  наверное за свою жизнь все же сделали кое-что из перечисленного «одному из сих меньших» (может даже и не одному), но не на много ли больше сделали социалисты, накормив, напоив, одев, бесплатно обучив, бесплатно вылечив, освободив из темницы рабства не «одного из сих меньших», а весь русский народ (согласно Википедии - около ста тридцати миллионов). И эта страшная цифра является немым укором тем «сотням тысяч новомучеников», о которых сегодня так скорбит наша Церковь. Ведь эти вчерашние новомученики, позавчера сами мучили весь российский сто тридцати миллионный народ, нещадно его эксплуатируя, обворовывая и относясь к нему как к дворовой скотине, которую они продавали и проигрывали друг другу в карты. И так поступали одни христиане по отношению к другим христианам, ведь народ-то тоже были сплошь христиане, а не басурмане какие-то. И поступая так ежедневно (на протяжении многих веков) с «ближним своим», эти новомученики по воскресеньям ходили в храмы, где батюшки отпускали им их грехи и с благодарностью принимали милостыню Церкви и нищим.  И ничего: ни совесть, ни благодать Святого Духа (которой в них не было именно поэтому) не трогала их зачерствевшие из-за корысти души.  Одни – обкрадывали и превозносились над «ближними» им холопами и быдлом, а другие «духовно» оправдывали такое сатанинское отношение одних людей к другим, лицемерно ссылаясь на Бога. А ведь вместо этого могли добровольно построить общество людей-братьев в соответствии с заповедями Христа, «раздав свои имения бедным» и выровняв ту дичайшую рабовладельческую несправедливость! Но они предпочли благотворить бедным крохи из выжатых у них же миллионов. Поэтому, то, что произошло с новомучениками – это справедливая и заслуженная кара Божья. Кара за «неверность в малом» - любостяжание, которая как следствие повлекла за собой отступничество в большом.
    Вот еще цитаты св. И. Брянчанинова: «Говорили сыны Израиля святому вождю своему (Моисею) и законодателю, говорили из правильного понятия о величии Божества, из понятия, от которого рождается в человеке сознание и познание ничтожества человеческого: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да (мы) не умрем. Смиренные и спасительные слова эти свойственны каждому истинному христианину: предохраняется христианин таким сердечным залогом от душевной смерти, которою поражает у самообольщенных гордость и дерзость их».
    «Недостоин Господа, недостоин подражания тот, кто весь в сквернах и нечистотах, а глупым, гордостным, мечтательным мнением думает быть в объятиях Пречистого, Пресвятого Господа, думает иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом».
    «Довольно, довольно, если Слово Божие, истина взойдет в дом души при посредстве слышания, или чтения, и исцелит отрока, то есть, тебя, находящегося еще в младенческом возрасте по отношению к Христу, хотя по возрасту плотскому ты, может быть, уже украшен сединами.
    Нет другого доступа к Истине! … Замолкли живые органы Святого Духа: проповедует истину — изреченное Святым Духом — Писание» (И. Брянчанинов «Истина и Дух»).
    О чем это он? Здесь св. отец, указывая христианам на наше «человеческое ничтожество», «обличает» тех из христиан, которые «будучи в сквернах и нечистотах» имеют «дерзость» желать получить благодать Духа Святого («думают иметь Его в себе и с Ним беседовать, как с другом»). И в пример нам христианам он приводит неверных Христу древних иудеев, которые были до того духовно невежественны и боязливы к Богу, что не хотели ни видеть и не слышать Его, а просили Моисея, чтобы это вместо них делал он один, после чего пересказывал бы им все то, что сказал ему Бог. Вот, как это звучит в Ветхом завете: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
    И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
    И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (Исх. 20:18-21).
    (Напомню, что после этого иудеями был сделан специальный шатер (скиния), в котором Моисей один-на-один общался с Богом, накрывая свое лицо покрывалом). Далее же этот св. отец делает такой вывод: сегодня уже «замолкли живые органы Святого Духа», сегодня Истина осталась только в Священном Писании. Поэтому нечего и стараться искать благодать Святого Духа, с нас довольно и того, что Слово Божие войдет в наши души чтением Священного Писания. А тот, кто мечтает о большем – «недостоин Господа».
    Увы, такое самоумничание св. отца абсолютно противоречит тому же Священному Писанию, на которое он указывает.
    Во-первых, напомню одну из заповедей Христа, заповеданную нам в Его Нагорной проповеди: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
     ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»
    (Мф. 7:7-8). Ясно, что говоря здесь «просите и ищите» Христос подразумевает благодать Духа Святого, получив и преумножив которую, как мы уже подробно выяснили разобрав притчу о талантах (минах), нам «отворят» Царство Небесное.
    Во-вторых, напомню слова апостола Павла: «Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать» (Евр. 4:16).
    И в-третьих, приведу другие слова апостола Павла относительно того – нужно ли нам христианам поступать в отношении поиска благодати также, как поступали древние иудеи: «Мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
     Но умы их (иудеев) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
     Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их

    Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
    Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:12-16, 18, 17).
    Итак, эти «послушные» св. отцу Брянчанинову (но не послушные Христу и апостолу Павлу) боязливые христиане,  настолько  убедили себя в своей абсолютной никчемности и недостойности, забыв, что «человек создан по образу и подобию Божию» (Быт. 1:27) и должен в жизни совершенствованием своей души (умножением «талантов» - добродетелей) стремиться приблизиться к этому образу, настолько «остерегались», «устранялись», «охранялись» от участия в жизни «ближнего своего», настолько «допредохранялись» от благодати, что благодать (мина), данная им при рождении Богом – осталась бесплодной и их покинула. А, утратив благодать – они утратили надежду на Царство Небесное.
    И наконец последняя цитата того же св. отца: «Дары же Господа приходят сами собой, если сердечный храм будет чист, а не осквернен. То, чтоб искать с наблюдением, говорю, высоких Божьих дарований, отвергнуто Церковию Божией. Предпринявшие это подверглись гордыне и падению» (И. Брянчанинов «Аскетические опыты»).
    Здесь продолжение того же заблуждения о благодати, которое мы разобрали выше, и как раз против которого и говорит притча о талантах. Брянчанинов заявляет, что «дары Господа», т.е. благодать придет только тогда, когда «сердечный храм будет чист, а не осквернен». Здесь он меняет местами результат действия с самим действием -  благодать придет в сердце не тогда, когда оно будет чисто, а напротив – благодать придет для того, чтобы его очистить. И это демонстрирует нам разобранная нами притча – нужна первичная мина (благодать), чтобы собрать в своей душе пять или десять мин, нужно непременное обладание некоторыми первичными добродетелями (как плодами благодати), чтобы в течении жизни удвоить их количество (или, другими словами – преумножить благодать). И той «малой», но как оказалось – наиболее важной добродетелью, позволяющей в конечном итоге жизненного совершенствования души достичь Царства Небесного и «вечного обетования», является добродетель нестяжания.
    По поводу заявления св. отца о том, что «искание высоких Божьих дарований отвергнуто Церковью Божией» можно сказать лишь одно – истинная Церковь Божья такое сказать не могла, такая «истина» нужна лишь Церкви мирской, увлеченной «собиранием сокровищ на земле, а не на небе».

Ответить андрей Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *