А.Баринов. СНОВА О ПРАВОСЛАВНОМ СОЦИАЛИЗМЕ

PS_380

«Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово»
(Мк. 12:17)

Православное учение направлено только внутрь человека или всё-таки внешнее устройство жизни общества тоже заботит Православную Церковь (не как формальную организацию, а как сообщество всех христиан)?

«Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Так и поступаем,  и полностью принимаем это послание.  Также хорошо понимаем, что «царствие Божие внутри вас есть», что надо себя самого, своего внутреннего человека взращивать, бороться со своими страстями и грехами. И понимаем, что самостоятельно нам не справиться, только со Христом мы можем победить «ветхого» человека. И если такая борьба ведется и человек имеет хоть малые победы, то и внешний человек сразу проявляется, через дела его мы видим эти победы. Этот процесс понятен и верен. Поэтому понятны  такие проявления у христиан, как изживание рабства в христианских обществах, обильное меценатство и милостыня русских купцов и промышленников, воинские победы русского солдата, коллективизм и взаимовыручка в православных сообществах, в артелях, братствах, монастырях и т.д. и т.п. Если коротко, христиане должны стремиться к своему внутреннему совершенствованию, не обращая внимания на окружающее устройство мира, но, преобразившись внутренне, они полностью преображают внешний мир. Это правильный путь, правильный «механизм».

Если же внешний мир, его законы  начинают мешать этому внутреннему строительству нового человека (преображению)? Что делать?   Отдать «кесарево» всё равно?

1 вариант. Если не мешает, не затрагивает этого преображения, если не противоречит заповедям Евангелия — то просто, отдайте «кесарево» и продолжайте свой Крестный путь.

2 вариант. Если же мешают? То  тогда христиане не принимают эти законы и тогда или они отделяются от такого общества, замыкаются в малые сообщества  и начинают жить там по своим законам или же идут на мученичество.

Тут главное найти эту грань: где мирской закон нарушает заповеди Евангелия, а где нет? Думаю, есть мирские вопросы, где найдем явные нарушения, есть — где не найдем никаких нарушений и, вот в чем загвоздка, есть пограничные вопросы, где не ясно, есть нарушения или нет (и тут кто-то скажет – они есть, а кто-то –  их нет). Но оставим эти пограничные вопросы. Рассмотрим вопросы и общества, где есть явные нарушения.

Поместим человека в антихристианское  окружение и посмотрим,  как работает обратное действие, от внешней среды – на человека? В Евангелие  же сказано: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы». И святые отцы говорили: «С преподобными — преподобен будешь, а со строптивыми — развратишься». И говорили, что надо отстраняться от таковых худых обществ. Так что же, спокойно смотреть, как вокруг строиться «худое сообщество»? И просто отстраниться?  Думаю, нет. Тут начинает работать первый «механизм» (о начальном внутреннем преображении), и человек, пусть слабый и несовершенный, но принявший Христа и увидевший что, «худое общество» образуется вокруг него, должен начать противодействовать этому. И тут или он побеждает, или проигрывает эту мирскую битву. Но бороться надо, и мотивация этой борьбы происходит от внутреннего преображенного человека.

Разместим теперь человека  в «доброе» сообщество. Тут и говорить нечего, ясно, «что с преподобными сам преподобен будешь». И если предположить, что общество будет «добрым», то в нем наверняка будут взрастать новые и новые «добрые» люди.

Выводы:
1. Можно закрутить спираль развития общества вниз – и тогда «худые сообщества развратят добрые нравы».  И движение тогда будет направлено к массовой погибели.
2. А можно закрутить спираль вверх («с преподобными – преподобен будешь»). Это движение тогда будет к спасению. Взаимосвязь внешнего и внутреннего налицо.

Так вот, каждый христианин, если он таковым себя считает должен:  а) начинать борьбу  с себя и б) бороться за «доброе» сообщество, против «худого» сообщества. Равнодушия в этом  втором вопросе быть не должно, хоть оно должно стоять на втором месте.

Простые рассуждения о том, что первично, что вторично в Православном социализме:  Православие или социализм?

Если человек православный и ему, следовательно,  даны две главные заповеди: Любви к Богу и любви к человеку, – то ясно, что капитализм (с его античеловеческой сущностью) не подходит для такого человека. Очевидным следствием его веры в Христа будет совместное с братом (любым человеком его окружающим) имение, милостыня, активное раздавание нажитого, дух сотрудничества и взаимопомощи. Социалистическая форма хозяйствования наиболее подходит для православного человека, и она прямо следует из Евангелия. Т.е. если человек православный, то он точно должен быть социалистом.

Если же человек – социалист, он является сторонником социалистического устройства общества.  Т.е. общества без эксплуатации, с коллективной собственностью на средства производства, с распределением богатств по труду, и вообще общества направленного на улучшение жизни людей (в материальном и нематериальном смысле).  Но не факт, что он есть или станет христианином. Возможны и другие варианты мотивации его к социалистическому воззрению.

Варианты соотношений веры и дел:

1. Если человек православный, то он точно или социалист (как минимум) или коммунист (как максимум). Т.е. для сторонника Православного социализма (ПС) его вера первична и она жестко определяет его социальное воззрение. Если православный – не социалист (или коммунист), то он неверно делает выводы из православного учения, ему еще надо разобраться насколько его дела в обществе соответствуют его вере.

2. Если православный – капиталист, то это такое же отклонение как православный убийца, развратник, вор, клеветник, взяточник. Т.е. такое соотношение по факту возможно, но, по сути, невозможно, т.к. православный  человек должен сразу же исправиться  и прекратить убивать, воровать, развратничать. И борьба за православный социализм (против капитализма) отличается лишь тем, что капитализм, как прямое служение маммоне, прямо противоположно служению Богу. И  это надо понимать!

3. Если же человек – социалист, то он может быть любого идеологического воззрения. Т.е. надо еще разобраться: что подвигло, заставило, мотивировало его к такому воззрению?

4. Если сторонний, не определившийся в вере человек попадает в социалистическое общество, то он, наверняка, будет ощущать к себе человеческое, доброе, уважительное, справедливое  отношение со стороны окружения, ведь это прямо следует из принципов и определения социализма («человек человеку — друг, товарищ и брат»). И если это общество ПС, то он с большой вероятностью поймет первопричину таких добрых взаимоотношений между людьми и таким образом придет ко Христу.

5. Если придет социалист в общество ПС и его социалистические воззрения будут иметь иной фундамент (атеистический, протестантский, мусульманский и пр.), то рано или поздно возникнет конфликт  на этой почве и сотрудничество будет затруднено или нарушено.

Во что верит современный человек? Возможен ли социализм при такой вере?

Современный человек верит:

  • В научно- технический прогресс.
  • В силу денег.
  • В западную экономику. В необходимость постоянного роста во всем (в ВВП, в эффективности, в производительности и пр.). В «святость» частной собственности.
  • В «цифру».
  • В технологии, в прагматичные, утилитарные методики. Например, в ИТ и в  «искусственный интеллект».

Ничего о Боге, и даже ничего о человеке….

Вышеперечисленное — это факт, от него нельзя «отмахнуться». Поэтому с такими людьми «кирпичиками» стену не построишь,  никакого социализма с его  общением имущества и братским  устройством (хотя бы с распределением «по труду», без эксплуатации, рабства, без паразитизма)  не будет.

Так что правильный путь это вначале «выжигание новых кирпичиков» и только потом строительство «социалистической стены».  По-другому не получиться.

Другой вопрос, возьмем малое сообщество христиан и попытаемся построить из этих «кирпичиков». Получиться? По факту не получается. Тут или кирпичик не достаточно «обожжен» или этот кирпичик «намертво» встроен с капиталистическую стену и оттуда его ничем не достать.

Так что: «Будут братья и будут тогда братства» — и еще:  «Почему сейчас нет старцев? Потому что нет послушников». Будем поэтому взращивать в себе братьев и послушников, появятся тогда старцы и братства. А тогда и социализм построить легко.

Почему люди ставят высокие заборы вокруг своих домов? Возможен ли социализм при отсутствии коллективизма и при таком расслоении общества?

Первое, что мы взяли от Запада - индивидуализм. Тут нас обманули.  Мы то думали, что речь идет о личности, о её уникальности, и это только приветствовали. А нам подсунули права человека, и вседозволенность, хоть и в рамках закона , но в рамках писаного закона. А за правами человека пришли безверие, феминизм, эвтаназия, гендеры, геи, и т.д. и т.п.

У нас же личность всегда оберегалась и не отрицалась, но личность была соборной, т.е. в органической взаимосвязи с другими людьми  (горизонтально)  и  (вертикально)  в связи с Богом (в каждом человеке предполагался какой-то смысл существования).  Эта соборность и является фундаментом нашего коллективизма.

А нас обманули,  сказали, неправильно вы жили, живите как мы на Западе и мы в это поверили,  а зря.

А сейчас коллективизма нет и нет предпосылок к его возвращению  и высокие заборы этому просто доказательство. Дело не в самих заборах, дело в индивидуализме.

А с индивидуалистами никакого социализма не построишь. Вот когда заборы будут поменьше и опять будут ключи класть под коврик — вот тогда мы легко построим социализм. А как сделать русского коллективистом? По мне, через Евангелие, вот кто со Христом — тот  точно всех вокруг видит братьями.

И немного о расслоении общества. Есть поговорки:  «У кого-то щи пустые, а у кого-то жемчуг мелкий» и «Сытый голодного не разумеет». Вот точно  о нашем времени.  С кем социализм будем строить?  С сытыми? Не получиться. Даже говорить не о чем. С голодными? Да, только у них вообще нет ни сил, ни средств, а  у многих и желания нет (хотят стать сытыми и о другом не думают). Такие голодные люди находятся в меньшинстве и даже минимально сорганизоваться не могут. Надо дать им такую силу? Да, только откуда её взять? От Христа и взять. Ведь «Если Бог за нас, кто против нас?»

Опять же возвращаемся к тому, что  нам надо прежде стать «братьями», а потом уж строить «братства».

Какие песни мы слушаем, какие фильмы смотрим, на каком языке написаны наши вывески? Возможен ли социализм в обществе, принявшем чуждую  западную культуру?

Этот вопрос перекликается с современной верой человечества в «цифру», экономику, прогресс. Наше общество восприняло западную капиталистическую культуру как эталон, поэтому и язык везде английский и песни и кино  с запада. И тут тоже возникает вывод, что с такими  людьми не построить социализма.

Вначале надо нам перейти на русский язык, вспомнить нашу культуру (более подходящую для социализма), написать наши песни и снять наши фильмы. И кстати, полностью переиначить ТВ , на 100% (о современном состоянии ТВ говорить не буду) и убрать разврат в прямом и переносном смысле  из Интернета.

Вот после таких шагов , можно вернуться к «обожжению кирпичиков» для ПС.

ПС и русская цивилизация. С чего начать?

Также в окончании статьи хотел сослаться на профессора Казина А.Л.  из СПб. Он утверждает, что любая цивилизация имеет 4 вложенные друг в друга сферы и каждая внешняя сфера предопределяется внутренней. Какие это сферы:

1. Язык и вера. Центр цивилизации.

2. Культура.
А. Этика. Деление на добро и зло.
Б. Эстетика. Деление на красивое и нет.
В. Способ мышления (образами, словами, моделями, и пр.).

3. Общество (история, устройство государства, институты и пр.)

4. Технологии (как чисто технические, так и управленческие).

Применительно к ПС:

Социализм находиться в 3-й сфере, общественной. Поэтому он определяется сферами 1 и 2, т.е. языком, верой и культурой. Поэтому надо на эти сферы делать первичный упор, т.е. начинать с языка (укреплять и развивать его), веры и русской культуры (сделать её привлекательной и интересной), а уж потом строить социализм в России.

Россия не может принять западную схему устройства общества, она из другой цивилизации.  Можно поучиться некоторым элементам, но в целом, надо строить свою  схему, и это ПС.

 

(с) Алексей БАРИНОВ, 11.04.2020

Поделиться

1 комментарий

  • Ответить

    Цитата: "С кем социализм будем строить?  С сытыми? Не получиться. Даже говорить не о чем. С голодными? Да, только у них вообще нет ни сил, ни средств, а  у многих и желания нет (хотят стать сытыми и о другом не думают). Такие голодные люди находятся в меньшинстве и даже минимально сорганизоваться не могут. Надо дать им такую силу? Да, только откуда её взять? От Христа и взять. Ведь «Если Бог за нас, кто против нас?»".
        Добрые, но наивные пожелания. На протяжении двух тысяч лет истинно верующие люди призывали всех начать с себя и "выдавливать из себя капля за каплей раба". Что мы имеем теперь? Кризис веры в Бога, а большинство из тех, кто продолжают верить, просто соблюдают ритуалы, следуя традиции, а в жизни ведут себя совершенно иначе.
     
       Правильный подход - это создание условий для творчества широчайших масс трудящихся и справедливого распределения доходов, то есть создание экономического уклада, основанного на общенародной собственности на средства производства. Такой экономический уклад изменит духовную жизнь общества и создаст условия для изменения политической системы, так как появится источник власти. Если нет источника власти, а его не будет без создания соответствующего экономического уклада, то реставрация капитализма неизбежна. Народовластие - это политическая система, где источником власти являются широчайшие массы трудящихся, который обеспечивает её действенный контроль и сменяемость.     
     

Ответить Сергей Бахматов Отменить

Ваш e-mail не будет опубликован. Поля обязательные для заполнения *