А.Барвинов. КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ДЛЯ АЛЧУЩИХ БОГАТСТВА

2695

 

(К ст. В. Рыжкова «Об отношении к миру»).

 

Понимая и полностью разделяя благородное желание автора статьи В. Рыжкова защитить идею христианского социализма и персонально Н.В. Сомина как его главного идеолога, подвергшегося травле на православно-монархическом сайте «Русская народная линия», все же считаю, что надо придерживаться истины и не придумывать (пусть и с благородной целью) различные заблуждения. Ведь, в конечном итоге все наши промашки с вольным толкованием Христового учения являются лишним поводом объявить христианский социализм ересью. (Поэтому, надеюсь, что автор статьи меня поймет правильно и не обидится). Более того, считаю, что Праведник такие методы отстаивания правды – не одобрил бы. Нельзя истину отстаивать неправдой. Нельзя – да и не нужно, потому что наше дело правое. Нужно только проанализировать и понять: «В чем сила наших оппонентов? Что такое они используют, против чего мы не находим контраргументов»? Проделав это, мы придем к следующему выводу: их сильная сторона  либо в ссылках на Ветхий завет, либо – на Священное Предание (точнее, преимущественно на некоторых поздних святых отцов ХIХ века). Именно эти святые отцы, как правило, являются ярыми защитниками богатства («данного в распоряжение Богом»), чрезмерно уничижительнейшего страдания с испытанием наслаждения (духовного мазохизма), духовного квиетизма (смирение, покорность, созерцательное и пассивное отношение к действительности, безучастность, «полное подчинение божественной воли»), самоспасения, именно они не признают необходимости  равенства между людьми.

Мы должны разобраться: где же истина?

Насколько правильно нам христианам ссылаться на Ветхий завет, а также на некоторых поздних святых отцов, тем более, если наличие Духа Святого у них под вопросом?  Может они в чем-то заблуждались? Возможно эти заблуждения – это и есть проявление «тайны беззакония в действии», о которой я писал в ст. «Индикатор правды в мире лжи» — т.е. результат отсутствия у них в достаточной степени Святого Духа? Возможно это и есть, то самое предупреждение, сделанное св. Серафимом Саровским: «…Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за это Гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их». Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима, и сказал: «Не помилую их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут отстоять далеко от Меня»? Можно ли людям, не стяжавшим Духа Святого толковать Священное Писание – книгу имеющую явное наличие Божьей благодати? Кто и когда вдруг решил, что Слова Бога и апостолов (Священное Писание) по степени доказательности истины ниже Священного Предания (учения святых отцов) – что первое должно оцениваться только через призму последнего, а не наоборот? Вопросов очень много, на которые если мы хотим отстоять истинное Христовое учение, мы должны найти ответы.

Во всяком случае делать вид, что у нас сегодня в православии «все хорошо, прекрасная маркиза», но вот только немного «ортодоксы» донимают, как  это ощущается в ст. В. Рыжкова – думаю, не правильно. Правда в том, что «ортодоксы» сегодня – это подавляющее большинство нашего христианства, а мы – меньшинство. Чтобы эту ситуацию изменить, нам необходимо сегодня признать, что учение Церкви в сегодняшнем виде – это уже далеко не учение Христа и апостолов (и даже – не ранних святых отцов, не святоотеческое учение). А признав это, отстаивать Христовое учение обличением различных заблуждений (как «ортодоксов», опирающихся на сегодняшнее учение Церкви, так и наших собственных), искажающих истину. Более того, мы должны осознать, что простое механическое примирение сегодняшних ортодоксальных взглядов христиан с сегодняшним ортодоксальным взглядом коммунистов – в принципе не возможно, и в сумме не даст христианского социализма. Прежде чем соединить христианство с социализмом, нужно произвести определенное изменение, как в концепции первого, так и второго. (В отношении христианства – это могло бы быть возвращение к апостолам или ранним святым отцам, т.е. ко времени, когда присутствие Духа в христианах было еще велико).

В связи с этим, прежде всего, в качестве основного заблуждения В. Рыжкова я имею ввиду предложение автора экстерном записать все православное духовенство (умершее и живущее) в небесную Церковь.

(В. Рыжков): «В святоотеческом учении присутствует разделение Церкви на земную и небесную, где к небесной Церкви относятся чины ангельские, святые Божии угодники, все скончавшиеся в истинной вере и святости, во главе со Христом, а к земной — все живущие на земле православные христиане. Здесь я предлагаю рассмотреть несколько иное разделение  к божественной природе Церкви отнести ангельский чин, святых Божиих угодников и всех скончавшихся в истинной вере и святости, во главе со Христом, а также, священнический и иноческий чин (живые и скончавшиеся), а к человеческой – живущих и скончавшихся мирян».

Слава Богу, что это – не нам людям решать, о том -  кто будет находиться в книге жизни. То же касается и оценки нашей с вами святости. (Достаточно того, что в храме Федоровского монастыря г. Городца уже сделали святым патриарха Кирилла, изобразив его в алтарной росписи с нимбом и надписанием «Св. Кирилл» (сайт maranatha.org.ua/cnews/r/61601).

Сегодня к сожалению мы православные миряне в своем стремлении поднять значимость духовенства, отцов, настолько их возвышаем, что заслоняем ими Христа, забывая, что именно Он – глава нашей Церкви. Поступая так, мы забываем следующие слова  Священного Писания: «В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты…  Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он — твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более» (Пс. 61:2-10). А также игнорируем следующее предостережение, сделанное Иисусом своим ученикам-апостолам (а значит, тем более – нам с вами): «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:8-12).

Вторая моя претензия к автору статьи по поводу искажения Христовой истины касается чрезмерно свободного (и совершенно ошибочного) толкования значения «Закона и Благодати» для христианина: (В. Рыжков) «Закон по-прежнему пестует духовных младенцев, Благодать же свободно ведет взрослых к совершенству. Вот почему нет четкого учения о возрастании духовных детей. Святые отцы, вероятно, так и понимали это – для назидания младенцев – Закон, для взрослых – Благодать и Истина». 

Сюда же хочется отнести и, возможно связанное с предыдущим ошибочным пониманием, декларирование десяти заповедей «Закона Божия», как Христовых. По-сути приведенные автором – это ветхозаветные заповеди, данные Богом Моисею на каменных скрижалях, а не заповеди Христа, оглашенные Им в Нагорной проповеди. Знаю, что такое понимание заповедей не является собственным пониманием автора, а они процитированы им из  «Пространного Православного Катeхизиса Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Филарета Московского (Дроздова). Думается, что такое понимание заповедей Христовых, хоть и опирающееся на значительный авторитет святителя Филарета – все же мягко говоря не содержит всей истины.

Но, обо всем по-порядку.

Не смотря на то, что сегодняшняя критика тех или иных высказываний Н.В. Сомина русскими православными монархистами, базируясь преимущественно на цитатах из Священного Предания, затрагивает самые различные темы, все же в основе ее, как и прежде, лежит та же самая апология богатства. Нужно полностью осознавать, что только тема лишения потенциальной возможности богатым спастись (наряду со всеобщем равенством всех людей общества, как проявлением любви к ближнему своему), котороя лежит в основе идеологии христианского социализма – является основным раздражителем для черносотенцев. Отсюда – выискивание ими цитат из святых отцов и Священного Писания (преимущественного из Ветхого завета), пусть не оправдывающих богатство полностью, но оставляющих им некоторый шанс спастись, и смягчающих категоричные слова Христа: «Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13).

Казалось бы в этих словах Иисуса все абсолютно ясно, но нет – корыстолюбивые человеческие души с самого того дня, когда были произнесены эти слова Господом, ищут самые различные «новые» толкования и объяснения, придумывая различные аргументы типа «иметь богатство можно, но душой прилепляться нельзя», «нам это богатство Бог дал во временное пользование», «существует как неправедное, так и праведное богатство» и т.д.  Приводятся цитаты их Ветхого завета о царе Соломоне, богатом Иове, из Екклесиаста и др.

При этом сегодня ничего не говорится о том, что Ветхий завет практически до середины ХIХ века не считался священной книгой в России, в православии, а священными признавались только Евангелие, Псалтырь и Апостольник. Более того, распространению Библии, включающей  Ветхий завет, активно противостоял царь Николай I. Известно, что в 1825 году переведенный и напечатанный Библейским обществом тираж Библии с Ветхим заветом был сожжен на кирпичных заводах Невской лавры (Кстати говоря, с 1814 года — директором, а с 1816 года — вице-президентом  вышеуказанного Библейского общества, непосредственно участвовавшего в переводе и разработке уничтоженного варианта Библии, вплоть до 1824 года, являлся упоминавшийся ранее св. Филарет Дроздов). Больше попыток перевести, и тем более издать Ветхий завет, в течение тридцатилетнего правления императора Николая I, не было. Перевод книг Ветхого завета был возобновлен лишь в 1856 году во время правления Александра II. Но потребовалось еще 20 лет борьбы, чтобы в 1876 году вышло издание полной Библии на русском языке в одном томе, включающем Ветхий и Новый заветы. Этот текст получил название «Синодальный перевод», «Синодальная Библия» (сайт kramola.info «Как Ветхий завет стал священной книгой на Руси»). (Интересным, и определенным образом характеризующим св. Филарета Дроздова, является и тот факт его жизни, что он всячески противился разработке и принятию документа об отмене крепостного права, который ему было поручено написать следующим после Николая I русским императором Александром II).

Чтобы дополнительно подтвердить, сколь не высокое значение имел Ветхий завет у православного христианства ХIХ века, приведу цитату из работы «Истина и Дух», столь полюбившегося критикам христианского социализма, св. Игнатия Брянчанинова:  «Изучай святую истину в Священном Писании,преимущественно же в Новом Завете, и в писаниях святых Отцов».

 

Так почему же в русском православии так долго сопротивлялись включению в Священное Писание Ветхого завета?

Дело в том, что Ветхий и Новый заветы в некоторой степени антагонистичны друг другу. Ядро Ветхого завета (Пятикнижие Моисея – первые пять книг Ветхого завета) сегодня лежит в основе одной религии – иудаизма (и главного его произведения Торы), а Новый завет – в основе совершенно другой религии – христианства. Главным отличием иудаизма от христианства является – не признание иудеями Иисуса Христа (и Духа Святого) в качестве Бога, а также – совершенно противоположное Христовому понимание значения богатства для человека (на сайте «Переправа», в разделе РЭО есть статья В.Ю. Катасонова «Хозяйственная этика Торы», которая хорошо это описывает. Приведу лишь одну цитату из этой статьи:«Материальный достаток, появление у человека свободных денег, успех в делах всегда рассматривались в еврейской традиции, прежде всего, как следствие особого благоволения Господа, Его благоволение за ревностное соблюдение и изучение дарованной Им евреям Торы»).

Здесь можно было бы еще добавить, что в тексте Нового завета Ветхий завет именуется часто «закон и пророки». Закон и пророки до Иоанна (Крестителя – крестившего Иисуса); с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16)). Здесь «закон» — это Пятикнижие Моисеево, а «пророки» — это 17 книг различных ветхозаветных пророков. Так вот, сегодняшние иудеи (как впрочем и иудеи времен Иисуса) «закон» принимают, а «пророков» — нет. Почему? Потому, что во-первых все ветхозаветные пророки, будучи посланниками Бога, способными слышать Его повеления, шли и передавали Божьи слова обличения в неправедной жизни избранного народа царям и первосвященникам иудейским, а во-вторых – пророчествовали (опять же не от себя, а передавая слова Бога) о неизбежности в будущем прихода Бога во плоти – мессии, Христа.

Но, иудеи не слушали пророков (наверняка при этом обличая их в духовной прелести), жизнь свою не меняли, а пророков побивали камнями или убивали. Вот как об этом говорил Бог Саваоф в «книге Пророка Иеремии»: «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих — пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они (вы) не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю (шею) свою, поступали хуже отцов своих» (Ир. 7:25-27).Об этом иудеям говорил и Христос: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» (Лк. 11:47-50).

И это не единственный упрек Христа иудеям, называемым в Новом завете фарисеями и саддукеями, которые представляли собой два основных религиозных течения иудаизма того времени. По-сути все Евангелие – это описание непримиримого противоборства двух религиозных идей – иудаизма (опирающегося на Ветхий завет) и христианства (опирающегося на Новый завет), которое ведет Иисус Христос с иудеями и которое заканчивается публичным убийством последними Первого. В том-то и весь драматизм Нового завета: Иисус Христос, будучи сам по рождению иудеем (евреем) – в своих словесных баталиях с иудейскими богословами (книжниками) развенчивает неправду многих устоявшихся к тому времени, как сегодня бы сказали «традиций иудейской Церкви».

«Но, как же?» — может спросить меня автор статьи В. Рыжков: «Я ведь не сам придумал следующую цитату из Евангелия: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).

И окажется абсолютно прав.

Более того, можно привести в пользу такого рассуждения автора и следующие слова: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:16-17). Остается только недоумевать: закон вроде бы действовал только до Иоанна Крестителя, но здесь написано, что скорее исчезнут небо и земля, чем исчезнет закон.

Смысл кажущегося противоречия открывается в учении Иисуса, названного Нагорной проповедью (из-за того, что Он проповедовал на горе), и охватившей с 5-той по 7-ю главы «Евангелия от Матфея» включительно. Здесь Иисус как-бы повторяет некоторые Моисеевы заповеди, но к ним каждый раз делает существенное добавление. Если заповеди Моисея запрещают выполнять те или иные действия: не убей, не укради и т.д., то уточненные заповеди Христа запрещают уже даже просто помышлять о таких действиях. Например: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.  А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака «, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный «, подлежит геенне огненной» (Мф.5:21-22). То есть, требования Нового завета (закона) стали намного жестче.

Апостол Павел в своем «Послании к евреям» так объясняет данное различие:

 «Ибо, если бы первый завет (закон) был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот (новый) завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их (пресеку действия в помышлениях), и напишу их на сердцах их (а не каменных скрижалях); и буду их Богом, а они будут Моим народом.  И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. Говоря «новый«, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:7-13).

(Тема «ветхого» и «нового» красной нитью проходит через весь Новый завет, охватывая не только законы (заветы), но и самого человека, что будет показано ниже).

Вместе с Новым заветом (законом) в учении Христа появляется и благодать Духа Святого, т.е. живой Бог в нашей душе, который и должен помогать нам бороться с нашими неправедными мыслями и именно благодаря присутствию в наших душах Которого – «все, от малого до большого, будут знать Его». Именно «знать», а не «верить», так как слышащие, видящие или чувствующие – уже не просто «верят», но твердо знают, что в их душе находится Дух.
Но, кроме значительно ужесточенных заповедей Моисея, Нагорная проповедь Христа содержит и много других наставлений для нас, которые мы должны считать Его заповедями. Здесь – и предупреждение о тесных вратах, и предупреждение о хранении святыни, и предупреждение о лжепророках, которые будут прикрываться Его именем: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, авнутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их… Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот (судный) день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:15-25).

Но, только одна единственная из новых заповедей Христа, а именно: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24) — вызвала категорическое неприятие иудеев.

Почему?

Ответ на этот вопрос хорошо продемонстрирован в «Евангелии от Луки»: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:13-15).

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним».

Вот он тот ключ, тот глубочайший смысл, тот «камень преткновения», содержащийся в одном единственном предложении и объясняющий неприятие иудеями Христа и Его Нового завета (закона). «Они были сребролюбивы» — и потому не признали Иисуса Богом, ведь эта единственная новая заповедь лишала смысла их корыстолюбивую жизнь – собирание богатства. «И они смеялись над Ним» для того, чтобы выставить Христа в глазах стоящих рядом людей – выжившим из ума, безумцем (а вместе с этим также дискредитировать и Его новое учение). Им не нужен был закон, порицающий богатство. Более того, им не нужен был закон, запрещающий даже мечтать о богатстве (при его отсутствии). Им также не нужен был и Дух Святой, который при вселении в душу человека способен читать его корыстолюбивые мысли и обличать его в этом. Они привыкли жить лицемерно, по-ханжески –внешне демонстрируя добродетель и богопочтение, но внутренне в уме своем продолжая помышлять о корысти и властолюбии, в чем непрестанно, на протяжении всего Евангелия их обличал Иисус. Для них Ветхий завет был гораздо лучше Нового. Ведь, чтобы исполнить, например, заповедь «Не укради» — им было достаточно не попасться на краже, ведь «не пойманный – не вор».

(Тема «внешнего» и «внутреннего», как противопоставление лицемерного показного ханжества и скромно хранящегося в сердце истинного и духовного, сопряжена с темой «ветхого» и «нового», и также является основной в Новом завете. Достаточно вспомнить слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»(Мф.23:25-28)).

И иудеи отвергли Христа, отвергли Духа Святого, отвергли Новый завет. Более того, они Иисуса оклеветали, а после того как стража схватила и привела Его к римскому наместнику Понтию Пилату – настояли на Его смертной казни. Потому-то апостол Иаков и сказал: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак. 5:1-6).

После этого поступка в глазах Бога иудеи перестали быть избранным народом. Бог Саваоф, ранее бывший сугубо израильским Богом, стал Богом всех других народов (ранее язычников), уверовавших в Иисуса Христа. И эти «все другие», снискавшие Духа Святого, включая небольшую часть принявших Христа иудеев, и стали новым избранных народом Божиим. Вот как об этом говорит апостол Павел:«Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому чтоискали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот,полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:30-33).

 

Как видим, корыстолюбивые иудеи во Христа как в Бога не поверили («искали не в вере»), а ограничились законом Моисея («искали в делах закона»). И потому «преткнулись (т.е. запнулись) о камень преткновения» – Иисуса Христа (и как было показано выше, более всего об заповедь: «Не можете служить Богу и маммоне». Соблазнившись о маммоне — преткнулись о Христа).

А вот что о «камне преткновения» говорит апостол Петр: «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Ондля вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет. 2:7-10).

Здесь апостол Петр говорит о том, что именно Иисус Христос в качестве Бога стал тем камнем, с помощью которого можно отделить истинно верующих христиан от не верующих (и от не истинно верующих «христиан»), потому как для первых Он «драгоценность», а для вторых – «камень, который отвергли строители», то есть – отверженный, не принятый в качестве Бога.

Преимущественно здесь, говоря о «не верующих», речь идет об иудеях, отвергших Иисуса как Бога. Однако, это в полной мере можно отнести и к атеистам. Но, не только… Следующие слова апостола Петра: «Они претыкаются, не покоряясь слову» могут означать то, что все люди, противящиеся Слову Божию, что в данном контексте может значить только Евангелие Нового завета (а если конкретнее – заповеди Нагорной проповеди Христа, включающие и тот, раздражающий всех корыстолюбцев «камень соблазна»: «Не можете служить Богу и маммоне») – будут оставлены Богом. И это правило будет действовать для всех людей всегда, во все времена вплоть до Его второго пришествия. Об этом стоит помнить всем любителям и защитникам богатства, в том числе и русским православным монархистам.

(Кстати, «царственным священством» (святым народом и родом избранным) апостол Петр в выше приведенной цитате называет не духовенство в нашем сегодняшнем понимании, а христиан, снискавших Святого Духа (чем и удостоверяется их избранность), что можно подтвердить словами обращения первой главы «Послания Петра»: «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным, по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится»(1Пет. 1:1-2). По-сути, «царственное священство», как абсолютно правильно отметил один из форумчан, отстаивающий христианский социализм на сайте «Русская народная линия» еще в 2011 году — это мы с вами, простые христиане (не зависимо от того являемся ли мы священниками или мирянами), обладающие Духом Святым).

Далее апостол Перт дает христианам наставление: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет. 2:4-5). В словах «устрояйте из себя дом духовный» он подразумевает – поиск, приятие и полное утверждение в наших душах благодати Духа Святого («благодать вам … да умножится»).

Чтобы поставить точку в рассматривании темы закона, приведу следующие слова из Священного Писания: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени(Христа) Если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:19-25).

Подведу некоторый итог.

Десять заповедей, указанных автором статьи В. Рыжковым (и св. Филаретом Дроздовым) – это заповеди иудейского Моисеева закона (Ветхого завета), который согласно апостолам был «детоводителем» до появления Христа и благодати. С появлением же Христа – появились и Его новые заповеди, озвученные Иисусом в Нагорной проповеди, в том числе и заповедь «Не можете служить Богу и маммоне».  Поэтому, указывать 10 Моисеевых заповедей в качестве «Закона Божия» — это минимум заблуждение. Учитывая же всю ту подковерную борьбу с включением Ветхого завета в Библию, активное участие в которой проявил тот же самый человек, который допустил «заблуждение» в «Пространный Православный Катехизис» — это видится уже совершенно не как безобидное заблуждение. Ведь главными любителями ссылаться на Ветхий завет сегодня являются не только иудеи (которые кроме Пятикнижия ничего не приняли), но и протестанты, т.е. – как раз основные оправдатели богатства. (Сегодня в США – стране протестантов, где кстати живет и половина всего еврейского народа, уже появились секты иудейских христиан (иудо-христиан), проповедующих, что между иудеями и христианами нет никаких идейных противоречий. И действительно, у корыстолюбивых иудеев и корыстолюбивых протестантов – противоречий нет. Первые – преткнулись о «камень» — пнули и отвернулись от него, а вторые разрешили свое претыкание хитрее. Они покрыли «камень» толстым слоем золота и стали ему поклоняться).

То же самое касается и рассуждения о законе и новоначальних христианах. Как мы видели: закон (Моисеев) – для иудеев, а Новый закон и благодать – для христиан, причем для всех без исключения: и для «младенцев» и для «взрослых».

Кто-то из читателей по поводу прочитанного может сказать: «Ну хорошо. Христианства – тут много, а где же социализм»?

Чтобы ответить на этот вопрос, хочу обратить внимание читателей на одну из главных «истин», которую часто проповедуют противники христианского социализма (которая, в свою очередь, опирается на упомянутых ранее поздних святых отцов), заключающуюся в том, что для спасения христианина нет разницы в окружающей среде – в социальном строе, в котором он живет. Более того, этими святыми отцами проповедуется идея, что – чем хуже среда, тем лучше для спасения (потому, что в плохой среде гораздо больше страданий, а страдания для спасающейся души, чуть ли не самое главное).

В этой связи, я хочу задать только один вопрос: «Кому легче – без соблазна, без претыкания преодолеть «камень преткновения»: человеку, воспитанному при социализме или человеку, воспитанному при нынешнем российском капитализме? Кому в принципе легче отвернуться от маммоны и повернуться ко Христу (если любовь к Богу – понимать не отделенной от «любви к ближнему своему»? А ведь именно такую нераздельность и подразумевает двуединая «наибольшая заповедь»: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Эта заповедь подразумевает, что проявляя бескорыстную братскую любовь к ближнему своему – мы и демонстрируем свою любовь к Богу, причем, не просто словами, а добрыми делами).

Понимаю, что атеистическим людям социализма при этом не хватает самого важного – веры в Бога, любви именно к Нему. Но думаю, что это не столь непреодолимая преграда, как «камень преткновения» по отношению к маммоне, который и сегодня так и не смогли преодолеть очень многие наши православные «христиане».

Я же в заключение хочу привести цитату из апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Поделиться

Комментарии (2)

  • Дмитрий Н

    21 мар 2016

    Ответить

    «… нам необходимо сегодня признать, что учение Церкви в сегодняшнем виде – это уже далеко не учение Христа и апостолов (и даже – не ранних святых отцов, не святоотеческое учение). А признав это, отстаивать Христово учение обличением различных заблуждений (как «ортодоксов», опирающихся на сегодняшнее учение Церкви, так и наших собственных), искажающих истину. …  Прежде чем соединить христианство с социализмом, нужно произвести определенное изменение. В отношении христианства – это могло бы быть возвращение к апостолам или ранним святым отцам, т.е. ко времени, когда присутствие Духа в христианах было еще велико)»  Вот это хорошо сказано! (Вообще, вся статья очень честная). То же писала и Е.И. Рерих: «Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор, просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия - религия Святого Духа».

  • Сергей

    13 сен 2016

    Ответить

    Вера в Бога не требует доказательств или чьего-либо авторитетного высказывания на этот счёт (кроме Иисуса Христа, конечно), поскольку она очевидным образом вытекает из самого определения Его, которое имеется у человечества. Бог - это совершенство, любовь, истина, жизнеутверждение и т.д. Этот ряд может продолжить каждый для себя. Значит, вера (то есть любовь Бога) есть не что иное, как отношение к предметам этого ряда. Если человечество склоняется к опровержению ценностей этого ряда, то тем самым оно пытается опровергнуть существование Бога, правда, ценой  собственного существования.

Ответить Сергей Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *